творчество/
в перерыве между аплодисментами
текст:
Алла ЛАДАН, фото из архива камерного хора «Певчие»
Лариса
Сабитова: «Подобрать музыку к душе…»
В
следующем году этот творческий коллектив отметит свое пятилетие. Однако за
неполных пять лет своего существования камерный хор «Певчие» обрел столько
поклонников своего творчества, дал столько концертов и завоевал так много почетных
и престижных наград, что ему мог бы позавидовать любой начинающий
художественный коллектив. И не только начинающий…
Путь
к победам
Пожалуй,
один из основных секретов успешности и известности «Певчих» заключается в том,
что вырос он не на пустом месте. Создавался коллектив из выпускников
образованного в 1990 году учебного хора кафедры хорового дирижирования
факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Состав хора на
протяжении более чем двадцати лет менялся, совершенствовалось его
исполнительское мастерство, обогащался и усложнялся репертуар. Неизменным
оставалось одно – успех у зрителей, их любовь. От самых истоков до сегодняшнего
дня руководит хором Лариса Александровна Сабитова. Заслуженный работник
культуры России, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения ОмГУ,
лауреат всероссийских и международных конкурсов. Во многом это ее заслуга, что
выпускники хора, окончившие вуз, не пожелали расстаться с учебным коллективом,
а оставались в нем петь дальше. Некоторые уходили, потом возвращались, и идея
выделения самостоятельного камерного хора из состава учебного родилась сама
собой. Почему «Певчие»?
–
Почти все наши выпускники поют в церковных хорах – это черта нашего времени, в
составе хора есть даже регенты, – поясняет Лариса Сабитова. – Однако хор
получил такое название не потому, что практически все поют в храмах и наш
репертуар соответствует только церковному чину. А потому, что в самом названии
обозначена суть деятельности коллектива. Певчие – люди, которые поют и несут
свое искусство обществу. В репертуаре хора – музыка разных направлений:
классическая и зарубежная, современная, джаз, народные песни, песни советских
композиторов, переложенные для хора. И люди в коллективе разные.
Весной
2012 года «Певчие» выступили с отдельной программой в концерте учебного хора, и
с этого времени началась их самостоятельная творческая биография.
В
начале хор действительно был камерным, по сравнению с учебным, – насчитывал двадцать шесть человек. На
сегодняшний день основной состав коллектива – тридцать три человека,
большинство – выпускники факультета культуры и искусств классического
университета. В период сотрудничества с Омским симфоническим оркестром хор
разрастается до пятидесяти человек – этого требует звучание с оркестром. К
таким масштабным проектам привлекаются все те же выпускники хора, постоянно не
задействованные в нем.
За
пять лет коллектив вырос, стал более известным, расширились его репертуар и концертные программы. В общей
копилке «Певчих» несколько десятков сольных тематических и фестивальных
концертов в Зале органной и камерной музыки, в парадном зале музея
изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, в областной научной библиотеке им.
А. С. Пушкина, на сценах ТЮЗа, Омского музыкального и «Пятого» театров и других
площадках города и области. В творческой биографии «Певчих» стали доброй
традицией совместные выступления с Омским симфоническим оркестром в Концертном зале филармонии, исполнение музыки к
спектаклю Омского ТЮЗа «Маленькие трагедии» по произведениям А. С. Пушкина,
хоровое сопровождение сольных концертов вокалистов камерного отдела Омской
филармонии и участие хора в концертных программах самого Зала органной и
камерной музыки.
В
2015 году «Певчие» стали лауреатами XIII Международного фестиваля хорового
искусства «Поющий мир», состоявшегося в Санкт-Петербурге. Хор и вокальный
ансамбль «Проект «П» в составе хора стали победителями в четырех (!) номинациях,
а также обладателями трех специальных призов конкурса, получили множество
призов и грамот.
Хоровое
братство
Хор
«Певчие» формировался не только из выпускников факультета, но и из их
родственников: мужей, жен, отцов и даже детей. Десятиклассник Роман Максимов
пришел сюда вслед за мамой Еленой Максимовой, выпускницей факультета культуры и
искусств, ныне директором студенческого клуба ОмГТУ. Поучаствовал в одном
творческом проекте и уже не смог без коллектива... Многие певчие преподают в детских
школах искусств, работают в общеобразовательных школах города. Это Марьяна
Мудрик, Злата Степанова, Юлия Пальчикова, Анастасия Колотова, Надежда Лыткина,
Ирина Анасьева, Юлия Болбат, Денис Петропольский, Анастасия Казакова, Светлана
Браткова. Некоторые получили музыкальное образование в консерваториях других
городов. Есть и семейные пары. Одна из них – Антон и Юлия Болбат. Юлия –
талантливый хормейстер, возглавляет ансамбль в структуре хора «Проект «П».
Антон не только певец, хормейстер, но и отличный перкуссионист, осваивает любые
экзотические инструменты и неординарные партитуры. Еще одна семейная пара – Светлана
Браткова и Вадим Козлов. Вадим – стоматолог, долгое время пел в учебном хоре, освоил нотную грамоту и огромный
хоровой репертуар. Светлана, обладательница редкого голоса, является ведущим сопрано в хоре.
Вероника Бартеньева и Евгений Романов – артисты Омской филармонии и, пожалуй,
самая яркая музыкальная супружеская пара в составе хора. С их приходом в
коллектив в репертуаре «Певчих» появились новые программы, где звучат сольное
сопрано и баритон совместно с хором. Вслед за Вероникой в хор пришел и ее брат
Сергей, не имеющий музыкального образования, но обладающий уникальным
музыкальным слухом и все партии берущий со слуха. Так же «берет со слуха» все
партии и еще один обладатель уникального голоса – лирического тенора –
восемнадцатилетний Алексей Дмитриев. Таких людей, не имеющих специального
образования, но обладающих музыкальными природными данными, немного. Среди них
бас Андрей Иванов. На крупных концертах «Певчих» в их рядах можно заметить и
омских «квартетников» – солистов музыкального квартета «Премьер» Омской
филармонии: Александра Немчинова, Вячеслава Дюднева и Александра Курманова. Они
с удовольствием и большой самоотдачей поют в хоре в свободное от гастролей и
основной работы время.
–
Очень много инициативных ребят, – рассказывает о своих учениках Лариса
Александровна. – Я частично поручаю им создание программ, чтобы они могли в
какой-то степени себя реализовывать и облегчить мне работу. Помимо ансамбля
«Проект «П» много времени занимает хормейстерство. Эту работу в свои руки взяла
Елена Поликарповна Бутикова. Она очень хорошо работает с мужскими, особенно с
теноровыми голосами, в последнее время поет в теноровой партии. В хоре ее очень
любят. Хочется отметить и регентов церковных хоров Ирину Анасьеву и Елену
Никишкину. Елена, Валерий Михайлович Зубков и Анна Давыдова долгое время пели
как иллюстраторы еще в учебном хоре, когда не хватало верхних голосов, затем
«приросли» к хору и остались в коллективе.
О
каждом из участников хора Лариса Сабитова может рассказывать много и всегда
отмечает самое хорошее – те достоинства и крупицы таланта, которые, соединенные
вместе, и дают то незабываемое звучание музыкальных произведений, характерное
только для исполнительской манеры «Певчих».
Выпускники,
ведущие музыканты города, иллюстраторы – вот те, кто составляет основу
хора, кто связан с ним прочными
музыкальными скрепами, кто беззаветно любит хоровое пение и особый дух
соборности, присутствующий в таких коллективах. Как отмечает Л. А. Сабитова, кроме
любви к хоровой музыке, ее «певчих» объединяет хоровое братство, особый тип
человеческих взаимоотношений:
–
И у меня с ними – особый тип отношений: дружески-профессиональный, не
переходящий определенных границ. Ты пришел на репетицию, ты рад этому
сообществу. Но цементирует такие взаимоотношения музыка, а не какие-то всплески
эмоций. Нам хорошо вместе, нас связывает музыка и… любовь к ней. Моих певчих не
надо учить любить музыку. Они в нее уже влюблены.
Потребность
души
Для
Ларисы Сабитовой хор «Певчие» – вся ее жизнь, ее смысл в работе. Ей интересно
со своими же выпускниками, уже значительно выросшими в профессиональном плане.
С ними она может осваивать более сложные, крупные музыкальные произведения,
экспериментировать, совершенствовать репертуар, выходить на новые высоты
песенного искусства. Только вот без хорошей материальной базы и финансирования
такому коллективу покорять новые вершины, да и просто существовать сложно.
Планов у хора много, он востребован не только в Омске и за его пределами, но и
за рубежом. Так, из-за отсутствия средств «Певчие» вынуждены были пропустить в
этом году международный фестиваль духовной музыки в Польше, в городе Хайнувка,
где в 2005 году они стали абсолютными победителями, будучи учебным хором
факультета культуры и искусств и куда их настойчиво приглашали организаторы.
Письмо с просьбой оказать помощь хору для поездки на конкурс в 2016 году администрации
Омской области прислала польская сторона.
Трудно
поверить, но этот яркий, самобытный, талантливый коллектив, включить который в
свой состав сочла бы за честь любая филармония в других городах, существует за
счет частных вливаний двух меценатов и скудных собственных средств от
концертной деятельности. Всем понятно, что такой коллектив может содержать лишь
бюджет города или области, но и в Министерстве культуры Омской области, и в
департаменте культуры Администрации города Омска, хотя и знают хор, и любят его
творчество, и все понимают, но только разводят руками – нет средств.
–
Часто задумывалась над этой ситуацией, – улыбается Лариса Сабитова. – Пришла к таким
мыслям: да, нам не хватает статуса для подтверждения уровня, создаваемого
коллективом творческого продукта. Нам не хватает средств к существованию, практически
единственного академического профессионального хора города. Но у нас есть
свобода творчества. Творчество – это, прежде всего, свобода, которая дает полет
мыслям и чувствам. Именно она создает неповторимое уникальное звучание наших
«Певчих». Именно она рождает «собственное», «откровенное», «необходимое» для
всех Движение Души. Думаю, это свойство интеллигентных людей, особый вид
подвижничества. Содержание
|