Чтобы помнили

Автор: Иван ЯССКИН, Людмила МАКСИМОВА

ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

 

...Казалось, только вчера куранты жизни отзвонили ему полвека. Потом – шестьдесят, семьдесят… 12 апреля 2008 года Почетному гражданину Омской области, Герою Социалистического Труда Эдуарду Францевичу Каминскому исполнилось восемьдесят.
А 8 мая его не стало. Интервью нашему журналу оказалось последним в его жизни. Мы не имеем права не опубликовать его полностью. Что мы и делаем.

Право быть строгим
Он всегда учил своих подчиненных: никогда не останавливайтесь на достигнутом! Для него стало правилом всей жизни – идти вперед. Каминскому это удавалось. Всегда.
Однажды ему попалось изречение кого-то из великих, кажется, Сталина: «Если хочешь получить этот берег – требуй и тот».
И он отчетливо понял – он готов подписаться под этим изречением. Это было и его правилом.
Да, он всегда требовал от подчиненных – делать все по максимуму. За что на протяжении всей своей жизни слыл в деловых кругах человеком строгих правил и крутого нрава. Таким и остался в памяти тех, кто его знал.
Себя перекроить в зрелые годы практически невозможно. Эдуард Францевич этого уже не смог сделать, как, впрочем, и уйти на пенсию… «Что вы» - пожимал он плечами, и был, как обычно, категоричен, – «Это невозможно! Столько дел впереди!» И он ставил перед собой цели, строил планы, видел то, что хотел видеть. Он даже в последний день жизни сделал по давней привычке утром зарядку, сходил в магазин за продуктами, в поликлинику – закрыл, как положено работающему человеку, больничный лист. Дома внезапно почувствовал себя плохо – и прилег на кровать… Через считанные секунды его не стало. Сердечная недостаточность. Приступ оказался несовместимым с жизнью…

За месяц до вечности
…Мы сидим в уютной, очень ухоженной квартире Каминских. И накрыт стол, и неспешно течет беседа. Очаровательная хозяйка дома – Валентина Григорьевна, нынешняя супруга Эдуарда Францевича, сама кротость и очарование – предлагает попробовать ее фирменные блинчики. За окном – апрель, и бередят душу воспоминания о прожитых годах жизни… И мы это прекрасно понимаем. И как пленка в диктофоне, так и жизненные вехи мысленно отматываются нашим героем назад, в далекие пятидесятые. Начинается вечер откровений…

Белорусский акцент
- Эдуард Францевич, вы ведь не омич, но судьба распорядилась так, что вы выбрали наш город навсегда. Кто повлиял на выбор?

- Я вообще родом из Белоруссии. Но потом родители переехали в Барнаул. Окончив школу, я поступил в Барнаульский строительный техникум, а в 1947 году, после его окончания, по распределению был направлен в Омск.
- Сколько же вам тогда было лет?
- Почти девятнадцать. Первую запись в трудовой книжке мне сделали в пятом тресте, где я начал работать сначала мастером, потом прорабом, затем начальником стройки.
- Вот так, по ступеням, вы и шли вперед… А помните свои первые объекты?
- Конечно, очень даже хорошо помню! Комбинированный корпус «Электроточприбора»… В то время были требования возводить объекты быстро и качественно. На этот значимый объект установили предельно сжатые сроки – полтора года.
- В срок уложились?
- Чуть-чуть не уложились, ровно на месяц. Но знаете, я попал в коллектив, основу которого составляли политические заключенные – осужденные по 58-й статье… Но это были ответственные, серьезные люди. Они добросовестно относились к своей работе. Представляете? Я, девятнадцатилетний пацан, и коллектив – гораздо старше и опытнее меня. Но мы с ними работали душа в душу. И потом, уже через многие годы сохранили дружеские отношения. На протяжении всей жизни.
- Эдуард Францевич, в ваши планы входило остаться в Омске или вы ехали на определенный срок, после которого рассчитывали вернуться в Барнаул?
- Нет, уже тогда я для себя решил, что буду жить в Омске. Мне были созданы все условия для нормальной работы и жизни. Обо мне заботились. С самого начала предоставили общежитие на улице 20 лет РККА, 127 (сейчас 13, корпус 1). В то время там не было ни водопровода, ни тепла… ничего! И там я жил до 1953 года. Знаете, я давно считаю Омск своей второй родиной, своим городом. Я очень люблю Омск как строитель – я построил много объектов значимых, даже в какой-то степени исторических.
- «Детский мир», Музыкальный театр, концертный зал...
- Да, а еще очень много жилья, детские сады. Смотрю на все эти объекты, а перед глазами вся моя жизнь – жизнь в то время молодого человека.

Вверх по служебной лестнице
- Эдуард Францевич, в вашей трудовой биографии случались встречи с очень известными людьми нашей страны. Например, на один из строящихся объектов приезжал сам Брежнев… Это тоже помогало вашей карьере?

- Были встречи с людьми очень высокого ранга. Конечно, это совсем другой уровень общения. А карьера началась с должности заместителя начальника СМУ-2. В моем подчинении было более трехсот работников. Получалось, что я отвечал за целый комплекс вопросов – от новых технологий до воспитательной работы. Уже тогда внедрялись методы морального и материального поощрения… И там тоже главной составляющей успешного труда была железная дисциплина.
- Эдуард Францевич, бывшие коллеги о вас говорят, что при своем очень жестком характере вы никого не увольняли, давали возможность карьерного роста. Приводят этот факт в качестве одного из ваших многочисленных достоинств.
- Вы знаете, организаторская работа приходит с опытом…
- Где вы черпали этот опыт?
- В гуще строительной жизни. Мне всегда везло на толковых руководителей. Один Николай Васильевич Степанец чего стоил (задумчиво). Вечная память… Это был очень строгий, дальновидный, перспективный человек. В процессе совместной работы я очень многое для себя почерпнул. Он всего себя отдавал делу. Умел работать и с народом, и с начальством… С начальством тоже надо было уметь работать. Когда тебя вызывали на бюро обкома партии…
- Говорят, можно было выйти оттуда никем…
- Да, вы абсолютно правы. Маневренность, умение доложить – это тоже талант. Сегодня одна из улиц Омска названа именем Николая Степанца. Заслуженно. Для меня он был главным учителем, можно даже сказать – моим кумиром в строительстве.
- Новая ступень в вашей карьере – должность начальника СМУ-2, где вам пришлось напрямую столкнуться с объектами оборонного значения, о которых тогда старались говорить почти шепотом.
- Да, жизнь шла своим чередом, объекты сменялись объектами. К этому времени у меня уже появилась семья, квартира на площади Серова. И там с супругой мы прожили прекрасную жизнь. Но работа для меня была на первом плане. Всегда!
А хотелось чаще быть дома, видеть дочурку… Но дело требовало полной самоотдачи. Мне было поручено строительство важнейшего для государства объекта – стенда по испытанию ракетных двигателей. А это, как вы хорошо понимаете, сроки, сроки и еще раз сроки. И там мне пришлось поработать с военными строителями, где в числе руководителей были полковники, майоры, лейтенанты. А исполнители – солдаты. Естественно, требованием номер один было «высочайшие темпы». И я неделями пропадал на объектах. И много чего в работу приходилось вносить самостоятельно, так сказать, по ходу действия: организовывать курсы обучения солдат, выстраивать отношения с майорами, лейтенантами. И все для одной общей цели – для повышения темпа строительства. И такая работа, что называется, «в одной упряжке», давала свои положительные плоды. И этот объект мы ввели вовремя, в 1955 году.
- Эдуард Францевич, согласитесь, ведь это было школой мужества?
- Это действительно было так. Я как руководитель генерального подрядчика проводил всю работу. И были оперативки, и приходилось иногда обострять отношения с руководителями, порой до ненормативной лексики…
- К чему все это приводило?
- А знаете, в конечном итоге – к положительному результату. Но были и обиды на меня – дескать, сказал очень резко… Это организаторская работа, без которой невозможен строительный цикл. Кстати, в отличие от заключенных военные плохо переносили критику. Хотя они отлично понимали: вовремя сданный объект – это очередные звания, рост в военной службе.
- Эдуард Францевич, после сдачи тяжелейшего объекта в Крутой Горке вас тоже нашла очередная «звездочка» в карьере?
- Да, и считаю, вполне заслуженно. Комплекс для испытания ракетных двигателей завода имени Баранова в Крутой Горке дался нелегко.
- Вы становитесь управляющим пятым трестом, и вот уже открываются совсем иные горизонты… Сколько лет вы возглавляли эту организацию?
- Строительным трестом я руководил более двенадцати лет. Это время моих самых больших строек. Я часто бывал в Москве: выбивал фонды, строительные материалы. Масштабы строек тоже были иные – мегамощные, значимые для нашего города. Так в Омске один за другим появились и внесли новый стиль в архитектуру «Детский мир», концертный зал Омской филармонии, Музыкальный театр.

Дорогами строек Каминского
- Дороги, расстояния, километры, автомобили, водители… Сколько их у вас было, Эдуард Францевич? Никогда не задавали себе такого вопроса?

- Водителя у меня было два. Марка автомобиля одна – «Волга». А вот дороги, расстояния… Сколько сотен тысяч я их проехал? Нет, не сосчитаю. Если только за один летний месяц получалось по тридцать тысяч. Рабочую неделю, особенно в «Омскцелинстрое», обычно планировал так: в понедельник и во вторник – в Омске, а четыре следующих дня выезжал в районы области, чтобы увидеть, как идут дела на строительных объектах, ведь контроль нужен был строгий.
Я всегда выбирал оптимальную дорогу поездок. Допустим, если маршрут был на север области, например в Тевриз, то по пути всегда заезжал сначала в Знаменку, Тару, Большеречье. В Тевриз попадал только на следующий день. Но, проехав эту дистанцию, я обследовал целый «куст» районов, смотрел, как идут строительные работы, общался с руководством района.
- По какому принципу подбирали себе личного водителя?
- Как я уже сказал, у меня их было два. И у каждого из них – железная дисциплина, всегда, в любое время суток, года – в исправном состоянии автомобиль. Мои водители знали: надо ценить каждую трудовую минуту.
- Вы отдавали предпочтение быстрой езде?
- Нет, лихачества никогда не одобрял и не любил. Средняя скорость – девяносто-сто километров...
- И еще: вы не были сторонником лишнего автотранспорта по одному маршруту. Если необходимо выехать главным специалистам - ехали все вместе, в вашем автомобиле.
- Ну все про меня знаете… (смеется). Это было действительно так. Во-первых, в «Волгу» садились еще три специалиста, с которыми можно было многое обсудить. Так сказать, появлялась возможность дополнительной планерки, анализа информации.
- Какие цвета машины были для вас предпочтительнее? Черные «Волги»?
- Вовсе нет. Всегда любил светлые тона. Даже если приходила черная «Волга», то менял на серый или белый цвета. Да и цвет совсем не главным был для меня…
- Эдуард Францевич, в 1975 году обком партии вам доверил все сельские стройки области: вы возглавили «Омскцелинстрой». Говорят, туда вы пришли без особого желания?
- В 1975 году по решению бюро обкома мне предложили должность начальника управления «Омскцелинстроя». Я действительно был не в восторге от этого предложения – мне было ближе и понятнее городское промышленное строительство. А сельское надо было осваивать заново, хотя необходимая квалификация, естественно, уже была. Но была и партийная дисциплина...
- Что из себя представляла система сельского строительства в семидесятые годы?
- Строительство на селе – сложная штука. В летнее время в этой системе работало до 25 тысяч человек. В каждом районном центре была своя ПМК – передвижная механизированная колонна. В чем была сложность работы? В отсутствии специального образования у начальников ПМК. В зимнее время на селе не велись отделочные работы, так как не было тепла. Были сбои в поставках материалов, естественно, все это сказывалось на снижении темпов работ. А в летний период темпы возрастали, мы увеличивали количество людей за счет привлечения строителей из других республик…
- Что можете сказать о студенческих строительных отрядах?
- Студенческие строительные отряды были тогда крайне необходимы. Во-первых, молодые люди здорово работали, выполняли просто немыслимые объемы. А сколько было энтузиазма, оптимизма! Кстати, ныне мощнейшая строительная компания «Мостовик» зарождалась из одноименного студенческого строительного отряда, где командиром был Олег Шишов. Сегодня Олег Владимирович - крупнейший руководитель, а НПО «Мостовик» известно по всей России.
Из стройотрядов пришли к нам Адам Хасханов, Сергей Оркиш, Александр Новиков, Вячеслав Двораковский… Стройотрядам мы, в основном, поручали строительство производстваенных объектов, животноводческих помещений, кормоцехов – то есть тех объектов, без которых сельское хозяйство не могло существовать… Это была большая помощь - стройотряды.
Мне как руководителю приходилось уделять много времени организаторской работе, порой даже учить руководителей ПМК – и как организовывать, и как работать. Я и сам у них многому учился, и их учил.
В итоге «Целинстрой» добился лучших результатов в России, за что был награжден Знаменем ЦК, орденом Ленина. И, естественно, лучшие работники тоже имели награды.
- Эдуард Францевич, в галерее почетных граждан Омской области висит ваш портрет. Вы награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, удостоены звания Героя Социалистического Труда. Всю свою большую трудовую жизнь вы в работе. И любите ее так же, как жизнь. Были ли случаи, когда вы огорчали, вами были недовольны или вас всегда сопровождала только «судьба отличника»?
- Возможно, это признание вас удивит, но меня пытались даже из партии исключить.
- Да что вы! И за что же?
- Я на 15 сантиметров выше нормы построил себе дачный домик… Не рассчитал. Потом все-таки ограничивались строгим взысканием. Через некоторое время взыскание сняли – там, наверху… А вы говорите – судьба отличника. Все было в моей жизни…
- Сколько лет у вас общий трудовой стаж?
- Круглая дата, шестьдесят лет.
- Ваши принципы или жизненный девиз.
- Принцип один: любить жизнь, отдавать себя производству и получать от производства.
- Какие люди вам наиболее симпатичны? О ком из них вы могли бы сказать «мой человек»?
- Прежде всего это дисциплинированный, подтянутый, следящий за собой человек, в котором, как говорил Антон Павлович Чехов, все должно быть прекрасно…
- Счастье Каминского - в чем оно, Эдуард Францевич?
- Если говорить коротко, мое счастье – это комплекс стандартной жизни. Если подробно, то это и моральное удовлетворение от жизни, окружающих. Это достойная жизнь семьи, дружеские взаимоотношения со знакомыми, приятелями. Удовлетворение своих интересов – хорошая книга, Иосиф Кобзон, Александр Малинин… А еще – это люди, творческие, которые своим трудом добились многого. Счастье – это утром подарить цветочек своей супруге, своему дружочку. Ну и вместе с ней радоваться жизни – это тоже такое счастье!..
- Эдуард Францевич, вы и сегодня по-прежнему в строительстве. Ваш огромный опыт в промышленном и сельском строительстве, ваши знания очень нужны студентам ПГС СибАДИ. Вам нравится педагогический труд?
- Заниматься наукой, педагогикой ответственно и почетно. Но мы просто обязаны передавать свой опыт будущему поколению, и это я делаю с нескрываемым удовольствием. Так же, как и участвую в различных конференциях, заседаниях Союза строителей Омской области.
- Эдуард Францевич, расскажите о своей семье.
- У меня любимая дочь – Ирина Эдуардовна. Две взрослые внучки. Старшая – Станислава, учится на экономическом факультете автодорожного университета. Младшая – Лада, учится в восьмом классе.
Дочь трудится в министерстве имущественных отношений и является студенткой четвертого курса университета легкой промышленности. Семья, одним словом, дружная.
- Ваши любимые праздники.
- Их несколько: Новый год, День строителя, День космонавтики. И мой день рождения, 12 апреля.
- Вы помните 12 апреля 1961 года?
- Да, очень хорошо. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, я был на работе. Вечером ко мне домой пришли друзья. Супруга накрыла стол. Хорошо посидели. Говорили в основном о победе над космосом, о будущем советской космонавтики. А о моем дне рождения вспомнили, уже прощаясь…

«Я встретил Вас...»
- Говорят, любви все возрасты покорны. Рядом с вами замечательная подруга жизни Валентина Григорьевна. Вы давно вместе?
- Вместе мы уже семь лет. Жизнь – сложная штука. В моем возрасте все так непросто. Очень непросто… Когда-то я овдовел, и Валентина Григорьевна тоже потеряла своего супруга. Через несколько лет горького одиночества мы увидели друг друга.
- Где вы познакомились?
- На юбилее у моего товарища – Виталия Александровича Пшеничникова. Потанцевали, пообщались, договорились о новой встрече. А потом мы снова встретились, бродили по чудесным аллеям парка - и говорили, говорили... Казалось, нашему диалогу не будет конца. В итоге поняли и приняли друг друга. И не только мы, но и наши дети. И вот – семь лет вместе. Я считаю, что у нас полное взаимопонимание, забота друг о друге, помощь. Ну и совместные задачи.
Валентина Григорьевна – безукоризненная хозяйка. Все понимающая, уважительная, заботливая.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ
- …Если бы я родился заново, то я бы хотел снова пройти то, что прошел: быть строителем, быть организатором, а те недочеты – в жизни, в работе – я бы исправлял. Конечно, это нереально, но я бы старался...

Эдуард Каминский,
1928 - 2008 

Содержание