элита будущей России/ разрешите представить

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Под аккомпанемент любви и гармонии


За четверть века в знаменитой 140-й гимназии сложился особый дух любви к знаниям. Дух стремления к всестороннему совершенствованию, формированию гармоничной личности. Более десяти лет гимназия успешно реализует программы международного сотрудничества, а ее учащиеся одерживают громкие победы на конкурсах и олимпиадах.

Недавно гимназия вошла в «Топ-11 лучших школ Омска» в рамках Всероссийской олимпиады, заняв пятое место. Но ни педагогов, ни учеников, ни их родителей такая награда не удивила. Как, впрочем, и то, что директор гимназии Лариса Геннадьевна Ефимова стала победителем городского этапа конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лучший руководитель школы». По итогам интернет-голосования она одержала победу в номинации «Общественное признание» и вышла в победители областного конкурса. Потому что за этими достижениями стоит огромный труд педагогического коллектива и директора гимназии.

Два урока с директором

…Однажды, приглашая Ларису Геннадьевну на управленческую должность в 140-ю гимназию, ей в шутку сказали, что руководить коллективом гораздо легче, чем заниматься педагогическим трудом. Сегодня она может себе позволить с этой фразой не согласиться.

Действительно, в директоре этой гимназии гармонично сочетается много профессий: учитель, музыкант, психолог, экономист, хозяйственник, юрист, менеджер, методист, режиссер…

Именно таким руководителем стремится быть Лариса Геннадьевна  Ефимова. И у нее для воплощения этого стремления в реальность есть все: харизма, энергия, задор, умение видеть таланты новых молодых педагогов и использовать в своей работе опыт ветеранов.

За пять лет своего руководства она смогла внести в деятельность гимназии смелые инновации. Такой подход позволяет достичь главной цели обучения и воспитания – развития в стенах гимназии личности, способной потом развивать общество.

…Мы сидим с Ларисой Геннадьевной в ее кабинете. Наш диалог периодически прерывают частые звонки на ее мобильный и рабочий телефоны, рабочие моменты коллег. Что абсолютно не мешает общаться. Наоборот, по-ученически впитываешь в себя ту атмосферу, где дается установка на успех.

– За счет чего сегодня можно выделиться? – на секунду задумывается Лариса Геннадьевна над очередным вопросом, и начинает считать. – Во-первых, за счет высококвалифицированного педагогического коллектива. И он у нас есть! А во-вторых, для «отличий» – в нашем распоряжении вторая половина школьного дня. В первой половине – качественная учеба, а во второй – развивайся, как хочешь: в распоряжении ребят спортивные секции, творческие кружки, коллективы художественной самодеятельности, дополнительное изучение второго иностранного языка – сегодня мы предлагаем не только английский. У нас на старте – китайский и немецкий языки. В начале года наш ансамбль спортивного бального танца «Кристалл» вернулся из Новосибирска, одержав победу среди 29-ти коллективов Сибирского федерального округа. Это еще одна награда в копилке наших побед. А задумок очень много. Давно мечтаю о шахматном кружке – и он вскоре будет!..

Из чего же складывается уникальная атмосфера этой гимназии? По мнению директора, эти составляющие – этикет, культура, интеллект, понимание, гостеприимство. Самую высокую планку этого школьного учреждения задают его традиции. Ведь гимназия № 140 на базе школы была создана как одна из первых гимназий в нашем городе.

Традиция во всем равняться на лучшее была заложена первым директором – Валерием Петровичем Муромцевым. Именно при нем сложилась практика международных контактов – в гимназию приезжали делегации из Франции, Германии, Англии. Кого здесь только не было… 

Важным событием в жизни 140-й гимназии стало международное сотрудничество с образовательными учреждениями Великобритании, города Манчестера. Одиннадцать лет назад, в 2004 году состоялся первый визит в Омск представителей английских учебных заведений – гимназия вошла в число тех, с кем решено было сотрудничать. С тех пор и продолжается это сотрудничество – обмен детьми, педагогами. Преподаватели из Англии не раз приезжали в Омск, вели в нашей гимназии уроки физкультуры на английском языке, проводили тренинги для педагогов. Был период, когда команда во главе с директором Татьяной Константиновной Мережко выстраивала новую программу стратегического развития. Важным моментом ее реализации стало международное сотрудничество. Год от года оно набирает обороты. Вот и недавно очередная группа детей вернулась из Англии.

– На ваш взгляд, что самое ценное в таком сотрудничестве?

– Главное – возможность развития. Дети и педагоги, которые едут в Великобританию, участвуют в проекте почти круглосуточно. Общаются с английскими сверстниками. Чему они учатся? Что нового для себя узнают? Одной из задач таких визитов является знакомство со страной, ее культурой, достопримечательностями. Люди погружаются в языковую среду. Понятно, что каждая сторона стремится принять гостей по высшему разряду. Сделать все, чтобы им было комфортно и интересно.

Дети расстаются со слезами на глазах. В рамках этих международных проектов они приобретают те навыки, которые им необходимы в жизни. Одним словом, после путешествия по Туманному Альбиону, как утверждают и педагоги, и директор гимназии, они приезжают другими. Начинают по-новому относиться к жизни, учебе, изучению иностранных языков. Это так понятно… Побывать в Букингемском дворце и задуматься о политике, посидеть на трибунах Манчестер Юнайтед – и лучше понять спорт. Пройтись по Тауэру – и по-новому осмыслить для себя понятие толерантности…

– Кстати, языковой барьер мешает в общении?

– Нет, у нас постоянно работают переводчики: английские дети, которые к нам приезжают, не знают русского языка. А с другой стороны, мы не просто партнеры по проекту, а давние друзья, это помогает понимать друг друга. К тому же при желании можно общаться и без переводчиков, главное – позитивный настрой и желание понять собеседника, – улыбается Лариса Геннадьевна.

Ей этого позитива уж точно не занимать. Думается, именно такой подход, помог ей за несколько лет еще больше поднять престиж гимназии.

Сегодня здесь обучается 1037 детей. Гимназия № 140 востребована на рынке образовательных услуг. Родителей привлекает многое. Это интересная образовательная программа, насыщенная внешкольная жизнь, развитая инфраструктура на уровне столичных школ, красота и уют в классах. И, конечно, та самая особая атмосфера, которая так притягивает и ребят, и взрослых. Каждый год коллектив 140-й ориентирует гимназистов на покорение новых вершин. Победы гимназистов, как и массовое поступление выпускников в ведущие вузы нашего региона, России и стран зарубежья – это уже система, визитная карточка учреждения.  Детей с начальной школы мотивируют на успех, на «попадание в десятку». 

– Преемственность в образовании вообще очень важна, – замечает Лариса Геннадьевна. – Для этого, например, мы ввели платную дополнительную услугу по подготовке к школе с шести лет. И сегодня я говорю родителям: если есть возможность – приводите своих детей.

Да, необязательно так рано идти в школу, шесть лет – ступень дошкольного образования. Но сейчас она трансформировалась лишь в присмотр и уход. А должно быть образование и творчество! И я вижу реальные результаты детей, которые занимаются на наших курсах. Хотя с ними порой непросто. В каждом классе есть крайне активные дети, которые способны сосредоточиться на предмете не более пятнадцати минут, им трудно усидеть за партой. Несмотря на это, наши учителя находят подход и делают все, чтобы все дети пришли подготовленными к школе, были настроены на творчество.

Делать жизнь красивее

По признанию директора, установку на непрерывное обучение получают не только сами гимназисты, но и педагоги. Хотя согласно госстандарту в образовании, повышать квалификацию необходимо раз в несколько лет, этого сегодня недостаточно. Поэтому педагоги обучаются в самой гимназии: слушают лекции, общаются с коллегами, перенимают опыт, делятся своими наработками. Благодаря поддержке попечительского совета у гимназии появилась возможность обучать педагогов в столице. В Москве прошла обучение вся административная команда, через деятельность которой мы реализуем инновационные идеи в образовании.  

– Импульсом для моего развития как заместителя директора как раз явилось обучение в столице, – вспоминает Лариса Геннадьевна. – Там я общалась с Е. А. Ямбургом и другими коллегами, посещала московские школы. И, знаете, очень много почерпнула для своей дальнейшей работы. А поскольку «большое видится на расстоянии», по-новому открыла для себя достижения нашей гимназии. Полюбила свой коллектив еще больше!..

По признанию Ларисы Геннадьевны, в нелегкую учительскую профессию ее привело желание делать эту жизнь красивее. Жить по законам гармонии – с этим она идет по жизни. Школьные годы, прошедшие в казахстанском Петропавловске, это стремление лишь усилили. Она всегда была очень общительной, отлично училась, обожала музыку и хореографию. Легко определилась с выбором специальности, получив музыкальное образование на фортепианном отделении Петропавловского пединститута. Уже работая учителем музыки, методистом, всегда интересовалась наукой – участвовала в конкурсах, инновационных проектах. И постоянно училась новому.

– Вы не устаете от вечного стремления узнать больше, освоить что-то новое в педагогике? – не удержалась я от вопроса. 

– Устаю, но мне очень нравится учиться, – улыбнулась в ответ своей мягкой обаятельной улыбкой моя собеседница. – В Петропавловске, где я раньше работала в знаменитой 8-й школе, была заместителем руководителя по эстетическому образованию. Это инновационная школа республиканского значения. У нас были классы хореографии, изобразительного искусства, хоровой, свой театр… А главное – все это успешно интегрировались в единую инновационную систему. Этим я с большим энтузиазмом занималась. И с таким багажом приехала в Омск. Благодарна Татьяне Константиновне Мережко, которая тогда занимала пост директора гимназии за то, что поверила в меня. Все время, когда мы с ней работали, она помогала мне учиться и развиваться. Я получила еще два образования, в том числе юридическое.

Жизнь не стоит на месте, и сегодня в школу приходят другие дети – не те, что были четверть века назад. Они не хуже – они просто другие, во многом более продвинутые. И мы должны работать по другому, чтобы каждый наш урок достигал цели, чтобы мы были интересны нашим ученикам. Если педагог цепляется за устаревшие догмы, если он не готов меняться – ему очень сложно работать в школе. И я счастлива, что наш коллектив сформирован из творчески мыслящих, неравнодушных людей.

В школе должны работать педагоги не только с педагогическим образованием, но и с коррекционным. Вы знаете, у нас обучаются  дети с ОВЗ, с ДЦП, которых заботливо опекают остальные гимназисты. Один из таких ребят стал чемпионом Паралимпиады по плаванию, мы им гордимся. Нам дорог каждый наш гимназист. Будущее образования – за инновациями, развитием, готовностью меняться и отдавать себя детям. Чтобы вести коллектив за собой, руководителю нужна недюжинная интуиция. Я счастлива, что эта интуиция досталась мне на генном уровне – от моих любимых родителей…

По признанию Ларисы Геннадьевны, успешно реализовывать себя в профессии ей всегда помогал надежный семейный тыл. Муж, бывший военный, с большим уважением относится к ее профессии. Они вырастили прекрасных детей, сына и дочь. Дома она – не строгий директор школы, а заботливая мама, жена, отменная хозяйка, обожающая вкусно готовить для любимых людей и многочисленных гостей.

– Самое сложное в моей жизни – выкроить время, чтобы пообщаться с собственными детьми! – признается Лариса Геннадьевна. – До сих пор учусь слушать своих детей. И не только слушать, а слышать, что гораздо важнее. Даже сейчас, когда они уже взрослые. Находить время, чтобы разговаривать с детьми, и чтобы они тебя слушали – это дорогого стоит.

– А что такое любовь в вашем понимании?

– Это какое-то особое шестое чувство. Без любви не бывает ни счастья, ни успеха, ни достижений в профессиональной деятельности. Для учителя особенно важно все делать с любовью. Не бояться перемен, любить детей, постоянно развиваться – и все обязательно получится! 

БОУ г. Омска «Гимназия № 140»

ул. Дмитриева, 13, тел. 76-69-56, www.ou140.omsk.obr55.ru               

        Содержание