юбилей/ на сцене и за сценой 

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, Наталия БИСЕВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Игорь Григурко: «Главное – быть честным со зрителями»


По признанию художественного руководителя ТОП-театра Игоря Григурко, изначально совместно с меценатом и директором коллектива Нателой Полежаевой была поставлена амбиционная задача – создать совершенно новый, уникальный современный театр. Настоящую арт-площадку для творческих экспериментов. О сегодняшнем дне и планах самого необычного творческого коллектива Омска  – наш разговор с Игорем Григурко.

ТОП-театр: таланты, Омск, поклонники   

– Игорь Леонидович, часто слышим от омичей восторженные отзывы о ТОП-театре. Зал всегда полон, и не только на премьерных показах. В чем секрет популярности?

– В абсолютной честности всех, кто работает над постановкой. Каждый вечер, выходя на сцену, актеры выкладываются полностью. Зрителя не обманешь. Когда он чувствует, что с ним разговаривают прямо и честно, это находит отклик. Как только начинается халтура, публика теряет интерес.

Второй фактор успеха – подбор разнопланового репертуара, от драматических, философских спектаклей до коммерческих, в хорошем смысле слова. Не дешевой антрепризы, а постановок с достойной режиссурой, декорациями, костюмами, музыкой. 

И еще: театр не случайно называют храмом искусства. Приходя сюда, люди должны оставлять за порогом повседневные бытовые проблемы. Если тебя загружают ими еще больше, это уже не театр. Зритель должен получить от нас эмоции, которые придадут сил, заставят жить по-другому, сделают человека лучше. Если после спектакля у него появятся крылья за спиной – мы достигли цели.

– А какой сейчас зритель? Требующий «хлеба и зрелищ» или стремящийся прикоснуться к высокому, как вы сказали – чтобы выросли крылья…

– Бывает по-разному. Многие говорят: сейчас публика, которой лишь бы развлекаться, поэтому ее и привлекают ваши коммерческие штучки. Но чтобы эти «штучки» восхищали, они должны быть выполнены на уровне. Не случайно зритель, который приходит к нам впервые, начинает интересоваться репертуаром. «Мой первый раз», «С любимыми не расставайтесь» вначале вызывали шок. Сейчас мы видим понимание того, что делаем.

Вообще, комедия, шоу – самые сложные жанры. Проще поставить драму или трагедию. Наш зритель через коммерческие спектакли открывает для себя совершенно новый ТОП-театр, где отсутствуют штампы и каждый актер универсален.

– Легко ли стать Вашим актером?

– Нелегко. Нужны талант, особые природные данные, готовность полностью выкладываться в работе. Даже пришедшие с профессиональным опытом первое время находятся в ступоре. Мы  работаем каждый день много часов, а не «от звонка до звонка». Проводим занятия – вокальные, пластические, с педагогами по речи.

Важно, чтобы актер развивался. Недавняя премьера, сольная программа «Пижон прошлого века» появилась, когда я почувствовал,  что Иван Курамов внутренне созрел. А полтора года назад это было бы невозможно.  

– На сцене ТОП-театра все поют, танцуют, выполняют сложные пластические номера. Какие из постановок были наиболее сложными?

– Так называемые бульварные пьесы французских авторов – «Бонобо», «Дуэт на канапе»... Сыграть в этом жанре – самое сложное. Как правило, в России «легкие» французские пьесы не ставятся. У нас совершенно иная по темпераменту техника игры, другое восприятие. Эта драматургия рассчитана на исполнителей, владеющих искусством клоунады. Если актер – клоун, он великий лицедей.

Непросто дался детский спектакль Светланы Баженовой «Иван Царевич и Серый Волк». Это ноу-хау драматурга. В Екатеринбурге у нее состоялась классическая постановка, у нас – интерактивная. Зрители выбирают, кого будет играть актер – Ивана Царевича или другого героя. И артисты не предполагают, какая роль им достанется – там же восемнадцать вариантов исполнения... 

– Как принимает Ваше творчество публика в других городах?

– Восприятие бывает порой неоднозначным. Например, когда мы показывали на фестивале в Москве спектакль «Замерзли» по пьесе Нины Садур, зрители ожидали пластический спектакль. А увидели драматический, из разряда театра абсурда.

Более успешным оказалось участие в Международном фестивале «Коляда-plays» в Екатеринбурге летом прошлого года. «Иван Царевич и Серый Волк» по пьесе Н. Коляды в постановке Ярослава Максименко получил гран-при как лучший детский спектакль.

И совершенно неожиданно завершилась поездка в Тюмень. В фестивальной программе были представлены разные жанры. Мы привезли спектакль «Мой первый раз» в постановке Михаэля Теплицкого. Зритель оказался не готов, и во время обсуждения члены жюри, в основном старшего поколения, были настроены негативно. Лишь один прибалтийский режиссер сказал: «А вы знаете, спектакль потрясающий, я бы очень хотел в нем сыграть». 

– Игорь Леонидович, какие премьеры ожидаются в новом сезоне?

– В коллективе главным режиссером стала Галина Пьянова. Она основатель и худрук знаменитого экспериментального театра Алма-Аты «ARTиШОК». До приезда в наш город работала художественным руководителем в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», а омским театралам известна по пьесе «Феи из хрущевок». У нее большой опыт работы с драматургией европейского театра – уличного, спектакля-перформанса… В ближайших планах – две премьерные постановки.

Под занавес года представим зрителям интерактивную новогоднюю феерию для детей и взрослых.   

– Как складывается Ваше сотрудничество с Нателой Полежаевой, главным меценатом театра?

– Замечательно все складывается! Мнение Нателы Олеговны для нас очень важно, это касается и составления репертуара. В восторге от  ее природного чутья и внутреннего эстетизма. Она интуитивно абсолютно точно чувствует современную драматургию. У нас нет в работе недопонимания. Мы слушаем и, самое главное, слышим друг друга.  

– Что вы хотите пожелать молодым актерам, пришедшим в труппу недавно?

– Всегда говорю молодым: если вы в этом возрасте перестаете удивляться, надо уходить из профессии! Чем дольше сохранится способность восхищаться неожиданностью происходящего, тем дольше будете интересны для зрителя. Хочу, чтобы театр удивлял.

Содержание