к 300-летию Омска/ круглый стол

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива

Непростая задача – воспитать человека…   


«Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами». Сказано почти два века назад! А звучит все так же актуально. Впрочем, вряд ли автор афоризма, известный русский издатель и общественный деятель Николай Иванович Новиков мог предполагать, что воспитание человека станет в России задачей государственной важности. Тем не менее, проблема назрела, и сегодня она волнует не только учителей. Так как же воспитать достойного человека? Этот вопрос стал главным в ходе круглого стола, который редакция журнала «Сибирь и Я» провела совместно с городским департаментом образования и педагогической общественностью Омска.

Калейдоскоп идей на улице героя  

В основе воспитания всегда лежит передача традиций предшествующих поколений. И если эта связь времен распалась, мы получим не гражданина своей страны, а «манкурта», не помнящего родства, о появлении которого предупреждал еще Чингиз Айтматов. Вот и разговор о воспитании, инициированный редакцией нашего издания, начался с традиций и исторических дат. Главные из них – 70-летие Великой Победы и 300-летие Омска, которое наш город будет отмечать в следующем году.   

Директор департамента образования Екатерина Витальевна Спехова подчеркнула: практически все руководители школ сегодня рассматривают проекты внеклассной работы в контексте юбилея города. Тема преемственности поколений вышла на первый план еще и потому, что нынешний учебный год для педагогов начался с обсуждения «Стратегии развития образования в РФ на 2015-2025 годы». Традициям и патриотическому воспитанию в этом документе уделяется особое внимание.

– Говоря об исторических датах, мы стараемся выстроить воспитательное пространство как событийное, – начала разговор Елена Валентиновна Денисова, директор гимназии № 19. – Для нашего учреждения грядущий год тоже юбилейный – гимназии исполнится 140 лет. Важно, чтобы учащиеся прочувствовали такие даты через эмоционально насыщенные события. Процесс подготовки к ним не менее важен, чем результат. Мы отталкиваемся от истории гимназии, от нашего музея. Для детей это входит в понятие «малая родина». Некоторые из них являются учащимися 19-й гимназии во втором или третьем поколении. С какой гордостью они рассказывают о своих родителях, бабушках, дедушках, которые тоже здесь учились! Говорят о том, как много им дала девятнадцатая гимназия. И у них есть повод гордиться. Среди наград гимназии – знамя и орден «Знак Почета», полученные в честь столетнего юбилея. Для нас это не просто реликвии. На линейке последнего звонка знамя нашей гимназии выносит знаменная группа, куда входят лучшие гимназисты старших классов. На всех мероприятиях звучит гимн гимназии. А рабочая неделя у нас начинается с исполнения гимна России...

Патриотическое воспитание должно основываться на событиях. С этим мнением солидарна и Тамара Геннадьевна Синичникова, директор гимназии № 26. Один из самых ярких проектов прошлого года здесь прошел под девизом «Мы – внуки Великой Победы». Участвовали в нем не только дети, но и родители, и учителя. Ребята рассказывали о своих дедах и прадедах, участниках войны и тружениках тыла. Приносили снимки из семейных альбомов. Это было их своеобразным участием в акции «Бессмертный полк». И надо было видеть, с каким воодушевлением гимназисты участвовали в акции «Я живу на улице героя», которая стартовала в школе № 55.

В знаменитом лицее № 64, где на первом месте – «царица наук Математика», к юбилею Омска подошли нестандартно. Здесь создали свой виртуальный музей. И теперь его посетители могут узнать, какую роль лицей играл в истории города. А событий в его стенах происходило немало.  

– В музее мы размещаем информацию о наших выпускниках, которые внесли вклад в развитие города, в его культуру, науку, искусство, – рассказала директор лицея № 64 Татьяна Сергеевна Лукьянович. – Не осталась в стороне и наша лицейская газета «Стильно». В этом году она вела работу по изучению фольклора Омской области. Юбилею города мы посвятили наш большой проект «Калейдоскоп творческих идей». Для каждой параллели учащихся придумали свои творческие задания. Одни ребята заняты инсценировкой произведений омских писателей, другие – проектом «Ожившие уголки Омска» или подготовкой видеосюжетов. Главное, что у каждого ребенка есть возможность проявить себя…  

Говоря о грядущем юбилее города и омском патриотизме, педагоги не могли не затронуть больную для омичей тему. Почти треть выпускников ведущих школ, гимназий и лицеев покидает Омск, выбирая для реализации своих планов и амбиций другие регионы. С одной стороны, это еще раз подтверждает высокое качество знаний, которые дают омские педагоги. Наши выпускники высоко котируются во многих престижных вузах страны. Но, с другой стороны,  массовая «утечка мозгов» не способствует развитию города.    

– Почему это происходит, вопрос риторический, но наших педагогов такая тенденция очень беспокоит, – призналась Татьяна Сергеевна Лукьянович. – Мы стараемся раскрыть лицеистам потенциал родного города. Проводим «дни профессий» с участием омских ученых, известных руководителей. Приглашаем тех, кто заинтересован в талантливых молодых специалистах. Хочется верить, что такие встречи помогут части выпускников сделать выбор в пользу Омска.   

«Знак ГТО на груди у него…»

Еще одна тревожная тенденция – ухудшение здоровья молодого поколения. Представители здравоохранения давно бьют тревогу: более половины выпускников школ имеют хронические заболевания, многие юноши по состоянию здоровья не пригодны к армейской службе. Все это вызывает беспокойство на самом высоком уровне. Не случайно президент Владимир Владимирович Путин на совещании по развитию системы физического воспитания предложил воссоздать в России физкультурный комплекс ГТО («Готов к труду и обороне») в современном формате. Прозвучало предложение учитывать результаты сдачи выпускником норм ГТО при поступлении в вузы. 

Пока соответствующие постановления профильных министерств находятся в стадии разработки. А педагоги уже задумались о том, как усовершенствовать спортивную подготовку в школе.

По мнению руководителей, условия для массового оздоровления детей, развития физической культуры и спорта у образовательных учреждений Омска есть. Ряд школ успешно реализует проекты по здоровьесбережению и готов делиться опытом.

– Спорту у нас уделяют очень большое внимание, и предложение президента России ввести в практику сдачу норм ГТО коллектив активно поддержал, – рассказала коллегам Светлана Владимировна Бахинская, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 140. – Основана наша система здоровьесбережения на традиционных мероприятиях. В начале учебного года проводим на стадионе День здоровья с участием родителей – весело, на позитивной волне, с «кричалками», опознавательными знаками. Так же массово проходит спартакиада школьников. Следующий этап – военизированная эстафета в рамках месячника военно-патриотического воспитания. Для разных возрастных категорий предусмотрены разные виды спорта. Для малышей – «Веселые старты», у ребят постарше – эстафета, баскетбол и волейбол. Плюс  участие в мероприятиях, которые проводит наш социальный партнер – общественное движение «Новый город». Уверена – треть наших выпускников может сдать нормы ГТО на золотой значок! Не остаются в стороне и педагоги. В гимназии есть бассейн, создана группа здоровья. Наши учителя занимаются баскетболом и волейболом. А в этом году ввели еще и занятия йогой. Мы – за спортивный образ жизни…

– Многие наши студенты также активно занимаются спортом, в педагогическом университете в этом году состоялся первый фестиваль студенческого спорта и сдачи норм ГТО, – рассказала Оксана Анатольевна Усова, доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания ОмГПУ. – На торжественном открытии были представлены команды факультетов, секция черлидинга, туристический клуб. Ребята выходили на стадион с флагом факультета, объявляя имена наших спортивных звезд, которые занимают призовые места в состязаниях. Это очень важно: если учитель увлечен физкультурой и спортом, он сможет «зажечь» и своих учеников.

Доброта спасет мир

И все же физическое здоровье само по себе не является залогом формирования полноценной и высокоразвитой личности. Не менее важно нравственное здоровье ребенка. А ситуация в этой сфере далеко не безоблачная. Современные дети стали меньше читать и значительно раньше приобщаться к «взрослой» жизни. Вместо живого общения – переписка в социальных сетях и компьютерные «стрелялки». Но больше всего педагогов беспокоит жестокость и бездушие, которые для части подростков стали едва ли не нормой. Достаточно вспомнить случаи, когда несовершеннолетние издевались над сверстниками и затем выкладывали записи о своих «подвигах» в Интернете.

Можно ли противостоять таким проявлениям? По мнению педагогов, это одна из задач современной школы. Да, система ценностей и культурный уровень детей закладываются в семье. К сожалению, зачастую именно семья формирует у ребенка далеко не лучшие качества. Задача школы – продемонстрировать правильную модель поведения, нравственную планку, ниже которой опускаться нельзя. Безусловно, важна культура в самом образовательном учреждении. Она начинается с деталей – чистоты и комфорта в помещении, единой для всех школьной одежды, стиля общения взрослых и детей. И все же главное – личность учителя, его нравственный авторитет. Зачастую именно он способен открыть ребенку истину, о которой говорил еще Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».   

– Воспитание доброты и отзывчивости – это целое искусство, – поделилась опытом Наталья Геннадьевна Домосканова, директор лицея № 92. – Доброта должна проявляться не на словах, а в конкретных делах. Мы взяли за правило участие наших ребят в благотворительных акциях, субботниках, помощи ветеранам. Лицей тесно сотрудничает с интернатом № 6. Наши учащиеся привозят воспитанникам сладкие подарки, показывают спектакль, а те приезжают к нам, показывают свои достижения. В лицее проходит акция «Доброе сердце», когда мы вместе с ребятами проводим сбор книг и вещей для семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Не забываем и о помощи «братьям нашим меньшим». Им посвящены акции «Кормушка для пернатых» и «Поможем экоцентру», в которых  ребята участвуют вместе с родителями, готовят корм для зверушек и птиц. Наша цель – воспитать добрых и отзывчивых людей, с высокой культурной планкой. Не случайно в лицее действует театральная студия. Совместно с «Пятым театром» проводим День театра с коллективным выездом всех лицеистов на спектакль. Такие акции еще больше сплачивают ребят...

Участники круглого стола затронули и тему интернационального воспитания. Сегодня, когда в мире разгораются конфликты на почве национальной неприязни, особенно важно противостоять экстремистским настроениям. Давать детям представления о духовности, толерантности, необходимости диалога с представителями разных конфессий. Роль школы в этом вопросе трудно переоценить, особенно в таком городе, как Омск, где проживают представители разных национальностей.  

Большой опыт работы в этом плане накоплен лицеем № 74. Учитель Татьяна Ивановна Ромашина пригласила участников круглого стола на фестиваль «Держава», который ежегодно проходит в его стенах.  Опытом работы поделилась также Галина Васильевна Галкина, директор СОШ № 132, где успешно действует Центр национальных культур.

Какой учитель нужен школе?   

Все мы помним фильм «Доживем до понедельника» и учителя истории Мельникова, образ которого блистательно воплотил Вячеслав Тихонов. Учителя с большой буквы – интеллигентного и мудрого. Прекрасно знающего свой предмет и способного преподнести старшеклассникам главный урок – нравственности и порядочности. Все эти качества высоко ценятся и в наши дни. Тем не менее, вопрос «какой учитель нужен школе?» вызвал оживленную дискуссию.

Своими взглядами на то, каким должен быть современный учитель, поделились представители главной кузницы кадров для школ региона – Омского педагогического университета. Доцент ОмГПУ Оксана Анатольевна Усова напомнила о комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников, принятой в мае 2014 года. А также о работе, которую вуз проводит для совершенствования подготовки педагогов.

– Современный учитель должен владеть методиками работы с учениками, – заметила Оксана Анатольевна. – Педагог должен быть научно подкован, уметь пользоваться современными технологиями, чтобы преподавать предмет более доступно. И еще: сегодня нужен учитель, способный генерировать идеи! При этом нравственная составляющая его личности априори должна быть на первом месте.

– Если говорить о качествах, которыми должен обладать идеальный учитель, выходящий из стен университета, то он, прежде всего, должен быть свободным, – заявил Степан Геннадьевич Чухин, доцент кафедры педагогики ОмГПУ. – И, безусловно, демократичным. Если мы хотим воспитать детей на новых традициях, то учитель во многом должен поменять свое мировоззрение, которое во многом сформировано в советском прошлом. Учитель должен быть человеком чести, интеллигентом в широком смысле слова. Воспринимать нравственность и патриотизм как глубоко личные понятия...

Не все участники разговора согласились с этим мнением. Внутренней свободы у многих молодых педагогов в избытке, а вот интеллигентности и образованности порой не хватает – такое мнение высказали несколько руководителей. Остро востребованы молодые учителя, продолжающие лучшие традиции российской педагогики.

– Нашему коллективу повезло – у нас десять молодых специалистов!  – поделилась с коллегами Ирина Анатольевна Рыбалко, директор лицея № 143. – Конечно, нагрузка на учителей огромная. Но мне хотелось бы, чтобы молодые учителя приходили к нам более подготовленными именно в плане воспитания…

– Мы сотрудничаем с вузами в рамках прохождения практики студентами, – продолжила тему директор гимназии № 115 Галина Александровна Юшко. – Тесно взаимодействуем с кафедрой иностранных языков ОмГПУ, филологическим факультетом классического университета. Студенты старших курсов оказывают нам большую помощь: ведут уроки, участвуют во внеклассной работе. Их помощь трудно переоценить…

Участники дискуссии были едины во мнении, что будущий учитель формируется еще в стенах школы. Поэтому так важно повышение престижа профессии педагога, ее привлекательности для выпускников школ.

– Летом я встречал прекрасных вожатых и волонтеров, но ни один из них не был студентом педагогического университета и не планировал туда поступать. Такого не должно быть! Нам необходимо совместно лоббировать интересы педагогического образования, – подчеркнул в связи с этим Степан Геннадьевич Чухин.

– Кадры – главный двигатель прогресса в образовании. И хорошо, что мы сегодня заострили внимание на их подготовке, – подвела черту Екатеринам Витальевна Спехова. – Наш департамент всегда выступал за более плотное сотрудничество в этом вопросе с педуниверситетом. Школам нужна молодая смена. Представителям школ часто говорят: будущие студенты педагогического вуза – это ваши выпускники, вчерашние школьники. Безусловно, определенные пробелы в их подготовке есть. Наша сила – в сохранении и развитии лучших традиций образования и воспитания, в том числе советского периода. Учитель должен очень много вкладывать в умы и сердца детей, чтобы они захотели пойти в педагогический вуз. Мы открыты к диалогу и готовы более широко сотрудничать с ОмГПУ. Большие надежды связываем с открытием кафедр на базе школ. И тогда «на выходе» будет тот педагог, которого все мы ждем. Учитель, способный воспитать нового человека.

Как говорится, доживем до понедельника!..

Участники круглого стола

Екатерина Витальевна Спехова, директор департамента образования Администрации города Омска;

Ирина Владимировна Мишуткина, начальник отдела общего образования департамента образования Администрации г. Омска;

Татьяна Юрьевна Чаповская, начальник отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления департамента образования Администрации г. Омска;

Наталия Владимировна Бисева, арт-директор журнала «Сибирь и Я»;

Александр Владимирович Максимов, фотокорреспондент журнала «Сибирь и Я»;

Ольга Юрьевна Василенко, литературный редактор журнала «Сибирь и Я»;

Оксана Анатольевна Усова, доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания ОмГПУ;

Степан Геннадьевич Чухин, доцент кафедры педагогики ОмГПУ;

Светлана Петровна Баранцева, зам. председателя Омского отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира», зав. сектором работы с ДОУ отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии;

Елена Валентиновна Денисова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 19»;

Тамара Геннадьевна Синичникова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 26»;

Ирина Владимировна Наумова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 75»;

Лариса Ивановна Горшенко, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 84»;

Ольга Николаевна Клещенко, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 85»;

Галина Александровна Юшко, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 115»;

Светлана Владимировна Бахинская, зам. директора по воспитательной работе БОУ г. Омска «Гимназия № 140»;

Светлана Авинеровна Хамкова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 150»;

Татьяна Сергеевна Лукьянович, директор БОУ г. Омска «Лицей № 64»;

Татьяна Ивановна Ромашина, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Лицей № 74»;

Наталья Геннадьевна Домосканова, директор БОУ г. Омска «Лицей № 92»;

Ирина Александровна Погодина, зам. директора БОУ г. Омска «Лицей № 137»;

Ирина Анатольевна Рыбалко, директор БОУ г. Омска «Лицей № 143»;

Наталья Владимировна Лоскутова, директор БОУ г. Омска «Лицей № 145»;

Анна Яковлевна Слободина, директор БОУ г. Омска «Лицей № 149»;

Маргарита Валентиновна Чешегорова, директор БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 17»;

Людмила Петровна Герман, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 83»;

Светлана Александровна Середой, зам. директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55»;

Галина Васильевна Галкина, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132».

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» благодарит всех, кто принимал участие в нашем проекте. Особая благодарность директору департамента образования города Омска Е. В. Спеховой за помощь в организации мероприятия и администрации гимназии № 85 за предоставленное помещение конференц-зала.         

Содержание