наши
дети/ от первого лица
текст:
Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ
Екатерина
Спехова: «Дети – золотая надежда Сибири…»
Качество
школьного образования, вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения – темы, которые беспокоят не только родителей и педагогов, но и все
наше общество. Эта озабоченность вполне понятна. Ведь от того, какими вырастут
сегодняшние дети, зависит будущее города, региона, страны. Наш
собеседник – Екатерина Витальевна Спехова, директор департамента образования
администрации города Омска.
Под
знаком двух юбилеев
–
Екатерина Витальевна, приближается 300-летие Омска. С какими достижениями подходят
к юбилею омские школы?
–
Символично, что выпускники 2015-2016 годов вступают в большую жизнь под знаком
двух юбилеев – 70-летия Великой Победы и 300-летия Омска. В этом году
состоялась встреча мэра города В. В. Двораковского с выпускниками школ,
посвященная предстоящей исторической дате. На нее были приглашены
ребята-общественники, которые помогают педагогам в реализации социальных
проектов. Многие задавали вопросы, делились планами…
Если
говорить о достижениях последних лет, то в первую очередь – это активное участие юных омичей в различных
конкурсах и соревнованиях. На всех уровнях – муниципальном, региональном,
всероссийском, международном. Число детей, принимающих участие в таких состязаниях,
растет с каждым годом. Задача педагогов – поддерживать ребят, добившихся успеха
в спорте, общественной деятельности, чтобы у них не было пробелов в учебе,
составлять индивидуальный маршрут обучения.
Одним
из главных показателей успехов в обучении, как и прежде, остаются результаты Единого
государственного экзамена. Омская область второй год входит в пятерку лучших
регионов России по организации сдачи ЕГЭ. В этом году достигнуты хорошие
результаты ЕГЭ по русскому языку. Увеличилось число ребят, набравших по
результатам ЕГЭ 75 баллов и выше. В 2015 году медалями «За особые успехи в
обучении» отмечены 430 выпускников омских школ. Мы второй год подряд отмечаем рост
числа медалистов.
В
Омске осуществлен переход на новые федеральные образовательные стандарты в
начальной школе и во всех пятых классах. В двадцати четырех школах введено
обучение по новым стандартам для учащихся шестых и седьмых классов – в качестве
пилотного проекта. От нового образовательного стандарта мы ждем и ученика новой
формации – всесторонне развитого, способного самостоятельно мыслить, грамотно излагать
свою точку зрения. Не случайно в 2014 году в стране ввели для выпускников одиннадцатых
классов обязательное сочинение как допуск к ЕГЭ. На протяжении ряда лет многие
педагоги, особенно 9-11 классов, были нацелены лишь на то, чтобы отрабатывать с
детьми правильные ответы на вопросы тестов. В результате многие выпускники
обладают скудным словарным запасом, не способны высказать свое мнение, поддержать
дискуссию. В обществе, наконец, появилось осознание того, что с детьми нельзя работать
по шаблонам.
–
Многих родителей особенно волнует качество образования в старших классах, когда
ребята готовятся к поступлению в вузы…
–
Сегодня у родителей есть возможность перевести ребенка на семейную форму
обучения по индивидуальному маршруту. Она дает хороший результат, если родители
действительно заинтересованы в получении ребенком знаний. Это актуально для способных
и талантливых детей, которые часто выезжают за пределы города на конкурсы и соревнования.
Находясь на семейном обучении, они могут сдавать экзамены по предметам по мере
подготовки к ним. Не буду скрывать, встречаются и семьи, для которых перевод
сына или дочери на семейное обучение – возможность на законных основаниях получать
за это оплату от департамента, а качество обучения их мало волнует. Такого быть
не должно.
Большую
роль в подготовке детей к поступлению в вузы и колледжи играет профильное обучение
в 10-11 классах. Многие школы не только вводят профильные предметы, но и активно
сотрудничают с омскими университетами – техническим, классическим,
педагогическим, путей сообщения... Такая совместная работа проводилась и раньше.
Но сейчас мы возродили профильные классы при вузах. Для старшеклассников – это возможность
получать углубленные знания по интересующим их предметам непосредственно от
преподавателей вуза.
–
Такое сотрудничество с вузами приносит свои плоды?
–
Безусловно! Главный результат – повышение качества образования.
Если
раньше многие школьники плохо сдавали физику и, соответственно, не могли
поступать в технические вузы, то в этом году лишь три процента выпускников не
преодолели минимальный порог по физике. Это результат сотрудничества с ОмГТУ. Перед
школьниками распахнулись двери технического университета. А это – возможность
заниматься и проводить лабораторные работы в стенах alma mater. Совместными
усилиями оборудованы физические лаборатории для школьников, начато изучение
физики по предпрофильной подготовке.
В
этом году свои кафедры на базе десяти школ города открыл Омский педагогический
университет. Такое сотрудничество – возможность для школьников углубленно
изучать отдельные предметы. А также лучше организовывать практику студентов,
чтобы молодые специалисты приходили в школы более подготовленными.
Хочу
выразить благодарность также предприятиям города, поддерживающим тесные
контакты со школами. В том числе – Производственному объединению «Иртыш» и его
директору Владимиру Александровичу Березовскому, который поддерживает нас на
протяжении ряда лет. Существенную помощь образовательным учреждениям оказывает
ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ». В прошлом году это предприятие провело ремонт
кабинетов в ряде школ, оснастив их современной мебелью и оборудованием. В этом
году в тех же образовательных учреждениях за счет предприятия оборудованы кабинеты
физики.
Дети
индиго, или Поколение Интернета
–
Екатерина Витальевна, вы затронули тему одаренных детей. Зачастую таким ребятам
тоже нужна поддержка...
–
Представителям одаренной молодежи ежегодно торжественно вручают именные стипендии
мэра Омска и губернатора области. Есть в нашем городе и стипендиаты Президента
России. В основном это победители Всероссийской олимпиады школьников, призеры
международных соревнований и творческих конкурсов.
Свои
премиальные фонды для поддержки способных и талантливых детей создают и
некоторые предприятия города. Одно из них – «Высокие технологии», учредившее
стипендии для лучших учащихся школ района.
Мы
возродили традицию чествования способных и талантливых детей. Они – золотая
надежда Сибири. Каждое из учреждений образования получило возможность награждать
отличившихся ребят кубками, заносить их имена в книги почета. Как это делает,
например, Городской дворец творчества детей и молодежи, где есть своя Книга
почета. Поверьте, для детей это очень значимо! Необходимо проводить в школах
линейки, поздравлять отличившихся ребят, чтобы сверстники знали об их
достижениях. Омские ребята нередко привозят награды из всероссийских детских
центров «Океан», «Орленок», «Артек». Там собираются лучшие из лучших. И если наши
дети одерживают победу на таком уровне, об этом надо рассказывать омичам.
Важно
отмечать и заслуги родителей, ведь успехи многих школьников – во многом
результат усилий взрослых, которые нанимают репетиторов, создают условия для
развития ребенка. Не случайно на ежегодном балу медалистов мы отмечаем не
только «золотых» выпускников, но также их мам и пап.
Департамент
образования совместно с общественностью проводит мероприятия, направленные на
поддержку юных дарований. Вот и недавно мы вместе с одним из изданий провели акцию
«От сердца к сердцу». В течение месяца на рекламных щитах и мультимедийных
экранах Омска размещали портреты талантливых ребят, сведения о них. Эту информацию
можно найти и на сайте нашего департамента. Не секрет, что современная молодежь
черпает информацию преимущественно в Интернете. Учитывая это, мы создали группу
департамента образования Омска в социальной сети «ВКонтакте». Публикуем сведения
о конкурсах, мероприятиях. Всем образовательным учреждениям города также
рекомендуем размещать на школьных сайтах информацию о достижениях своих
учащихся.
Для
поддержки талантливых ребят наш департамент учредил номинацию «Ученик года». По
итогам 2014 года победителем стала Анна Александрова, десятиклассница гимназии
№ 19. Разносторонне одаренная девочка, которая не раз одерживала победу в
олимпиадах по различным предметам.
Для
способных детей проводятся профильные выездные смены. При этом первая половина
дня посвящена учебе, а вторая – отдыху, спорту, общественной деятельности. Дети
должны не только получать новые знания, но и общаться, учиться быть лидерами.
Говоря
о талантливых детях, нельзя забывать и о поддержке ребят из группы риска. Для
них мы также организуем профильные смены, различные мероприятия. Детям из
неблагополучных семей особенно важно показать окружающий мир с позитивной стороны.
Если даже один или два ребенка после таких мероприятий вернутся к нормальному образу
жизни, это хороший показатель. И такие примеры уже есть. Проводим работу с
«трудными» ребятами совместно с органами правопорядка. Радует, когда в
результате часть школьников снимается с учета. А в дальнейшем многие из них становятся
нашими волонтерами, помогают проводить мероприятия для их сверстников.
–
Вы рассказали о номинации «Ученик года». А можете назвать школу города, признанную
лучшей в этом году?
–
Таких учреждений несколько. Мы определяем их в рамках межмуниципального форума
«Будущее растим сегодня», который проводится с 2014 года. В этом году его
тематика связана с воспитательной работой. Деятельность школ оценивают по
нескольким критериям, включая качество образования, работу с талантливой
молодежью, оценки независимых экспертов. Действует экспертный совет по
независимой системе оценки качества образования. Лучшие учреждения определяются
среди гимназий и лицеев, средних общеобразовательных и дошкольных
образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. В каждой из
категорий – от трех до пяти номинантов. Кроме того, проводятся конкурсы
«Учитель года» и «Лидер в образовании»,
где выбирают лучших руководителей учреждений.
–
Сегодня общественность все чаще настораживают факты непредсказуемого поведения
детей. Понятно, что многие проблемы закладываются в семье. Как противостоять
этим проявлениям в школе?
–
Не думаю, что современные дети в корне отличаются от тех, что были раньше. ЧП с
участием школьников случались и в советскую эпоху, просто они редко становились
достоянием гласности. Хотя, безусловно, многое в поведении нынешних детей и
подростков вызывает тревогу. Особенно
когда они выкладывают записи своих «подвигов» в сети Интернет. Одна из серьезных
проблем – суицидальное поведение некоторых подростков, причем в основном это
дети из благополучных семей. На мой взгляд, главная причина в том, что родители
уделяют мало внимания детям. И практически не разговаривают с ними на волнующие
подростков темы. Не стремятся понять, чем они живут. Часто общение
ограничивается вопросом «какие оценки получил?» А что у ребенка на душе? На
страницах некоторых подростков в соцсетях можно увидеть такой негатив… Это
сигнал нам, взрослым, о том, что у ребенка проблемы – личностные,
коммуникативные. Это может быть кризис переходного возраста. Печально, когда самые
близкие люди даже не подозревают об этом. Призывы запретить ребенку доступ в
Интернет сегодня не срабатывают. Значит, нужно находить с ним общий язык.
Безусловно,
сегодня очень важен нравственный авторитет учителя. И мы работаем с педагогами,
классными руководителями, предлагаем методики взаимодействия с детьми,
испытывающими психологические трудности. Недавно в Омске стартовал проект «Я и
мой дом». Цель – с начальной школы научить родителей, образно говоря, учиться
вместе с ребенком, проходить с ним все этапы взросления. Ведь в любом случае,
корни проблем – в семье. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать в
вопросах воспитания семья и школа, зависит нравственное здоровье молодого
поколения. А, в конечном счете, наше будущее… Содержание
|