династия/ фамильная гордость

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива семьи Воробьевых 

Союз архитекторов Воробьевых     

 

Для основателя династии архитекторов Романа Воробьева и его жены Марины нынешний год – особенный. В марте исполнилось десять лет с тех пор, как они приняли решение переехать из Красноярска в Омск. Тогда глава семьи получил предложение поработать в одной из ведущих проектных организаций региона – ООО «Горпроект». На новом месте представитель новосибирской архитектурной школы проявил себя как профессионал высокого класса. Сегодня рядом с ним трудятся и другие представители династии. Отвечая на вопрос, в чем залог их профессионального успеха, Роман и Марина Воробьевы на первое место ставят семью.

С чистого листа

– Архитектура – сфера абсолютного творчества, – убежден Роман Воробьев. – Любой самый сложный проект начинается с чистого листа бумаги. Еще ничего нет, все – в голове архитектора. И только от него зависит, что появится на этом листе. Но, по разным причинам, далеко не все проекты реализуются в полном соответствии с авторским замыслом…

Их семья тоже начиналась с чистого листа. Судьба свела Романа Воробьева и Марину Коргун в стенах Сибстрина – Новосибирского инженерно-строительного института. Оба родились и выросли в Новосибирске, в дружных семьях с крепкими строительными корнями. Для обоих родители были непререкаемым авторитетом. Владимир Петрович и Нина Ивановна Воробьевы шесть лет трудились на строительстве БАМа. Позже Владимир Петрович, работая в Новосибирском управлении РЖД, участвовал в строительстве новосибирского метро, в реконструкции новосибирского вокзала, строительстве объектов железной дороги. И сегодня, несмотря на преклонный возраст, он продолжает трудиться – преподает в техникуме. В семье Марины строителями были едва ли не все родственники. Отец,  Александр Романович, и мама, Александра Алексеевна, прожили в браке долгую счастливую жизнь. Мама бережно хранит семейную реликвию – обручальное кольцо с двумя александритами. Александра Алексеевна многие годы работала конструктором, на пенсию вышла недавно.   

Роман с детства занимался спортом, любил путешествовать, мечтал стать геологом. После школы решил пойти в Новосибирский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии.  Отговорил двоюродный дед – фронтовик Аркадий Семенович Кропачев, воспитавший маму Романа после гибели деда в 1941 году и поработавший в молодости  картографом. Роман прислушался и подал заявление на архитектурный факультет в НИСИ им. В. В. Куйбышева (Сибстрин) Особо не готовился и… «завалил» экзамен по рисунку. Отработав год лаборантом на кафедре промышленной архитектуры Сибстрина, поступил на следующий год.

С Мариной они учились на одном курсе, но на разных потоках. Долго  приглядывались друг к другу. Роман с первого курса увлекся будущей профессией, был на их курсе одним из самых многообещающих студентов. Играл за сборную института в хоккей. Марина тоже хорошо училась, делала интересные проекты, прекрасно рисовала.

– Роман всегда выделялся, – вспоминает Марина Воробьева. – Его проекты всегда были в числе лучших. Он изучал промышленную архитектуру – казалось бы, что там может быть красивого? Но он находил решения, подавал объекты очень эстетично. Роман изначально был интересен мне как личность, при этом я вовсе не была уверена,  что стану его избранницей. В моем понимании настоящий мужчина – прежде всего, рыцарь. Порядочный, надежный,  благородный, честный. Роман – именно такой. Он никогда не давал мне поводов для ревности. Ревновать его можно только к работе и друзьям. Одним словом, настоящий Лев! Кстати, если верить астрологии, наш союз – Льва и Овна – один из самых удачных. Мы оба взрывные, но отходчивые и находимся на одной волне. Определение «брак трудный, но яркий» – это о нас.

Там, где Саяны и горные реки…

По распределению Романа Воробьева направили в закрытый город Красноярск-26. Кроме высокого интеллектуального потенциала такие города выгодно отличались благоустройством и качеством жизни. Для молодых специалистов создавали все условия. Вскоре дипломированный архитектор приступил к работе в Красноярском отделении Всесоюзного НИИ энергетической технологии. Марина работала в другом проектном институте. Вопрос с жильем решился не сразу,  и их первенец Артем появился на свет в Новосибирске в 1985 году. Через три года родился младший, Антон.

В Красноярске, по признанию Романа Владимировича, они с женой прожили большую счастливую жизнь. Хотя вместили эти двадцать лет непростой период перестройки и лихих 90-х. Они с Мариной застали относительно стабильные 80-е, когда науке уделялось должное внимание. Роман Воробьев работал в институте, в свободное время  увлекался туризмом. По три недели пропадал с друзьями в Саянах,  сплавлялся по горным рекам. Страсть к спорту передалась сыновьям. Оба хорошо учились, занимались плаванием, посещали различные спортивные секции.

Когда наступили трудные 90-е, Роман организовал свою фирму – надо было кормить семью. Марина была вынуждена уйти с работы, целиком посвятив себя дому, воспитанию детей.

– Я благодарен жене за то, что она взвалила на себя эту нелегкую женскую ношу. На ней был дом, дети. Все тринадцать лет, пока у меня была своя фирма, мы с коллегами брались за любую работу. Занимались проектированием, созданием интерьеров, резьбой по дереву, делали памятники, въездные знаки городов – буквально все, благо позволяло образование, полученное  в Сибстрине. Перед Новым годом возводили ледяные и снежные скульптуры в городах Красноярского края. Два сезона летали даже в  Якутию. На улице – минус 60. Двадцать минут работаем, десять отогреваемся в помещении. И так – по восемнадцать часов. Но нам было интересно, потому что это тоже творчество, плюс эта работа хорошо оплачивалась.

Воспитывая детей, мы с женой всегда оставляли выбор за сыновьями, не давили на них авторитетом. Удивительно, что оба выбрали архитектуру...

Старший, Артем, решил поступать на архитектурный в десятом классе. Роман Владимирович привез из Новосибирска гипсовые головы, геометрические тела, прочие атрибуты, и Марина Александровна начала готовить сына к экзамену по рисунку. Младший, Антон, окончил школу с серебряной медалью. И хотя вначале подумывал о медицине, архитектура оказалась сильнее.   

Когда старший сын уже учился в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, а младший только готовился поступать туда, супруги Воробьевы приняли непростое решение переехать в Омск. По сути, вновь начать жизнь с чистого листа. 

Второе дыхание

В решении Романа Воробьева продолжить профессиональную деятельность в Омске решающую роль сыграло знакомство с Татьяной Владимировной Столбовой, Заслуженным строителем РФ. Оценив качество знаний и опыт архитектора из Красноярска, она предложила ему испытать себя в должности главного архитектора проекта ООО «Горпроект». А когда испытательный срок был пройден – переехать в Омск. В новый коллектив Роман и Марина Воробьевы влились быстро. Вскоре глава семьи был поглощен работой над масштабным проектом реконструкции стадиона «Красная звезда».

– В профессиональном плане у меня здесь открылось второе дыхание, – признается он. – Появились возможности реализовать себя уже на другом уровне. Большую роль сыграла поддержка со стороны Татьяны Владимировны Столбовой. Когда мы познакомились, меня поразила ее энергетика. Это человек особой породы, лидер,  способный «поднять солдат из окопов». Татьяна Владимировна – человек слова, люди ей верят и идут за ней. Это профессионал, для которого не существует преград. Работать рядом с ней – и ответственность, и большая удача…

«Горпроект» стал родным и для Марины Александровны, главного специалиста отдела генплана. Несколько лет назад когорту талантливых молодых архитекторов этой организации пополнили их сын Артем с женой Ириной, выпускники НГАХА. Три года спустя к ним присоединился и младший из династии Воробьевых, Антон. Сегодня фотографии обоих сыновей размещены на доске почета предприятия.  Роман Владимирович к сыновьям относится требовательно и делает все, чтобы они профессионально росли. «Дети должны быть лучше своих родителей» –  его кредо. 

Практически каждый год кто-нибудь из Воробьевых пополняет копилку семейных наград медалями и  дипломами лауреатов, полученными на профессиональных архитектурных выставках. Есть они и у Ирины, и у Артема, и у Антона. Два года назад Ирина и Артем сами стали родителями – в семье подрастает двухлетняя дочка Валерия.

– Баланс мужского и женского населения в нашей семье наконец-то изменился! – смеется Роман Владимирович. – Раньше жена обитала в «мужском царстве». Сейчас у нас появились наши замечательные невестки Ирина и Александра – жена Антона, а потом и внучка. А вот любимый семейный праздник у нас, как и прежде, Новый год. Самая большая радость – когда мы собираемся все вместе…    

В прошедшем году Роман и Марина Воробьевы отметили жемчужную  свадьбу – 30 лет совместной жизни. На вопрос, в чем секрет прочности их союза, оба ответили: они не стремились переделывать спутника жизни «под себя», не копили обиды. И всегда ценили таланты своих «половинок», в том числе бытовые. Марине всегда нравилось, с каким мастерством муж готовит свои коронные блюда – мясные и рыбные. Хотя главный кулинар в семье, безусловно, она. Как-то раз младший сынишка, придя домой и уловив аромат мяса по-французски, приготовленного мамой, радостно провозгласил: «Ты мечтала стать поваром, а не архитектором!»

Роман Владимирович благодарен супруге за понимание, с которым она относилась к его увлечению туризмом. По мнению Марины Александровны, главное в браке – терпение и способность  понимать друг друга без слов.  

– У нас с мужем много общего, одинаковые привычки, – говорит Марина . – Даже цветовую гамму выбираем одну и ту же. Мы очень любим посещать музеи, и муж всегда четко знает, что именно мне понравилось. Хотя он воспринимает объект в целом, а я чисто по-женски выделяю детали. У нас совпадают вкусы и в музыке и в киноискусстве. В нашей семье все разговаривают на одном языке. Мы можем приехать с сыновьями в другой город и увлеченно обсуждать, какие там фасады зданий. Мы архитекторы, нам проще понять друг друга. А то, что мы работаем в одном коллективе, сближает еще больше.

Люди здесь замечательные! Сибиряки – это вообще отдельная нация. И хотя в каждом городе свои особенности, в чем-то главном мы схожи. Думаю, это также помогло нам без проблем стать частью дружного коллектива «Горпроекта».

…Легко ли всю жизнь находиться в «союзе архитекторов» – и на работе и дома? По признанию Романа Владимировича Воробьева – да!  

– Когда тебя окружают единомышленники, это здорово. Человек должен служить своему призванию. Нам с Мариной удалось реализовать себя и в семье и в профессии. А теперь вот и младшее поколение Воробьевых продолжает династию архитекторов. В чем-то у них другой менталитет, другие подходы. Нам удалось передать сыновьям нашу любовь к своему делу и главные жизненные, семейные ценности, я считаю, это и есть большое счастье…  

Татьяна Владимировна Столбова, Заслуженный строитель РФ:  

– Роман Владимирович и Марина Александровна Воробьевы трудятся в «Горпроекте» десять лет и за это время показали себя талантливыми, ответственными архитекторами с прекрасной базовой подготовкой. В должности главного архитектора Роман Владимирович смело берется за проекты любой сложности, посвящая работе всего себя. Это по-настоящему увлеченный человек, с широким кругозором, преданный своему делу. Так же успешно в отделе генплана трудится Марина Александровна. Это прекрасная семья, воспитавшая достойных сыновей. Сегодня коллектив возлагает большие надежды на продолжателей династии Воробьевых – Артема, Антона, Ирину.

От всей души желаю династии Воробьевых новых высот и ярких достижений!       

Артем Воробьев:

– Нам с братом повезло с родителями. Мы с детства знали, что у нас самая замечательная семья на свете – дружная, спортивная, творческая. Страстью к путешествиям, здоровому образу жизни мы, безусловно, обязаны отцу. Одни из самых ярких впечатлений детства – турпоходы по живописным местам Красноярского края. А отношение мамы и отца друг к другу и к нам, детям, всегда было для нас эталоном отношений в семье. Более чуткого и отзывчивого человека, чем мама, я не встречал. В профессии они для нас также являются образцом. Стараемся поддерживать семейные традиции. Одна из них – совместные семейные ужины по субботам в доме родителей, когда мы обсуждаем «за круглым столом» все вопросы…

Антон Воробьев:

– В нашей семье невозможно было не «заболеть» архитектурой и любовью к путешествиям. Мы видели, что родители по-настоящему увлечены своей профессией, с годами их увлеченность передалась нам. У нас очень теплые отношения, все поддерживают друг друга. Особое уважение – старшему поколению, бабушкам и дедушкам. Нас с детства учили уважать чужое мнение. Для меня мама и отец – люди особого склада, настоящие интеллигенты с тонким художественным вкусом и большим жизненным опытом, при этом исключительно доброжелательные, демократичные. Сейчас, когда у нас с братом появились свои семьи, я бы очень хотел, чтобы в них была такая же атмосфера, как в родительской семье.      

Содержание