наши дети/ от первого лица

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Екатерина Спехова: «Дети – золотая надежда Сибири…»

 

Качество школьного образования, вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – темы, которые беспокоят не только родителей и педагогов, но и все наше общество. Эта озабоченность вполне понятна. Ведь от того, какими вырастут сегодняшние дети, зависит будущее города, региона, страны. Наш собеседник – Екатерина Витальевна Спехова, директор департамента образования администрации города Омска.

Под знаком двух юбилеев

– Екатерина Витальевна, приближается 300-летие Омска. С какими достижениями подходят к юбилею омские школы?

– Символично, что выпускники 2015-2016 годов вступают в большую жизнь под знаком двух юбилеев – 70-летия Великой Победы и 300-летия Омска. В этом году состоялась встреча мэра города В. В. Двораковского с выпускниками школ, посвященная предстоящей исторической дате. На нее были приглашены ребята-общественники, которые помогают педагогам в реализации социальных проектов. Многие задавали вопросы, делились планами…  

Если говорить о достижениях последних лет, то в первую очередь –  это активное участие юных омичей в различных конкурсах и соревнованиях. На всех уровнях – муниципальном, региональном, всероссийском, международном. Число детей, принимающих участие в таких состязаниях, растет с каждым годом. Задача педагогов – поддерживать ребят, добившихся успеха в спорте, общественной деятельности, чтобы у них не было пробелов в учебе, составлять индивидуальный маршрут обучения.  

Одним из главных показателей успехов в обучении, как и прежде, остаются результаты Единого государственного экзамена. Омская область второй год входит в пятерку лучших регионов России по организации сдачи ЕГЭ. В этом году достигнуты хорошие результаты ЕГЭ по русскому языку. Увеличилось число ребят, набравших по результатам ЕГЭ 75 баллов и выше. В 2015 году медалями «За особые успехи в обучении» отмечены 430 выпускников омских школ. Мы второй год подряд отмечаем рост числа медалистов.

В Омске осуществлен переход на новые федеральные образовательные стандарты в начальной школе и во всех пятых классах. В двадцати четырех школах введено обучение по новым стандартам для учащихся шестых и седьмых классов – в качестве пилотного проекта. От нового образовательного стандарта мы ждем и ученика новой формации – всесторонне развитого, способного самостоятельно мыслить, грамотно излагать свою точку зрения. Не случайно в 2014 году в стране ввели для выпускников одиннадцатых классов обязательное сочинение как допуск к ЕГЭ. На протяжении ряда лет многие педагоги, особенно 9-11 классов, были нацелены лишь на то, чтобы отрабатывать с детьми правильные ответы на вопросы тестов. В результате многие выпускники обладают скудным словарным запасом, не способны высказать свое мнение, поддержать дискуссию. В обществе, наконец, появилось осознание того, что с детьми нельзя работать по шаблонам. 

– Многих родителей особенно волнует качество образования в старших классах, когда ребята готовятся к поступлению в вузы… 

– Сегодня у родителей есть возможность перевести ребенка на семейную форму обучения по индивидуальному маршруту. Она дает хороший результат, если родители действительно заинтересованы в получении ребенком знаний. Это актуально для способных и талантливых детей, которые часто выезжают за пределы города на конкурсы и соревнования. Находясь на семейном обучении, они могут сдавать экзамены по предметам по мере подготовки к ним. Не буду скрывать, встречаются и семьи, для которых перевод сына или дочери на семейное обучение – возможность на законных основаниях получать за это оплату от департамента, а качество обучения их мало волнует. Такого быть не должно.    

Большую роль в подготовке детей к поступлению в вузы и колледжи играет профильное обучение в 10-11 классах. Многие школы не только вводят профильные предметы, но и активно сотрудничают с омскими университетами – техническим, классическим, педагогическим, путей сообщения... Такая совместная работа проводилась и раньше. Но сейчас мы возродили профильные классы при вузах. Для старшеклассников – это возможность получать углубленные знания по интересующим их предметам непосредственно от преподавателей вуза.

– Такое сотрудничество с вузами приносит свои плоды?

– Безусловно! Главный результат – повышение качества образования.

Если раньше многие школьники плохо сдавали физику и, соответственно, не могли поступать в технические вузы, то в этом году лишь три процента выпускников не преодолели минимальный порог по физике. Это результат сотрудничества с ОмГТУ. Перед школьниками распахнулись двери технического университета. А это – возможность заниматься и проводить лабораторные работы в стенах alma mater. Совместными усилиями оборудованы физические лаборатории для школьников, начато изучение физики по предпрофильной подготовке.

В этом году свои кафедры на базе десяти школ города открыл Омский педагогический университет. Такое сотрудничество – возможность для школьников углубленно изучать отдельные предметы. А также лучше организовывать практику студентов, чтобы молодые специалисты приходили в школы более подготовленными.

Хочу выразить благодарность также предприятиям города, поддерживающим тесные контакты со школами. В том числе – Производственному объединению «Иртыш» и его директору Владимиру Александровичу Березовскому, который поддерживает нас на протяжении ряда лет. Существенную помощь образовательным учреждениям оказывает ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ». В прошлом году это предприятие провело ремонт кабинетов в ряде школ, оснастив их современной мебелью и оборудованием. В этом году в тех же образовательных учреждениях за счет предприятия оборудованы кабинеты физики.

Дети индиго, или Поколение Интернета

– Екатерина Витальевна, вы затронули тему одаренных детей. Зачастую таким ребятам тоже нужна поддержка...

– Представителям одаренной молодежи ежегодно торжественно вручают именные стипендии мэра Омска и губернатора области. Есть в нашем городе и стипендиаты Президента России. В основном это победители Всероссийской олимпиады школьников, призеры международных соревнований и творческих конкурсов.

Свои премиальные фонды для поддержки способных и талантливых детей создают и некоторые предприятия города. Одно из них – «Высокие технологии», учредившее стипендии для лучших учащихся школ района.

Мы возродили традицию чествования способных и талантливых детей. Они – золотая надежда Сибири. Каждое из учреждений образования получило возможность награждать отличившихся ребят кубками, заносить их имена в книги почета. Как это делает, например, Городской дворец творчества детей и молодежи, где есть своя Книга почета. Поверьте, для детей это очень значимо! Необходимо проводить в школах линейки, поздравлять отличившихся ребят, чтобы сверстники знали об их достижениях. Омские ребята нередко привозят награды из всероссийских детских центров «Океан», «Орленок», «Артек». Там собираются лучшие из лучших. И если наши дети одерживают победу на таком уровне, об этом надо рассказывать омичам.

Важно отмечать и заслуги родителей, ведь успехи многих школьников – во многом результат усилий взрослых, которые нанимают репетиторов, создают условия для развития ребенка. Не случайно на ежегодном балу медалистов мы отмечаем не только «золотых» выпускников, но также их мам и пап.

Департамент образования совместно с общественностью проводит мероприятия, направленные на поддержку юных дарований. Вот и недавно мы вместе с одним из изданий провели акцию «От сердца к сердцу». В течение месяца на рекламных щитах и мультимедийных экранах Омска размещали портреты талантливых ребят, сведения о них. Эту информацию можно найти и на сайте нашего департамента. Не секрет, что современная молодежь черпает информацию преимущественно в Интернете. Учитывая это, мы создали группу департамента образования Омска в социальной сети «ВКонтакте». Публикуем сведения о конкурсах, мероприятиях. Всем образовательным учреждениям города также рекомендуем размещать на школьных сайтах информацию о достижениях своих учащихся.

Для поддержки талантливых ребят наш департамент учредил номинацию «Ученик года». По итогам 2014 года победителем стала Анна Александрова, десятиклассница гимназии № 19. Разносторонне одаренная девочка, которая не раз одерживала победу в олимпиадах по различным предметам.

Для способных детей проводятся профильные выездные смены. При этом первая половина дня посвящена учебе, а вторая – отдыху, спорту, общественной деятельности. Дети должны не только получать новые знания, но и общаться, учиться быть лидерами.

Говоря о талантливых детях, нельзя забывать и о поддержке ребят из группы риска. Для них мы также организуем профильные смены, различные мероприятия. Детям из неблагополучных семей особенно важно показать окружающий мир с позитивной стороны. Если даже один или два ребенка после таких мероприятий вернутся к нормальному образу жизни, это хороший показатель. И такие примеры уже есть. Проводим работу с «трудными» ребятами совместно с органами правопорядка. Радует, когда в результате часть школьников снимается с учета. А в дальнейшем многие из них становятся нашими волонтерами, помогают проводить мероприятия для их сверстников.  

– Вы рассказали о номинации «Ученик года». А можете назвать школу города, признанную лучшей в этом году?

– Таких учреждений несколько. Мы определяем их в рамках межмуниципального форума «Будущее растим сегодня», который проводится с 2014 года. В этом году его тематика связана с воспитательной работой. Деятельность школ оценивают по нескольким критериям, включая качество образования, работу с талантливой молодежью, оценки независимых экспертов. Действует экспертный совет по независимой системе оценки качества образования. Лучшие учреждения определяются среди гимназий и лицеев, средних общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. В каждой из категорий – от трех до пяти номинантов. Кроме того, проводятся конкурсы «Учитель года» и  «Лидер в образовании», где выбирают лучших руководителей учреждений.  

– Сегодня общественность все чаще настораживают факты непредсказуемого поведения детей. Понятно, что многие проблемы закладываются в семье. Как противостоять этим проявлениям в школе?

– Не думаю, что современные дети в корне отличаются от тех, что были раньше. ЧП с участием школьников случались и в советскую эпоху, просто они редко становились достоянием гласности. Хотя, безусловно, многое в поведении нынешних детей и подростков  вызывает тревогу. Особенно когда они выкладывают записи своих «подвигов» в сети Интернет. Одна из серьезных проблем – суицидальное поведение некоторых подростков, причем в основном это дети из благополучных семей. На мой взгляд, главная причина в том, что родители уделяют мало внимания детям. И практически не разговаривают с ними на волнующие подростков темы. Не стремятся понять, чем они живут. Часто общение ограничивается вопросом «какие оценки получил?» А что у ребенка на душе? На страницах некоторых подростков в соцсетях можно увидеть такой негатив… Это сигнал нам, взрослым, о том, что у ребенка проблемы – личностные, коммуникативные. Это может быть кризис переходного возраста. Печально, когда самые близкие люди даже не подозревают об этом. Призывы запретить ребенку доступ в Интернет сегодня не срабатывают. Значит, нужно находить с ним общий язык.

Безусловно, сегодня очень важен нравственный авторитет учителя. И мы работаем с педагогами, классными руководителями, предлагаем методики взаимодействия с детьми, испытывающими психологические трудности. Недавно в Омске стартовал проект «Я и мой дом». Цель – с начальной школы научить родителей, образно говоря, учиться вместе с ребенком, проходить с ним все этапы взросления. Ведь в любом случае, корни проблем – в семье. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать в вопросах воспитания семья и школа, зависит нравственное здоровье молодого поколения. А, в конечном счете, наше будущее…

Содержание