престижное образование/ от юбилея – к юбилею   

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ, Александр МАРАШАН

«Гимназия, я люблю тебя!»


Гимназию № 88 давно называют уникальной. Каждый год ее учащиеся уверенно занимают призовые места на российских конкурсах и олимпиадах. Ежегодно лучшие выпускники получают на ЕГЭ самые высокие показатели. Выпускников этой гимназии принимают на бюджетные места престижные вузы страны. В чем же секрет? В поисках ответа на этот вопрос мы побывали в знаменитой гимназии и познакомились с коллективом.   

Дневник директора

Виталия Ивановича Воронова не назовешь типичным директором школы. Хотя бы потому, что мужчин на директорском посту немного. Он молод (в прошлом году исполнилось сорок), спортивен, коммуникабелен, полон энергии. За плечами – учеба в педагогическом университете, куда он поступил после окончания Новоильиновской средней школы в Полтавском районе. Успел поработать учителем биологии в 73-й школе Омска. Затем – армейская служба. Казалось бы, чем не старт для карьеры в силовых структурах? Тем более что в 2014 году заочно окончил Омскую юридическую академию. И все же любовь к педагогике одержала верх.   

– Так звезды сошлись! – улыбается Виталий Иванович. – В эту гимназию я пришел в 2003 году. Сначала – на должность социального педагога. Через год начал вести уроки биологии. С первых шагов поразил высочайший уровень педагогического коллектива, руководства гимназии. То, что дети нацелены на получение знаний.

Когда в 2007 году был назначен на пост директора, поставил перед собой главную задачу – не уронить высокий статус гимназии. В декабре прошлого года ей исполнилось шестьдесят. Она изначально формировалась как политехническая школа. Появились классы с углубленным изучением математики, затем – физико-математический профиль. Сложился уникальный педагогический коллектив. Много лет слава об учителях 88-й школы гремела по всей Сибири. Одна из таких легендарных личностей – Валентина Константиновна Веприк. Блистательный математик, Заслуженный учитель России. Звания Заслуженного учителя РФ была удостоена и Валентина Георгиевна Тарусова. Многое для школы сделала бывший директор Галина Павловна Безикова. Наша задача – развивать эти традиции на новом этапе. В гимназии множество «звездочек», которые успешно учатся. Если у ребенка есть мотивация получать знания – педагоги сделают все, чтобы он реализовался.

– В прежние времена к вам стремились попасть школьники из разных уголков Омска. Ситуация изменилась? – задаем вопрос.

– Первоочередное право на зачисление имеют дети, проживающие на микроучастке. Но и сегодня здесь учатся ребята из разных округов. Некоторые даже из Омского района. На сегодняшний день в гимназии 630 детей. Желающих здесь учиться гораздо больше, но мы не можем принять всех – не хватает учебных кабинетов.

– А в команде педагогов произошли изменения?

– Основу составляют учителя старшего поколения, плеяда талантливых педагогов. Это наша гордость. А вот молодые специалисты не всегда выдерживают темп образовательного процесса, заложенный в гимназии. Растим свои кадры: среди учителей немало наших бывших выпускников. Преемственность поколений – одна из особенностей гимназии. Мы – как одна большая семья. Если у кого-то возникает проблема, решаем вместе.

Стараемся учитывать социальный заказ. В последнее время стала более востребованной химия. Наши учащиеся второй год входят в число победителей региональных олимпиад по этому предмету. А выпускник Евгений Турышев, получивший сто баллов на ЕГЭ по химии, учится в Москве. Уже открыл два новых химических соединения… Таких талантливых ребят много. Один из них, Федор Куандыков, получил сто баллов на ЕГЭ по физике. Сейчас заканчивает МФТИ имени Н. Э. Баумана, куда был приглашен по результатам олимпиады.

Увлекаются химией наши десятиклассники Андрей Ластовка и Роман Дубовенко. Во многом это заслуга учителя химии Натальи Васильевны Романенко. Оба учатся в классе с физико-математическим уклоном. Андрей – победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии. Интересуется также историей, ее преподает Евгений Николаевич Козел. А Роман успешно осваивает не только химию, но и физику. Он призер и победитель Всероссийской олимпиады школьников, увлекается музыкой и спортом. Еще одна наша «звездочка», десятиклассница Анна Харчина, отлично учится по всем предметам. Любит физику и математику. Изучает два языка – английский и испанский, занимается спортом.   

Мы ежегодно выпускаем порядка пяти медалистов. Чтобы заработать медаль в 88-й гимназии, нужно показать выдающиеся результаты по всем предметам. Наши медалисты – великие труженики.

Учитель из династии Пиастро 

Учителя информатики Михаила Давидовича Пиастро называют легендой гимназии. Для нескольких поколений учеников он – любимый преподаватель. Отмечен званием «Отличник народного просвещения». И для него 88-я гимназия – вся жизнь. В ее архиве до сих пор хранится заявление его отца, педагога по профессии, с просьбой зачислить сына в первый класс. Было это в далеком 1961-м.

– В этом уголке Омска в те годы был рабочий поселок, – вспоминает Михаил Давидович. – Здесь жили работники заводов имени Баранова, «Полет», «Сибирские приборы и системы». Семьи инженеров, ведущих специалистов, рабочих, партработников. В первые годы здесь учились дети заводчан. А потом стали приезжать со всего города. Главным «магнитом» были преподаватели. Арон Григорьевич Нудельман и Николай Александрович Пафнутов навсегда остались для меня эталоном Учителя. Оба – люди сложной судьбы, прошедшие войну. Благодаря наставникам я увлекся точными науками. После школы вариантов не было – только педагогический институт!

В 1978 году вернулся в родную школу учителем математики. Мне выпало счастье работать рядом с такими педагогами, как Николай Александрович Пафнутов и его соратники. Многому у них учился. В классах с математической специализацией удалось реализовать новаторские идеи. Мои ученики становились победителями математических олимпиад, выступали на равных с учащимися Новосибирской физматшколы. Поступали в МГУ, МИФИ, знаменитую «Бауманку», другие известные вузы. Были и те, кто выбрал профессию учителя. Вот и сейчас в гимназии преподают мои бывшие ученицы: Елена Юрьевна Кардакова, Ирина Валерьевна Куликова, Клара Владимировна Кашкина. Мои дети тоже учились здесь...

Все эти годы 88-я гимназия на передовых рубежах образования. Первый в городе класс информатики открылся здесь. Обучая детей этому предмету, сам каждый день учусь. Информатика – один из самых сложных предметов. Главное – научить ребят воспринимать поток информации, пользоваться им для саморазвития.   

– Вы делите учеников на способных и не очень?

– Способности есть у всех. Вопрос – как их раскрыть. В гимназии  учатся прекрасные дети. Участие в олимпиадах – лишь небольшое направление гимназической деятельности. Есть один ученик, который не занимает на олимпиадах призовых мест. Зато раскрывает себя в другом виде деятельности, у него талант изобретателя. Важно, чтобы у учителя  и ученика был контакт. И тогда все получится…

Путник на дороге знаний

Выпускница омского «худграфа» Елена Юрьевна Кардакова трудится в гимназии более двадцати лет. Преподает мировую художественную культуру, изобразительное искусство, технологию. И, по отзывам коллег, делает это по-настоящему творчески. 

– Могла бы стать художником, но вернулась в школу и не жалею об этом, – говорит Елена Юрьевна. – Да и как могло быть иначе? Я училась в 88-й школе, жила в соседнем доме. С благодарностью вспоминаю первую учительницу, Елизавету Анисимовну Абросимову. Уроки Михаила Давидовича Пиастро всегда ждали как праздник. Сейчас мы коллеги. Здесь очень сильный педагогический коллектив. Эту гимназию окончили и два моих сына. Один стал программистом, другой – режиссером видеомонтажа на ТВ. Среди учеников немало талантов. Некоторые поступают на художественно-графический факультет педагогического университета. В прошлом году моя ученица Екатерина Тимофеева поступила в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Я счастлива, что помогаю ученикам раскрыть способности.

Есть ли у меня педагогическое кредо? Часто вспоминаю слова Бернарда Шоу: «Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу. Я указываю вперед, вперед – по отношению к себе и к вам»…               

Победитель конкурса «Учитель года» Ирина Валерьевна Куликова преподает в гимназии математику более двадцати лет. И тоже является ее выпускницей. На выбор профессии повлияли «учительские» гены: бабушка и дедушка много лет преподавали в сельской школе. 

– Во время учебы в институте приходила сюда на практику, – говорит Ирина Валерьевна. – Много ценного почерпнула у Валентины Константиновны Веприк. Это главная школа в жизни, не представляю себя в другом учреждении. Гимназия пережила период тотального реформирования в образовании, сохранив свои традиции. При этом каждый год появляется что-то новое: компьютеры нового поколения, мультимедийные доски, проекторы… А главное, здесь уникальный коллектив и ученики тоже уникальные. В шестом классе учатся дети моих первых выпускников. Надеюсь, когда-нибудь они приведут сюда своих малышей. Моя дочь тоже училась в этой гимназии…  

– Что вам дало участие в конкурсе «Учитель года»?

– В профессиональном плане – огромный рывок вперед. Заняла первое место в муниципальном этапе и третье – в региональном. Это один из тех конкурсов, куда идешь не только за победой. Хотелось, чтобы ученики мной гордились. Они верили в меня, и, значит, победа была общей...

Наше знакомство с гимназией продолжает Татьяна Тимофеевна Дрюкова, Заслуженный учитель РФ. Общий стаж в педагогике – сорок лет. Более тридцати посвятила этому учебному заведению.

– После института несколько лет преподавала физику и астрономию в одной из школ Павлоградского района, – вспоминает Татьяна Тимофеевна. – Когда пришла в 88-ю школу, была поражена тем, как дети тянутся к знаниям. Здесь сложилась традиция: если учиться, то на совесть. «Царицу наук» математику всегда изучали по особой программе. Высокий класс в работе показывала Валентина Константиновна Веприк. Хорошее знание математики помогало ученикам и на уроках физики. С ними было невероятно интересно! Они брались за трудные задачи, участвовали в олимпиадах. В школе проходило много мероприятий, посвященных математике и другим предметам. Дух творчества отличает гимназию и сегодня. Учащиеся, которые приходят из других школ, это сразу отмечают. Наши ребята успешно участвуют в конкурсах, Ломоносовских турнирах, информационных проектах.

В настоящее время преподаю физику в седьмых-одиннадцатых классах. Готовлю учеников к олимпиадам. За всем – напряженный труд. Но это мое призвание. Многие выпускники сейчас учатся в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Сын Володя окончил гимназию с золотой медалью, затем мехмат МГУ имени М. В. Ломоносова. Сейчас работает в столице. И таких примеров немало. Наша гимназия – отличная стартовая площадка для тех, кто готов трудиться и реализовать себя в профессии.

…Прощаясь с гимназией, мы в шутку сказали Виталию Ивановичу Воронову, что на языке связистов цифра «88» означает «я тебя люблю». Символично?

– Безусловно! – улыбнулся директор. – Мы искренне любим свою гимназию – и дети, и учителя. И эта любовь взаимна…         

БОУ г. Омска «Гимназия № 88»

ул. 3-я Транспортная, 5, тел. (3812) 90-46-01, 90-46-02,  www.sch88.omskair.net   e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 Содержание