фотомастер/ вернисаж

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО

Алхимия и магия Сергея Сокруты


В Городском музее «Искусство Омска» состоялась выставка известного омского фотомастера Сергея Сокруты «Магия света и серебра». В экспозиции – более семидесяти работ, выполненных в разных жанрах и техниках.  

Сергей Сокрута – из той редкой породы людей, которые всегда «плывут против течения». Инженер-химик по образованию и художник по призванию, он много лет ищет свой «философский камень», способный превратить снимок в шедевр. Отсюда – пристрастие к аналоговой черно-белой фотографии, эксперименты с рукотворными техниками печати и высокая планка требований к своему творчеству.  

– В основе классического черно-белого фото – серебро, – говорит Сергей Сокрута. – Изображение состоит из бумаги и слоя желатина, в котором распределено мелкодисперсное металлическое серебро. Такого глубокого черного тона с богатой градацией тональных переходов в цифровой фотографии достичь непросто. Это рождает особую магию снимка. Пленка – это прелесть несовершенства…

Творчество Сергея Сокруты – всегда на стыке художественной фотографии и изобразительного искусства. Он не приемлет гиперреализма – ни в фотографии, ни в живописи. Источником вдохновения называет импрессионизм и творчество английского фотохудожника Майкла Кенна, снимающего пейзажи на длинной выдержке. Обширными познаниями в области фотографии щедро делится со своими учениками из школы-студии «Позитив». Ученики тоже увлекаются пленочной фотографией – а как иначе?

– После каждой выставки понимаю – нужно снимать по-другому, – признается мастер. – Так в свое время увлекся пинхол-фотографией. Главное, что позволяет двигаться вперед – понимание того, что каждый мой итоговый лист по-своему уникален. Кроме всего прочего, отпечатки, созданные классическим способом, обладают архивной долговечностью. Сотрудники музея готовы хранить мои работы в запасниках. В отличие от цветных фотографий, черно-белые доходят до потомков и через сто лет почти в первозданном виде.

В сущности, пленка бессмертна…

Содержание