городские реликвии/семейный отдых

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, Иван ЯССКИН, фото: Александр МАКСИМОВ, Борис МЕТЦГЕР

Когда в парке колдует зима…


Этот парк уже не один десяток лет является любимым местом отдыха омичей. В начале прошлого века он носил название Новой Загородной рощи. Как место отдыха горожан она оформилась еще в годы Первой мировой войны. Статус парка культуры и отдыха этот уголок города получил 24 мая 1940 года. Решением горисполкома от 30 ноября 1948 года ему было присвоено его нынешнее название – Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ.

Там, на неведомых дорожках…

Площадь парка – более 60 гектаров. С появлением на близлежащей территории стадионов «Красная звезда» и «Юность» он стал не только любимым местом отдыха, но и очагом спортивной жизни Омска. Аттракционов в парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ в летний период больше, чем в других парках города – более сорока.

Парк не пустует ни зимой, ни летом. Здесь занимаются спортом, назначают свидания, отдыхают всей семьей, общаются с друзьями и отмечают массовые праздники. Вот и главная городская елка Омска в этом году открылась в этом парке – с нарядной елкой, светодиодным фонтаном, скульптурами из снега и аттракционами.  

Многие спешат сюда, чтобы отдохнуть душой, прикоснуться к живой природе, вспомнить былое. В летописи парка – тысячи историй, грустных и смешных.

– Этот парк стал для меня любимым уголком города еще в конце 60-х, во время учебы в институте физкультуры, – вспоминает омич Владимир Иванович Цапко. – Мы часто ходили через парк до троллейбусной остановки. Вечерами постоянно искали приключений возле местной танцплощадки. И часто находили!

Как-то раз в свой день рождения я случайно зацепился за сумку симпатичной девушки. Оказалось, «зацепился» надолго. Выяснения – кто кого зацепил – у нас с женой продолжаются до сих пор. Но то, что попал в эти «сети», считаю подарком судьбы…

С парком у меня связано и немало комичных историй. Одна из них произошла в конце 70-х, когда я заведовал отделом спортивной и оборонно-массовой работы обкома ВЛКСМ. Нам поручили провести в Омске всесоюзный финал турнира на приз клуба «Кожаный мяч». Мероприятие серьезное. Стали думать, чем же поразить гостей. Режиссером был Мирон Лазаревич Гуревич, наш большой друг и наставник со студенческих времен.  Решили инсценировать сказку про старика Хоттабыча. Тот должен был въехать на стадион верхом на слоне, а с вертолета по движению его руки на поле посыплются мячи. Слона мы приметили в передвижном московском зоопарке, недалеко от стадиона «Красная звезда». Сторговались с директором и арендовали слоника за пару килограммов «московско летней» колбасы – большой дефицит по тем временам. Знакомство с директором службы общепита обкома партии позволило решить вопрос. Но ликовали мы недолго. Проблемы начались, когда слон хоботом выдернул куст и с аппетитом его сжевал на глазах у изумленной публики. Дальше – больше. Слоник упорно не желал, чтобы Хоттабыч садился ему на спину. И Юра Гнатко, в то время – комсомольский вожак, в образе Хоттабыча шел рядом. Работники зоопарка крючьями за уши вели слона по намеченному курсу, что тому очень не нравилось. «Бунт на корабле» последовал, когда в небе появился вертолет. Но, несмотря на все это, спектакль завершился успешно…   

Последние пятнадцать лет я жил и работал рядом с парком. И он стал для меня чем-то вроде «тренажерного зала» для укрепления здоровья. Неожиданно для самого себя всерьез увлекся скандинавской ходьбой. Каждый день – прогулки на десятикилометровой дистанции. Когда я только начинал свои прогулки, часто слышал реплики местных юмористов: «Эй, мужик, куда лыжи убежали?». Кое-кто покручивал пальцем у виска. А сегодня в парке полно людей, занимающихся скандинавской ходьбой, бегом, лыжным спортом, катанием на роликовых коньках и просто отдыхающих. И это здорово!

Утром в воскресные дни регулярно встречал на дистанции Михаила Расина с дочерью. По его признанию, я открыл ему этот вид занятий физкультурой. А затем уже он, как профессиональный организатор физкультурного движения, открывал дорожки для омичей, приобщая их к здоровому образу жизни.

Еще больше я полюбил парк, когда начал прогуливаться по его дорожкам и аллеям вместе со своей внучкой Полиной. Ей очень понравилось кормить белок. Одно время внучка и себя называла «белочкой», всерьез считая, что понимает беличий язык. А сколько было радости, когда в парке поселилась лисичка, и мы приходили к ней в гости с гостинцами!

Внучка до сих пор считает парк волшебным сказочным лесом, где происходят чудеса. И я с ней согласен…

Белочкины «мамы»  

По самым скромным подсчетам, хвостатых зверьков в парке более трех десятков. Многие стараются угостить их орешками, сделать снимок на память.

Есть у белок и свои «ангелы-хранители» – омички Тамара Викторовна Иванова и Надежда Ивановна Дробыш. Они приходят сюда каждое утро, чтобы накормить пушистых любимиц. Белки ждут их появления. Особенно сейчас, зимой. Пока одна зверушка ест орехи с руки, вторая забирается на плечо, третья – ожидает своей очереди на стволе дерева. А самая любопытная лезет к кормилице в сумку: мол, что за угощение мне принесли сегодня?     

У этих двух женщин немало общего. Обе много лет отработали на заводе. Тамара Викторовна трудилась мастером производства на «Электроточприборе», за добросовестный труд удостоена ордена Ленина. Надежда Ивановна была начальником караула на заводе имени Баранова. И обе всем сердцем любят животных. Хотя у Надежды Ивановны аллергия на шерсть, помогать «меньшим братьям» это ей не мешает.  

– А подружились мы благодаря парку! – рассказывает Тамара Викторовна. – Я хожу кормить зверьков пять лет, моя «напарница» Надежда – три года. Приходим в любую погоду. Сначала кормили вместе, а потом поделили участки: я кормлю белок в одном уголке парка, Надежда – в другом. Тратим на корм значительную часть пенсии, по три-четыре тысячи каждая из нас. Белки любят кедровые орешки и фундук. Некоторые угощают их очищенными грецкими орехами, арахисом, даже орехом кешью. А вот семечки лучше не давать – они для белок вредны. Кормить их нужно круглый год. Если в тайге у белок – обширная кормовая база, то в городских условиях им приходится туго. Особенно зимой…

Женщинам не раз приходилось спасать своих питомцев. Как-то раз в лютый мороз Надежда Ивановна приметила белку, которая бежала на зов, а затем исчезла из виду. Вскоре заметила на снегу пушистое тельце – почти без признаков жизни…

– Пришлось организовывать свою «службу спасения», – вспоминает Надежда Дробыш. – Расстегнула дубленку, положила белочку за пазуху. А саму пробирает мороз! Больше всего боялась сломать зверушке лапки – они были как стеклянные... Хотела уже отнести домой, но тут подбежала другая белка, тоже голодная. Пришлось кормить бедолагу. Вскоре и ее «подружка» под моей дубленкой ожила, зашевелилась. Я подстелила варежку в кормушку, чтобы хоть как-то утеплить, насыпала орешков. Белочка долго их щелкала… А подкрепившись, убежала в свое гнездышко.

А как-то раз мне пришлось выкармливать… новорожденных бельчат. Перед этим из парка исчезла одна беременная белка. Наверное, кто-то ее поймал и унес домой. И вскоре в кормушку подбросили двух крохотных бельчат. Что делать? Принесла домой, оборудовала для найденышей домик. Две недели кормила из шприца смесью коровьего молока с яйцом. И выходила! Хотела оставить бельчат у себя, но замучила аллергия. Отнесла их специалистам, на городскую станцию юннатов. Перед этим заготовила «приданое» – молоко, орешки, одеяльце. Сейчас бельчата выросли, и у них все хорошо…     

Спасали беличьи «мамы» зверушек и от недобрых людей. Особенно на первых порах, когда белок в парке было немного. То бомжи их пытались ловить, то мальчишки петли ставили. Как-то летом случилось очередное происшествие – подростки забили палками четырех белочек… Тамара Викторовна и Надежда Ивановна до сих пор не могут вспоминать об этой трагедии без слез. Если бы не своевременное вмешательство, жертв хулиганов было бы больше.

– Воспитывать в детях доброту надо с раннего детства! – говорит Тамара Викторовна. – Чтобы они любили животных, не обижали. Все  зависит от родителей. Бывает – кормим питомцев, а молодая мама со смехом говорит малышу: «Иди, погоняй белок!» И он ведь гоняет. Белочки – врассыпную. В ответ на замечание ей слышишь нецензурную брань.

Как-то раз насыпала в кормушку фундук, чтобы белочки привыкали к новой «столовой». Только отошла, как два здоровенных парня тут же  выгребли орехи в свои карманы. Признаюсь, после такого руки опускаются. Но все же хороших людей больше…

– В парке всегда обитала живность, – вспоминает Тамара Викторовна. – Одно время здесь жила большая сова, которая даже охотилась на белок. Сядет и смотрит, а та не шелохнется, будто под гипнозом. Обитали здесь три ястреба. И всегда было очень много голубей.

Как-то раз под одним из киосков парка поселилась… маленькая степная лисичка. Люди приносили ей еду, и она стала совсем ручной. Но вскоре рыжую красавицу кто-то потревожил, и она перешла к озерку, выкопала себе норку в снегу. Как-то приходим – нора забита. Попросили мужчин раскопать вход. На другой день нору кто-то забил корягой. С тех пор лису здесь никто не видел…

По признанию Надежды Ивановны, она еще и уток кормит на местном озере. Когда уточка в прошлом году вывела девять утят, ей пришлось  охранять их от собак. А нынешним летом на свет появились четыре птенца. Женщины подкармливали их все лето, пока утка с подросшими птенцами не улетела на зимовку в теплые края.

– Нам иногда задают вопрос: «Зачем вам эти белки? Еще и деньги на них тратите…» – признается Надежда Ивановна. – Но кто-то же должен о них заботиться? А сколько положительных эмоций они дарят! Интересно наблюдать, как они купаются в снегу, играя друг с другом. А  когда подрастают маленькие бельчата, они учатся есть всем выводком. Дашь им орехов, они сядут рядком – и так забавно «ворчат» друг на друга! Но едят вместе. А взрослые белки – только по отдельности. Конкурентов не признают. И каждая из них нас ждет.

Смотришь в эти глазки-бусинки – и отчетливо понимаешь: ты причастна к их маленькой жизни…

 Содержание