с песней по жизни/ юбилеи  

текст: Виктория ЛУГОВСКАЯ, Заслуженный работник культуры России, фото из архива Т. Шиленковой

Мелодия ее души


В прошедшем году юбилейные даты отметили два известных творческих коллектива нашего города. Семьдесят лет исполнилось ансамблю песни и танца «Метелица» и четверть века – детскому фольклорному ансамблю «Дивно». Свой личный юбилей отметила и Заслуженный работник культуры Татьяна Шиленкова, о творческом пути которой мы рассказывали нашим читателям. И сегодня руководитель образцового детского фольклорного коллектива «Дивно», главный хормейстер «Метелицы» Татьяна Сергеевна Шиленкова вновь в гостях у нашего журнала.  

…Так угодно было судьбе, чтобы на песенную тропочку вышла однажды деревенская девчонка из Муромцевского района. Было там живописное село – Малинкино, ее малая родина. И пошла, пошла, пошла, не ведая, чем сердце очаруется. И оказалась дорога трудной и любимой, взявшей в плен душу без остатка и одарившей счастьем.

Я давно знаю и сердцем приняла Танюшу. Так ее зову по праву  многолетней душевной привязанности. А еще – «по соседству мы живем». И потому у меня есть, конечно, право на монолог нашей гостьи.

Давайте представим ее в красивом русском народном уборе – одну или в кругу питомцев. Всегда энергичная, обаятельная, жизнелюбивая… Пусть это будет сцена или поляна в лесу, в парке. Главное, чтобы и в ваш мир вошла ПЕСНЯ. 

«Сердце птицею поет…»

Прошедшим летом вернулась с фестиваля, который проходил в Абхазии, «Метелица». Сдан на «отлично» еще один экзамен, вернулись с победой. Пришла осень, которая вновь собрала нас в репетиционных комнатах – РАБОТАТЬ! Педагогика – наука трудная, а хормейстер тоже педагог. Только предмет у него особый – народное творчество, которое питается из родника по имени «ФОЛЬКЛОР». И «надежды маленький оркестрик» – это только мы сами, созданный нами мир общения, общее доброе дело. Конечно, лучше, если тропинка к песне начинается с детства. К нам в «Дивно» приходят ребятишки с четырех-пяти лет…

Лгать не стану: знать не знала и не ведала, что стану хормейстером. Ну, что с того, что любила с малых лет петь, а еще больше танцевать. Иной раз  и сейчас думаю: «Эх, надо было пойти в хореографы!». Перетянули певческие гены бабушки. Как все сказывали, была наша  Мария Митрофановна Калинина замечательной певуньей! Но я не помню ни голоса ее, ни песен. Когда в годы раскулачивания репрессировали дедушку, затаилась ее душа…

Ну и мама моя, Нина Васильевна, по сей день поет, а ей уже за восемьдесят! То в «Красной гвоздике», то в хоре ветеранов… С утра жалится: мол, «сил нету», а к вечеру или в выходной уйдет из дома. Куда? На репетицию!

И моя судьба могла стать иной, если бы мама не подалась в город. А характер у нее, надо сказать, на скромную роль не

годится. Недаром на Доске почета завода имени Карла Маркса много лет красовался ее портрет. Иной раз покажут фильм «Простая история», где председателя колхоза играет Нонна Мордюкова – словно про мою маму рассказ. Она такой бы и была – всех бы построила! И был бы в нашем селе знатный хор – точно! И я, и братья мои, и друзья всерьез говорят, что ей бы «полком командовать»…

В доме царил культ песни, музыки – от мамы, конечно. И моя дорога в культпросветучилище определилась сама собой. Петь ли, танцевать, играть в народном оркестре – это МОЕ! И все! Сейчас модно ругать  доперестроечные времена: не то, не так!.. Но моя судьба в этом споре – аргумент в пользу работы с молодежью, которая тогда была. Девчонка из рабочей семьи едет учиться в Ленинград! В Высшую профсоюзную школу культуры! И никакой платы за обучение! А студенческие годы в таком городе – золотые крупицы воспоминаний на всю жизнь.

И была возможность остаться в Ленинграде или рядом – в Выборге, махнуть во Владивосток или даже на край земли – Камчатку… Но что-то екнуло в сердчишке: хочу домой! Просто я люблю это слово – «ДОМ»! Обустроенный с любовью уголок Вселенной и твоей души.

Пришла пора – отдавать. «Есть время, которое просит у нас отдать ему силу и волю. Чтоб песня была, как звезда, как алмаз, и выбран твой путь, твоя доля…» Видите, как все просто!..

Мне нравилось мое время. Нас готовили к преодолению трудностей, к тому, что надо уметь что-то созидать с нуля. И я на собственном опыте познала, что такое – «вкус преодоления». По шажочку, по годочку, по крупиночке набиралась творческой смелости. Чтобы учить других, надо многому научиться самому, чему не научат даже в хороших вузах. Лучше всего учит конкретная работа. 

Счастлив  или удачлив тот, кто сразу попадает «в яблочко», как стрелок. А что я умела? Учись, Таня! И был у меня свой вокальный ансамбль в  СибНИИСХозе, в совхозе «Борисовский». Потом – школа, практика, ответственность. И как потом пригодился «счастливый случай» – поучиться у замечательного хормейстера Геннадия Миховича, попеть в его хоре «Раздолье» (был такой в ДК шинного завода). И солисткой себя показала. Что еще надо?

Что надо? Не просто зарабатывать на жизнь, но и найти собственное дело. Вечная проблема молодости, вечный экзамен… Я, если честно, не из  застенчивых, но уважаю умное и умелое ученичество. Работаю себе в 58-й школе, там у меня свои «Веснушки» появились, потом – в 39-й, там появился ансамбль народной песни, которые как-то естественно перетекли к шинникам во дворец. И вот тогда-то появилось новое имя – «Дивно». Слово красивое, но оно еще как обязывает! Вот и старайся сделать так, чтобы зрители сказали: «Дивно!»

Не успела оглянуться – четверть века  отшагали. Как-то решила подсчитать, сколько же ребятишек побывало в ансамбле за это время. Точной цифры не скажу, но больше тысячи! Взрослели, уходили в большую жизнь, потом многие стали приводить уже своих детишек. Так и росла  наша дружная семья, которую помнят и чтут «дивновцы». Фольклор – это разнохарактерные песни, живущие в народе веками. С новомодными им соревноваться трудно. Да и не нужно! У нас своя заповедная зона. Народ и время отбирали жемчужины для нас. «Музыка России – песни над рекой, песни над рекой с друзьями вместе. Знаю, нет на свете музыки другой, чтоб звучала так, как наши песни...» Спорить не будем, лучше вспомним, как певали в вашем доме мамы, бабушки, прабабушки, каким задушевным был тот круг… Забываем имена авторов, а песни живут. Дунаевский, Пономаренко, Аверкин… Сколько дивных мелодий подарили они нам, и те вошли в мир музыки, как животворные родники – от души.

Можно было и мне с детьми пойти другим путем, исполняя популярные детские песни. Их было много! Жаль, что в нынешнее время звучат они очень редко, а новые что-то не слышны…

А я попала в ту волну жизни, когда фольклор стал не просто остребованным – модным! И в селах, и в городах. И в Омске тоже!                      

 «Есть  три заветных песни у людей,

 И в них людское горе и веселье.

 Одна из песен всех других светлей –

 Ее слагала мать над колыбелью.

 Вторая – тоже песня матерей.

 Руками гладя щеки ледяные,

 Ее поют над гробом сыновей.

 А третья песня – песни остальные…»

Все эти – остальные! – мы и поем. И в этом, если хотите, наше нравственное самостоянье! А оно так необходимо сегодня. Время стало трудным для всех, кто понимает, как непросто сберечь духовные ценности России. А они были! И, если честно сказать, с детьми и подростками работать было гораздо легче, чем сейчас. Трудно неукротимую детскую энергетику претворить в твой творческий замысел. Зато, когда все получается, как же они умеют радоваться! Вот эта радость не имеет цены. Их публика любит, аплодисменты радуют, но надо все это заслужить.

Нет, я не жалуюсь. Мы еще удерживаем позиции. Наших детей надо  научить любить Россию. А эта любовь так глубоко живет в тех скромных делах, которые мы вершим. Я – плюс дети, плюс родители. Плюс взрослые наши «дивновцы». Можно нарисовать географическую карту наших фестивалей и побед: «Омская звезда», «Надежда Сибири», «Золотая Сибирь» – в Омске, «Надежда Европы» – в Сочи, «Роза ветров» – в Москве, «Золотые купола» – в Тобольске, фестиваль национальных культур в Германии, «Дни культуры» в Италии... А еще – лаборатория фольклора в Томске, фестивали в Вологде, Питере… Мы привыкли быть лауреатами и на меньшее не согласны! Ах, так! Тогда дружно за работу!!! Именно так – три восклицательных знака. Но легко – на бумаге, на словах. А у них свои маленькие беды, свои проблемы, свои характеры и конфликты.

Но хорошо уже то, что и на высоком уровне вдруг озабоченно заговорили  о наших наболевших детских проблемах.

Раньше я думала, что главное – увлечь детей. Теперь вижу, что главный урок каждой встречи – дисциплина! Вот так… Когда-то наивно думала, что вот будет опыт, творческий багаж наработаю – и флаг в руки! Но вот есть и опыт, и багаж, и удачами избалованы, а легче не становится. Просто повышается личная планка. Помню, как встрепенулась душа, когда нас впервые всерьез заметили на Международном фестивале, где были участники от Прибалтики до Казахстана, от Урала до Иркутска, даже гости из далекого Буэнос-Айреса. И мы – дипломанты! Вот тогда я поняла, что нашла свое место, свое призвание. Потом дошло до меня, что надо быть педагогом и «второй мамой» для ребят. Это оказалось задачей сложной, но выполнимой. Говорят, было бы желание. Но еще важнее – чувство долга. Вот так и живу, жалуясь самой себе. И иногда ловлю себя на мысли, что я – человек счастливый…

Что иногда бьет по нервам, по сердцу? Увы, общая проблема – экономика. Хотя все вроде бы понимаем и говорим, что экономить на детях – грешно. Обидно, когда талантливые дети не могут поехать на престижный фестиваль, потому что у родителей нет на это денег. Вот вам и урок социального неравенства. Детские обиды помнятся долго. Они как спички – до поры до времени. Но я и мои «стойкие оловянные солдатики» держимся.

«Не желайте мне легкой дороги!»

Вот уже десять лет под моим хормейстерским крылом поющая  составляющая нашей замечательной «Метелицы». А командует танцорами и всеми нами Евгения Юрьевна Осинцева. Такой вот получился тандем. Могла ли я мечтать о такой роли? Но… Так и рву свое время, свою душу и свою судьбу на две половинки. А что такое «Метелица» – все в Омске знают. Говоря современным языком, именно этот ансамбль песни и танца, созданный в 1944 году (!) на базе системы профтехобразования, много лет был брендом города. «Метелице» рукоплескали не только в городах и селах Советского Союза, но и в двадцати пяти странах мира!

«Метелица» и сегодня открыта для всех желающих, но у молодежи появились другие приоритеты. Так что и на этом культурном фронте, где все было четко отработано, свои сложности.

Это очень непросто – принять эстафету от такого хормейстера, каким четверть века был здесь Владимир Альбертович Кригер. Он и сейчас – НАШ. Переживает сложности, проблемы репертуарные… Но, к счастью, и после него «Метелица» прибавляет по листику в свой лавровый венок. Лауреатские звания мы получили и в Рязани, и в Брянске,и в Кирове, и в Томске, и в Сочи, а плюс к ним победы на фестивалях в Болгарии, Венгрии, Финляндии, Швеции… Вроде бы все нормально. Стоит только увидеть лица наших артистов  на концертах – счастливый народ! И совсем неважно, какие у них разные жизненные дороги. Да, звездочки «Дивно» и «Метелицы» сегодня есть в Государственном Омском русском народном хоре – Андрей Казанцев, Юлия Зиненко, Настя Спивак… И я могу сейчас назвать не один десяток  наших умниц и красавиц, наших надежных парней, танцоров и солистов. Есть на кого равняться новичкам.

Вот так и живу – почти без свободных вечеров, с редкими выходными. Один восточный мудрец сказал провожавшим его в дальний путь: «Не желайте мне легкой дороги!» Вот и я не знаю, что такое – легко? Но недаром говорят: своя ноша не тянет. Иной раз включаю компьютер, где выложены снимки моего «соловьиного сада», любуюсь и радуюсь. Как красивы они в народных костюмах, в своих милых забавах. Игра? Пусть! Но для них – память. А у меня прибавляются силы…

Юбилеи, даты, итоги… Это так – вехи в пути. Беру пример с неутомимой своей мамы: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути…». А и ладненько!.. Я – на любимой работе. Все ли сбылось? О, это сложный вопрос! Человек вечно чем-то недоволен: не успел, не сделал, забыл, опустил руки, отошел от романтики  к житейской прозе… Это мои поющие друзья, взрослые и маленькие, держат меня.

Меня нет-нет да и упрекнут близкие друзья: мол, отчего сама так редко поешь? И голос есть, и выходка при тебе, и сыграть любой характер можешь – артистка! Каюсь, каюсь, каюсь… Сколько заветных песен и романсов в моей копилочке… Иной раз, как нырок в реку, выйду на сцену – сама себе королева! Какое это счастье, знает любой поющий. У меня свой «венок сонетов». Романсы – «Красный сарафан», «Не уходи», «Калитка», «На заре ты ее не буди», «Темно-вишневая шаль», «Очаровательные глазки»… Песни о России – «Гляжу в озера синие», «Даль великая», «Я лечу над Россией»… Лирические песни – «Одинокая гармонь», «Уральская рябинушка», «Погас закат за Иртышом», «В чистом небе»… А есть такие, которые – как золотинки, и так хочется, чтобы они звучали чаще. «Я люблю тебя, жизнь», «Есть только миг», «Пока горит свеча»… Вот сейчас говорю – и пою… А для куража давайте добавим «Аргентинское танго»… Конечно, я все это спою, наверное, срок пришел…

Я ведь еще и костюмы сама часто отшиваю, рукоделье – тоже радость и бабушкино наследство. Так что мне есть кого благодарить за все уроки в жизни. Вот нафантазирую еще один костюм для сцены, вот соберу волю в кулак – держитесь! Хотя, наверное, если признаться честно, я – человек хора. Если говорят, что сердце птицею поет, то это чуточку и про меня.

И на этом поставим точку.

Содержание