элита
будущей России/ разрешите представить текст:
Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ
Под
аккомпанемент любви и гармонии
За
четверть века в знаменитой 140-й гимназии сложился особый дух любви к знаниям.
Дух стремления к всестороннему совершенствованию, формированию гармоничной
личности. Более
десяти лет гимназия успешно реализует программы международного сотрудничества,
а ее учащиеся одерживают громкие победы на конкурсах и олимпиадах.
Недавно
гимназия вошла в «Топ-11 лучших школ Омска» в рамках Всероссийской олимпиады,
заняв пятое место. Но ни педагогов, ни учеников, ни их родителей такая награда
не удивила. Как, впрочем, и то, что директор гимназии Лариса Геннадьевна
Ефимова стала победителем городского этапа конкурса «Лидер в образовании» в
номинации «Лучший руководитель школы». По итогам интернет-голосования она
одержала победу в номинации «Общественное признание» и вышла в победители
областного конкурса. Потому что за этими достижениями стоит огромный труд
педагогического коллектива и директора гимназии.
Два
урока с директором
…Однажды,
приглашая Ларису Геннадьевну на управленческую должность в 140-ю гимназию, ей в
шутку сказали, что руководить коллективом гораздо легче, чем заниматься
педагогическим трудом. Сегодня она может себе позволить с этой фразой не
согласиться.
Действительно,
в директоре этой гимназии гармонично сочетается много профессий: учитель,
музыкант, психолог, экономист, хозяйственник, юрист, менеджер, методист,
режиссер…
Именно
таким руководителем стремится быть Лариса Геннадьевна Ефимова. И у нее для воплощения этого
стремления в реальность есть все: харизма, энергия, задор, умение видеть
таланты новых молодых педагогов и использовать в своей работе опыт ветеранов.
За
пять лет своего руководства она смогла внести в деятельность гимназии смелые
инновации. Такой подход позволяет достичь главной цели обучения и воспитания –
развития в стенах гимназии личности, способной потом развивать общество.
…Мы
сидим с Ларисой Геннадьевной в ее кабинете. Наш диалог периодически прерывают
частые звонки на ее мобильный и рабочий телефоны, рабочие моменты коллег. Что
абсолютно не мешает общаться. Наоборот, по-ученически впитываешь в себя ту
атмосферу, где дается установка на успех.
–
За счет чего сегодня можно выделиться? – на секунду задумывается Лариса
Геннадьевна над очередным вопросом, и начинает считать. – Во-первых, за счет
высококвалифицированного педагогического коллектива. И он у нас есть! А
во-вторых, для «отличий» – в нашем распоряжении вторая половина школьного дня.
В первой половине – качественная учеба, а во второй – развивайся, как хочешь: в
распоряжении ребят спортивные секции, творческие кружки, коллективы
художественной самодеятельности, дополнительное изучение второго иностранного
языка – сегодня мы предлагаем не только английский. У нас на старте – китайский
и немецкий языки. В начале года наш ансамбль спортивного бального танца
«Кристалл» вернулся из Новосибирска, одержав победу среди 29-ти коллективов
Сибирского федерального округа. Это еще одна награда в копилке наших побед. А
задумок очень много. Давно мечтаю о шахматном кружке – и он вскоре будет!..
Из
чего же складывается уникальная атмосфера этой гимназии? По мнению директора,
эти составляющие – этикет, культура, интеллект, понимание, гостеприимство.
Самую высокую планку этого школьного учреждения задают его традиции. Ведь
гимназия № 140 на базе школы была создана как одна из первых гимназий
в нашем городе.
Традиция
во всем равняться на лучшее была заложена первым директором – Валерием
Петровичем Муромцевым. Именно при нем сложилась практика международных
контактов – в гимназию приезжали делегации из Франции, Германии, Англии. Кого
здесь только не было…
Важным
событием в жизни 140-й гимназии стало международное сотрудничество с
образовательными учреждениями Великобритании, города Манчестера. Одиннадцать
лет назад, в 2004 году состоялся первый визит в Омск представителей английских
учебных заведений – гимназия вошла в число тех, с кем решено было сотрудничать.
С тех пор и продолжается это сотрудничество – обмен детьми, педагогами. Преподаватели
из Англии не раз приезжали в Омск, вели в нашей гимназии уроки физкультуры на английском
языке, проводили тренинги для педагогов. Был период, когда команда во главе с
директором Татьяной Константиновной Мережко выстраивала новую программу
стратегического развития. Важным моментом ее реализации стало международное
сотрудничество. Год от года оно набирает обороты. Вот и недавно очередная
группа детей вернулась из Англии.
–
На ваш взгляд, что самое ценное в таком сотрудничестве?
–
Главное – возможность развития. Дети и педагоги, которые едут в Великобританию,
участвуют в проекте почти круглосуточно. Общаются с английскими сверстниками.
Чему они учатся? Что нового для себя узнают? Одной из задач таких визитов
является знакомство со страной, ее культурой, достопримечательностями. Люди
погружаются в языковую среду. Понятно, что каждая сторона стремится принять гостей
по высшему разряду. Сделать все, чтобы им было комфортно и интересно.
Дети
расстаются со слезами на глазах. В рамках этих международных проектов они
приобретают те навыки, которые им необходимы в жизни. Одним словом, после
путешествия по Туманному Альбиону, как утверждают и педагоги, и директор
гимназии, они приезжают другими. Начинают по-новому относиться к жизни, учебе,
изучению иностранных языков. Это так понятно… Побывать в Букингемском дворце и
задуматься о политике, посидеть на трибунах Манчестер Юнайтед – и лучше понять
спорт. Пройтись по Тауэру – и по-новому осмыслить для себя понятие
толерантности…
–
Кстати, языковой барьер мешает в общении?
–
Нет, у нас постоянно работают переводчики: английские дети, которые к нам
приезжают, не знают русского языка. А с другой стороны, мы не просто партнеры
по проекту, а давние друзья, это помогает понимать друг друга. К тому же при
желании можно общаться и без переводчиков, главное – позитивный настрой и
желание понять собеседника, – улыбается Лариса Геннадьевна.
Ей
этого позитива уж точно не занимать. Думается, именно такой подход, помог ей за
несколько лет еще больше поднять престиж гимназии.
Сегодня
здесь обучается 1037 детей. Гимназия № 140 востребована на рынке
образовательных услуг. Родителей привлекает многое. Это интересная
образовательная программа, насыщенная внешкольная жизнь, развитая
инфраструктура на уровне столичных школ, красота и уют в классах. И, конечно,
та самая особая атмосфера, которая так притягивает и ребят, и взрослых. Каждый
год коллектив 140-й ориентирует гимназистов на покорение новых вершин. Победы гимназистов,
как и массовое поступление выпускников в ведущие вузы нашего региона, России и
стран зарубежья – это уже система, визитная карточка учреждения. Детей с начальной школы мотивируют на успех,
на «попадание в десятку».
–
Преемственность в образовании вообще очень важна, – замечает Лариса Геннадьевна.
– Для этого, например, мы ввели платную дополнительную услугу по подготовке к
школе с шести лет. И сегодня я говорю родителям: если есть возможность –
приводите своих детей.
Да,
необязательно так рано идти в школу, шесть лет – ступень дошкольного
образования. Но сейчас она трансформировалась лишь в присмотр и уход. А должно
быть образование и творчество! И я вижу реальные результаты детей, которые
занимаются на наших курсах. Хотя с ними порой непросто. В каждом классе есть
крайне активные дети, которые способны сосредоточиться на предмете не более
пятнадцати минут, им трудно усидеть за партой. Несмотря на это, наши учителя
находят подход и делают все, чтобы все дети пришли подготовленными к школе,
были настроены на творчество.
Делать
жизнь красивее
По
признанию директора, установку на непрерывное обучение получают не только сами
гимназисты, но и педагоги. Хотя согласно госстандарту в образовании, повышать
квалификацию необходимо раз в несколько лет, этого сегодня недостаточно.
Поэтому педагоги обучаются в самой гимназии: слушают лекции, общаются с коллегами,
перенимают опыт, делятся своими наработками. Благодаря поддержке
попечительского совета у гимназии появилась возможность обучать педагогов в
столице. В Москве прошла обучение вся административная команда, через
деятельность которой мы реализуем инновационные идеи в образовании.
–
Импульсом для моего развития как заместителя директора как раз явилось обучение
в столице, – вспоминает Лариса Геннадьевна. – Там я общалась с Е. А. Ямбургом и
другими коллегами, посещала московские школы. И, знаете, очень много почерпнула
для своей дальнейшей работы. А поскольку «большое видится на расстоянии»,
по-новому открыла для себя достижения нашей гимназии. Полюбила свой коллектив
еще больше!..
По
признанию Ларисы Геннадьевны, в нелегкую учительскую профессию ее привело
желание делать эту жизнь красивее. Жить по законам гармонии – с этим она идет
по жизни. Школьные годы, прошедшие в казахстанском Петропавловске, это
стремление лишь усилили. Она всегда была очень общительной, отлично училась, обожала
музыку и хореографию. Легко определилась с выбором специальности, получив музыкальное
образование на фортепианном отделении Петропавловского пединститута. Уже
работая учителем музыки, методистом, всегда интересовалась наукой – участвовала
в конкурсах, инновационных проектах. И постоянно училась новому.
–
Вы не устаете от вечного стремления узнать больше, освоить что-то новое в
педагогике? – не удержалась я от вопроса.
–
Устаю, но мне очень нравится учиться, – улыбнулась в ответ своей мягкой
обаятельной улыбкой моя собеседница. – В Петропавловске, где я раньше работала
в знаменитой 8-й школе, была заместителем руководителя по эстетическому
образованию. Это инновационная школа республиканского значения. У нас были классы
хореографии, изобразительного искусства, хоровой, свой театр… А главное – все
это успешно интегрировались в единую инновационную систему. Этим я с большим
энтузиазмом занималась. И с таким багажом приехала в Омск. Благодарна Татьяне
Константиновне Мережко, которая тогда занимала пост директора гимназии за то,
что поверила в меня. Все время, когда мы с ней работали, она помогала мне
учиться и развиваться. Я получила еще два образования, в том числе юридическое.
Жизнь
не стоит на месте, и сегодня в школу приходят другие дети – не те, что были четверть
века назад. Они не хуже – они просто другие, во многом более продвинутые. И мы
должны работать по другому, чтобы каждый наш урок достигал цели, чтобы мы были
интересны нашим ученикам. Если педагог цепляется за устаревшие догмы, если он
не готов меняться – ему очень сложно работать в школе. И я счастлива, что наш
коллектив сформирован из творчески мыслящих, неравнодушных людей.
В
школе должны работать педагоги не только с педагогическим образованием, но и с
коррекционным. Вы знаете, у нас обучаются дети с ОВЗ, с ДЦП, которых заботливо опекают
остальные гимназисты. Один из таких ребят стал чемпионом Паралимпиады по
плаванию, мы им гордимся. Нам дорог каждый наш гимназист. Будущее образования –
за инновациями, развитием, готовностью меняться и отдавать себя детям. Чтобы
вести коллектив за собой, руководителю нужна недюжинная интуиция. Я счастлива,
что эта интуиция досталась мне на генном уровне – от моих любимых родителей…
По
признанию Ларисы Геннадьевны, успешно реализовывать себя в профессии ей всегда
помогал надежный семейный тыл. Муж, бывший военный, с большим уважением
относится к ее профессии. Они вырастили прекрасных детей, сына и дочь. Дома она
– не строгий директор школы, а заботливая мама, жена, отменная хозяйка,
обожающая вкусно готовить для любимых людей и многочисленных гостей.
–
Самое сложное в моей жизни – выкроить время, чтобы пообщаться с собственными
детьми! – признается Лариса Геннадьевна. – До сих пор учусь слушать своих
детей. И не только слушать, а слышать, что гораздо важнее. Даже сейчас, когда
они уже взрослые. Находить время, чтобы разговаривать с детьми, и чтобы они
тебя слушали – это дорогого стоит.
–
А что такое любовь в вашем понимании?
–
Это какое-то особое шестое чувство. Без любви не бывает ни счастья, ни успеха,
ни достижений в профессиональной деятельности. Для учителя особенно важно все
делать с любовью. Не бояться перемен, любить детей, постоянно развиваться – и
все обязательно получится!
БОУ
г. Омска «Гимназия № 140»
ул.
Дмитриева, 13, тел. 76-69-56, www.ou140.omsk.obr55.ru
Содержание
|