одаренные дети/ от первого лица

текст: Наталия БИСЕВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Екатерина Спехова: «Талант – как обещание счастья…»


Сократ однажды заметил: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Это высказывание наполняется особым смыслом, когда речь заходит о детях. Вовремя увидеть потенциал ребенка, не дать погаснуть его внутреннем «солнцу» – задача, актуальная для педагогов во все времена. Какие они – способные и талантливые дети нашего города? Что может дать им современная система образования? Об этом наш разговор с Екатериной Витальевной Спеховой, директором городского департамента образования.

От Олимпиады – к именной стипендии  

– Екатерина Витальевна, как вы оцениваете интеллектуальный и творческий потенциал омских детей?

– Он очень высок, мы постоянно узнаем о новых достижениях юных омичей. Талантливые дети – будущее нашего города. Убеждена, что способности есть у каждого ребенка. Департамент образования нацеливает руководителей и педагогов образовательных учреждений на то, чтобы раскрыть потенциал учащихся. У каждого ребенка должна быть возможность выбора сферы, где он может быть успешен.

В прошлом году в центре внимания педагогической общественности была Стратегия развития воспитания в РФ. Чтобы качественно подготовиться к реализации положений Стратегии, мы создали рабочие группы из омских педагогов, ввели в практику обмен опытом воспитательной работы. Одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями города, связана была с выбором приоритетных направлений воспитания. Так, порой школы выбирают одно направление, например, патриотическое. Другие, напротив, стремятся объять необъятное, включив в свою образовательную программу как можно больше направлений. Здесь важно найти золотую середину.

В раскрытии потенциала детей большую роль играет Всероссийская олимпиада школьников. Количество участников из Омска растет год от года, некоторые ребята являются победителями всероссийского этапа. На мой взгляд, привлекать одаренных школьников к участию в олимпиадах следует уже с 7-8 классов.

В поддержке нуждаются и ребята, увлеченные спортом. Мы ежегодно чествуем школьников, победивших в соревнованиях различных уровней. Важно, чтобы занятия спортом не стали препятствием для освоения школьной программы. Новый закон об образовании в РФ позволяет разработать для таких ребят индивидуальный маршрут обучения.

– Какие мероприятия, адресованные одаренным и талантливым детям, планируется провести с участием департамента образования в этом году?

– В этом году в Омске состоится 146 мероприятий различной направленности – интеллектуальной, духовно-нравственной, творческой, спортивной. Одно из них – традиционный городской бал золотых медалистов. Продолжится акция «Ученик года», стартовавшая в 2014 году. Каждое общеобразовательное учреждение будет выбирать лучшего учащегося. В прошлом году мы отметили победителей акции, разместив их фотографии на щитах социальной рекламы. Это мотивирует не только школьников, но и классных руководителей, учителей-предметников. В планах департамента – продолжить традицию чествования ребят, одержавших победу в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Размещать информацию о них на билбордах. Кроме того, информацию об этих детях мы собираем в единое портфолио, доступное для каждой школы. Уже сегодня омские общеобразовательные учреждения оснащены мониторами, на которые проецируются городские и школьные мероприятия. Достижения ребят также должны быть на них отражены. Успех ребенка – во многом заслуга педагога. Мы рассказываем об учителях, которые вложили много сил и знаний в  учеников. Работаем совместно с департаментом информационной политики городской администрации.

Важно донести до ребят, что шанс проявить себя есть у каждого. Например, создать интересные работы для конкурса социальной рекламы. Такой пример уже есть. Сейчас из конкурсных произведений ребят составлена передвижная выставка. Она будет представлена в школах города и, конечно, вдохновит других попробовать силы в этом виде творчества. В преддверии 300-летия Омска подготовлены специальные аудио- и видеоролики социальной рекламы, адресованные школьникам.

– Добившиеся успехов в учебе школьники ежегодно получают именные стипендии мэра города. Каковы критерии выбора стипендиатов? Растет ли число участников?

– Налицо тенденция роста числа претендентов и повышение качества их знаний. Критерий отбора – участие в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях, личные достижения. Часто задают вопрос: чтобы стать стипендиатом, нужно учиться только на «пятерки»? Нет, быть отличником – не обязательное условие. Многие добиваются больших успехов по отдельным предметам, имея «четверки». В рейтинге успешности учитываются их победы в олимпиадах и конкурсах.

В последние годы свои стипендии для учащихся выделяют и отдельные предприятия. Департамент образования активно поддерживает эту инициативу, ведь для ребят это дополнительный стимул. Некоторые из предприятий сотрудничают со школами округа, являются их социальными партнерами. Поддерживать одаренных детей готовы и частные фирмы. Такое сотрудничество важно в плане профессиональной ориентации школьников. Мы регулярно организуем для учащихся экскурсии на предприятия, проводим профориентационные ярмарки. На них представлены не только учреждения высшего и среднего профессионального образования, но и производственная сфера, которая заинтересована в толковых выпускниках. Некоторые заводы предоставляют школам возможность провести уроки физики непосредственно на производстве. Ребята воспринимают такие уроки с большим интересом. Ведь одно дело – сухая теория, а другое – возможность увидеть, как законы физики используются на производстве.

О «звездочках» детского творчества 

– Немало ребят проявляют себя в кружках по интересам, успешно  занимаются в Городском Дворце творчества. Как вы оцениваете роль системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми?

– Этим учреждениям во многом отведена главная роль в развитии способностей детей. Цель учреждения дополнительного образования – раскрыть потенциал ребенка, начиная с дошкольного возраста. Не случайно многие студии, секции, кружки набирают детей с четырех лет. В августе департамент образования проводит своеобразную ярмарку учреждений дополнительного образования. Она проходит в рамках Дня города, когда каждое учреждение может провести свою презентацию на общегородской площадке. Для семьи это возможность выбрать то, что интересно их ребенку.

Сейчас система общего образования переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Часть времени выделяется для внеурочной деятельности, и без дополнительного образования эту задачу не решить. Третий городской межмуниципальный образовательный форум «Будущее растим сегодня» также посвящен воспитательной работе в учреждениях дополнительного образования. За основу взята Стратегия развития воспитания в РФ.

Дополнительное образование открывает большие возможности для самореализации детей. По ряду направлений с нами готовы сотрудничать вузы города. Например, многочисленные театры моды в учреждениях общего образования представляют интерес для института сервиса. А отборочный тур конкурса по плетению косичек, который проходит в ОГИС, изначально также проводился в школах. Нередко омские школьники соревнуются наравне со студентами и даже побеждают в этих конкурсах. Многие, занимаясь в кружках и секциях, участвуют в научно-практических конференциях. Для «звездочек», которые загораются на небосклоне дополнительного образования, предусмотрен торжественный прием у мэра города по итогам года.

– Вы можете выделить учреждения, которые являются флагманами работы с детьми?

– В системе дополнительного образования Омска двадцать три учреждения, и каждое по-своему уникально. Самое большое число детей – в Городском Дворце детского и юношеского творчества, Доме творчества Октябрьского округа, центрах творчества «Созвездие» и «Амурский». Ленинский и Кировский дома творчества не могут принять много детей, так как их площади ограничены, а педагоги рассредоточены по всему округу. В настоящее время департамент образования стремится расширять число клубов по месту жительства, чтобы у детей было больше возможностей посещать кружки, секции, студии. Такие очаги творчества должны появиться в каждом микрорайоне. В перспективе планируем передавать их школам, чтобы они могли использовать клубы для работы с учащимися.

– Статус медалиста еще не является гарантией успеха в жизни. Важна нацеленность выпускника на реализацию своих способностей. На ваш взгляд, что может сделать система образования, чтобы стать для одаренного ребенка стартовой площадкой дальнейших достижений?

– Думаю, современные выпускники смотрят на жизнь реалистично. Они понимают: чтобы в дальнейшем оставаться успешными, нужно постоянно двигаться вперед – получать высшее образование, трудиться, добиваться профессионального роста. Важно и умение взаимодействовать в социуме, реализовывать лидерские качества. Всегда привожу в качестве примера студенческие стройотряды советской эпохи. Это такая школа жизни! Студотряды и сегодня играют важную роль в профессиональном и личностном самоопределении молодежи Омска.

Что касается статуса медалиста, то он претерпел серьезные изменения. Если в прежние времена выпускник с медалью пользовался льготами при поступлении в вуз, то сейчас, к сожалению, эта награда не дает преимуществ. В правилах приема в вузы рекомендовано добавлять медалисту определенное количество дополнительных баллов к результатам ЕГЭ. Максимальное число таких «бонусных» баллов в омских вузах, как правило, не более пяти. А вот победу во Всероссийской олимпиаде школьников учитывают многие вузы, зачисление такому абитуриенту почти гарантировано. Поэтому старшеклассники сегодня все активнее участвуют в олимпиадах.

И все же главная задача педагогов – передать ученику не только хорошие знания, но и определенный нравственный багаж. Не случайно на государственном уровне сейчас много внимания уделяется духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. Важно воспитание таких качеств, как доброта и милосердие. А это непростое искусство. С началом нового учебного года ребята с ограниченными возможностями здоровья смогут сесть за парты в общеобразовательных учреждениях, учиться на равных с остальными. Такие примеры были и раньше, но сейчас это право закреплено законодательно. А чтобы дети учились помогать тем, кто слабее, их должен направлять мудрый и тактичный учитель.

Особая роль отводится и профориентационной работе. В прошлом году лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов начали более активно налаживать связи с вузами. Есть такое понятие – «синдром отличника», когда человек привыкает все делать только на «пять». Перфекционизм – прекрасное качество. Но порой выпускник, который прекрасно учился в школе, испытывает трудности в процессе адаптации в вузе, пасует перед жизненными трудностями. И здесь необходима поддержка педагогов и родителей, чтобы он смог преодолеть стресс, а главное – поверил в свои силы.

Есть такое высказывание: «Талантам нужно помогать». Талант, по большому счету, – только обещание счастья. Задача родителей, системы образования и каждого учителя в отдельности – сделать все, чтобы задатки и способности ребенка не остались незамеченными. А, в конечном счете, стали основой его успешной самореализации и долго служили людям.

Содержание