персона/ юбилей

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из личного архива Н. Колычева

Николай Колычев: «Созидание – смысл бытия»


Первый ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина Николай Матвеевич Колычев по всем параметрам – личность уникальная. Ученый, педагог, топ-менеджер высшей школы, общественный деятель, публицист, литератор. И в каждой из своих ипостасей успешен. Сам Николай Матвеевич на первое место все же ставит науку и служение родному вузу на ректорском посту. Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования России, академик Международной академии наук высшей школы, доктор ветеринарных наук, профессор, руководитель научной школы, признанный специалист в области микробиологии и вирусологии, генерал-майор ветеринарной службы – это все о нем… 

Заметки не ангажированного экс-ректора

Нынешний год для Николая Матвеевича Колычева – юбилейный, двенадцатого января ему исполнилось семьдесят пять. Приближается еще одна дата – тридцать лет с того дня, как он занял пост ректора Омского государственного ветеринарного института. Тогда, на заре перестройки, многие руководители замахивались на великие дела, но не у всех они получились. Николаю Матвеевичу многое удалось воплотить в жизнь. Благодаря его инициативе в 1994 году был образован Омский государственный аграрный университет, ныне – один из самых престижных вузов сельскохозяйственного профиля.

Никогда ранее ветеринарный институт, а позже аграрный университет не строили на своей площадке столько объектов, как в «эпоху Колычева». За период его ректорства в ОмГАУ были открыты новые специальности и направления, в состав университета вошли несколько институтов, создан Тарский филиал. А еще – построены шесть жилых домов для преподавателей, четыре общежития, клинический корпус института ветеринарной медицины, спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном (такого тогда не было даже в СибГУФКе), научная библиотека почти на миллион томов, реконструированы три лабораторно-практических корпуса. Усилиями ректора были сохранены дворец культуры и общежития для студентов.

– Я ведь строитель в душе! – замечает Николай Матвеевич. – Мне надо, чтобы обязательно стройка кипела. Четверть века был на посту ректора ОмГАУ, пять раз переизбирался на альтернативной основе, каждый раз набирая порядка 70 процентов голосов – при наличии альтернативной кандидатуры и критики в свой адрес. Думаю, народ голосовал «за Колычева» именно потому, что я все эти годы занимался строительством. Хотя средств нам щедрой не выделяли, многое удалось сделать. Я благодарен команде, которая меня поддерживала…

В длинном списке наград Н. М. Колычева – орден Почета, медаль Т. С. Мальцева «За вклад в развитие аграрной науки РФ», медаль И. И. Синягина «За особый вклад в развитие аграрной науки Сибири», международная награда «Славянская слава», золотая медаль «За особые заслуги перед Омской областью», звания «Человек года» и дважды – «Ректор года», знак отличия «Золотой фонд университета» (ОмГАУ). Опубликованы десятки его монографий, учебников и научных статей по вопросам микробиологии и вирусологии, подготовлены кандидаты и доктора наук. Живет и развивается главное «детище» Н. М. Колычева – ОмГАУ. В его структуре три института (Институт ветеринарной медицины и биотехнологии, Институт экономики и финансов, Институт дополнительного профессионального образования), девять факультетов, Омский аграрный техникум, филиал в Таре, спортивно-оздоровительный комплекс, 28 производственных структур региона со статусом базовых хозяйств, 21 научная школа. Все это создано в годы его ректорства. Есть от чего «забронзоветь»!..

Сам Николай Матвеевич Колычев менее всего склонен к пафосу в отношении собственной персоны. Такого открытого и доброжелательного собеседника, склонного к самоиронии, как он, еще поискать. А о его врожденном артистизме и чувстве юмора ходят легенды. Мыслитель под маской простака – типично «колычевский» стиль. Это ярко проявилось в его литературных трудах. В них он многогранен. С одной стороны, аналитик и публицист, с другой – автор иронических стихов, басен, четверостиший, любитель «похохмить». Один из его сборников так и называется – «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».

Способность видеть комическую сторону жизни, уметь посмеяться над собой и другими – один из талантов нашего героя. Но вы попробуйте в его присутствии пренебрежительно отозваться о советском периоде истории – сразу услышите отповедь. Стране Советов Николай Матвеевич признателен за многое. В первую очередь – за возможность получить образование, реализовать себя. Своих политических взглядов из конъюнктурных соображений он не менял, под «изменчивый мир» не прогибался и даже полученный в молодые годы партийный билет до сих пор хранит, хотя всегда был сторонником демократических преобразований. Об этом идет речь в первой части его книги «Четверть века и вся жизнь», где затронуты проблемы отечественной истории, жизни села и системы образования. Пять лет назад Николай Матвеевич обещал: вот уйдет на покой, напишет вторую часть книги. Оказалось, «покой нам только снится». Не такого он масштаба личность, чтобы уйти на пенсию и выращивать огурцы на даче.

– Вторая часть моей книги «вызревает», главное – чтобы хватило времени ее написать, – признался Николай Матвеевич. – Первая посвящена периоду до 1994 года, когда был образован ОмГАУ, создано некоммерческое партнерство, где были интегрированы представители аграрной науки и практики. Вторая охватит период до 2010 года. Условно она будет называться «Заметки не ангажированного экс-ректора». Проблемы образования для меня по-прежнему – самый больной вопрос. В советский период у нас была создана система образования, признанная лучшей в мире. Но ее благополучно развалили в ходе реформ. Аграрное образование – отдельная тема. В деревне-то работать некому! В свое время мы на базе районных школ организовали для старшеклассников экспериментальные площадки, где сельские ребята могли определиться с выбором профессии. Площадки работали, пока их «успешно» не разогнали. Для привлечения молодежи к аграрному образованию по моей инициативе на базе 66-й школы была организована дополнительная подготовка старшеклассников со всей области. Их доучивали здесь, потом многие поступали в аграрный университет. Но и эту идею похоронили. А сейчас слышу разговоры по поводу Тарского филиала, который мы организовали на севере области. Мол, зачем держать филиал, если в Омске есть аграрный университет? Но это наш филиал! Благодаря ему северяне живут и учатся на малой родине. Это наши будущие кадры, они будут развивать сельское хозяйство…

Подготовке кадров для АПК Николай Матвеевич Колычев посвятил всю свою деятельность в стенах «альма матер». Сегодня он – профессор кафедры микробиологии инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных Института ветеринарной медицины и биотехнологии ОмГАУ. Занимается педагогической, методической, научной работой. Пишет книги, учебники, монографии, пособия, по которым учатся студенты практически всех российских профильных вузов. За один из таких учебников получил государственную награду. У него немало и других обязанностей, в том числе – на посту председателя специализированного совета по спецзащите кандидатских, докторских диссертаций.   

– Николай Матвеевич, а студенты сильно изменилось за эти годы?  

– Пришло новое поколение, с другим менталитетом. Поколение Интернета! Ничего не имею против Всемирной паутины, рассматриваю ее как возможность оперативно получать информацию.  Но для многих это – «стрелялки» и бесконечное общение в соцсетях. Грустно видеть студента с пустыми глазами, погрузившегося в свои гаджеты. Иногда шучу по этому поводу: «Ай, гаджеты, ай, гад же ты!..». Не уверен, что студенты понимают эту игру слов. Но я бы не стал огульно ругать молодое поколение. Во все времена молодежь  была разной. И, кстати, нынешнее засилье Интернета нисколько не умаляет роли университетской библиотеки – никакие электронные носители не заменят книг.   

Рыцарь ветеринарии

Очередной юбилей – повод «остановиться, оглянуться…». Николай Матвеевич Колычев прожитые годы вспоминает часто. Это ведь только со стороны может показаться, что его путь в науке – череда блистательных побед. А на деле пройден трудный путь от вчерашнего студента, аспиранта кафедры микробиологии ветеринарного института до ректора одного из крупнейших университетов Сибири. Каждая высота в судьбе давалась с боем. Да иначе и не могло быть у сельского парнишки, выросшего без отца на станции Омутинка в Тюменской области. Первое испытание на прочность он прошел после окончания восьмилетки. Коля Колычев всегда хорошо учился, но по поведению ему поставили «четверку» – по тем временам, приговор. А он решил: все равно буду учиться!.. Поиски своего пути привели юного Колычева в геолого-разведочный техникум в Алапаевске. Проучился год, пока техникум не расформировали. Поступил на маркшейдерское отделение Нижне-Тагильского горно-металлургического техникума. Не закончив, уехал к матери с желанием пойти в армию. И на стройке работал, и в электрификации района участвовал. Так что его тяга к строительству имеет давние корни. Уже тогда были отмечены организаторские способности Николая Колычева – он был избран комсомольским вожаком. Аттестат зрелости получил в школе рабочей молодежи. За компанию с приятелями махнул в Омск, поступил в ветеринарный институт. На первый взгляд, случайность. А если копнуть глубже, та самая «неосознанная необходимость». Он ведь вырос в деревне, с детства привык ухаживать за животными. В институте учился на «отлично», хотя ершистый характер время от времени показывал. Дважды порывался бросить институт, второй раз – на пятом курсе.

– Я проходил практику в совхозе «Князевский» Называевского района, даже жениться к тому времени успел, – вспоминает Николай Матвеевич. – После возвращения с практики один из бывших коллег, ветфельдшер, настрочил на меня в институт пасквиль с нелепым обвинением в расхищении совхозной собственности. А я был гордым. Не стерпел клеветы, хлопнул дверью и… подался в Горводоканал. Думаю, мог бы и там сделать карьеру. Но тут опомнились руководили института, захотели вернуть меня обратно. От аспирантуры отказался! Поехал на село и два года честно отработал главным ветврачом все в том же совхозе «Князевский». Работал от зари до зари: хозяйство большое, двенадцать отделений. Мне предлагали должность директора вновь образованного совхоза. Но я выбрал аспирантуру. Учился на кафедре профессора Николая Георгиевича Кондюрина. И с тех пор служу ветеринарии. В сфере моих научных интересов поначалу был туберкулез животных. Потом увлекся микробиологией и не хотел ничем заниматься, кроме микробов, вирусов и прочей «гадости» – смеется (О. В.) А с 1985 года началась моя ректорская эпопея. Но благодаря работе в «Князевском» жизнь сельского ветеринара знаю изнутри.

– А родную Омутинку часто навещаете?

– К сожалению, все реже. Когда была жива моя мама Вера Егоровна, которой я бесконечно благодарен за все, время от времени приезжал. Потом перевез ее в Чернолучье, постарался обеспечить ей достойную старость. Сейчас в Омутинке у меня почти никого из близких не осталось, но контактов с родиной не порываю.  

Десять частных вопросов – десять честных ответов

– Каков ваш эталон женщины?

– Женщина должна быть красивой, обворожительной, элегантной – и умной! Причем последняя характеристика – самая главная. Я счастлив, что Господь подарил мне красивую, умную жену. Она способствовала тому, чтобы я стал ученым. Поддерживала, создавала условия для моего карьерного роста. Семейное счастье тоже надо строить, это большой труд. Моя Галина Тимофеевна – щедро одаренный от природы человек. Мне повезло, что я встретил ее.  

– Какие писатели вам особенно близки?

– Из близких по духу поэтов на первом месте – Роберт Рождественский, из прозаиков – Шолохов. Хотя уважаемых мною авторов много – Распутин, Астафьев, Веллер, Успенский... Из классиков не смог до конца осилить только Достоевского – ну не близок он мне!

– Ваши любимые фильмы?

– «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Как закалялась сталь», «Председатель». Нравятся некоторые фильмы Никиты Михалкова, Владимира Меньшова. Могу пересматривать «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя». Современный российский кинематограф мне не интересен, и «Левиафан» не затронул.

– Какая музыка вам нравится?

– Русские народные песни, романсы. Эстрадные песни советской эпохи, в которых есть смысл и содержание.

– Ваш любимый напиток, любимое блюдо?

– Крепкий чай с лимоном и молотый кофе со сливками. Из мясных блюд – стейки. Но еда сейчас меня интересует меньше всего. Стараюсь держать себя в форме. Удается!

– Ваше любимое время года?

– Люблю все времена года, особенно – раннюю весну. 

– А любимые праздники у вас есть?

– Раньше любил первомайские праздники. Поскольку я человек компанейский, с удовольствием ходил на демонстрации. А после мы с приятелями шли на Иртыш. На реке еще лед, а мы открываем плавательный сезон. А после – в Дом офицеров, выпить «для сугреву». Это была скорее душевная потребность в общении. 

– Какой отдых вы предпочитаете?

– Активный. Раньше любил велосипед, прогулки по лесу, по реке – на лодке, обожал плавать. Был бессменным начальником спортлагеря. Сейчас отдыхаю во время пеших прогулок, заново открывая для себя архитектуру Омска.

– Как вы относитесь к своим юбилеям?

– С долей юмора. Юбилей – очередной день рождения, не более того. Важно не количество прожитых лет, а то, как ты себя ощущаешь. У некоторых народов 70-75 лет – первый более-менее серьезный возраст для мужчины. Так что я еще, можно сказать, пацан! (смеется – О. В.) На эту тему я недавно написал стихи:

Обустроенная старость,

Может быть, и хороша,

Ну а мне она не в радость:

Движенья требует душа!

Биенья жизни не хватает,

Сердце просится в полет.

Кто-то скажет – не бывает,

Я скажу – наоборот. 

Я живу, пока витаю,

Возможно даже, в облаках,

Я живу, пока летаю,

Пока жизнь держу в руках…

– Ваш жизненный девиз?

– Делай, что должно, и пусть будет, что будет. И не надо ничего бояться! Мое кредо – созидание, это смысл моего бытия. Всю жизнь на разных уровнях занимаюсь строительством и созиданием. Никогда не ссылался на трудные времена – а когда они у нас были легкими? Важно, что ты лично после себя оставил, что совершил, что полезного сделал для людей.