коммунальное хозяйство/ люди дела

текст: Владимир БУЛЫЧЕВ, фото: Александр МАРАШАН

Александр Шпаков: «Главное для нас – взаимопонимание с собственниками жилья»


Мы то и дело ругаем управляющие компании. Однако так мало знаем о специфике их работы, о трудностях, с которыми они сталкиваются, наконец, о людях, обслуживающих наши дома. Надеемся, беседа с генеральным директором ведущей омской управляющей компании «Жилищник-6», Почетным работником ЖКХ Российской             Федерации Александром Шпаковым восполнит некоторые из этих пробелов.

Про пожар и чашку чая

– Александр Михайлович, недавно исполнилось сорок пять лет, как вы работаете в сфере ЖКХ. Самый-самый ветеран отрасли?

– Ну почему же. В Омске немало специалистов с большим стажем. Да взять хотя бы нашу компанию. Сварщик Анатолий Николаевич Крайнов работает уже сорок четыре года. Он, кстати, как и я, награжден знаком «Почетный работник ЖКХ России». У Петра Николаевича Вдовыдченко, слесаря-монтажника сантехнических работ, стаж – тридцать семь лет, у инженера участка Татьяны Владимировны Рябушевой – сорок.

– Призвание?

– За других не скажу. А что касается меня... Знаете, порой наша судьба складывается из случайных, на первый взгляд, событий. Вот работал я с пятнадцати лет на заводе имени Попова, сначала учеником, потом фрезеровщиком. Глядишь, там бы и остался. Но, женившись, понял, что квартира на заводе еще долго не светит. По этой причине устроился слесарем в домоуправление, где жилье пообещали сразу.

– Начали с низов. А стать генералом-то, как тот солдат, мечтали?

– Вовсе нет. О каком-то карьерном росте тогда не помышлял. Больше того, была у нас женщина, начальник участка, она уходила, искала себе замену и меня активно на свое место «сватала». А я – ни в какую. Объяснял ей: у меня оклад шестьдесят семь рублей, у тебя – семьдесят, какая мне выгода? Я целый день кручусь, кому-то мебель затащу, кому –  стиральную машину подключу, вот и выходит хорошая прибавка к зарплате. Мол, найди кого другого. А она: «Ты подходишь. У тебя нервы крепкие. Ты ведь, если пожар случится, его потушишь, но сперва свой чай допьешь...»

– Я жил на улице Съездовской в доме, который вы обслуживали. Действительно, на собраниях, бывало, на вас чуть не кидается какой-нибудь излишне эмоциональный жилец, а вы – само спокойствие. Кричать – на домочадцев, на подчиненных – не умеете?

– Разве тут много ума надо? Умею. Но, с кем бы ни общался, стараюсь обходиться без повышенного тона.

 Предпринимательская жилка

– И все же повышение по службе со временем получали...

– Стал главным инженером домоуправления. А потом меня пригласили во вновь созданный районный трест жилищного хозяйства. За плечами у меня тогда уже были и техникум, и диплом инженера-механика СибАДИ. Вскоре возглавил управление коммунального хозяйства Куйбышевского района. Многое тогда удалось поменять в самих подходах к работе этой структуры. Управление стало приносить деньги в муниципальный бюджет. Мы заставили сполна платить предпринимателей за уборку мусора, а владельцев гаражей – за аренду земли. Нигде в городе такого не было, и главы других районов посылали к нам своих специалистов перенимать опыт.

– Умение зарабатывать – это ведь такая предпринимательская жилка, без которой невозможно руководить никаким предприятием, в том числе и управляющей компанией.

– Это так. Вопрос в том, на что тратить заработанное – на собственные нужды, на благосостояние начальства или же на развитие предприятия. Кстати говоря, мало кто знает, что в размер платы за содержание жилья, который рассчитывает муниципалитет, вовсе не заложена рентабельность. Те двадцать процентов от этой суммы идут на зарплаты сотрудников, на аренду помещений, на коммуналку. А как развиваться? Выход один: искать источники дохода. Если я приобретаю технику, то она должна окупаться и приносить деньги. Мы на ней вывозим мусор собственникам нежилых помещений, зимой убираем снег. Поверьте, управляющие компании вовсе не жируют, как представляют себе некоторые, это трудный хлеб...

– Если работать честно.

– Вот именно! Конечно, есть те, кто приходит на этот рынок с одним желанием: хапнуть денег. Не платят налогов, не оказывают в полном объеме услуги, потом банкротят предприятие и открывают новое. Причем по-хитрому: меняют букву или кавычки в названии компании, а люди порой и не догадываются, что у них новая обслуживающая организация и что с прежней уже ничего не спросишь. Кстати, именно такие вот недобросовестные компании, как правило, и уводят у нас дома, посулив людям низкие тарифы, которые заведомо не обеспечат адекватного обслуживания. Не раз бывало такое: собственники клюнут на дешевизну, а потом, помыкавшись, возвращаются к нам.

– Многие возлагали надежды на лицензирование управляющих компаний. Оно, по идее, должно было навести порядок на рынке ЖКХ.

– Этого не произошло. Можно, успешно сдав экзамен, получить лицензию, но при этом не иметь ни опыта работы, ни производственной базы.

– В вашем случае эта самая база досталась от муниципального предприятия?

- Ну как досталась... Когда я вернулся из окружной администрации в домоуправление (оно уже называлось ПЖРУ) и его возглавил, действительно, имущество было муниципальным. После вступления в силу Жилищного кодекса в 2005 году потихоньку пошла приватизация. За всю технику я, получается, заплатил дважды: сначала на вырученные средства приобретал для муниципального предприятия, а потом выкупал. У нашего ООО менялся состав учредителей, а на сегодня я – его единственный участник.

– И что сейчас представляет собой управляющая компания «Жилищник-6»? Давайте попробуем набросать ее портрет. Хотя бы несколько штрихов к нему.

– Портрет?.. Скажем, так: это сто квалифицированных сотрудников, все они работают официально, с полным соцпакетом. У нас нет текучести кадров. На предприятие устраиваются дети сотрудников – согласитесь, это хороший знак. Недавно, к примеру, пришла дочь инженера Рябушевой, которую я уже упоминал, – Наталья. Она у нас теперь менеджер, работает с должниками... Да, еще вот вам штрих. На лето трудоустраиваем подростков, преимущественно детей наших же работников. Девочки сидят за компьютерами, мальчики убирают территорию. Кто знает, может, это начало наших будущих династий?

– Убедительно.

Протоколы и проколы

– Александр Михайлович, я переехал в Ленинский округ и – вот ведь как бывает – снова живу в доме, который обслуживает «Жилищник-6». Мы отказались от ТСЖ и выбрали вашу управляющую компанию. Однако, уж извините, недовольство среди части жителей наблюдается...

– Нам досталось тяжелое наследство. Ваше ТСЖ восемь лет практически не занималось домом, доведя его до ручки. Требуется время, чтобы все привести в порядок. И, знаете ли, здесь мы столкнулись с вопиющей пассивностью жильцов. У вас до сих пор нет совета дома. Собственники провалили два голосования. Одно из них касалось муниципальной программы асфальтирования дворов. А второе – поручения управляющей компании заключать договоры аренды общего имущества дома с собственниками нежилых помещений. Это, в частности, реклама на фасаде, которой у вас полно. Каждый год из-за этой безалаберности вы теряете сотни тысяч рублей – средства могли пойти и на текущий ремонт, и на благоустройство территории.

– Как такое произошло?

– Очень просто. Люди не удосужились опустить розданные всем листки голосования в ящик, который висит прямо на доме. По обоим вопросам не набралось кворума. Ну и кто в этом виноват?.. Я вам приведу другой пример. Мы обслуживаем точно такой же, как ваш, дом номер десять по проспекту Карла Маркса. Но он как игрушечка! Двор асфальтирован, дорожки выложены плиткой, территория огорожена и круглосуточно охраняется, ведется видеонаблюдение. Все это сделано за счет средств, собираемых с собственников нежилых помещений за аренду общего имущества. Жители даже исключили из структуры платы текущий ремонт, поскольку вырученных денег хватает и на это.

– Заслуга председателя совета дома?

– В первую очередь. Там всем руководит Елена Зайцева, человек неравнодушный и деятельный. Но, что немаловажно, ее все поддерживают. Протоколы собрания оформляются вовремя, грамотно, голосование идет без сучка без задоринки. Когда приняли решение о сносе шестнадцати гаражей, мешавших огородить двор, все ему подчинились, хотя для кого-то это и было болезненным. Двумя гаражами, кстати, владели чиновники, люди влиятельные. Но перед решением большинства, как известно, все должны быть равны. Работать с этим домом и нам приятно, поскольку мы видим конкретный результат наших усилий. Вообще одно из главных условий для нас – взаимопонимание с собственниками жилья.

– Но вы его, как я убедился, находите не всегда...

– Увы. Во-первых, не все аккуратно рассчитываются за наши услуги: собираемость платежей в последние месяцы составляет в среднем 86 процентов. Во-вторых, нередко собственники норовят удешевить содержание жилья и вычеркивают из структуры платы работы, без которых нельзя обходиться. Например, дератизацию. Чем это чревато? Живностью в подвале и штрафами для управляющей компании от госжилинспекции. Нам же не приходит в голову в магазине настаивать, чтобы товар продали дешевле. Плата за содержание жилья экономически обоснована, перечень работ регламентирует законодатель. Хотелось бы, чтобы это все понимали. К тому же управляющая компания – в отличие от магазина, парикмахерской, такси, одним словом, любого иного поставщика услуг – отчитывается согласно закону за каждый собранный ею рубль. Здесь все абсолютно прозрачно. И на самом деле перед любой добросовестной управляющей компанией и собственниками жилья стоит одна главная общая задача: обеспечение комфортного и безопасного проживания в многоквартирном доме.

– Что ж, давайте находить общий язык в любых ситуациях.

– Мы только «за»!

ООО «Управляющая компания «Жилищник-6»

г. Омск, ул. Рабкоровская, 1, тел.: (3812) 31-00-45, 31-14-03

www.uk6-omsk.ru 

Содержание