с любовью к детям/ призвание 

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Каждый день – как открытый урок…


Число желающих учиться в одном из лучших образовательных учреждений города – гимназии № 140 – постоянно растет. По мнению директора Ларисы Геннадьевны Ефимовой, секрет привлекательности  – в уровне знаний и педагогах. Многие из них являются призерами конкурсов «Учитель года», удостоены грантов в рамках национального проекта «Образование». Большое внимание здесь уделяется преемственности – важному периоду, когда гимназисты переходят из начальной школы в пятый класс и когда старшеклассники готовятся к экзаменам. О преемственности – наш разговор с учителями, работающими в начальной школе, классными руководителями среднего звена и в выпускных классах.     

Звездочки детских надежд

Лариса Николаевна Днепровская работает в гимназии с ее основания. Она – руководитель кафедры начальной школы. Каждый раз вновь передает своих воспитанников учителям-предметникам с большим волнением.  

– Для меня расставание с учениками после четвертого класса – момент драматичный, – признается Лариса Николаевна. – Дети тоже не хотят расставаться с первой учительницей. Заранее готовим их к адаптации перехода на новую ступень образования. Говорю им о том, как важно расти, идти вперед, к новым знаниям. А коллегам, которым предстоит вести уроки у моих выпускников, рассказываю об особенностях каждого ребенка. О тех, к кому требуется особый подход. Важно, чтобы педагоги приняли их так же тепло и радушно, как в начальной школе, помогли преодолеть трудности. У наших учителей сложилась добрая традиция – посещать уроки «своих» ребятишек в пятых классах. Это способствует их быстрой адаптации.  

– Мои ученики на выпускном запускали шары со звездочками, где были записки с их пожеланиями, – продолжает учитель начальных классов Оксана Владимировна Краснова. – У каждого в глазах светилась надежда: его мечта непременно сбудется... Это незабываемый момент. Убеждена, учитель начальной школы всегда остается для ребят второй мамой. Они и в новых учителях неосознанно ищут черты первой учительницы, на переменах приходят меня навестить. И я бываю у пятиклассников, узнаю, как они учатся, что их волнует…  

Учитель начальной школы Алла Александровна Унгурян – руководитель Центра развития ребенка «Солнышко». Вновь в этом году она встречает своих первоклассников. По ее признанию, работа педагога с детьми и родителями в гимназии начинается еще на подготовительных курсах, когда ребенок только готовится к поступлению в первый класс.

– Важно, чтобы ребенок в этот период научился слушать и слышать, научился общению со сверстниками. Пусть он не боится ошибаться… Родителям первоклассников надо быть особенно внимательными и чуткими к ребенку. Важно уметь разговаривать с ребенком, находить с ним общий язык. Если учителю удалось наладить хороший контакт и с детьми и родителями – успех в обучении обеспечен.     

– Для меня самые яркие эмоции школьной жизни связаны с Первым сентября, – признается Анна Георгиевна Рычкова. – Когда приходишь в свой первый класс, встречаешь детей, их родителей, мгновенно рождается новая общность людей. Важно сохранить этот дух родства на протяжении всего обучения в начальной школе и на новом этапе. У  меня опять первоклассники. Радует, что моих выпускников педагоги пятых классов ждали, знакомились с ними, готовились принять класс в роли классного руководителя. 

Друг и учитель           

Людмила Николаевна Муромцева преподает пятиклассникам биологию. В работе ей помогает и большой педагогический опыт, и развитая интуиция. 

– Каждый из нас должен быть еще и психологом. Когда ребенок переходит из начальной школы в пятый класс, первое время он привыкает к новым учителям. У педагогов разный темп речи, темперамент, манера общения. И ребенок может растеряться, не проявить свои сильные стороны. Даже испытывать определенные комплексы, страхи, стресс. Если вдруг такое случается, на помощь должны прийти и учителя, и родители. А, с другой стороны, нельзя позволять детям манипулировать учителем. Подход должен быть индивидуальным, с учетом отдельных нюансов. Для меня очень важно в этот период проведение совместных мероприятий. Это помогает сплотить ребят. Тогда пребывание в гимназии будет для них всегда в радость.   

Учитель русского языка и литературы Надежда Семеновна Шанцева в прошлом учебном году выпустила свой девятый класс. И снова стала классным руководителем в пятом.

– Одна из традиций гимназии – теплые, родственные отношения, связывающие педагогов и детей, – рассказывает Надежда Семеновна. – В моих классах вошли в традицию совместные поездки с детьми и родителями на природу. Выезжаем на берег Иртыша, в Чернолучье… Неформальное общение помогает лучше понять друг друга. У меня был выпуск, который я называла «танцующим». Тон задала мама одного из пятиклассников. Часть ребят занималась бальными танцами, остальные просто охотно танцевали. Последний звонок и выпускной бал прошли «под аккомпанемент» танцев. А в прошлом году у меня был «литературный» класс. Мы с ребятами готовили композиции, мероприятия проходили под знаком любви к словесности. Горжусь, что у моих учеников большие успехи в учебе. Среди выпускников много медалистов, каждый год – высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку…

Учитель истории, классный руководитель десятиклассников Евгений Олегович Волох в прошлом – выпускник этой гимназии.

– Когда два года назад мне доверили руководство в восьмом классе, очень волновался, хотя вел занятия у ребят, хорошо знал каждого, – рассказывает Евгений Олегович. – Испытанием для меня стало первое родительское собрание. А когда мои ученики после девятого класса сдавали экзамен, переживал  так, словно сам сдаю его вместе с ними. Сейчас у меня десятый класс. Часть ребят пришли из моего прошлого класса, часть с параллелей. Всем необходим период адаптации, чтобы научиться жить в одной команде. Для меня важно сплотить класс. И успешно подготовить их к сдаче ЕГЭ.

– Что для вас главное в общении с учениками?

– Быть для них не только учителем, наставником, но и другом. Тогда все у нас получится...

БОУ г. Омска «Гимназия № 140»

ул. Дмитриева, 13, тел. 76-69-56, www.ou140.omsk.obr55.ru               

 Содержание