Персона/ семь успешных мужчин

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО
Фотограф:  Андрей КУДРЯВЦЕВ, Евгений КАРМАЕВ
и из архива А. БЕЛАНА

Александр БЕЛАН: «Полиграфия для меня – и работа, и увлечение, и страсть…»


ДОСЬЕ
Дата и место рождения:
11 августа 1951 года, Чистовский совхоз Булаевского района (Северный Казахстан)
Знак зодиака: Лев
Образование: полиграфический факультет Омского политехнического института, аспирантура Московского полиграфического института
Семья: жена Ольга Михайловна, сотрудник ЗАО «Полиграф», дочь Анастасия, педагог-психолог, дочь Ирина – астрофизик, сын Сергей, предприниматель, студент ОмГУПС, дочь Марина – студентка ОмГУПС, внучка, внук
Увлечения: полиграфия, фотография, историческая литература, теннис, автомобиль
Любимое время года: лето
Любимый вид отдыха: путешествия
Автомобиль: Volkswagen
Музыкальные пристрастия: классика эстрады 70-80-х – Джо Дассен, Алла Пугачева, итальянские исполнители и т. п.
Любимый афоризм: «Тот, кто хочет работать, ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

Директор известного в Омске предприятия «Полиграф» Александр Владимирович Белан принадлежит к числу людей, которых называют перфекционистами. Он во всем стремится достичь совершенства. Школу он окончил с медалью, институт – с красным дипломом. Успешно защитил кандидатскую диссертацию. После окончания аспирантуры 18 лет работал в родном вузе. Прошел путь от преподавателя до декана факультета и проректора по вечернему обучению. Всю жизнь он верен своей профессии полиграфиста. Стоит ли удивляться, что предприятие, которое на протяжении 16 лет возглавляет А. В. Белан, непрерывно развивается и совершенствуется. Просто это стиль жизни нашего героя. В интервью журналу «Сибирь и Я» он рассказал о том, как складывался его путь к успеху.

Дело всей жизни
- Александр Владимирович, профессия полиграфиста вас привлекала изначально или вы прикипели к ней уже в зрелом возрасте?
- До поступления в вуз я о ней ничего не знал. То, что нас окружают книги и журналы, казалось чем-то привычным. Поначалу я особо не задумывался: а как их изготавливают? И когда впервые увидел это производство, причем даже не самое крупное и передовое по тем временам, на меня это произвело сильное впечатление. Ведь полиграфическое производство – не просто какая-то производственная рутина, это интереснейший процесс, автоматизированный, технически сложный и многообразный. В нем задействована очень сложная современная техника.
Полиграфия меня увлекла еще в студенческие годы, и я никогда не помышлял заниматься чем-то другим. Для меня это все – и моя профессиональная деятельность, и увлечение, и страсть.
- Вы ведь очень успешно трудились в политехническом институте. Как пришло решение заняться производственной деятельностью?
- В перестроечный период возникли сложности с финансированием высшего образования, что существенно осложнило учебный процесс. Не было средств, не выделялись даже материалы для проведения лабораторных работ. Почти прекратились практики на предприятиях. Тогда как раз шел период создания кооперативов, малых предприятий. И мы решили: создадим малое предприятие, где будут работать студенты и преподаватели, и сами заработаем деньги для нормального учебного процесса и обеспечения студенческой практики. Так появилось малое предприятие, учредителями которого стали институт и коммерческая фирма. Я был инициатором его создания, организатором процесса. На практике все оказалось не так просто, как представлялось в начале пути. Но процесс развития шел непрерывно. Начинали мы вообще с нуля, на чистом энтузиазме. Поначалу у нас работало всего пять человек. Не было ни своего помещения, ни каких-либо сторонних инвестиций. Со временем предприятие вышло из стен института, арендовав площади в «Омскагропромстрое». Оборудование поначалу тоже арендовали. Потом купили бывшее в употреблении, а затем уже начали приобретать новое, более мощное и современное. Из малого предприятия наше детище было преобразовано в ТОО «Полиграф», затем – в ЗАО. Сегодня в «Полиграфе» трудятся сто человек – впечатляющая цифра для полиграфического предприятия. У предприятия свои собственные производственные площади, свое оборудование европейских производителей. Мы выпускаем продукцию на том же уровне, что в Москве или Германии. То есть мы конкурентоспособны в этом плане.
- У вас были сложные времена в связи с дефолтом?
- Дефолт не стал для предприятия тяжелым испытанием. Мы даже досрочно погасили взятые накануне кредиты и получили новые. Шел нормальный рабочий процесс. Вообще, все время существования «Полиграфа» - это период постоянного роста и стремления к лучшему.
У нас универсальное предприятие с полным циклом производства. Это дизайн, допечатная подготовка (pre-press), печать и послепечатная обработка (post-press). Работаем на современном полиграфическом оборудовании высокого качества, приобретенном по контрактам. Точно таким же в наши дни оснащены многие типографии в Германии. Наш главный поставщик оборудования – известная западногерманская фирма Heidelberg, лидер полиграфического машиностроения. Она производит допечатное, печатное и послепечатное оборудование. Это наш давний партнер, у «Полиграфа» есть сертификат этой фирмы. Мы довольны результатами совместной работы.
Понятно, что продукция Heidelberg не относится к числу дешевой, как и любая высококачественная продукция. А вопрос качества для нас – на первом месте. Именно поэтому у нас нет стремления к дешевизне, которое сегодня характерно как для покупателей оборудования, так и для некоторых заказчиков полиграфической продукции. Я с недоумением отношусь к тендерам с постоянным стремлением к понижению цены. Очень часто снижение цены возможно лишь за счет замены материалов на более дешевые. Но из дешевого материала хороший продукт не изготовишь. По этой же причине меня не интересуют скидки, предоставляемые некоторыми поставщиками оборудования. Для меня важны не скидки, а уровень оборудования, его надежность, сервисное сопровождение, а также оперативность и профессионализм в оказании консультаций и решении вопросов.
- Каков сегодня ассортимент продукции, выпускаемой ЗАО «Полиграф»?
- Помимо иллюстрированных журналов и буклетов мы выпускаем корпоративные газеты, этикетки, различные рекламные материалы, в том числе POS-материалы для оформления мест продажи в торговых точках – воблеры, стикеры, шелфштокеры, ценники, плакаты. POS-материалы у нас, как правило, заказывают в комплекте крупные фирмы, такие, как «Омсквинпром», «San Inbew», «Spring». Выпускаем также фирменные рекламные материалы: буклеты, каталоги, плакаты. Периодически выполняем заказы на картонную упаковку для подарочных наборов.
Хочется отметить растущий спрос на книги в твердом переплете. Большую роль в издании книг играет поддержка областной администрации.
Это то, что касается офсетного производства.
Другое важное направление нашей работы – производство гибкой упаковки и этикеток флексографским способом печати. Ассортимент этой продукции весьма многообразен: всевозможные этикетки на полимерных материалах для напитков, этикетки на самоклеящихся материалах (типа «Пять озер»), пластинки из алюминиевой фольги для йогуртов, сметаны, упаковка для мороженого, маргарина и т. п.
- Насколько мне известно, ваша продукция известна далеко за пределами Омской области...
- Если говорить об офсетном производстве, то кроме Омской у нас есть заказчики из Новосибирской и Тюменской областей.
Что же касается флексографского производства, то тут география куда более широкая.
- Александр Владимирович, а с родным вузом вы связь поддерживаете?
- Да, конечно. Я вхожу в Ассоциацию выпускников Омского технического университета и являюсь членом государственной аттестационной комиссии по приему госэкзаменов и защите дипломных проектов. «Полиграф» тесно сотрудничает с руководителями кафедры. Налажен контакт с преподавателями родного факультета, они проходят у нас на предприятии стажировку. Участвуем также в рецензировании учебных пособий, издаваемых на кафедре. Сейчас обсуждаем вопросы создания в структуре технического университета Сибирского института печати на базе нашей кафедры.
Мне всегда нравилась научно-преподавательская работа в вузе, до сих пор с грустинкой вспоминаю этот период своей жизни. Я вообще люблю делиться своими знаниями, профессиональным опытом.

Об истории с географией и любви к фотографии
- Александр Владимирович, вы профессионал в полиграфии. На что вы обращаете внимание, когда покупаете книги или журналы?
- Обращаю внимание на качество изготовления, особенно интересуют оригинальные решения в плане полиграфии. Хотя когда покупаю для себя книги и журналы, то здесь главное – их содержание. Если в них есть важная для меня информация, на полиграфическое исполнение приходится порой закрывать глаза.
А вообще, где бы я ни был, будь то книжный магазин или супермаркет, обязательно изучаю стеллажи с журналами и открытками, другую печатную продукцию, в том числе своих коллег-полиграфистов. Меня, к примеру, совершенно не волнует водка, но очень интересует, как изготовлены ее этикетки, рекламные плакаты и тому подобная продукция с точки зрения сложности и оригинальности. Все это я внимательно рассматриваю. Когда мы заходим в магазин, дочка иногда шутит: «Ну все, полиграфист отправился изучать продукцию своих коллег…»
- А что вы любите читать?
- Я очень много времени уделяю своему делу, поэтому читаю массу специальной литературы. Мы на предприятии выписываем множество журналов по полиграфии, дизайну и управлению, на выходные я беру домой целые пакеты журналов. Меня интересуют вопросы, касающиеся процесса обработки изображения, процесса печати, управления полиграфическим предприятием. Кроме того, с большим интересом читаю историческую литературу, в том числе по новейшей российской истории.
- Вы человек явно аналитического склада ума. Какие-то сомнения, эмоциональные перепады вам как руководителю чужды в принципе?
- Я придерживаюсь точки зрения, что безвыходных ситуаций не бывает. В бизнесе нередко приходится достаточно серьезно анализировать ту или иную ситуацию, считать, взвешивать, искать правильное решение. Момент сомнения тоже порой присутствует. Помогает то, что у нас сложилась хорошая команда. Многие в ней с момента создания предприятия, некоторые влились позже. Причем это не «одномышленники», а единомышленники, которые и свое мнение высказывают, и спорят, и отстаивают свою точку зрения. Если же решение уже принято, то предаваться сомнениям и метаниям не стоит – нужно активно и уверенно браться за работу.
Какие-то панические настроения, депрессии, деструктивное «снятие стресса» – это вообще не мой стиль. Ни азартные игры, ни спиртное я категорически не приемлю.
- Как вы обычно проводите отпуск?
- В последние годы стараюсь уехать отдохнуть за границу недели на две. Хочется расширить кругозор, увидеть незнакомые места. Поэтому мы с супругой обычно чередуем отдых и экскурсии. Побывали в Германии, Испании, Италии, Таиланде. Я не любитель пассивного пляжного отдыха, да и вообще не приемлю малоподвижный образ жизни. Возможно, потому, что родом из деревни, с детства привык к физическому труду. Загораю в движении, занимаясь работой или спортом.
- А какими видами спорта занимаетесь?
- В молодости занимался легкой атлетикой, был лыжником-разрядником. Сейчас регулярно играю в большой теннис, хожу в бассейн.
- Охотой не увлекаетесь?
- Нет, хотя мой отец был охотником и мне самому когда-то нравилось стрелять по мишеням. Но рука не поднимается убивать живое – птиц и зверушек. Мое главное увлечение – фотография.
- Это у вас с детства или недавно освоили?
- Увлекся еще в школе. Начинал с детской фотокамеры «Школьник». Когда мы с классом выезжали на экскурсии в разные города, создавал фотолетопись наших путешествий. Потом у меня были «Смена», «Зоркий», «Зенит», «Пентакс», более сложные системы. Будучи студентом был инициатором создания фотохроники института. А когда учился в аспирантуре, мне поручили вести секцию фотожурналистики на факультете общественных профессий.
- Так вы уже практически профессионал в фотографии…
- С точки зрения технической – да. У меня и диссертация была посвящена фотографическим процессам в полиграфии. Хотя я не считаю себя фотомастером, скорее – фотолюбителем с техническим уклоном. В последние годы освоил цифровую фотографию, у меня цифровая камера «Panasonic». Но и свои пленочные фотоаппараты храню как антиквариат. Камера всегда со мной в командировках и в отпуске. Сюжеты могут быть самые разные: интересные люди, пейзажи, архитектура. Считаю, что такое хобби обогащает зрительное восприятие человека, тренирует память. Я до сих пор помню обстоятельства той или иной съемки, даже если с тех пор прошло много лет.
- Александр Владимирович, вы по гороскопу Лев, то есть прирожденный лидер. А как вы относитесь к гороскопам?
- Знаете, я неоднократно убеждался в верности основных характеристик, которые даются людям согласно их знаку зодиака. Мы даже обращаем на это внимание при подборе персонала. У нас был случай, когда два разных специалиста, принятых на работу в разное время, вели себя в различных ситуациях абсолютно одинаково. А потом оказалось, что они представители одного знака зодиака. В то же время у каждого из нас есть индивидуальные черты, так что измерять всех общим аршином нельзя, тем более серьезно относиться к массовым еженедельным прогнозам, когда каждый твой шаг расписывается чуть ли не по дням недели.
- Как вы относитесь к конкуренции в вашем сегменте рынка?
- По большому счету можно было бы просто сказать, как герой мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!» Но мы, собственно, и живем дружно. Несмотря на высокую конкуренцию, у нас нет агрессивных, антагонистических отношений с конкурентами. Нормально общаемся, обмениваемся информацией, кому-то даже помогаем в сложной ситуации. Мы не стремимся кого-то «задавить». У нас другая задача – сделать свою работу как можно лучше и качественнее. Одна из установок – выполнить ее лучше, чем может представить себе заказчик.
- В чем, с вашей точки зрения, рецепт вашего успеха?
- Одной фразой его определить трудно. Но главное, безусловно, - любить свое дело. Понимаете, я ведь занимаюсь бизнесом не ради самого бизнеса, он для меня не самоцель. Суть в том, что я занимаюсь любимым делом. И если бы мне предложили сменить сферу деятельности и зарабатывать при этом гораздо больше, чем сейчас, я бы отказался. Потому что полиграфия – это то, что меня по-настоящему увлекает, это главное и любимое дело моей жизни.
Кроме того, я по натуре коллективист, и для меня очень важна команда. Тем более если эта команда создана из надежных и порядочных людей, грамотных и квалифицированных специалистов, на которых я могу положиться. Пожалуй, именно в этом и заключается залог успеха.

Содержание