спецпроект/клуб современных бабушек

текст: Наталья СУРИКОВА, Ольга ЮРИНА, фото: Александр МАКСИМОВ и из личных архивов

Как воспитать в ребенке доброту


В Омске стартовал проект «Клуб современных бабушек». Его создателем и идейным вдохновителем стала главный редактор журнала «Сибирь и Я» Людмила Максимова. Первое заседание клуба состоялось в конце января в уютном зале ресторана «Альбион».

Быть для внуков лучшей  

Современные бабушки выглядят потрясающе молодо, ведут активный образ жизни и преуспевают во всем. Эти слова в полной мере относятся к нашим гостьям – успешным деловым женщинам, известным и активным омским «grand maman», которые с удовольствием поделились опытом воспитания внуков.

Как сказал классик советской педагогики Шалва Амонашвили, «если наша забота о ребенке исходит из чувства преданности и любви, мы можем творить воспитательные чудеса». Можно получить образование педагога, юриста, экономиста, журналиста. Но нет такого учебного заведения, где можно получить диплом идеальной бабушки. Несмотря на то, что родители наших родителей уже накопили жизненный опыт и мудрость, они, тем не менее, нуждаются в новых знаниях и «повышении квалификации».

– Почему возник этот проект? – начала разговор Людмила Михайловна Максимова.  – Порою, когда мы встречаемся в школах, детских садах с родителями, бываем на мероприятиях, нам задают вопросы о том, почему сегодня так мало говорится о проблемах воспитания, семейной психологии. Мы решили попробовать восполнить этот пробел. Так родилась идея создать клуб бабушек, ведь они сегодня играют очень большую роль в воспитании внуков. Журнал объединил единомышленников, которые могли бы высказать свое мнение по заданной теме. А еще с пользой провести время в приятной компании. И как-то изменить ситуацию...

Отцы и дети – тема вечная. Она была актуальна и в девятнадцатом веке, и в двадцать первом. Надеюсь, Клуб современных бабушек поможет нам всем расти, совершенствоваться, делать этот мир гуманнее и добрее...

Времена изменились. Изменились и дети. «Куда катится мир?» – часто приходится слышать от представителей старшего поколения. Вопрос актуальный. Мы реже стали говорить о человеческой доброте, любви, нравственности,чаще – о примерах агрессии, жестокости и насилия.  

Сегодня многие родители убеждены: в ребенке важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества – уверенность в своих силах, умение постоять за себя. Безусловно, в этом есть смысл. Но почему так редко звучит признание: «Хочу воспитать ребенка добрым»?

«Как воспитать в ребенке доброту» – так мы обозначили тему нашей первой встречи. Пригласив к разговору не только бабушек, но и специалистов из разных сфер.

В начале встречи участницы клуба рассказали о своих внуках. А затем посмотрели ролик, в котором маленькая «звезда Интернета» Варя Ивлева читает стихотворение Марины Базик «Верните в моду доброту». Оно звучит как крик души юного поколения.

В детстве главной ценностью остается доброта.  Когда малыша спрашивают о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: бабушка добрая, воспитательница добрая, девочка на детской площадке добрая… Со временем в шкале детских ценностей появляются и другие качества – «умный», «красивый», «храбрый». Доброта уходит на второй план. По каким причинам?

Яблоко от яблони

– Дети копируют модель поведения взрослых, – уверена педагог Надежда Геннадьевна Синичникова. – Ребенок несет ее в свой коллектив – детский сад, школу, студенческую группу. А потом – в собственную семью. Говорю родителям: у всех дети талантливы, все зависит от того, какую установку ты дашь ребенку в семье. Не на словах, а на деле. И тогда вырастают достойные люди. Такие примеры есть в нашем образовательном учреждении. А были родители, которые всегда защищали детей, сознательно игнорируя позицию педагогов и родителей других учащихся. Вы знаете, сколько у нас ретивых бабушек, которые влетают в школу, хватают за грудки первоклассника и кричат: «Ты зачем обидел моего внука? Да я тебя сейчас раздавлю!..» Так ведут себя современные, с высшим образованием бабушки. Понимаете? Это всё – мы...

Когда родители озлобленного ребенка говорят: «Мой сын в детском садике был самым лучшим и добрым», я не верю. Значит, он и раньше проявлял агрессию. Часто ребенка воспитывает бабушка, а мама с папой заняты зарабатыванием денег. Но они нужны сыну или дочери! Бывает – мамы и папы очень агрессивны, истеричны. Им не до любви к своему чаду. А  недолюбленный ребенок агрессивно ведет себя по отношению к окружающим. Готов толкнуть, ударить, лишь бы обратить на себя внимание. И тогда родители других детей начинают требовать: «Уберите его из класса!». Двадцать пять человек объединяются против одного первоклассника, заявляя: «Мы вынуждены обратиться в высокие инстанции, потому что вы не защищаете наших детей». Забывая о том, что и этого ребенка тоже надо защитить. И он гораздо несчастнее тех, кого успел укусить или толкнуть. Потому что у других есть мама, папа, бабушка, а у главного виновника нет по-настоящему любящих его людей. Это огромная социальная проблема.

На заседании клуба обсуждался и другой вопрос: так ли безобидна слепая любовь к своим детям? Нередко она приводит к уничтожению инициативы, желания совершать добрые поступки. «За меня и так уберется бабушка», «Мама мне все равно поможет сделать уроки», – рассуждает ребенок.

– Мне часто задают вопрос: что надо сделать, чтобы молодежь была добрее, патриотичнее? – включилась в разговор Нэиля Анваровна Бикмаева. –  Сейчас модно понятие «благотворительность». Молодежь идет в волонтерство, не вникая в его суть. Чтобы помочь людям с ограниченными возможностями, бездомным животным. Этим же молодым людям предлагаешь почистить хоккейную коробку, сделать что-то полезное для себя и соседей –  и они не хотят.  Более того, им не разрешают это делать их родители. «Зачем вы заставляете нашего ребенка работать?» – вступаются они.  Задаюсь вопросом: какую же мы хотим воспитывать молодежь, если сами не даем ей совершать добрые поступки?

Когда я работала в спортивной школе по художественной гимнастике, часто видела, как мамы носят девочкам рюкзаки. «Перестаньте им носить рюкзаки! Если хотите, чтобы ваша дочь стала олимпийской чемпионкой – она должна трудиться!», – не выдержала как-то раз одна из опытных тренеров. Считаю, что современные дети  сильно «залюблены», а чрезмерная любовь всегда портит.

Воспитывать примером

Писатель Чингиз Айтматов сказал: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».

Мы все – зеркало друг друга, а дети – наше зеркало. И все причины агрессии надо искать в семье, считает педагог Виктория Станиславовна Винник:

– Никогда не слышала, чтобы ругались мои родители. Дочь тоже такого не видела. Когда она создала семью, я посадила молодоженов перед собой и сказала: «В жизни бывает всякое, но важно, чтобы ваши дети никогда не видели конфликтов между вами».

Помню, моя мама сама все делала за нас: готовила, убирала, стирала…Ей так было проще. И однажды у бабушки в гостях она мне сказала в ответ на предложение помочь: «Ты иди, поиграй на улице, мы сами все сделаем». А бабушка в ответ: «Как же она всему научится?». Эту фразу я помню до сих пор и в воспитании внучки этот опыт всегда учитываю.

Каждое изменение в семье, как лакмусовая бумажка, отражается на ребенке. Дети чувствуют, что живут в напряженной, агрессивной домашней обстановке и, как ежики, выпускают «иголки» и колют тех, кто рядом.

– Замечено: когда отец уходит из семьи, это негативно сказывается на поведении и учебе сына, – констатирует  представитель комиссии по делам несовершеннолетних Марина Александровна Пушкарева. – Ему сложнее усваивать математику, логику. Исследования показывают, что в 80 процентах случаев причиной совершения преступлений несовершеннолетними является  агрессия, в 20 процентах – деградация личности. В последнее время агрессия рассматривается как внешнее проявление внутренних страданий.

Недавно узнала мнение ученых: если человек голодает и мозг недополучает необходимые вещества, начинают вырабатываться гормоны, отвечающие за агрессию. А когда мы говорим, что ребенок нерегулярно питается, можно предполагать, что у него уже есть отклонения…

Родители могут порождать еще больше агрессии, сами того не осознавая, когда говорят сыну: «Нельзя дружить с этим мальчиком,  он плохой!» А этот мальчуган слышит отзыв и ведет себя в соответствии с ожиданиями окружающих – плохо.

– Воспитание в ребенке доброты, способности к состраданию и сопереживанию во многом начинается с гуманного отношения к «меньшим братьям», – поделилась своей точкой зрения руководитель клиники, ветеринарный врач Анна Николаевна Таслицкая. – Закладывается это отношение в семье. Многое зависит от позиции бабушек. Если взрослые с малых лет внушают ребенку, что кошка, собака, другой питомец – живое существо, способное чувствовать, и относиться к нему нужно с любовью и заботой, вырастет человек с доброй душой. Главное, чтобы взрослые подкрепляли слова личным примером. Бабушка вполне сможет объяснить внуку или внучке уже с годовалого возраста, что нельзя хватать, тискать, а тем более бить домашнего питомца, ему – больно.

Вот один пример: взрослые решают, что делать с муравейником на даче. Можно его выкопать и аккуратно перенести на другое место. Вместе с ребенком приносить муравьям хлебушек,  наблюдать за их жизнью. А представьте, что будет, если на глазах у малыша муравейник взять и уничтожить? Как это отразится на детской психике? Своей внучке я объясняю что даже цветы с клумбы рвать не надо – они все чувствуют… Наше отношение к живому – не просто показатель экологической культуры, а главный «тест» на человечность. Как правило, склонные к агрессии и живодерству люди вырастают в семьях, где взрослые показывают пример жестокости. Часто взрослые внушают ребенку, что кошки и собаки, особенно бездомные – это «зараза», источник опасности. Между тем, психологи считают, что ненависть к животным – сам по себе диагноз. А отношение человека к бездомным собакам и кошками напрямую связано с его восприятием социально уязвимых – людей с низкими доходами, бездомных, инвалидов. Тот, кто способен издеваться над беззащитными животными, будет так же издеваться над людьми.

Другая крайность – относиться к питомцу как к игрушке. Типичная история: подарили ребенку котенка или щенка, а потом зверек надоел – и его выбросили на улицу. Стоит ли удивляться, если в будущем сын или дочь так же «выбросят» из своей жизни надоевших родителей? Прежде чем завести живое существо, необходимо обсудить с ребенком его обязанности по уходу за питомцем, меру ответственности за его жизнь.

От агрессии – к терпимости

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать, и неравнодушие к несчастьям людей, и готовность бескорыстно помогать, и принятие людей такими, какие они есть.

– Важно научить ребенка быть терпимым к окружающим, уметь воспринять другого, не похожего на тебя, как равного, – уверена детский писатель Татьяна Федоровна Бацевич. – Однажды на омском телеканале был проект «На равных» в поддержку инвалидов. Услышала название, и у меня родилась сказка «Условие Королевы». Вот ее сюжет. Насекомые нашли яйцо и стали бросать друг другу, как мяч. Из яйца послышался голосок: «Давайте дружить». Они испугались и бросили яйцо. Из него выползла гусеница и предложила букашкам дружбу. «Ну, нет, у тебя лапок нет, мы с тобой дружить не будем», – отрезали они. Гусеница закуталась в одеяло и превратилась в кокон. С ней стали  играть в «дочки-матери», как с куклой. На каждое предложение принять ее, насекомые отвечали: «Нет такого правила, чтобы игрушка разговаривала». Тут кокон лопнул, и она превратилась в прекрасную бабочку. И стали ей все предлагать дружбу, на что она отвечала: «Возьму в друзья с одним условием: несмотря на то, что все мы разные – все мы равные».

Участницы клуба обратили внимание еще на одну проблему, тесно связанную с вопросом о толерантности. Часто родители внушают ребенку, что он самый лучший.

– Будучи членом жюри одного из омских конкурсов, я видела, как родители готовят к ним детей, – поделилась наблюдениями певица Любовь Казарина. – Некоторые говорят своему чаду: «Что ты переживаешь? Не парься! Ты у меня звезда!» И ребенок выходит на сцену, совсем не думая, что должен что-то доказывать.

Стало явным социальное расслоение общества. Один ребенок хвастается айфоном, другой – дорогой обновкой, третий – джипом родителей. «Ярмарка тщеславия» рождает зависть и агрессию. Эти качества с каждым годом «молодеют». Нередко видишь, как младенцы кусают своих мам, кричат на бабушек. Агрессия уже в генах.

О том, как зарождается в семье жестокость, участницы клуба увидели в авторском социальном ролике Олеси Дороговой.

– В моей семье насилия и жестокости не было – рассказала Олеся. –  Нужно с детства любить своих детей, тогда они вырастут морально здоровыми людьми. Будут любить семью, так же воспитывать своих детей. Грустно, когда бабушки свою любовь к внукам выражают в денежном эквиваленте, с помощью  дорогих подарков. А не лучше ли испечь и привезти внучатам домашних пирожков?..

Мы выбираем то, что проще. И сами становимся заложниками прогресса. Сейчас сложно представить нашу жизнь без гаджетов. Ребенку еще нет года, а он, глядя на родителей, уже «сидит в телефоне» или изучает планшет. Доказано, что постоянно работающий телевизор негативно влияет на психическое развитие малыша. Ребенок начинает чаще капризничать, меньше разговаривать, проявлять негативные эмоции.

Сотрудница Омского отделения Пенсионного фонда РФ Евгения Петровна Кошкарова высказала мнение, что своих детей раньше  воспитывать было легче, чем сегодня внуков:

– Мы жили небогато, но в более благополучной среде. Когда у нас в десятом классе выступал нарколог, мы не понимали: а зачем – ведь у нас нет наркоманов! Участковый заметил: «Как нет? У меня на участке один». А теперь  едва ли не каждом подъезде наркоманы. Зло наступает. Сейчас очень сложно привить ребенку духовно-нравственные ориентиры – в Интернете, на телеканалах они черпают другие ценности.   

Возрождение духовности  

– Сейчас модно создавать видимость благополучной, счастливой семьи, и многие действия совершаются явно напоказ, чтобы окружающие «так думали», – рассказала психолог Марина Анатольевна Васнецова. – А ребенок учится в первую очередь всем основным понятиям в семье. И только при искренней, не показной любви раскрывается и растет как личность, понимая, что такое свобода выбора и ответственность. Учится уважать мнение других и отстаивать свое, начинает понимать, что такое забота и внимание.

Учитель-словесник Лариса Григорьевна Соколина уверена: главная роль бабушки – в духовно-нравственном воспитании ребенка.

– Духовный потенциал книг – основа основ. Когда в моем пятом классе был урок на тему «Презентация любимой книги», я пришла в ужас от того, какие из прочитанных книг называли ребята. «Память дьявола», «Дьявол во плоти» и тому подобное. Вдруг выходит девочка и рассказывает о книге «Четвертая высота» Елены Ильиной. И мы всем классом стали обсуждать подвиг пионеров-героев.

Духовно богаче могут сделать не только хорошая литература, фильмы, но и музыка. Посещение выставок, театров, музеев, концертов развивает чувство прекрасного.

– Своей внучке прививаем вкус к народной музыке, русской культуре, развивая в ней творческие навыки. Она постоянно интересуется оркестром, знает все инструменты, видит, как бабушка с дедушкой готовятся к концертам, выступают на сцене. И нам это всегда приятно, – рассказывает директор оркестра «Лад»  Елена Михайловна Безбородова. – Это тот случай, когда собственный пример может быть эффективнее разговоров о духовном воспитании. 

Детство без расписания

Основная потребность ребенка – эмоциональное «созвучие» с близкими людьми. Современным детям не хватает человеческой теплоты, когда можно просто прижаться к родному человеку. Эмоциональное сопереживание – залог того, что вырастет милосердный и добрый человек. Не случайно в последнее время в противовес общепринятому показателю IQ специалисты заговорили об эмоциональном интеллекте, который более значим для формирования личности.

– Природа ребенка – движущая сила для развития и становления здоровой личности, и это – то, что современная цивилизация никак не учитывает, «развивая» ребенка с помощью новейших технологий, – начала свое выступление педагог Таисия Юрьевна Голякевич. – Ребенок растет, подражая тому, что видит, слышит, чувствует, впитывает всем своим существом. Он обязательно нуждается в активности для своего роста и развития. Если поощрять активность, не пугать ребенка словами «упадешь, опасно», позволить лесенкам, горкам, качелям и прочим радостям движения быть, то и агрессии не будет. Ум ребенка поглощает огромное количество информации, как губка. Не перегружайте его знаниями, не ждите быстрых результатов. Дети хотят соответствовать нашим ожиданиям, а перегрузки – это стресс. Оставьте им время на беззаботное детство «без расписания».

Ребенок нуждается в расширении границ, в увеличении свободы познания мира, в котором живет. Он строит свою систему ценностей, устанавливая границы, убеждаясь в безопасности мира, и реализуя потребность в соблюдении правил и порядка. Маленький ребенок очень любит порядок, ритуалы и правила. Без них – он не чувствует себя защищенным, а значит, переживает и проявляет агрессивность. Важно помнить, что ребенок – божественный дар семье, в которую он пришел, и нужно растить его в любви.

Поможет сохранить детям доброту только любовь, в этом солидарны все участницы и гости клуба. Любовь к себе, близким, к жизни.

– Мы с внуком запросто можем погрузиться в снег по пояс и не боимся, что будет болеть горло. А почему нет? Кто-то может задать вопрос: что можно сделать для внука трех лет? Все! Прежде всего, быть рядом, любить и своим поведением показывать, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Чтобы ребенок стал таким, каким мы его хотим видеть, мы сами должны быть такими. Трудно сказать ребенку «не кури», если папа курит. «Помогай бабушке», если ты этого не делаешь. Надо просто  любить и тогда у нас будут чудные девчонки и мальчишки! – призвала всех бабушек педагог  Марина Григорьевна Рябикова.

Вместо послесловия

На протяжении всей встречи участники первого заседания Клуба современных бабушек  обменялись не только опытом воспитания внуков, но и хорошим настроением, приобрели новых, близких по духу друзей. В конце гостей ожидало несколько сюрпризов – розыгрыш призов от партнеров и музыкальный подарок от певицы Любови Казариной, которая исполнила песню, ставшую гимном журнала «Сибирь и Я».

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» благодарит всех, кто принимал участие в спецпроекте. Отдельное спасибо администрации ресторана «Альбион» за помощь в организации мероприятия.  

Члены Клуба современных бабушек

Координатор проекта – Людмила Михайловна Максимова, главный редактор журнала «Сибирь и Я»;

Автор и ведущий спецпроектов журнала «Сибирь и Я»– Наталья Владимировна Сурикова;

Татьяна Федоровна Бацевич, детский писатель;

Елена Михайловна Безбородова, директор Русского камерного оркестра «Лад»;

Виктория Станиславовна Винник, заведующий БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 140»;

Любовь Владимировна Казарина, певица;

Евгения Петровна Кошкарова, помощник управляющего ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области;

Марина Григорьевна Рябикова, директор БОУ г. Омска «СОШ № 104»;

Тамара Геннадьевна Синичникова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 26», председатель областного отделения общественной организации «Союз женщин России»;

Лариса Григорьевна Соколина, учитель БОУ г. Омска «Гимназия № 75»;  

Анна Николаевна Таслицкая, руководитель и главный врач круглосуточного центра ветеринарной помощи и реабилитации животных «Аветана».   

Приглашенные участники

Нэиля Анваровна Бикмаева, зам. директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска;

Марина Анатольевна Васнецова, психолог-энерготерапевт, руководитель Центра развития семьи «БлагоТворю»;

Таисия Юрьевна Голякевич, педагог Детского центра «Здравствуй, Солнышко!»;

Олеся Сергеевна Дорогова, «Мисс Хрустальная корона Сибири-2016», директор конкурсов «Хрустальная корона Сибири», автор социального ролика о насилии в семье;

Марина Александровна Пушкарева, ответственый секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Омска.

 Содержание