омская история/ лабиринты памяти

текст: Андрей КОЛОМИЕЦ, фото из архива

Путешествие в город, которого нет


Предлагаем вниманию читателей заключительную часть статьи, посвященной исчезнувшим омским реликвиям. У каждого из этих зданий своя судьба, порой загадочная и трагическая, как у печально известного кинотеатра «Гигант». С каждым связаны страницы истории нашего города, жизнь омичей старших поколений. А историю, как известно, забывать нельзя…

Особняк купца Машинского

В Омске под снос шли не только храмы, но и жилые дома, хотя многие из них имели несомненную архитектурную ценность. Когда я в детстве бывал в кинотеатре «Спутник», то старался после сеанса пройтись по улице 8 Марта, чтобы полюбоваться на стоявший там дом с мезонином, украшенный узорами в виде пауков, жуков-богомолов и каких-то других животных. Этот особняк был построен в 1914 году по адресу Симоновская, 16. Принадлежал он тарскому, а с 1902 года омскому купцу первой гильдии Машинскому, который жил в нем с женой и девятью детьми.

Николай Машинский был одним из крупнейших коммерсантов в Западной Сибири и Степном крае и входил в тройку крупнейших омских капиталистов. Торговал изделиями из кожи, мануфактурой и галантереей, построил кожевенный завод на Левом берегу, который впоследствии был национализирован и еще долгое время на нем изготавливали кожу. А еще Машинский построил первый в Омске четырехэтажный доходный дом на углу улиц Атаманской и Плотниковской, в котором в 1916-1919 годах располагался 175-й военный госпиталь, это здание до сих пор существует по адресу: улица Ленина, 38.
Во время Гражданской войны коммерсант эмигрировал с семьей через Японию в Чехословакию, где умер в 1947 году. Вот что написала в своем дневнике его внучка Елена Недзведская: «Дом, в котором  жила семья деда, кто-то из родственников нарисовал по фотографии.  Он стоял на окраине Омска, там был большой сад, теннисная площадка. Бабушка, дедушка и все дети играли в теннис.  Когда наши уехали, дом заняли японцы. Наша семья выехала из Омска поездом чешских легионеров во время Гражданской войны. Им предоставили вагон первого класса, поскольку дедушка много сделал для чехов, он отдал свою гостиницу под госпиталь чехословацких легионеров». Первоначально особняк был полутораэтажным, с мезонином по центру, но в советское время были надстроены боковые части второго этажа. В нем располагался детский сад, затем коммунальные квартиры, а в 1970 году особняк снесли. Сейчас на его месте расположен четырнадцатиэтажный жилой дом 2 корпус 1 по улице Чокана Валиханова.

Соборная мечеть

В отличие от цирка, в котором я бывал многократно, Соборная мечеть, снесенная в 1967 году, запомнилась мне только зрительно. Стояла она на проспекте Карла Маркса. Сейчас на ее месте находится девятиэтажный жилой дом с двухэтажной пристройкой, где разместились многочисленные кафе и магазины.

А построили ее в 1829 году в основном на государственные средства.   Возведение мечети подтверждало заботу самодержавия о мусульманском населении Российской Империи и должно было привлечь южных соседей-кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству с российской администрацией. Сибирский комитет Министерства внутренних дел одобрил просьбу генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича о строительстве в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы будет произведен не в один год».

Проект мечети архитектора А. Скородумова предназначался для Петропавловска, но был реализован в Омске под  руководством командира Сибирского инженерного округа генерал-майора Степана Булыгина. В процессе строительства возникли две проблемы: место расположения и строительные кадры. Первоначально было назначено возведение мечети на площади Казачьего форштадта, но казачество выступило против, так как намеревалось построить на этом месте православный храм. Поэтому участок для нее выделили в Новой слободе, рядом с почтовой конторой. Вторую проблему удалось решить с помощью военнослужащих, которые и строили мечеть. Построили на совесть. Спустя сто сорок лет снести ее долго не удавалось – пришлось взрывать…

В ходе строительства проект был скорректирован – купол мечети получился меньше запланированного и составил всего 4,52 метра вместо планируемых 11,7 метра. Но в целом здание выглядело вполне величественным в преимущественно одноэтажном Омске: минареты имели высоту тринадцать метров, главный купол – четырнадцать. Обогрев мечети осуществлялся с помощью голландских печей, на окнах установили ажурные решетки. При мечети было организовано мусульманская начальная школа - мектебе, в которой обучались не только киргизские, но и русские дети. Однако после декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятого в 1918 году, религиозные  общины вынуждены были заключать договоры об аренде зданий своих церквей для совершения в них богослужений.

После окончания Гражданской войны руководители первой Соборной мечети заключили договор и заявили о своей лояльности по отношению к советскому государству. Но в 1937 году против руководителей омской мусульманской общины было инспирировано обвинение в создании повстанческой организации татар «Гаскери Уешма», связи с «сибирским троцкистским центром». По этому делу были привлечены двадцать два человека, все приговорены к высшей мере наказания. После расправы над руководителями мусульманской общины, уже седьмого августа, Куйбышевский райсовет принял решение о ликвидации мечети, а в сентябре 1938 года это решение было утверждено облисполкомом.  Бывшая Соборная мечеть использовалась как складское помещение. Многократные просьбы омских мусульман вернуть ее для богослужения, видимо, сильно досаждали руководству города, и ее решили снести.

Кинотеатр «Гигант»

Мне не довелось побывать в кинотеатре «Гигант», поскольку он был снесен еще в 1952 году, но, пожалуй, ни об одном омском здании я не слышал столько легенд. С ним связана одна из самых мрачных страниц послевоенной истории Омска.

Вот что писала газета «Омский телеграф» в начале 1910 года: «На днях состоится открытие нового грандиознейшего кинотеатра «Гигант». Специально выстроенное здание рядом с театром «Прогресс». Все устроено по последнему слову техники, паровое отопление, электрическая вентиляция и все удобства для публики». Построенный на средства Минея Мариупольского в саду «Аквариум» (сейчас на этом месте расположен пивной ресторан), он был самым современным, по тем временам, кинотеатром. Несмотря на это, дела у него пошли неважно, и кинотеатр был продан купцу Абраму Каплуну, который смог наладить дело. Постепенно «Гигант» стал лучшим кинотеатром города. Его зрительный зал мог вместить одновременно до семисот человек, показы немых фильмов сопровождались игрой лучших омских музыкантов.

После Гражданской войны кинотеатр был национализирован большевиками и сменил репертуар на более идеологически выверенный.  В нем часто демонстрировались фильмы для детей, поэтому «Гигант» стал любимым кинотеатром омской детворы.

После войны наблюдался дефицит детской обуви и одежды, которые можно было купить только на вещевых рынках за большие деньги. На этом и решили подзаработать сорокалетняя омичка Пелагея Беляева и ее восемнадцатилетний сын Анатолий Воробьев, носивший прозвище Косой из-за поврежденного в драке глаза. Мать и сын организовали преступное сообщество. Банда была подростковой: лишь троим из пятнадцати ее членов исполнилось восемнадцать, остальным было по двенадцать-шестнадцать лет. Бандиты убивали детей, чтобы завладеть их одеждой, а основным местом преступлений стал «Гигант». В декабре 1946 года на чердаке кинотеатра были обнаружены тринадцать трупов мальчиков в возрасте от девяти до шестнадцати лет, присыпанных опилками. Детей заманивали на чердак и душили. Всего же бандиты убили более двадцати детей, некоторых сбрасывали под лед в Иртыш. Впоследствии эту страшную  историю описал в своей художественно-документальной повести «Тайна «Гиганта» омский писатель Александр Распопин, историк по образованию. Криминальная повесть вошла в сборник автора «Обжалованию не подлежит», опубликованный в 2002 году в Омске небольшим тиражом.   

В марте 1947 года состоялся суд. Десять членов банды были приговорены к расстрелу, шесть – к десяти годам лишения свободы. Девять из приговоренных обратились с прошением о помиловании, и расстрел им заменили на тюремное заключение сроком двадцать пять лет. Через несколько месяцев окончания после суда кинотеатр подожгли, а спустя пять лет он был снесен.

Вместо послесловия. Каждый – сам себе волшебник…

Вот и подошло к концу наше путешествие по Омску, которого нет. У каждого омича, сколько бы лет ему ни было, в памяти хранится город, которого нет, ведь все постоянно меняется, иногда к лучшему, а порой и нет. И пусть многие красивые здания, увы, снесены, но, пока они живут в нашей памяти, они существуют. Совершить путешествие в город, которого нет, проще простого – достаточно закрыть глаза и вспоминать…

Содержание