адрес доверия/ специальный репортаж

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива 

Натела Полежаева: «Безнадежных детей не бывает»


Воспитание ребенка-инвалида – серьезное испытание для семьи. Замкнувшись в себе, оградив свое непохожее на других любимое чадо от любопытных глаз, родители подчас остаются один на один со своей бедой. Как хочется им вместо неутешительных прогнозов услышать - «все будет хорошо»!  Именно эти слова говорят своим подопечным педагоги школы Бороздина – отделения медико-социальной реабилитации детей с особыми возможностями, открывшегося недавно в Центре реабилитации «Рассвет». Здесь с радостью встречают всех особых деток. И во всех верят. Мы побывали в «Рассвете» и познакомились с теми, кто занимается с детьми по необычной методике.    

С любовью, верой и надеждой

– Наше отделение – единственный центр такого рода в Сибирском регионе, – говорит Натела Олеговна Полежаева, главный врач Центра реабилитации «Рассвет». – И то, что оно открылось на нашей базе, вполне закономерно. «Рассвет» не первый год работает с детьми, занимается их оздоровлением. В нашем Центре реабилитации с недавних пор проходят лечение дети с диагнозом «ДЦП». Помощь детям с ограниченными возможностями – одно из направлений деятельности нашего учреждения. И, что особенно важно, мы видим поддержку и понимание нашей деятельности со стороны представителей власти и общественности.

Школа Бороздина открылась в Омске по инициативе президента фонда «Дитя Вселенной» Татьяны Ивановны Синюгиной годом раньше. Когда нам предложили разместить ее в «Рассвете», коллектив поддержал идею. Получен патент на использование авторской методики. Его предоставил Алексей Иванович Бороздин, педагог-новатор из Новосибирска, основавший в Академгородке центр по работе с детьми-инвалидами. Он и его команда почти четверть века успешно работают с ребятишками, страдающими детским церебральным параличом, ранним аутизмом, синдромом Дауна, другими отклонениями в развитии. Раньше такие дети были обречены сидеть дома, в четырех стенах. В школе Бороздина они делают поразительные успехи. Посредством арт-терапии дети открывают в себе возможности, о которых родители и не подозревали. Учатся разговаривать, общаться, обслуживать себя в быту. Такой пример вдохновляет. И еще раз доказывает старую истину: безнадежных детей не бывает.

Безусловно, эта методика требует немалых затрат. В первую очередь – специально оборудованных помещений. Мы выделили для отделения корпус, он так и называется – «Детский». Там проведен ремонт, оборудованы кабинеты для занятий, игровая комната. Все это – с учетом требований «доступной среды». Открытие отделения превратилось в настоящий праздник для детей и взрослых. На него собрались те, кто нас активно поддерживает: представители министерств и ведомств, общественных и добровольческих организаций.

На адрес Центра реабилитации «Рассвет» поступила правительственная телеграмма от депутата Госдумы Елены Мизулиной, сенатора Омской области. В ней говорится о важности нашего начинания. К празднику было приурочено открытие при детском отделении домового храма Покрова Божьей Матери – туда были переданы подаренные нам икона и свечи, привезенные из Иерусалима.

Не менее ценным и нужным подарком стали нейрореабилитационные пневмокостюмы «Атлант» – прекрасное средство реабилитации детей с ДЦП, пользующееся популярностью в нашем Центре. Специальный подарок для ученика школы Бороздина Данила Иванова вручила гостья праздника Катерина Талызина: родители мальчика получили сертификат на его обучение в школе в течение года.

Мероприятие проходило на сцене ТОП-театра. Номера, представленные актерами, были очень тепло восприняты детьми. Ребята тоже подготовились к празднику. Настя Титова, девочка-колясочница, прочитала рассказ о старой деревянной прищепке, которая обрела новую жизнь, а в заключение праздника дети вместе с родителями поднялись на сцену, исполнив песню о дружбе, а весь зал им подпевал. Это было так трогательно!

Центр под руководством Алексея Бороздина в Новосибирске  – самый известный абилитационный центр в России. Там процессом реабилитации руководят педагоги и  психологи. У нас же другая задумка: поскольку школа Бороздина открылась на базе медицинского учреждения и у нас общие «воспитанники», так почему же двум великим наукам не объединиться и не помочь друг другу, решили мы? Теперь все ученики школы Бороздина, впервые пришедшие на занятия, получают консультацию детского невролога. Консилиум врачей, в числе которых логопед, инструктор по лечебной физкультуре, невролог, педиатр, психотерапевт, составляет индивидуальный план ведения пациента. А самое главное нововведение – мы попробовали на занятия с педагогом надевать на ребенка пневмокостюм «Атлант», который раньше использовали только для занятий лечебной физкультурой. Оказалось, «оранжевый костюм» не подводит и здесь! Куратор Центра Валида Исанова нас научила: первое, с чего нужно начинать работу с ребенком-инвалидом, – добиться удержания позы. Только тогда с ним можно заниматься. В костюме ребенок чувствует свое тело, выпрямляется, ему легче управлять руками и ногами, поэтому положительных результатов мы добиваемся быстрее. Значительные успехи – первые шаги, первые слова и первые рисунки – многие особые детки делают именно в нашем Центре. Впрочем, вы можете убедиться в этом сами.

В ожидании чуда

…Уютный корпус детского отделения встречает нас звуками фортепьяно. Музыкальный педагог проводит занятие с девочкой, впервые пришедшей в отделение. Татьяна, мама малышки, заметно волнуется. 

– Дочке пять лет, она у нас особенная девочка, с непредсказуемой реакцией. Я слышала хорошие отзывы о школе Бороздина и решила сюда обратиться. Впечатление от персонала очень хорошее. Надеюсь, дочке понравится...

Руководитель отделения Елена Николаевна Толпекина – опытный педагог и одна из немногих женщин в Омской области, удостоенных ордена Святой Равноапостольной Княгини Ольги. Ранее она была директором детского дома № 1, работала с детьми-инвалидами.

– Это отделение само по себе очень необычное, – начинает рассказ Елена Николаевна. – Наши педагоги и психологи называют своих подопечных «особыми детьми», или детьми с особыми возможностями. Здесь не делают акцент на диагнозе ребенка, в нашей деятельности он не важен. Как заметил Алексей Иванович Бороздин: «Перед вами маленький человек. У него есть глазки, носик, ушки. Всё! С ним можно работать». Сама жизнь доказывает, что заниматься нужно с любым ребенком, даже полностью обездвиженным. Посредством изобразительной деятельности, музыки, игры, театральных постановок педагоги стремятся дать им представление об окружающем мире. Особое внимание уделяется эмоциональному развитию.

– Как выстроена методика работы с детьми?

– На первом этапе с каждым ребенком индивидуально занимаются музыкой, рисованием, общим развитием. Педагог в ходе занятия меняет вид деятельности. Главное – добиться поставленной цели. Да, это не просто. В ходе занятия может случиться все что угодно, ведь это особенные детки. В школе Бороздина ребенка не одергивают, не муштруют, нет системы запретов. При этом взрослые не делают за него работу, которую он может выполнить сам. Это принципиальный момент. Разъясняем родителям, как следует себя вести по отношению к ребенку. Важно, чтобы он научился самостоятельно, без помощи мамы, обуваться, застегивать пуговицы, пусть даже на это уйдет много времени.  

Каждые две недели проводим мониторинг. Показываем родителям видеосъемку занятий, рисунки и поделки их малыша. Очень радует, когда виден прогресс. Порой это похоже на чудо. Скажем, ребенок пришел к нам, не умея держать в руках шариковую ручку. А теперь держит! Не мог ходить, а здесь сделал первые шаги. Кто-то вообще не разговаривал, а у нас произнес первые слова. Надо подчеркнуть, что методика Бороздина быстро приносит плоды. Наиболее действенными оказываются занятия музыкой. При этом детям у нас нравится, многие не хотят покидать кабинет для занятий или игровую комнату. 

Второй уровень работы с ребенком – более сложный, приближен к школьным занятиям. Дети уже, как правило, на занятиях объединены в пары. Методика позволяет педагогам взаимодействовать даже с наиболее «тяжелыми» детками, готовить их к коррекционной школе.

– У вас есть особые требования к педагогам?

– Главное – человечность и любовь к детям. Если я замечаю у педагога малейший негатив по отношению к ребенку – это не наш человек, он не сможет здесь работать. Лучше принять человека без специального образования, но доброго и отзывчивого, и всему обучить, чем дипломированного специалиста с холодным сердцем. В этом отделении собрались те, кто работает с детьми по призванию.

Нашему коллективу очень комфортно в «Рассвете». Я благодарна Нателе Олеговне Полежаевой за понимание специфики нашей работы, поддержку омской школы Бороздина, за это прекрасное помещение. Огромное спасибо всему коллективу Центра реабилитации  «Рассвет». Здесь соединились медицина и педагогическая составляющая, а это главное в работе с особыми детьми. Если ребенку нужна консультация узкого специалиста, он может получить ее, здесь все в шаговой доступности. Оптимальный вариант – когда ребенок в течение трех недель проходит медицинскую реабилитацию, а затем с ним в течение года работаю наши специалисты – педагоги, психолог, логопед, дефектолог… При этом активно работаем с родителями. Они зачастую находятся в подавленном состоянии. У нас создан своеобразный родительский клуб. Взрослые общаются, участвуют в мероприятиях, театральных постановках, создают группы в социальных сетях. Мы проводим праздники осени, печем пироги, общаемся в неформальной обстановке. При этом не забываем о духовной составляющей. Всех, кто обращается к нам впервые, первым делом знакомим с нашим домовым храмом Покрова Божьей Матери. Здесь взрослые могут помолиться о здравии деток. Церемонию освящения храма провел отец Олег. Это намоленная церковь. Раньше она находилась в нашем детском доме и сегодня вновь служит детям…

Спасибо, театр «Плюс»!

– Вы упомянули самодеятельный театр. Какова история его создания?   

– Он появился год назад. В работе с особыми детьми и их родителями не хватало мощного объединяющего начала. Мне хотелось вывести всех на сцену. Так родился наш театр «Плюс». За это время был подготовлен первый спектакль – «Элли и ее друзья в Стране Чудес». В постановке участвовали не только детки – мы привлекли  мам, пап, даже бабушек! Не скрою, было нелегко, хотя над спектаклем работал профессионал. Начинали репетиции методом проб и ошибок. Некоторые детки произносили на сцене одно-единственное слово. Один наш герой не мог ходить, и на сцену его выносил отец. Но потом мальчик сам сделал первые шаги.

Ребята участвовали в постановке, и это главное. Не остались в стороне и родители. Они исполняли роли… деревьев. Важно было их присутствие на сцене, чтобы психологически поддержать детей. И когда спектакль наполнился энергетикой, мы представили его публике. Даже выезжали на гастроли.

– Вы планируете новые театральные постановки?

– Конечно! Тем более, что в «Рассвете» расположен ТОП-театр, один из самых успешных творческих коллективов Омска. Это вдохновляет нас развивать свой самодеятельный театр. Здесь мы можем учиться у профессионалов, это открывает новые перспективы.

Уверена, что сегодня мы делаем большое и нужное дело. Планов у нас громадье. И я думаю, что при поддержке главного врача Нателы Олеговны Полежаевой, всего коллектива Центра реабилитации «Рассвет» и общественности нашего региона все задуманное сбудется. И, самое главное, принесет пользу детям с особыми возможностями. 

Центр реабилитации «Рассвет»

г. Омск, ул. Правый берег Иртыша, 153, тел. (3812) 65-17-00 (регистратура), www.rassvet-omsk.ru  

Содержание