омская история/лабиринты памяти

текст: Андрей КОЛОМИЕЦ, фото из архива

Путешествие в город, которого нет


Продолжаем публиковать рассказ об исчезнувших достопримечательностях Омска, который мы начали в предыдущем номере журнала. Хотя судьба у каждого из этих зданий своя, объединяет их одно – на современной карте города их не существует. И все же жизнь уникальных зданий продолжается – не только в описаниях историков, но и в воспоминаниях омичей старшего поколения...

Ильинская церковь

Ильинскую церковь, которая по праву считалась самым крупным храмом Омска, я видел только на фотографиях, а снесена она была еще в 1936 году.

Мало кто знает, что задолго до каменной Ильинской церкви еще в 1730 году была построена деревянная. Она располагалась между Омской и Курганской слободами на правом берегу Оми, где сейчас находится сквер для проведения выставок «Флора». Еще при проектировании новой Омской крепости, в середине XVIII века, было решено перенести Ильинскую церковь на левый берег. Она была построена на холме у Спасских ворот старой крепости по инициативе командира Сибирских военных линий генерала-поручика Ивана Шпрингера, но уже при новом командующем Николае Огареве. В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена протопопом Петром Федоровым и священником Андреем Неводчиковым на высоком пригорке над левым берегом Оми. Первым теми же священниками был освящен теплый придел во имя святого Николая Чудотворца 5 декабря 1785 года. Главный престол – во имя Святого пророка Илии – освятили 8 июля 1789 года. А деревянная Ильинская церковь была разобрана и продана, вместе с иконостасом, в село Бития Саргатского района в марте 1787 года. Аналогов  Ильинской церкви на территории Сибири не было, поскольку ее архитектура была переходной от барокко к классицизму. Граненый алтарь примыкал к прямоугольному храму, несущему массивный восьмерик барабана, прорезанный арочными окнами и увенчанный куполом с луковичной главкой на изящном световом фонарике. Главный – западный фасад был построен в виде портика с лучковым фронтоном, поддерживаемым пилястрами, к которому примыкали две квадратные в основании двухъярусные колокольни. Все оконные проемы церкви были арочными, обрамленными нишами, а на барабане они имели сложные наличники.

Дальнейшая эволюция облика Ильинской церкви происходила в рамках классицистической стилизации в эклектике. Приделы были оформлены фронтонами над плоскостью стены, расчлененной тремя арочными проемами окон и фланкируемой спаренными и утроенными пилястрами. Над пристроенным притвором возвели высокую крышу с двухъярусной шейкой под луковичной главой, оформив все в русском стиле.

В 1880 году был освящен северный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы в приделе, построенном купцом Герасимом Кузьминым. Через семь лет на средства купца Георгия Терехова пристроили придел с южной стороны и освятили во имя Георгия Победоносца. Вокруг храма были сад и фигурная чугунная ограда на каменном основании со столбами. После закрытия Успенского кафедрального собора в 1920-х – начале 1930-х годов Ильинская церковь была кафедральной, но и ее участь была предрешена. В 1931 году начался громкий процесс над представителями общин Ильинской и Братской церквей. Были арестованы двадцать три человека по подозрению в создании контрреволюционной монархической организации, якобы ставившей целью контрреволюционную агитацию и свержение существующего строя. Затем число проходивших по этому делу увеличилось до сорока девяти. Поводом к арестам стала петиция, переданная старостой Ильинской церкви Александром Проскуряковым в итальянское посольство для передачи папе Римскому, где звучал протест против закрытия церквей. Священников приговорили к трем годам лагерей или ссылки, а остальным зачли как наказание более года нахождения в тюрьме под следствием.

Уничтожение Ильинской церкви было предопределено двумя факторами: тем, что община была разрушена уголовным процессом, и ее градостроительным значением – она была архитектурной  доминантой в самом центре города, неся чуждые социалистической эпохе идеалы. Процесс ее уничтожения был многоступенчатым. Сначала в  1930 году с колокольни сняли колокола. В феврале 1935 года община не смогла внести высокий налог за аренду земли и храма, поэтому здание было использовано для хранения зерна. Согласно  постановлению № 1585 президиума Омского городского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 31 октября 1935 года договор, заключенный с религиозной общиной Ильинской церкви на передачу аренды молитвенного здания, был расторгнут, а здание церкви передано Ленинскому райсовету для общественных надобностей. А потом церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти Александра Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии всех официальных лиц города, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 года здесь заложен памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину. 1799 - 1837». Однако памятника Пушкину так и появилось. Вместо него  установили гипсовый памятник  Ленину, замененный в 1957 году монументом, выполненным скульптором Абдурахмановым, который стоит до сих пор, как показали   археологические раскопки, на бывшей паперти церкви. Как только закончилась советская власть, стал подниматься вопрос о реновации храма, был выполнен его эскизный проект. Но воссоздание отложили на неопределенный срок из-за протестов омских коммунистов и отсутствия финансирования. Однако за памятником Ленину все же были установлены памятный камень в честь посещения Омска патриархом и Ильинская часовня. 

Троицкая церковь

Церковь на станции Омск в честь Святой Троицы была самой большой на всем Транссибе  и считалась самой красивой. А построена она была на добровольные пожертвования. Больше всех пожертвовали братья Баевы – 23 тысячи рублей, учредитель Воскресенского горнопромышленного общества, семипалатинский купец первой гильдии А. Деров – 10 тысяч, Императорское археологическое обще­ство – 1600. Большой вклад внесли управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги Анатолий Куломзин и служащие дороги, перечислявшие на строительство церкви один процент от своих годовых доходов.

Проект церкви, а также школы при ней выполнил начальник участка службы пути, гражданский инженер Александр Хегстрем. За проектирование и строительство церкви и церковно-приходской школы  он был награжден орденом Святой Анны третьей степени. Закладка церкви была совершена 3 августа 1897 года, а освящена она была епископом Омским и Семипалатинским 24 ноября 1900 года. На докладе об этом событии император Николай II начертал: «Прочел с искреннею радостью».

Церковь, вмещающая 750 человек, была возведена из красного кирпича в духе русского зодчества ХVI–ХVII веков. Массивный двухъярусный объем храма завершался тремя рядами килевидных кокошников и венчался круглым барабаном с луковичной главой под восьмиконечным крестом. Колокольня вплотную примыкала к храму, ее устремленность вверх подчеркивалась многоярусностью, кокошниками и узкими окошками на шатре. Располагалась она напротив железнодорожного вокзала, на том месте, где было управление Омского отделения железной дороги, недавно снесенное.  В 1903 году Троицкую церковь внутри украсили живописью, пол сделали из цветных каменных плиток.

Церковно-приходская школа при церкви, открытая 1 декабря 1900 года, называлась «Соловецкой», так как на ее устройство Соловецким монастырем была пожертвована одна тысяча рублей, в ней обучалось около 450 учениц. Кроме того, при церкви имелись: двухклассное железнодорожное училище министерства народного просвещения (470 учеников), начальная школа казачьего ведомства (90 мальчиков и девочек) и технические классы при омских железнодорожных мастерских. Именно при Ильинской церкви были самые многочисленные начальные учебные заведения в Омске. А в 1913 году при церкви открыли вечерние классы с программой церковно-приходской школы. В 20-е годы ее приход становится обновленческим – это религиозное течение в православии, вводившее современный стиль в календаре и современный язык в богослужении. В 1930 году церковь была закрыта, так как обычно обновленческие общины были фиктивными и переданные им храмы пустовали. Здание Троицкой церкви какое-то время использовалось как складское помещение, а в 1932 году и вовсе было снесено. В здании «Соловецкой» школы впоследствии была организована музыкальная школа, оно признано памятником архитектуры местного значения. В проекте реконструкции Привокзальной площади, выполненном институтом «Омскгражданпроект», предусмотрено воссоздание Троицкой церкви, но вряд ли это произойдет.

Галкинская церковь

Существует мнение, что из  всех омских храмов, имевших русскую стилизацию, наиболее интересной была церковь во имя Святого Михаила Клопского, которую построили в Новослободском форштадте на углу улиц Думской и Семинарской (ныне Маршала Жукова) на территории старинного упраздненного кладбища. В народе церковь с самого начала прозвали Галкинской, в честь купца второй гильдии Михаила Галкина, который пожертвовал большую часть средств на ее строительство.

Церковь была возведена по копии плана петербургского храма Святой Ольги архитектора Давида Гримма и представляла собой образец стилизации под русское зодчество ХVI-XVII веков. Место для храма было выделено Омской городской думой,  30 апреля 1898 года епископ Омский и Семипалатинский Григорий благословил постройку церкви. Построена она была очень быстро, в том же году. Основное отличие Галкинской церкви от  церкви Святой Ольги – в наличии колокольни. К основной части церкви, вытянутой с востока на запад, примыкала колокольня со служебными помещениями. Со всех сторон, кроме западной, церковь окружала крытая галерея с арочными проемами. Церковь имела два яруса окон – нижние арочные спаренные, верхние арочные с килевидными наличниками, венчала ее декоративная глава луковичной формы и башенки по углам. Высокая восьмигранная шатровая колокольня была двухъярусной, украшенной кокошниками и православными крестами на гранях шатра. Портал в древнерусском стиле венчал высокий шатер. Галкинская церковь была приписана к Ильинской, поэтому службы в ней совершались только в праздничные дни.

В 1920 году Семинарскую улицу переименовали в Лагерную, а церковь стала государственной собственностью. После закрытия Ильинской церкви именно Галкинская стала кафедральной, но ненадолго. Антоний Миловидов, который в те годы управлял Омской епархией, был епископом Омским и Ялуторовским и настоятелем Галкинской церкви. Но он был арестован 29 ноября 1936 года и осужден Омским областным судом в марте 1937-го за антисоветскую деятельность по статье 58-10, ч. 2 на десять лет лагерей. В 1937 году появилось фиктивное ходатайство жителей соседних домов о закрытии церкви, на основании которого ее и закрыли. Общинники, возглавляемые старостой Галкинской церкви Александром Дунья-Оглы, сопротивлялись закрытию храма. За строптивость Дунья-Оглы по решению Особого совещания при НКВД СССР от 9 августа 1937 года был выслан за пределы СССР, что спасло его от расстрела. С церкви сняли главы, разрушили колокольню и разместили в ней общежитие пожарной охраны.

В 1959 году церковь была снесена, а спустя два года на ее месте был разбит  сквер и установлен памятник Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву. О том, чтобы восстановить Галкинскую церковь, и речи никогда не шло.

Всехсвятская церковь

Церковь во Имя Всех Святых располагалась на Казачьем кладбище. Так уж вышло, что мне довелось провести в ней не один час. В начале 70-х регулярно приходилось бывать возле Казачьего кладбища. Церковь была заброшена, ее окна и двери заколочены досками, но, как оказалось, отдельные доски держались на одном гвозде, поэтому в церковь можно было забраться, что я и делал регулярно. Внутри было пыльно, на полу виднелись груды мусора. Но была и вполне чистая часть, в которой на полу лежали матрасы. Здесь ночевали бомжи, некоторых из них мне довелось повидать. Церковные стены были обшарпаны и местами покрыты копотью, но кое-где еще виднелась старинная роспись. Однажды я даже нашел в этой церкви медный крестик. Его веревочка истлела, а он лишь местами позеленел. Я очистил крест, а потом обменял на какую-то ерунду, впрочем, видимо, особо ценную для подростка. А в 1975 году, когда от Казачьего кладбища уже почти ничего не осталось, церковь была снесена...

Казачье кладбище возникло во второй трети ХIХ века к востоку от Казачьего форштадта в конце Никольского проспекта (ныне улица Красных Зорь) за Шкроевской улицей (улица Куйбышева).  Во время Великой Отечественной войны на этом кладбище хоронили  воинов Красной Армии, умерших в омских госпиталях. Согласно советским законам, кладбища можно было сносить только спустя пятьдесят лет после последнего захоронения. Но советская власть не выполняла собственные законы – Казачье кладбище было уничтожено как раз к 30-летию Победы.

История церкви такова. Первоначально на Казачьем кладбище была построена часовня. А в 1859 году на средства омского городского головы – купца, коммерции советника, Почетного гражданина города Владимира Кузнецова в центре кладбища возвели каменную церковь. Иконы для иконостаса кладбищенской церкви Кузнецов заказывал в Москве, а интерьер храма славился прекрасным хрустальным паникадилом, пожертвованным все тем же Кузнецовым.

При Кузнецове был также построен новый Ильинский мост через Омь по проекту городского архитектора Эдуарда Эзета, а умер он 29 марта 1870 года. Генерал-губернатор Западной Сибири Александр Хрущов просил разрешения архиепископа Сибирского и Тобольского похоронить Кузнецова в церкви на Казачьем кладбище, но архиепископ Варлаам ответил, что это запрещено законодательством. По некоторым данным, проект Всехсвятской церкви выполнил архитектор хозяйственного правления Сибирского казачьего войска Гавриил Вершинин. Церковь  была построена в «русском стиле» – из красного кирпича, оштукатурена и побелена. Одноглавая церковь была оформлена классическими пилястрами и антаблементом. Барабан купола и обрамление оконных проемов выполнены в виде килевидных арок, а восьмигранная колокольня была шатровая, с одним ярусом звона.

В 1920 году церковь стала приходской. И хотя приход общины был одним из самых больших в Омске, в феврале 1938 года церковь была закрыта, в ней разместился склад «Водник». Во время Великой Отечественной войны в ответ на многочисленные ходатайства верующих об открытии Всехсвятской церкви  следовали отказы со ссылкой, что она находится в километре от действующего храма, что было заведомой ложью, так как действовавшая Крестовоздвиженская церковь находилась на другом берегу Оми, в нескольких километрах от Казачьего кладбища.

Судьба Всехсвятской церкви на Казачьем кладбище волновала директора Омского краеведческого музея Андрея  Палашенкова. В 1948 году он пытался открыть в здании храма музей истории города Омска, а в ходатайстве от 10 апреля 1949 года указывал на то, что омский музей располагает большим собранием планов, чертежей, фотографий и вещей, которые негде экспонировать. Городской совет принял решение о передаче храма для размещения музея и направил запрос в Совет Министров СССР. Но начинание Палашенкова не увенчалось успехом. Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР 9 мая 1949 года постановил: «Считать несвоевременным использование кладбищенской церкви под музей». В начале двухтысячных по благословлению митрополита Омского и Тарского Феодосия, на пожертвования верующих на территории бывшего Казачьего кладбища была построена деревянная церковь в русском стиле, которая внешне ничем не напоминает снесенную Всехсвятскую.

(Окончание – в следующем номере журнала)

омские святыни

Храм Всех Святых

Современная православная деревянная церковь, которая  находится на территории бывшего Казачьего кладбища, официально упраздненного в 1970 году. В 2002 году администрацией города было принято решение о восстановлении этого храма, а в мае следующего года на бывшем Казачьем кладбище был установлен крест.  Строительство храма завершилось в 2005 году. В настоящий момент храм Всех Святых занимает центральное место в мемориальном сквере, который основан в строгих ландшафтно-декоративных и планировочных формах. В храме проходят богослужения и поминовения по усопшим. Построен он в соответствии с русскими традициями возведения  деревянных рубленных шатровых храмов. Основой сооружения служит высокий четверик, к которому пристроены прирубы, образующие крест «двадцатистенок». Это характерная черта шатровых храмов XVIII века. Центричность композиции подчеркивают прирубы, образующую крещатую бочку.

Содержание