омская история/ лабиринты памяти

текст: Андрей КОЛОМИЕЦ, фото из архива

Путешествие в город, которого нет


У всех свои традиции встречи Нового года: кто-то обязательно ходит в баню, чтобы смыть всю старую грязь, кто-то – в кино или театр, а некоторые вообще уезжают, чтобы встретить праздник в теплой стране. А я предлагаю совершить небольшое предновогоднее путешествие в город, которого нет. Мы побываем на двенадцати омских объектах, которые были снесены в разное время. Почему именно на двенадцати? Во-первых, по числу месяцев. А во-вторых, как поется в известной песне, «С первого по тринадцатое старых ищу друзей. Словно двенадцать месяцев эти двенадцать дней. Наверное, что-то сменится в жизни твоей и моей». Итак, в путь!

Старый цирк

Путешествие в старый Омск я решил начать с цирка моего детства, который располагался возле Казачьего рынка. В нем была не слишком хорошая вентиляция, уже в вестибюле зрителей встречали запахи опилок, которыми была устлана арена, и навоза. Буфет был очень маленьким, поэтому по рядам ходили лоточницы и торговали эскимо на палочках и пирожками.

Еще в 1909 году специально для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепетова на Казачьей площади возвели временное здание, в которое постепенно перекочевали все омские циркачи. Капитальное здание было построено в конце 1918 года на средства известного в то время циркового артиста Ивана Яго и стало называться  «Спорт-Палас». Но в 1920 году частный цирк был ликвидирован, а в 1922 году на Казачьей площади появился советский цирк, который был призван стать «подлинным очагом социалистической культуры». 

В 30-е годы у цирка появился новый купол, а в начале Великой Отечественной войны в Омск из Минска был эвакуирован Белорусский государственный цирк, для которого это здание стало родным на четыре года. Пока в Омске не было Концертного зала, именно в цирке, где была отличная акустика, проводились концерты. В его стенах, в частности, выступали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. В конце 1973 года было сдано в эксплуатацию новое здание цирка, а в старом почти сразу же после того, как построили новое, произошел пожар. Почему – так и осталось невыясненным: то ли поджог был, то ли короткое замыкание. Но руины старого цирка  еще долго «украшали» Омск, его снесли только в 1984 году.

Дом пионеров 

В начале 70-х мне довелось больше года ходить в шахматный кружок Дома пионеров, располагавшегося по улице Красный Путь, 2. Внутренние интерьеры этого здания надолго врезались в мою память – редко где в Омске можно было увидеть такое изобилие росписи на стенах, лепнины и скульптур невиданных зверей. Каждый раз, приходя в кружок, я глазел по сторонам, любуясь интерьерами явно из дореволюционного прошлого. А руководил шахматным кружком Константин Исаков, легенда омских шахмат, воспитавший целую плеяду шахматистов, в том числе гроссмейстера Виталия Цешковсого. Дом пионеров был открыт 15 марта 1936 года. Вот что писала об этом событии «Омская правда»: «Более двухсот школьников - отличников учебы, приглашенных на открытие Дома пионеров, были поражены открывшейся перед ними картиной. Сразу у входа в вестибюль на мягкой ковровой дорожке юных хозяев ждали пятнадцать педальных автомобилей – подарок завода «Сибсельмаш». Труженики города подарили пионерам патефоны, радио, мебель, оборудование кабинетов».

После сноса Успенского собора сад, который раньше назывался Архиерейским, переименовали в Сад пионеров в честь Дома пионеров, который жил весьма бурной жизнью. Перед омскими пионерами выступали известные на всю страну люди, в частности Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков, совершившие беспосадочный перелет Москва - Северный полюс -Ванкувер, больше часа отвечали на вопросы детей. Первым директором Дома пионеров была А. Самойлова, при ней здание было надстроено в стиле конструктивизма и стало трехэтажным. Однако в 1977 году после постройки Дворца пионеров и школьников старый Дом пионеров был закрыт. В нем размещались какие-то учреждения, а в 1983 году его снесли, поскольку он якобы помешал строительству подземного перехода у кинотеатра имени Маяковского.

В отличие от других снесенных зданий история Дома пионеров зафиксирована только в советскую эпоху. Это здание многие исследователи называют бывшим губернаторским дворцом, некоторые даже уточняют, что это второй губернаторский дворец, не тот, что на площади Ленина. А вот дату его постройки, автора проекта и название организации, возводившей здание, мне обнаружить не удалось. Однако можно предположить, что он был построен ближе к 1839 году, когда по высочайшему указу Николая I Омск был объявлен столицей Западной Сибири, и в него перебрался генерал-губернатор со своей свитой.

Первое пришествие, правда, случилось раньше: первый генерал-губернатор Западной Сибири Петр Капцевич предпочел в 1824 году разместить свою резиденцию в Омске, хотя официальным губернским центром считался Тобольск. Впрочем, все остальные губернские учреждения остались в Тобольске, а после ухода Капцевича с должности в 1827 году в Тобольск вернулась и резиденция генерал-губернатора. Капцевичу пришелся по душе военный уклад жизни города, он признавал выгодное стратегическое положение Омска для решения военно-политических задач в управлении регионом и даже пытался в 1824 году добиться официального признания Омска столицей генерал-губернаторства, но натолкнулся на отказ, который мотивировался тем, что в Омске нет удобных зданий для государственных чиновников. Реализовать инициативу переноса столицы генерал-губернаторства удалось князю Петру Горчакову, управлявшему Западной Сибирью в 1836-1851 годах. Он перебрался в Омск и вполне возможно, что его резиденцией был именно будущий Дом пионеров. Ну а в 1862 году по проекту архитектора Ф. Вагнера был построен новый дворец генерал-губернатора, в котором сейчас располагается музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Завод имени Юргенсона        

Еще в 70-е годы остановка, которая сейчас именуется «ТВЦ «Каскад», называлась «Завод Юргенсона». А сам завод, правда, закрывшийся в середине 60-х, располагался аккурат на месте «Каскада». Мне доводилось бродить по бывшим заводским помещениям незадолго перед их сносом в 1982 году и могу засвидетельствовать: несмотря на царившую разруху, от зданий веяло стариной.

А построил этот завод в 1908 году дореволюционный омский олигарх Миней Мариупольский. Торговый дом «З. и М. Мариупольский и Ко» занимался крупной оптовой торговлей хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией на вывоз, а, накопив денег, решил заняться производством и построить лучший в городе завод по производству пива и фруктовых вод. Завод расположился напротив нынешнего Дома печати, поблизости от городской железнодорожной ветки, которая проходила тогда по будущему проспекту Карла Маркса.  Мариупольский организовал поставки самого современного по тем временам оборудования из Германии. Для основного варочного отделения оборудование изготовили на заводе «Германия» в Саксонии, часть машин поставила знаменитая немецкая фирма «Унионверке». На пивном заводе трудились более шестидесяти рабочих, выпускалось продукции более чем на 800 тысяч рублей ежегодно, в среднем 160 тысяч ведер популярных напитков. Пиво («Столовое», «Венское», «Пильзенское»), портер и фруктовые воды Мариупольского продавались не только в Омске, но и в других городах. Для отправки продукции по Сибирской железной дороге использовались собственные вагоны-ледники, а в Новониколаевске, Каинске, Таре, Тюкалинске были свои склады. Однако эта торговая империя была разрушена революцией и гражданской войной.

Большевики национализировали частное предприятие, и в 1922 году вступил в строй пивоваренный завод, который было решено назвать в честь Юргенсона. А в 1942 году, когда стало ясно, что для победы мыло нужнее, чем пиво, пивзавод имени Юргенсона стал мыловаренным, а впоследствии мыловаренно-парфюмерным заводом.

Как рассказывал мне один ветеран, работавший на  этом заводе в годы войны, в основном мыло отправлялось на фронт и в омские госпитали. Рабочим часть зарплаты тоже выдавали мылом, чтобы они могли обменять его на продукты питания. Мыловаренный завод тоже был имени Юргенсона. Как выяснилось, эстонец Вальдек Юргенсон никакого отношения к Омску не имел. По профессии он был булочником, но уже  с 1909 года активно работал в профсоюзном движении булочников, потом  примкнул к левому крылу социал-демократической партии – большевикам и стал профессиональным революционером. В 1912 году перебрался в Петербург, организовывал экономические и политические стачки. Осенью 1916 года его арестовали, но февральская революция освободила его из тюрьмы. После революции активно работал секретарем Союза булочников и секретарем большевистской группы булочников, был членом оргбюро по созыву Всероссийской конференции пищевиков, состоял членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и различных коллегий. Погиб Юргенсон в 1919 году при обороне Петрограда в бою за форт Красная Горка. Когда красные стали отступать под натиском белогвардейцев, он прокричал: «Умру у пулемета!» и выполнил свое обещание. Вот в честь этого «пламенного большевика» почему-то и решили назвать завод в Омске.

В середине 60-х открылся завод синтетических моющих средств, в него и влился завод им. Юргенсона, прекратив самостоятельное существование. Какое-то время помещения завода использовались как складские и конторские помещения, потом стояли заброшенными и были снесены под строительство областного полиграфического центра, который так и не был достроен и превратился в «Каскад».

Театр музыкальной комедии

Театр музыкальной комедии был очень хорошо мне знаком не только как зрителю, но и как работнику – целый месяц довелось поработать в нем монтировщиком сцены. Внутри театра было немало росписи и лепнины. Был он не очень большим, но зато весьма уютным и гостеприимным.

Построен он был в 1859  году на средства крупных российских предпринимателей и меценатов Ивана Базилевского и Николая Рюмина. Для чего этим двум действительным статским советникам понадобилось жертвовать немалые деньги на постройку здания Общественного собрания в Омске, к которому они никакого отношения не имели, неизвестно, просто благотворительный каприз. Автор проекта здания точно неизвестен, но есть мнение, что им был омский городской архитектор Ф. Вагнер. Первоначально здание было выполнено в стиле классицизма, но в 1906 году его украсили барочно-рокайльным декором: высокими аттиками с волютами, балюстрадой, а на фасадах появились  разнообразные растительные мотивы. Позднее к зданию были пристроены дополнительные помещения: в 1905-м – концертный зал, в 1906-м – мастерская для машинного отделения и магазин.

Статус Общественного собрания был получен в 1861 году, после чего оно стало клубом привилегированных граждан Омска. Здесь давались балы и проводились маскарады, устраивались детские вечера, проходили встречи с гостями города. Разносторонней была его благотворительная деятельность: оказывалась материальная помощь инвалидам и малоимущим ученикам, Красному Кресту, Обществу попечения о начальном образовании, проводились благотворительные вечера и концерты. С пристройкой концертного зала Общественное собрание стало сценической площадкой. В его стенах играла актриса Вера Комиссаржевская, выступали поэты Федор Соллогуб и Константин Бальмонт. Здесь же устраивались вечера и концерты камерной музыки Омского отделения русского императорского музыкального общества, ставились спектакли любителей драматических искусств, проводились собрания Красного Креста и Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. в 1914 году здесь открылся один из первых кинотеатров Омска, а потом свои коррективы внесла Первая мировая война.

С января 1916 в здании расположился госпиталь, а  Общественное собрание переехало в дом Грязнова, где теперь располагается Органный зал. А после революции в мае 1918 года  в бывшем здании Общественного собрания был открыт Дом пролетарской культуры. А когда при Александре Колчаке Омск был объявлен столицей России, здесь находилось морское министерство Российского правительства. После победы большевиков здание, что называется, пошло по рукам: в 1920-1921 годах здесь размещался Губпоказтеатр, с 1922-го - тифозный госпиталь 29-й дивизии Красной Армии, с 1923-го  - Дом коммунистического просвещения, переименованный затем в Областной дом партийного просвещения. С 1937 года часть помещений арендовали омский филиал товарищества «Художник», трест «Коммунснаб», строительная контора «Комдортрансстрой», а в годы Великой Отечественной войны к арендаторам добавилось Омское отделение «Агитплаката». А вот после войны здание надолго обрело постоянного хозяина. Руководство Омска неоднократно обращалось в Москву с просьбой об открытии еще одного театра, и в 1946 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение об открытии в нашем городе областного театра музыкальной комедии. Основу театральной труппы составили актеры Сталинградского театра музыкальной комедии, работавшие в Омске в годы войны. Художественным руководителем стал народный артист Таджикской ССР Леонид Ицков, его сын Юрий спустя многие годы играл в Омском драматическом театре. Новый омский театр разместился на улице Ленина, 25 в здании бывшего Общественного собрания. Его торжественное открытие состоялось 24 мая 1947 года премьерой оперетты Р. Хейфа «Яблоко любви». А в 1981 году театр музыкальной комедии перебрался в новое здание, которое в народе метко окрестили «трамплином». А старое здание театра передали театру кукол, но тот потребовал капитального ремонта, денег на который так и не нашлось.

В перестроечные времена носилась идея вернуть зданию статус Общественного собрания, но дальше слов дело не пошло. Долгие годы старинное здание не использовалось и постепенно ветшало, а потом две трети оригинальной постройки были снесены. Вроде бы участок под бывшим театром выделен кому-то под застройку с сохранением развалин, которые должны составить костяк нового здания, но когда это случится – бог весть.

Католический костел

Здание костела, которое располагалось на месте нынешнего ТЮЗа, запомнилось мне уже в полуразрушенном состоянии. Окончательно его снесли летом 1965 года. Рядом с ним в сквере возле Никольского собора, который тогда назывался кинотеатром «Победа», был детский городок с качелями-каруселями. В один из выходных дней родители привели меня в этот сквер, и мне врезалось в память, как ломали старинное здание, которое и оказалось костелом.

Хотя согласно официальным данным в 1860 году в Омске проживали всего 332 католика, власти пошли им навстречу и разрешили построить костел. Пятнадцатого ноября 1861 года городской властью было утверждено разрешение «отставному надворному советнику Паклевскому-Козелло построить в Омске за собственный счет Латинскую церковь». Проект костела был выполнен архитектором Сибирского казачьего войска Гавриилом Вершининым в готическом духе со стрельчатыми окнами и порталом и окном-розой на главном фасаде. Уже через год костел был возведен на площади у Никольского казачьего собора между зданиями Общественного собрания и мечети. Его украсили прекрасный иконостас работы ссыльных поляков и орган. В 1889 году омские прихожане-католики обратились с прошением построить колокольню. Разрешение было получено, и вскоре появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом – проемы в форме стрельчатых арок, башенки и другие элементы декора. Свой окончательный облик костел получил в 1910 году: здание стало крестообразным и получило высотную доминанту – высокую стрельчатую колокольню с шатром.
Прихожанами римско-католической церкви были самые разные люди – от генералов до крестьян. В 1906 году при костеле было открыто начальное училище римско-католического благотворительного общества. Римско-католическое учение преподавалось и на русском языке – в кадетском корпусе и мужской железнодорожной школе.

По декрету об отделении церкви от государства здание костела было национализировано, и общине пришлось арендовать его. В августе 1930 года был арестован последний ксендз омского католического костела Михаил Бугенис. Его обвинили в антисоветской деятельности, но не расстреляли – судебная коллегия ОГПУ осудила ксендза на десять лет лагерей. Спустя несколько лет Михаила Бугениса, отбывавшего срок на Соловках, поляки обменяли на советского разведчика. Власти инспирировали «добровольный отказ католического общества от пользования в дальнейшем зданием костела и культовым имуществом», и по постановлению Западно-Сибирского крайисполкома № 3731 от 3 октября 1932 года костел был изъят из пользования и передан горсовету для использования в культурно-­просветительских целях.
На самом деле с 13 октября 1932 года в нем разместили детский дом для беспризорников, а 1 августа 1937 года в переоборудованном здании костела открылся городской летний театр. По воспоминаниям бывшего главного архитектора Омска Георгия Капустина, по проектам которого были построены гостиница «Сибирь» и больница водников, колокольня была снесена, а к зданию пристроили площадку летнего театра. В этом театре выступало немало известных певцов и артистов, а 21 сентября 1942 года там состоялся вечер знаменитого актера и режиссера кукольного театра Сергея Образцова. Однако в 60-е годы городские власти решили, что на проспекте Маркса вместо летнего должен появиться театр юного зрителя, который до этого размещался над кинотеатром «Художественный», поэтому костел был снесен.

(Продолжение – в следующем номере журнала)

Содержание