чтобы помнили/ личность и время

текст: Сергей ВИШНЕВСКИЙ, Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива Г. И. Колтышевой и пресс-службы ООПФР

Опустела без тебя земля…


Есть люди, которые излучают особый внутренний свет. С ними легко и надежно. Потому что знаешь: этот человек не подведет. Если случится беда – поможет словом и делом. Да просто встретит тебя своей открытой, немного застенчивой улыбкой – и на душе станет легко. Таким был наш земляк Алексей Колтышев. Человек, оставивший добрый след на земле и в памяти всех, кто его знал.

Сердце, открытое людям

– С Алексеем Колтышевым я впервые познакомился в редакции областной газеты «Омская правда», где работал ответственным секретарем, – рассказывает Сергей Вишневский, бывший сотрудник пресс-службы Омского отделения Пенсионного фонда России. – Это было в тревожные 90-е, когда старая власть, сдавая позиции,  уходила в небытие, а новая невнятно определяла ориентиры развития страны. Прошли изменения и в «Омской правде». Был избран новый редактор, изменился статус газеты. На этой перестроечной волне в июле 1996 года и пришел в редакцию новый корреспондент – Алексей Колтышев.

В его трудовой биографии уже был опыт работы в журналистике: в редакциях газет «Омский бизнес», «Любинский проспект», журнале «Земля Сибирская, Дальневосточная». «Омская правда», несмотря на приклеившейся к ней ярлык «партийной», даже в это время оставалась самой престижной газетой. Умение прислушаться к советам коллег помогло Алексию влиться в редакционный коллектив, который по мировоззрению, отношению к людям был ему близок. В то время мы все были молодыми, полными сил, и в тоже время – людьми «из прошлого», воспитанными в Советском Союзе.  Своему главному жизненному принципу, несмотря на перестройку –  заинтересованному отношению к судьбе страны, вниманию к людям, не изменили.

Алексей, как и все мы, был «родом из СССР». Родился 11 августа 1953 года в городе Лениногорске Восточно-Казахстанской области.  Учился в Томском политехническом институте. На старших курсах вместе проходил преддипломную практику в Омске, на электромеханическом заводе имени Карла Маркса. А в 1975 году по направлению пришел на завод уже в качестве инженера-программиста. В заводском общежитии обрел много новых друзей. Эта дружба продолжалась сорок лет. Встречались, общались, вместе отмечали праздники. В Омске он встретил будущую жену, Галину.

Пройдя заводскую закалку, десять лет посвятил комсомольской и партийной работе. Был инструктором, заведующим сектором обкома ВЛКСМ, инструктором райкома КПСС, секретарем парткома совхоза-техникума «Омский». А затем – журналистская работа, которая неожиданного для него самого через год после прихода в «Омскую правду» стала мостиком для перехода в федеральную структуру.

В тот период, когда повсеместно задерживали выплаты зарплаты и пенсий, закрывались предприятия, удар пришелся и по самой уязвимой части населения – пенсионерам. В октябре 1996 года  на должность руководителя Омского отделения Пенсионного фонда России был назначен С. Н. Тодоров, а через год в его команду пришел Алексей.

– Отделению требовался профессионал, который кроме своих служебных обязанностей в общем отделе мог общаться с прессой, - вспоминает Сергей Николаевич. – Донести до населения усилия регионального правительства, областной пенсионной службы по стабилизации пенсионного обслуживания. Алексея Мироновича я хорошо знал еще по комсомольской работе, а с учетом его опыта в журналистике он был для нас востребованным специалистом.  

Так на протяжении ряда лет Алексей стал правой рукой управляющего в информировании граждан и в сотрудничестве с областной и районной прессой. Был организатором  информационной работы в региональном отделении ПФР.

В нашем коллективе Алексей вскоре стал своим человеком. Мог ответить на многие вопросы, а когда требовалось – заменить начальника общего отдела, стать референтом и помощником управляющего. Решал множество других требующих безотлагательного решения задач. Его все любили. Несмотря на внешнее спокойствие и интеллигентность, в компании коллег он мог искрометно шутить, рассказывать анекдоты. И все знали: на корпоративной вечеринке лучшего партера для вальса, чем Алексей, не найти – в юности увлекался бальными танцами, сохранив талант танцора на всю жизнь. 

Это был человек большой души и скромности. Все события, проблемы, взаимоотношения с людьми пропускал через свое сердце. Всегда стремился помочь людям. По натуре был миротворцем: не выносил злобы и агрессии, старался  уладить любой конфликт. Во всем старался видеть позитив.     

У него было много друзей еще со студенческой юности. Со многими  созванивался, встречался в неформальной обстановке. Хотя перестройка и время раскидали бывших однокурсников по разным городам, дружеские связи Алексей Миронович старался поддерживать. В День рождения комсомола, один из его любимых праздников, обязательно встречался с соратниками по комсомольской работе. Все знали – у него прекрасная семья. Алексей Миронович с большой теплотой и любовью говорил о жене. О сыновьях – Иване и Михаиле. Строил планы на будущее…

Приглашение на вальс

– С Алексеем мы познакомились на танцах, – вспоминает Галина Ивановна Колтышева. – Все традиционно: интеллигентный юноша в очках пригласил на вальс… Партнером в танце был великолепным. Выяснилось, что новый знакомый – молодой специалист, уже год отработал на заводе. Сразу покорил своей душевностью, отзывчивостью. С ним было легко и комфортно. Он много читал, был интересным собеседником. По образованию я тоже инженер, выпускница Омского «политеха». Мы быстро нашли общий язык. Не прошло и года, как Алексей предложил: «А выходи-ка ты за меня замуж!»

Каждый год, тридцатого сентября, в годовщину нашей свадьбы, у нас собирались все его многочисленные друзья и товарищи. Заранее звонили: «Вы отмечать будете? Мы обязательно приедем!»  Много лет подряд отмечали праздники на нашей даче. Каждый раз – веселье, дружеские беседы, песни у костра…

Мы прожили вместе тридцать семь лет. Это были лучшие годы моей жизни. Даже в самые сложные времена Алексей вел себя достойно, в любой ситуации оставаясь человеком. Никому не причинил зла. Люди к нему тянулись. Он всегда был душой компании. Продекламировать стихи, спеть, принять участие в шуточном конкурсе – для него не проблема. Мужа обожали не только наши сыновья, а все дети родных и друзей. Детвора вешалась ему на шею, он был для всех добрейшим «дядей Лешей». В семье играл роль «громоотвода». Сыновей никогда не ругал, воспитывая словом и примером. Сын Иван – его копия. Когда первенца забирали из роддома, моя мама, впервые увидав внука, воскликнула: «Очки на него надень – ну вылитый Леша!..» Младший, Михаил, с детства увлекался спортом. Муж всячески поддерживал его, приходил на все соревнования.

Всегда увлеченно рассказывал о своей работе. Я была в курсе его дел, с интересом читала все его статьи. Семья для него была на первом плане. Любил готовить. Руки у него золотые. Обожал строить, работать на даче. Как-то раз я получила тяжелую травму ноги, и муж каждый день приезжал в больницу. Полностью взял на себя все заботы по дому, готовил для ребятишек. Ухаживал за моей мамой, когда она тяжело заболела. Переживал за всех. Любил людей, свою работу. Не помню случая, чтобы Леша отказал кому-то в помощи, поддержке или дружеском совете. Любил животных. Из-за этого никогда не ездил на охоту. Мог поворчать, когда я приносила домой очередного пушистого питомца. А потом лично купал нашего кота, который обожал спать рядом с хозяином. Людей такой безграничной доброты редко встретишь…

Рассказывая о муже, Галина Ивановна не может скрыть слез. Слишком остра боль утраты. Сыновья тоже до сих не могут поверить, что отца больше нет. Оба – взрослые, самостоятельные, успешные. Иван живет и работает в Новом Уренгое, создал семью. Михаил уехал в Москву.

Для близких, друзей, коллег уход из жизни Алексея Мироновича – несправедливость, с которой невозможно смириться. Он никогда не жаловался на здоровье. Мечтал дождаться внуков. Путешествовать вместе с любимой женой. Не сбылось… Внучка, Настенька, родилась уже после смерти Алексея Мироновича.

Осталась светлая память о скромном человеке большой души. Человеке, чье сердце было таким отзывчивым на чужую боль. И однажды не выдержало своей собственной…

Говорят, незаменимых людей нет, но есть неповторимые. Русский интеллигент Алексей Колтышев – из их числа.

Два года назад в разгар рабочего дня остановилось его сердце. В эту минуту на секунду замерли сердца и у его коллег, в надежде, что все можно исправить. Вызвали «скорую». Прямо в рабочем кабинете врачи боролись за его жизнь. Но спасти так и не смогли…

Он ушел в одночасье. Так и не дал привыкнуть к тому, что его больше нет. Кажется, что дверь откроется, и Алексей Миронович зайдет с улыбкой на лице, крепко пожмет товарищам руку. Ему было всего шестьдесят два года...

 Содержание