пятая четверть/ путь в науку

текст: Алла ЛАДАН, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива НОУ «Поиск»

Быть умным – модно


 Словосочетание «НОУ «Поиск» для большинства омичей звучит как заветный пароль. Услышав его даже за тысячи километров от родного города, собеседники понимают: перед ними – свои! Те, кто прошел великую школу Научного общества учащихся в Омске. Те, кому знакомы азарт исследовательской работы, радость открытий, совместного творчества. И особое братство, объединяющее всех, кто побывал в летних выездных школах НОУ. Чем сегодня живет уникальное научное общество, объединяющее более десяти тысяч человек? В поисках ответа на этот вопрос мы встретились с его организаторами и энтузиастами.

Лицей для юных талантов

Руководит этой организацией с 1996 года кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой программного обеспечения и защиты информации ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Руслан Юрьевич Симанчев. Человек, всей душой болеющий за современное образование, проблем в котором в последнее время немало. Одна из них, по мнению Симанчева – бесконечное экспериментирование в системе образования, для которой залогом успешного развития является как раз здоровый консерватизм. Предоставление абитуриентам возможности подавать документы в несколько высших учебных заведений приводит к интеллектуальному «обескровливанию» провинциальных вузов, вызывает отъезд  одаренной и талантливой молодежи из Омской области.

– Это колоссальная проблема для региона! – делится своей болью Руслан Юрьевич. – Преподаватели омских вузов явственно ощущают снижение интеллектуального и образовательного потенциала свих студентов в последние десять лет. Из общения с нашими «звездочками» и их родителями, совершенно ясно: выпускники уезжают в столичные вузы далеко не всегда потому, что там учат лучше, чем в омских. Они уезжают в столицы и, как правило, не возвращаются. В итоге, чем выше образовательный уровень нашего выпускника, тем меньше вероятность того, что он останется в Омске. Чтобы избежать этого, необходимо сделать наш город социально-привлекательным.  

Одним из вариантов решения этой задачи, по мнению руководителя НОУ «Поиск», могло бы быть создание в Омске лицея для одаренных детей. Осуществление этой идеи позволило бы сохранить интеллектуальный потенциал Омской области, тем более что наш регион с его формальными и «неформальными» наработками в области выявления, поддержки и развития детской интеллектуальной одаренности уже лет двадцать как «созрел» и нуждается в подобном образовательном учреждении. Значительное количество мест в лицее отводилось бы сельским детям, ведь на селе талантов ничуть не меньше, чем в городе, и для них ближайшая цель  – Омск, в отличие от городских, которые уезжают штурмовать столичные вузы. Важно вовремя заметить в сельском ребенке его одаренность, создать для него условия, чтобы в будущем он смог реализовать себя и добиться успеха в жизни. Миссия такого лицея –  взращивать талантливую, одаренную молодежь, которая станет интеллектуальной элитой и будущим Омского региона.

На протяжении полувека интеллектуальная элита уже формируется благодаря научному обществу учащихся «Поиск». Неслучайно девиз этого общества гласит: «Быть умным – модно!»

Восемнадцать дней – и вся жизнь…

В арсенале НОУ «Поиск» восемнадцать научных направлений и несколько проектов, среди которых одно из главных мест занимают выездные школы. Они могут быть летними, зимними и осенними. Самый насыщенный период – конечно же, лето. Здесь и «Летняя академия» (для старшеклассников), и «Летний лицей» (для учащихся среднего звена), и проект «Умникум» (для 1-4-х классов). Базой для их проведения являются летние оздоровительные лагеря в Чернолучье и зоны отдыха в сельских районах области. Ежегодно в выездные школы отправляются сотни омских учащихся, которые с нетерпением ждут начала сезона. Учебный процесс в таких школах строится в игровой, занимательной форме, а учиться здесь весело и интересно.

В 1978 году, когда выездные школы только начинались, отряды формировались из детей, увлеченных физикой и математикой. Сегодня в «Летнем лицее»,  «Летней академии», «Умникуме» можно встретить формирования биологов, филологов, краеведов, художников, историков, обществоведов и т. д. Каждый ребенок может выбрать для себя наиболее интересное направление и максимально проявить творческие и исследовательские способности. А проявить есть где. Ежедневно школьники получают новые знания и занимаются научно-исследовательской работой под руководством преподавателей и аспирантов, магистрантов и студентов ведущих вузов Омска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Опытные педагоги имеют возможность обучать каждого ребенка индивидуально, знакомят его с миром научной работы, учат ставить цели и достигать их, концентрироваться на выполнении проекта, самостоятельно принимать решения. В результате к концу сезона ребята представляют собственный проект на конференции.

С учебной деятельностью тесно переплетена внеучебная. Она включает в себя как творческие и спортивные, так и интеллектуальные мероприятия. Дети могут попробовать себя в различных конкурсах: театральных, музыкальных, танцевальных, спортивных. Чего стоят одни только названия состязаний: «Марафон знаний», «Биатлон», «Мозгоборье»! Во всех этих мероприятиях у школьников есть возможность выйти на сцену или спортивную площадку, проявить себя, приобрести опыт работы в команде и выступления перед большой аудиторией. Все это – в дружеской атмосфере при поддержке остальных ребят и вожатых.

За короткую профильную смену, которая длится восемнадцать дней, дети успевают выполнить большой объем научно-исследовательской работы, отдохнуть и укрепить  здоровье. Скучать не приходится никому. Юные дарования рисуют, создают костюмы, репортажи, газеты, проводят анкетирования, слушают лекции, в том числе и ночные по астрономии (глядя в звездное небо), встречаются с интересными людьми – омскими писателями, путешественниками, учеными, артистами… А по окончании смены не хотят уезжать и расстаются порой со слезами на глазах. Те же, кто побывал хотя бы раз в летних школах, стремятся попасть в них на следующий сезон. Как правило, и сами вожатые, работающие с детьми, а ныне студенты различных вузов, когда-то прошли через выездные школы НОУ «Поиск». Их здесь большинство. Среди них – вожатый с пятилетним стажем, выпускник математического факультета ОмГУ имени Ф. М. Достоевского, магистр прикладной математики и информатики Александр Пирогов. В свое время он пришел в НОУ «Поиск», что называется, из села, а точнее, из деревни Солнцевка Исилькульского района. Был замечен руководством организации как талантливый, подающий большие надежды математик. В настоящее время Александр получил приглашение продолжить учебу в аспирантуре во Франции, в Нанте.

– Я с детских лет хотел пойти в науку, – рассказывает Александр Пирогов. – Это стремление зародили во мне летние школы, которые являются отличной стартовой площадкой для тех, кто хочет заниматься научной деятельностью. Когда тебе с детских лет прививают любовь к науке, желание учиться и развиваться, было бы неразумно не воспользоваться этим.

Школа будущего

«Жизнь состоит из летних школ и подготовки к ним» – эти слова вполне характеризуют деятельность и смысл работы идейного вдохновителя выездных школ, их горячего сторонника и организатора Руслана Симанчева. Впервые он побывал в летней школе сорок лет назад, еще школьником. Благодаря НОУ «Поиск» увлекся наукой. И вот уже много лет работает в этой организации, сейчас уже в качестве председателя совета кураторов.

– Жизнь меняются, – говорит Р. Ю. Симанчев. – Времена, когда в летние школы мы выезжали бесплатно, прошли. Сегодня стоимость путевки возросла, и не каждому одаренному ребенку родители могут ее приобрести. Из-за этого количество сельских школьников в них резко сократилось. А одна из главных наших задач – привлечение учащихся из сельских районов. В городе больше возможностей повысить уровень знаний: курсы, репетиторы... Ребенок в селе, особенно в отдаленных северных районах, лишен этого. Наши школы для таких учащихся были хорошим подспорьем в повышении уровня знаний и путевкой в вузы. Многое сейчас зависит от представителей власти на местах, их заинтересованности поддержать сельских ребят. Не во всех районных администрациях, к сожалению, есть понимание этой проблемы. Мы же, со своей стороны, стараемся таким детям делать скидки, обращаемся с письмами в администрации с просьбой помочь способным школьникам в приобретении путевок. Нам помогает Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, которое частично оплачивает пребывание ребят в летних школах.

– Каковы основные цели выездных школ?

– Основная их цель, как и всей деятельности НОУ «Поиск» – профориентация на наукоемкие профессии. Практически все студенты, которые учатся в ОмГУ, преподаватели, которые работают с нами, когда-то прошли выездные школы. Очень важно, чтобы ребенок хотя бы раз получил удовольствие от занятия наукой, сделал свое локальное открытие. Наши выездные лагеря – это еще и площадка для применения педагогами знаний на практике, новых методик, пища для их научных открытий и наблюдений. Для студентов – плацдарм в плане апробации собственных сил, самоидентификации. Мы готовим студентов к летним школам в течение года, доверяем им вести занятия.

Выездные школы – особый формат работы с детьми, при котором сохраняется система нравственных ценностей, действуют традиции советской системы образования, одной из лучших в мире.

– Расскажите о своих планах.

– В последние годы у нас завязался тесный контакт с Омским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук. Совместно с ним проводим научные конференции, работаем над осуществлением новых проектов и программ. В планах НОУ «Поиск» – попытаться вывести наши проекты на межрегиональный уровень. И, конечно же, стараемся, чтобы они были финансово доступны для детей, их родителей, носили некоммерческий характер. Также основная задача – сохранить уже достигнутый уровень выездных школ, наработанные проекты, преданных нашей организации людей.

мнение

Т. А. НАЗАРОВ, директор НП «Областной молодежный центр «Химик», президент ОРОО «Омская областная лига КВН», член совета кураторов НОУ «Поиск»:

– В НОУ «Поиск» я курирую направление молодежных образовательных проектов. За счет сочетания мощной исследовательской работы и внеучебных мероприятий в выездных школах создается неповторимая атмосфера. Это дает возможность раскрыться способностям и эмоциям детей. Мы не ставим цель продолжить учебный процесс в период летних каникул. Главное – дать школьникам понять, что научно-исследовательская работа – процесс увлекательный, погрузить их в атмосферу, где знания возведены в культ, где все – школьники, студенты, преподаватели друг друга понимают. И видят, что профессора – не небожители, а обычные люди, которые еще и поют, и играют. Это помогает расширить восприятие мира.

М. А. БЕЗДЕНЕЖНЫХ, кандидат филологических наук, зав. кафедрой БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», член совета кураторов НОУ «Поиск»:

– Мои коллеги по совету кураторов – креативные, творческие люди, настоящие энтузиасты. Главный генератор идей – Руслан Юрьевич Симанчев, который успешно решает все финансовые, юридические вопросы деятельности организации. При этом он творческий человек, пишет стихи, песни. Благодаря его коммуникабельности, увлеченности, способности сплачивать людей многое делается на общественных началах. Радует, что в НОУ «Поиск» поддержали творческие направления – литературное, декоративно-прикладное. Благодаря этому многие дети нашли применение своим способностям. 

Научное общество учащихся «Поиск»

пр. К. Маркса, 15/1, каб. 16, тел.: (3812) 47-81-46, 37-17-46,

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   www.noupoisk.ru                                                                                                                                                                                                         

 Содержание