творчество/ в перерыве между аплодисментами   

текст: Алла ЛАДАН, фото из архива камерного хора «Певчие»

Лариса Сабитова: «Подобрать музыку к душе…»


В следующем году этот творческий коллектив отметит свое пятилетие. Однако за неполных пять лет своего существования камерный хор «Певчие» обрел столько поклонников своего творчества, дал столько концертов и завоевал так много почетных и престижных наград, что ему мог бы позавидовать любой начинающий художественный коллектив. И не только начинающий…

Путь к победам

Пожалуй, один из основных секретов успешности и известности «Певчих» заключается в том, что вырос он не на пустом месте. Создавался коллектив из выпускников образованного в 1990 году учебного хора кафедры хорового дирижирования факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Состав хора на протяжении более чем двадцати лет менялся, совершенствовалось его исполнительское мастерство, обогащался и усложнялся репертуар. Неизменным оставалось одно – успех у зрителей, их любовь. От самых истоков до сегодняшнего дня руководит хором Лариса Александровна Сабитова. Заслуженный работник культуры России, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения ОмГУ, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Во многом это ее заслуга, что выпускники хора, окончившие вуз, не пожелали расстаться с учебным коллективом, а оставались в нем петь дальше. Некоторые уходили, потом возвращались, и идея выделения самостоятельного камерного хора из состава учебного родилась сама собой. Почему «Певчие»?

– Почти все наши выпускники поют в церковных хорах – это черта нашего времени, в составе хора есть даже регенты, – поясняет Лариса Сабитова. – Однако хор получил такое название не потому, что практически все поют в храмах и наш репертуар соответствует только церковному чину. А потому, что в самом названии обозначена суть деятельности коллектива. Певчие – люди, которые поют и несут свое искусство обществу. В репертуаре хора – музыка разных направлений: классическая и зарубежная, современная, джаз, народные песни, песни советских композиторов, переложенные для хора. И люди в коллективе разные.

Весной 2012 года «Певчие» выступили с отдельной программой в концерте учебного хора, и с этого времени началась их самостоятельная творческая биография.

В начале хор действительно был камерным, по сравнению с учебным, –  насчитывал двадцать шесть человек. На сегодняшний день основной состав коллектива – тридцать три человека, большинство – выпускники факультета культуры и искусств классического университета. В период сотрудничества с Омским симфоническим оркестром хор разрастается до пятидесяти человек – этого требует звучание с оркестром. К таким масштабным проектам привлекаются все те же выпускники хора, постоянно не задействованные в нем.

За пять лет коллектив вырос, стал более известным, расширились его  репертуар и концертные программы. В общей копилке «Певчих» несколько десятков сольных тематических и фестивальных концертов в Зале органной и камерной музыки, в парадном зале музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, в областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина, на сценах ТЮЗа, Омского музыкального и «Пятого» театров и других площадках города и области. В творческой биографии «Певчих» стали доброй традицией совместные выступления с Омским симфоническим оркестром в Концертном  зале филармонии, исполнение музыки к спектаклю Омского ТЮЗа «Маленькие трагедии» по произведениям А. С. Пушкина, хоровое сопровождение сольных концертов вокалистов камерного отдела Омской филармонии и участие хора в концертных программах самого Зала органной и камерной музыки.

В 2015 году «Певчие» стали лауреатами XIII Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», состоявшегося в Санкт-Петербурге. Хор и вокальный ансамбль «Проект «П» в составе хора стали победителями в четырех (!) номинациях, а также обладателями трех специальных призов конкурса, получили множество призов и грамот.

Хоровое братство

Хор «Певчие» формировался не только из выпускников факультета, но и из их родственников: мужей, жен, отцов и даже детей. Десятиклассник Роман Максимов пришел сюда вслед за мамой Еленой Максимовой, выпускницей факультета культуры и искусств, ныне директором студенческого клуба ОмГТУ. Поучаствовал в одном творческом проекте и уже не смог без коллектива... Многие певчие преподают в детских школах искусств, работают в общеобразовательных школах города. Это Марьяна Мудрик, Злата Степанова, Юлия Пальчикова, Анастасия Колотова, Надежда Лыткина, Ирина Анасьева, Юлия Болбат, Денис Петропольский, Анастасия Казакова, Светлана Браткова. Некоторые получили музыкальное образование в консерваториях других городов. Есть и семейные пары. Одна из них – Антон и Юлия Болбат. Юлия – талантливый хормейстер, возглавляет ансамбль в структуре хора «Проект «П». Антон не только певец, хормейстер, но и отличный перкуссионист, осваивает любые экзотические инструменты и неординарные партитуры. Еще одна семейная пара – Светлана Браткова и Вадим Козлов. Вадим – стоматолог, долгое время пел  в учебном хоре, освоил нотную грамоту и огромный хоровой репертуар. Светлана, обладательница редкого  голоса, является ведущим сопрано в хоре. Вероника Бартеньева и Евгений Романов – артисты Омской филармонии и, пожалуй, самая яркая музыкальная супружеская пара в составе хора. С их приходом в коллектив в репертуаре «Певчих» появились новые программы, где звучат сольное сопрано и баритон совместно с хором. Вслед за Вероникой в хор пришел и ее брат Сергей, не имеющий музыкального образования, но обладающий уникальным музыкальным слухом и все партии берущий со слуха. Так же «берет со слуха» все партии и еще один обладатель уникального голоса – лирического тенора – восемнадцатилетний Алексей Дмитриев. Таких людей, не имеющих специального образования, но обладающих музыкальными природными данными, немного. Среди них бас Андрей Иванов. На крупных концертах «Певчих» в их рядах можно заметить и омских «квартетников» – солистов музыкального квартета «Премьер» Омской филармонии: Александра Немчинова, Вячеслава Дюднева и Александра Курманова. Они с удовольствием и большой самоотдачей поют в хоре в свободное от гастролей и основной работы время.

– Очень много инициативных ребят, – рассказывает о своих учениках Лариса Александровна. – Я частично поручаю им создание программ, чтобы они могли в какой-то степени себя реализовывать и облегчить мне работу. Помимо ансамбля «Проект «П» много времени занимает хормейстерство. Эту работу в свои руки взяла Елена Поликарповна Бутикова. Она очень хорошо работает с мужскими, особенно с теноровыми голосами, в последнее время поет в теноровой партии. В хоре ее очень любят. Хочется отметить и регентов церковных хоров Ирину Анасьеву и Елену Никишкину. Елена, Валерий Михайлович Зубков и Анна Давыдова долгое время пели как иллюстраторы еще в учебном хоре, когда не хватало верхних голосов, затем «приросли» к хору и остались в коллективе.

О каждом из участников хора Лариса Сабитова может рассказывать много и всегда отмечает самое хорошее – те достоинства и крупицы таланта, которые, соединенные вместе, и дают то незабываемое звучание музыкальных произведений, характерное только для исполнительской манеры «Певчих».

Выпускники, ведущие музыканты города, иллюстраторы – вот те, кто составляет основу хора,  кто связан с ним прочными музыкальными скрепами, кто беззаветно любит хоровое пение и особый дух соборности, присутствующий в таких коллективах. Как отмечает Л. А. Сабитова, кроме любви к хоровой музыке, ее «певчих» объединяет хоровое братство, особый тип человеческих взаимоотношений:

– И у меня с ними – особый тип отношений: дружески-профессиональный, не переходящий определенных границ. Ты пришел на репетицию, ты рад этому сообществу. Но цементирует такие взаимоотношения музыка, а не какие-то всплески эмоций. Нам хорошо вместе, нас связывает музыка и… любовь к ней. Моих певчих не надо учить любить музыку. Они в нее уже влюблены.

Потребность души  

Для Ларисы Сабитовой хор «Певчие» – вся ее жизнь, ее смысл в работе. Ей интересно со своими же выпускниками, уже значительно выросшими в профессиональном плане. С ними она может осваивать более сложные, крупные музыкальные произведения, экспериментировать, совершенствовать репертуар, выходить на новые высоты песенного искусства. Только вот без хорошей материальной базы и финансирования такому коллективу покорять новые вершины, да и просто существовать сложно. Планов у хора много, он востребован не только в Омске и за его пределами, но и за рубежом. Так, из-за отсутствия средств «Певчие» вынуждены были пропустить в этом году международный фестиваль духовной музыки в Польше, в городе Хайнувка, где в 2005 году они стали абсолютными победителями, будучи учебным хором факультета культуры и искусств и куда их настойчиво приглашали организаторы. Письмо с просьбой оказать помощь хору для поездки на конкурс в 2016 году администрации Омской области прислала польская сторона.

Трудно поверить, но этот яркий, самобытный, талантливый коллектив, включить который в свой состав сочла бы за честь любая филармония в других городах, существует за счет частных вливаний двух меценатов и скудных собственных средств от концертной деятельности. Всем понятно, что такой коллектив может содержать лишь бюджет города или области, но и в Министерстве культуры Омской области, и в департаменте культуры Администрации города Омска, хотя и знают хор, и любят его творчество, и все понимают, но только разводят руками – нет средств.

– Часто задумывалась над этой ситуацией, – улыбается Лариса Сабитова. – Пришла к таким мыслям: да, нам не хватает статуса для подтверждения уровня, создаваемого коллективом творческого продукта. Нам не хватает средств к существованию, практически единственного академического профессионального хора города. Но у нас есть свобода творчества. Творчество – это, прежде всего, свобода, которая дает полет мыслям и чувствам. Именно она создает неповторимое уникальное звучание наших «Певчих». Именно она рождает «собственное», «откровенное», «необходимое» для всех Движение Души. Думаю, это свойство интеллигентных людей, особый вид подвижничества.

Содержание