наши люди/ в кадре и за кадром

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива

Репортерское счастье   


Журналу «Сибирь и Я» исполнилось двенадцать лет. Дата некруглая, но для редакции знаковая. Все эти годы основу команды составляют люди, вместе создававшие первый номер. Те, благодаря которым журнал состоялся. Им мы решили посвятить новый проект «Наши люди». Знакомьтесь: Александр Максимов, штатный фотокорреспондент  редакции. Профессионал, определяющий лицо издания. Член Союза журналистов России. Серебряный призер телевизионного онлайн-проекта «Человек года-2016» в номинации «Талант года».

Крупным планом         

По мнению сотрудников редакции, Александр Максимов – всеобщий любимец и «генератор» хорошего настроения. Всегда позитивный, доброжелательный, с развитым чувством юмора. Сколько раз разыгрывал коллег – не сосчитать. Много раз слышал в свой адрес: «Тебе бы, Саша, с такими талантами артистом стать!» Врожденный артистизм помогает и в репортерской работе.

На вопрос, как он пришел в фотожурналистику, Александр отвечает:

– Творческие гены – от мамы. А все остальное – наверное, судьба…

Благодаря этой самой судьбе он застал эпоху классической, аналоговой фотографии. Фотоаппарат в семье Максимовых был всегда. Семейные праздники, поездки, события школьной жизни – все запечатлевали на память. Саша впервые увидел мир в видоискателе фотокамеры лет в пять-шесть. Рос «журналистским» ребенком, часто присутствовал вместе с мамой, в те годы журналистом и редактором, на всевозможных мероприятиях. Видел, как работают асы омской фотографии – Борис Метцгер, Евгений Озолин, Сергей Крузман, Евгений Кармаев, Валерий Гашеев...  

– Когда Саше было лет десять, он побывал на экскурсии в Доме печати, – вспоминает Людмила Михайловна Максимова, главный редактор журнала «Сибирь и Я». – Фотокорреспондент Борис Викторович Метцгер привел ребят в свою лабораторию, показал, как рождается фотография. Тогда у сына впервые зародился интерес к этой профессии. Как оказалось, надолго… 

Впереди были поиски себя, своего пути в жизни. После школы хотел учиться в школе милиции. В итоге поступил на зооинженерный факультет Института ветеринарной медицины и биотехнологий ОмГАУ. Почему такой выбор? Опять-таки гены. Уважение к памяти отца, Владимира Александровича. Он был агрономом, любил свою профессию. У Александра отношение к аграрной теме – особое. За годы работы в журнале объездил десятки отдаленных «точек на карте». Много раз делал фоторепортажи о жизни и людях Оконешниковского района, откуда отцовские корни. Труженики села, посевные и уборочные кампании, будни и праздники сельских жителей – одна из любимых тем фотокорреспондента Александра Максимова.     

– Мы с Сашей пришли в редакцию журнала «Сибирь и Я» двенадцать лет назад, – вспоминает арт-директор и дизайнер Наталия Бисева. – Профессионально он очень вырос за эти годы. Поначалу  складывалось впечатление, что он еще не определился. Ему тогда было всего восемнадцать лет. С годами пришли опыт, профессионализм, понимание сути профессии. В его творческом багаже – отличные репортажи. Портреты, некоторые из которых были опубликованы на обложке журнала. Многие деловые бизнес-леди нашего города отлично получились именно на его фотографиях. А ведь женский портрет – это особое искусство.

И еще. Саше всегда особенно удаются семейные фотосессии. Семья для него – главная ценность. Всегда с большой любовью рассказывает о своей жене Ирине, о дочках – Полине и Маше. Во многом благодаря его снимкам проекты журнала, такие как «Бабушкины внуки», получаются добрыми и жизнеутверждающими.

 С ним легко работать в команде. Он прислушивается к чужому мнению, не страдает «звездной болезнью». Часто герои его фотосессий – деловые люди, каждая минута у них на счету. Фотокорреспондент и дизайнер обычно работают в творческом  тандеме. Стараемся заранее продумать сценарий съемки, выбрать ракурс, удачные места для натурной съемки. Вся наша подготовительная работа остается за кадром...

Важное качество Саши – отзывчивость и готовность прийти на помощь. Не раз, став свидетелем чрезвычайных происшествий, помогал людям. Другой фотограф на его месте взялся бы за камеру – такой шанс сделать уникальный снимок! Он в таких случаях говорит: «У людей горе – а я буду снимать? Уважать себя перестану…» Его человеческая позиция вызывает большое уважение.  

Вопросы о главном

В прошлом году Александру Максимову исполнилось тридцать лет. Накоплен большой личный фотоархив, в котором – сотни самых разных людей и событий. С этого мы и начинаем разговор.

– Саша, какие из съемок тебе запомнились больше других?

– Репортаж из родильного дома областной клинической больницы. На моих глазах на свет появился ребенок. Это было похоже на чудо. А вообще, съемки на медицинскую тему у меня бывают очень часто. Делал репортажи об аортокоронарном шунтировании, об уникальных операциях в девятой медсанчасти. Но рождение малыша все равно  потрясло.  

Запомнилось, как мы готовили репортаж из танкового института под рубрикой «Испытано на себе». Шутили: «У журналиста – день танкиста!». Для меня это было  погружением в другой мир. Переоделся в военную форму. Побывал на занятиях, в казарме, на стрельбищах. Даже проехал на танке Т-80 по танкодрому. Больше всего волновался, когда предложили пройти испытание на тренажере, имитирующем танк. Мне выдали шлемофон. Выполнил все задания и получил четыре балла – высокую оценку для новичка.

– Что для тебя работа фотокорреспондента?

– Образ жизни. Профессия фотокора – одна из самых интересных.  Узнаю много нового о людях. Из самых необычных репортажей запомнилась поездка в Подмосковье, на предприятие «Щелково Агрохим». Проехали тогда многие тысячи километров – за рулем отечественного автомобиля. Генеральный директор Салис Добаевич Каракотов поначалу не мог поверить, что мы за короткий срок преодолели огромное расстояние на машине, чтобы взять у него интервью. Но мы же сибиряки, трудностей не боимся... 

– Ты часто общаешься с известными людьми. Кто из них оставил самое яркое впечатление?

– Таких людей немало. Один из них – Владимир Малунцев, старший сын легендарного директора Омского нефтеперерабатывающего завода. Это было несколько лет назад, он тогда прилетел из Москвы на юбилей памяти отца. Владимир Александрович показал окна квартиры на улице Малунцева, где жила их семья. Рассказал о детстве, о родителях. Поразило его сходство с отцом. Было ощущение, словно мы общались с самим первым директором нефтезавода...

Если говорить об известных женщинах, которых фотографировал, каждая интересна по-своему. Например, «главная огородница страны» Октябрина Ганичкина запомнилась своим умением общаться с людьми. Во время приезда в Омск дала эксклюзивное интервью нашему журналу.

– Тебе нравится делать портреты?

– Изначально никогда не ставлю перед собой задачу – снять героя для обложки. Главное – чтобы была хорошая фотосессия. Портреты сложнее создавать, чем репортажи. Человека нужно разговорить, расположить к себе, чтобы он был раскрепощенным. Моя задача - показать характер героя. Например, с Афанасием Григорьевичем Малыхиным, Заслуженным врачом России, мы общались в его квартире. Вышли на улицу, чтобы продолжить съемку. Собеседник открыто, «солнечно» улыбнулся – и этот кадр попал на обложку.

– Ты делал снимки для уникальной энциклопедии «Созидатели Омского Прииртышья». Эта работа отличалась от привычной репортерской?  

– Да. В энциклопедии представлена история строительства города, области. Часть снимков для книги делал я, фотографировал жилые и общественные здания. Важно было передать их масштаб, неповторимые особенности. Больше всего понравилась съемка здания жилого дома в двадцать два этажа.

– Ты ведь уже снимал Омск с высоты птичьего полета?

– И не только Омск. На Иртышской птицефабрике поднимался на элеватор, чтобы отснять комплекс цехов. С верхней точки фотографировал Оконешниково. Забирался на вышку сотовой связи в селе Азово, чтобы запечатлеть райцентр с самой высокой точки. Из-за порывистого ветра работать на высоте было очень некомфортно. Зато снимки получились.  

Когда готовили для журнала проект «Омские улицы», несколько раз с нашим арт-директором выезжали на задание, чтобы сфотографировать микрорайоны с крыш многоэтажек. Отсняли улицы Рождественского, Берко Цемента… Проводить съемки на высоте всегда непросто. Надо заранее брать разрешение, чтобы подняться на крышу. Доказывать, что это нужно для дела и я – фотокор, а не любитель экстрима.   

– Согласен с утверждением, что самый сложный объект для съемки – дети и животные?

– Для меня дети – самое интересное в фотографии. Они органичны, не боятся камеры, искренне радуются жизни. Хочется передать все их эмоции. Часто делаю снимки своих дочерей. Не понимаю тех, кто «фотошопит» детские лица. Они прекрасны своей естественностью.

А животных интересно было бы снять в естественной среде обитания, где-нибудь в тайге. Попробовать себя в роли фотографа-анималиста. 

– Тебя не огорчает, что профессия фоторепортера в последние годы утратила былой престиж? Стало модным делать селфи, выкладывают свои снимки в Интернете, причем любого качества…

– К сожалению, эта профессия действительно в чем-то обесценилась. Люди покупают дорогие цифровые фотоаппараты и считают, что автоматически становятся профессионалами. Не понимая, какой это труд – сделать фотосессию или репортаж на достойном уровне. Для меня как репортера главное – оказаться в нужное время в нужном месте. Поймать «двадцать пятую долю секунды», передав в кадре свою любовь к жизни, к людям. Без «чернухи» и смакования негатива.

– Тридцать лет – возраст расцвета. Ты можешь сказать, что уже полностью состоялся как профессиональный фоторепортер?

– Думаю, об этом рано говорить. В нашей профессии нет потолка. Стремление к совершенству бесконечно. А я – Стрелец, всегда в пути. Главное – не останавливаться…

Борис Викторович МЕТЦГЕР, фотокорреспондент:

– Настоящий фотограф учится всю жизнь. Александр Максимов – репортер энергичный, работоспособный, легкий на подъем. У него есть главное – интерес к людям, к искусству фотографии, умение общаться с людьми, перенимать опыт старших коллег. Отличный парень во всех отношениях. Желаю ему репортерской удачи. Саша, береги себя!

Евгений Петрович КАРМАЕВ, фотокорреспондент:

– Саша Максимов вырос на моих глазах, его родители – мои давние друзья. Помню, как он совсем мальчишкой участвовал в подготовке первого выпуска журнала. Вызывает уважение то, как ответственно он работает. Всегда стремится поддержать Людмилу Михайловну Максимову в трудном деле издания журнала. Удачи ему – и новых интересных репортажей!    

 Содержание