с
любовью к детям/ призвание
текст:
Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ
Каждый
день – как открытый урок…
Число
желающих учиться в одном из лучших образовательных учреждений города – гимназии
№ 140 – постоянно растет. По мнению директора Ларисы Геннадьевны Ефимовой, секрет
привлекательности – в уровне знаний и
педагогах. Многие из них являются призерами конкурсов «Учитель года», удостоены
грантов в рамках национального проекта «Образование». Большое внимание здесь уделяется
преемственности – важному периоду, когда гимназисты переходят из начальной
школы в пятый класс и когда старшеклассники готовятся к экзаменам. О
преемственности – наш разговор с учителями, работающими в начальной школе, классными
руководителями среднего звена и в выпускных классах.
Звездочки
детских надежд
Лариса
Николаевна Днепровская работает в гимназии с ее основания. Она – руководитель
кафедры начальной школы. Каждый раз вновь передает своих воспитанников учителям-предметникам
с большим волнением.
–
Для меня расставание с учениками после четвертого класса – момент драматичный,
– признается Лариса Николаевна. – Дети тоже не хотят расставаться с первой учительницей.
Заранее готовим их к адаптации перехода на новую ступень образования. Говорю им
о том, как важно расти, идти вперед, к новым знаниям. А коллегам, которым
предстоит вести уроки у моих выпускников, рассказываю об особенностях каждого
ребенка. О тех, к кому требуется особый подход. Важно, чтобы педагоги приняли
их так же тепло и радушно, как в начальной школе, помогли преодолеть трудности.
У наших учителей сложилась добрая традиция – посещать уроки «своих» ребятишек в
пятых классах. Это способствует их быстрой адаптации.
–
Мои ученики на выпускном запускали шары со звездочками, где были записки с их пожеланиями,
– продолжает учитель начальных классов Оксана Владимировна Краснова. – У каждого
в глазах светилась надежда: его мечта непременно сбудется... Это незабываемый
момент. Убеждена, учитель начальной школы всегда остается для ребят второй мамой.
Они и в новых учителях неосознанно ищут черты первой учительницы, на переменах приходят
меня навестить. И я бываю у пятиклассников, узнаю, как они учатся, что их
волнует…
Учитель
начальной школы Алла Александровна Унгурян – руководитель Центра развития
ребенка «Солнышко». Вновь в этом году она встречает своих первоклассников. По
ее признанию, работа педагога с детьми и родителями в гимназии начинается еще
на подготовительных курсах, когда ребенок только готовится к поступлению в
первый класс.
–
Важно, чтобы ребенок в этот период научился слушать и слышать, научился общению
со сверстниками. Пусть он не боится ошибаться… Родителям первоклассников надо быть
особенно внимательными и чуткими к ребенку. Важно уметь разговаривать с
ребенком, находить с ним общий язык. Если учителю удалось наладить хороший контакт
и с детьми и родителями – успех в обучении обеспечен.
–
Для меня самые яркие эмоции школьной жизни связаны с Первым сентября, – признается
Анна Георгиевна Рычкова. – Когда приходишь в свой первый класс, встречаешь детей,
их родителей, мгновенно рождается новая общность людей. Важно сохранить этот
дух родства на протяжении всего обучения в начальной школе и на новом этапе. У меня опять первоклассники. Радует, что моих
выпускников педагоги пятых классов ждали, знакомились с ними, готовились
принять класс в роли классного руководителя.
Друг
и учитель
Людмила
Николаевна Муромцева преподает пятиклассникам биологию. В работе ей помогает и большой
педагогический опыт, и развитая интуиция.
–
Каждый из нас должен быть еще и психологом. Когда ребенок переходит из
начальной школы в пятый класс, первое время он привыкает к новым учителям. У
педагогов разный темп речи, темперамент, манера общения. И ребенок может
растеряться, не проявить свои сильные стороны. Даже испытывать определенные
комплексы, страхи, стресс. Если вдруг такое случается, на помощь должны прийти
и учителя, и родители. А, с другой стороны, нельзя позволять детям
манипулировать учителем. Подход должен быть индивидуальным, с учетом отдельных
нюансов. Для меня очень важно в этот период проведение совместных мероприятий.
Это помогает сплотить ребят. Тогда пребывание в гимназии будет для них всегда в
радость.
Учитель
русского языка и литературы Надежда Семеновна Шанцева в прошлом учебном году
выпустила свой девятый класс. И снова стала классным руководителем в пятом.
–
Одна из традиций гимназии – теплые, родственные отношения, связывающие
педагогов и детей, – рассказывает Надежда Семеновна. – В моих классах вошли в
традицию совместные поездки с детьми и родителями на природу. Выезжаем на берег
Иртыша, в Чернолучье… Неформальное общение помогает лучше понять друг друга. У
меня был выпуск, который я называла «танцующим». Тон задала мама одного из пятиклассников.
Часть ребят занималась бальными танцами, остальные просто охотно танцевали.
Последний звонок и выпускной бал прошли «под аккомпанемент» танцев. А в прошлом
году у меня был «литературный» класс. Мы с ребятами готовили композиции,
мероприятия проходили под знаком любви к словесности. Горжусь, что у моих
учеников большие успехи в учебе. Среди выпускников много медалистов, каждый год
– высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку…
Учитель
истории, классный руководитель десятиклассников Евгений Олегович Волох в
прошлом – выпускник этой гимназии.
–
Когда два года назад мне доверили руководство в восьмом классе, очень волновался,
хотя вел занятия у ребят, хорошо знал каждого, – рассказывает Евгений Олегович.
– Испытанием для меня стало первое родительское собрание. А когда мои ученики
после девятого класса сдавали экзамен, переживал так, словно сам сдаю его вместе с ними.
Сейчас у меня десятый класс. Часть ребят пришли из моего прошлого класса, часть
с параллелей. Всем необходим период адаптации, чтобы научиться жить в одной
команде. Для меня важно сплотить класс. И успешно подготовить их к сдаче ЕГЭ.
–
Что для вас главное в общении с учениками?
–
Быть для них не только учителем, наставником, но и другом. Тогда все у нас получится...
БОУ
г. Омска «Гимназия № 140»
ул.
Дмитриева, 13, тел. 76-69-56, www.ou140.omsk.obr55.ru
Содержание
|