к 300-летию нашего города/ омские улицы

текст: Андрей КОЛОМИЕЦ, фото: Александр МАКСИМОВ

Улица 20 лет РККА: три части, три эпохи, три судьбы


 Редакция журнала «Сибирь и Я» уже много лет располагается в доме на улице 20 лет РККА. На этой же улице, по стечению обстоятельств, живут его главный редактор Людмила Максимова и автор этих строк. Так появилась идея рассказать об этой улице подробнее.

На казачьей земле

Когда именно на карте Омска появилась улица, впоследствии получившая название «20 лет РККА», точно неизвестно. Ориентировочно – в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Изначально она называлась Плотниковской в честь некоего генерал-атамана казачьего войска Плотникова. Почему некоего? Да потому что от него в архивах не осталось даже имени. Также неизвестно, чем он прославился и почему удостоился того, что в его  честь назвали целую улицу. Точно можно сказать только то, что он не был наказным атаманом Сибирского казачьего войска, а более – ничего.

Людмила Огородникова, одна из составителей справочника «Улицы города Омска», начальник отдела использования и публикации документов Исторического архива Омской области, призналась: «При подготовке справочника мы так и не смогли выяснить, кто же такой был казачий атаман Плотников и чем же он знаменит, потому что в архиве данных о нем нет». А когда я стал расспрашивать о Плотникове знакомых историков, то услышал следующую версию: вполне возможно, этот атаман принадлежал не к Сибирскому казачьему войску, а, к примеру, к Уральскому, потому и сведения о нем нужно искать не в омском архиве. Возможно, когда-нибудь пытливый историк-исследователь выяснит, чем же прославился атаман.

Улица Плотниковская находилась на территории Казачьего форштадта. Застраивалась она довольно хаотично деревянными домами, большая часть которых до наших времен не сохранилась, а после 10-й Линии на ней и вовсе располагались выпасы для казачьего скота. На казачьих землях нельзя было ничего строить, кроме жилых домов для казаков, что было не слишком удобно для городской власти. В 1908 году российское правительство по настоятельной просьбе руководителей города изъяло земли Казачьего форштадта у казаков и передало в ведение муниципалитета. Однако поскольку эти земли были отданы казакам в вечное пользование, взамен омское казачество получило даже большую площадь в Атаманском хуторе. Он занимал немалую территорию между железнодорожной станцией Омск и Иртышом, простираясь от улицы Труда до площади Серова.

Новая жизнь старой улицы

Как только земля по ул. Плотниковской стала муниципальной, ее сразу же стали передавать под застройку. Одним из первых появился дом-особняк (ныне по улице Чокана Валиханова, 10) Филиппа Штумпфа. Когда-то он являлся частью городского усадебного комплекса, постройки которого, увы, не сохранились. Его владелец Филипп Штумпф приехал в Омск в 1898 году по приглашению генерал-губернатора Максима Таубе и стал главным агрономом Степного края, а впоследствии – крупнейшим в Омске предпринимателем и общественным деятелем. С приходом советской власти загородное хозяйство и городская усадьба Штумпфа  были конфискованы. При отступлении войск Колчака в 1919 году Штумпф покинул Омск, в дороге заболел тифом, а после выздоровления вернулся в Омск и был вынужден снимать комнату по соседству со своим бывшим домом…

В 20-х годах прошлого века в бывшем особняке расположился детский дом. А с начала 30-х до середины 80-х здесь размещались коммунальные квартиры. В 1980 году ему все же присвоили статус памятника архитектуры, а еще через семь лет благодаря стараниям омского художника Кондратия Белова начались работы по ремонту и восстановлению его фасадов и интерьеров. Кондратий Белов мечтал устроить здесь свою художественную мастерскую, но не дождался окончания реставрационных работ, скончался в 1988 году. В марте 1991-го дом был открыт, но уже в статусе музея Кондратия Белова. Кроме особняка Штумпфа на Плотниковской были построены и другие весьма самобытные дома, ныне считающиеся памятниками жилой архитектуры: доходный дом Михайлова (Ч. Валиханова, 3) и жилой дом И. Мелонникова (Ч. Валиханова, 5).

Почему улицу Плотниковскую решили переименовать, остается только догадываться. Чем бывший казачий атаман не угодил советской власти, трудно сказать, но на основании решения исполкома Омского городского совета и протокола № 8 от 14 февраля 1938 года Плотниковская была переименована в улицу 20 лет РККА. В Омском музее городского быта, который так и не стал настоящим музеем из-за хронической  нехватки средств в городском бюджете, на стене в одном из залов висит план Омска 1941 года. Согласно этому плану существенную часть улицы 20 лет РККА тогда занимали бараки, а сама улица проходила вдоль парка культуры и отдыха – Новой загородной рощи. Теперь вдоль парка простирается улица Масленникова, которая в 1941-м заканчивалась на 10-й Линии. Скорей всего, эту часть парка вырубили после войны, когда его назвали парком имени 30-летия ВЛКСМ.

В годы Великой Отечественной войны в Омск были эвакуированы сто десять промышленных предприятий, вместе с ними приехали десятки тысяч работников и эвакуированных, которых нужно было где-то расселять. Согласно официальным данным, с 1941 по 1945 год в Омске  было построено более 600 тысяч квадратных метров производственных площадей, а также около 200 тысяч квадратных метров жилья. Строились одноэтажные жилые дома и на улице 20 лет РККА. Но и во время войны не забывали о перспективах. Омский архитектор Павел Голенко спроектировал целый поселок для работников шинного завода. Воплотить в жизнь проект не удалось, архитектор умер в 1947 году, но автошинный поселок был построен на улице 20 лет РККА инженером Дмитрием Бутыриным.

Вот что пишет об этом   Виктор Кочедамов в книге  «Омск. Как рос и строился город»: «В юго-во­сточной части Омска, на пустыре у Казачьего кладбища, в 1948-1951 годах был по­строен поселок из двух- и четырехэтажных жи­лых домов для рабочих шинного завода (архитектор Павел  Голенко и инженер Дмитрий Бу­тырин)». Дома этого поселка, построенные после войны, до сих пор отличаются «лица не общим выраженьем». Кстати, по авторскому проекту Павла Голенко был построен и весьма необычный дом на улице Орджоникидзе, 16.

Граничная улица

Вот еще одна особенность улицы 20 лет РККА: именно по ней проходила граница между Куйбышевским и Октябрьским районами, а теперь – между Центральным и Октябрьским округами. А еще на ней расположена исправительная колония. Исправительная колония № 9 строгого режима была создана в августе 1938 года на месте бывшего подсобного хозяйства Управления НКВД, находившегося на восточной окраине Омска. Теперь это уже далеко не окраина, а в 1995 году в колонии появился первый на территории исправительных учреждений Сибири и Дальнего Востока храм Святых Первоапостолов Петра и Павла.

Новая размеренная жизнь бывшей Плотниковской улицы продолжалась до 1985 года, когда от нее было решено отсечь центральную часть. В ноябре отмечалось 150-летие казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова, который когда-то учился в Омском кадетском корпусе. Как рассказал Почетный гражданин города Омска Юрий Яковлевич Глебов, бывший тогда председателем Омского горисполкома: «Была установка сверху по поводу юбилея назвать одну из омских улиц в честь Чокана Валиханова. После обсуждения решили переименовать часть улицы 20 лет РККА, ведь она была названа в честь круглой даты, и ее название не представляло исторической ценности». В общем, видимо, посчитали, что такое название не жалко. Хотя совсем рядом, в центре, расположена улица 8 Марта, могли бы и ее переименовать. Так или иначе, по постановлению горисполкома от 7 октября 1985 года и постановлению облисполкома от 15 декабря 1985 года улица 20 лет РККА от Иртыша до улицы Куйбышева стала именоваться улицей Чокана Валиханова. А еще через двадцать лет на ней появилось консульство Казахстана и памятник Валиханову возле него.

Через год открылся СКК «Иртыш», который перегородил улицу 20 лет РККА полностью. Поэтому вполне логичным стало еще одно переименование, в 1995 году. К 90-летию омского поэта Леонида Мартынова по решению городской администрации из улицы 20 лет РККА был выделен бульвар Мартынова. Больше всего этот бульвар похож на широкую улицу, правда, очень короткую – от парадной лестницы СКК «Иртыш» (ныне СКК им. Виктора Блинова) до улицы Маршала Жукова. Почему именно этот отрезок Омска удостоился быть названным в честь по-настоящему большого поэта, понять сложно, ведь Леонид Мартынов родился и вырос не в Казачьем, а в Мокринском форштадте, о чем замечательно написал в книге «Воздушные фрегаты». Шесть лет бульвар пустовал, а в 2001 году на нем основали Аллею литераторов и памятными камнями решили увековечивать имена поэтов и писателей, чьи судьбы связаны с Омском. За пятнадцать лет установлено девятнадцать мемориальных камней омским писателям и поэтам.

Уличные факты и легенды

Развал Советского Союза и развенчание идеологических социалистических мифов привели к тому, что молодое поколение откровенно не знает советских реалий и аббревиатур. Мой опрос молодых людей убедительно доказал: омская молодежь не знает, что такое «РККА». Варианты расшифровки этой аббревиатуры предлагались разные. Но, увы, до Рабоче-Крестьянской Красной Армии практически никто не додумывался. Между тем все опрошенные уверяли, что отмечают День защитника Отечества. И невдомек им, что 23 февраля – это и есть день рождения РККА. Возможно, пришла пора изготовить таблички с расшифровкой аббревиатуры и минимальными пояснениями и развесить их на домах.  

Любопытный факт: после одного из переименований на четной стороне улицы 20 лет РККА забыли поменять номера домов. Так и получилось, что после дома № 10 сразу следует дом № 168. Менять номера домов – недешевое удовольствие, поэтому, видимо, по четной стороне улицы так и останется мнимое цифровое изобилие. Кстати, подобная нестыковка есть и на нечетной стороне, в конце улицы 20 лет РККА: сразу за домом № 193 следует № 301. Куда делась куча домов между ними, остается только гадать…

С этой улицей связана и легенда времен действия Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом, принятого в 1985 году. Когда борьба за трезвость перешла все разумные границы, сотрудникам ППС вменили в обязанность задерживать на улицах нетрезвых граждан и доставлять в отделения милиции для выяснения. Понятно, что самим милиционерам эта дополнительная нагрузка была ни к чему, поэтому они от нее, как могли, открещивались. По улице 20 лет РККА проходила граница районов, поэтому, как мне доводилось слышать от самих стражей порядка, в ночное время им приходилось не раз перетаскивать выпивох с одной стороны улицы на другую, причем иногда неоднократно за одну ночь. Милиционеров понять можно: выпивший гражданин может и машину испачкать, и хлопот с ним не оберешься, а тут – перетащил на другую сторону улицы, и он уже в зоне ответственности другого РОВД. Однако сотрудникам другого РОВД такой «подарок» тоже был ни к чему, поэтому тело переносилось на другую сторону улицы. Но только в теплое время года, а то ведь и замерзнуть мог любитель зеленого змия.  

Улица 20 лет РККА – одна из немногих в Омске, где было  одностороннее движение. Правда, его односторонность распространялась от улицы Богдана Хмельницкого до 25-й Линии. А еще эта улица не совсем прямая – вскоре после железнодорожного переезда на 3-м Разъезде она уходит сначала влево, а потом вправо и заканчивается, упершись в улицу Лескова, неподалеку от Старо-Восточного кладбища.

Вот и закончился наш рассказ об улице 20 лет РККА. Хоть у нее и не самое привлекательное в свете нынешних реалий название, но вряд ли ее стоит переименовывать – пусть остается как один из многочисленных памятников советской эпохи.