За кадром/ персона

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО
Фотограф: Александр МАКСИМОВ

Артак Мурадян: «Профессионал не может работать плохо…»
 
 

…Впервые он взял в руки видеокамеру, когда пришел из армии. С детства он увлекался фотографией и в принципе уже знал, что такое съемка. Камера принадлежала другу, а ему хотелось просто посмотреть на привычный окружающий мир через ее видоискатель. Окружающим миром тогда был его родной город Камо. расположенный рядом с озером Севан в Армении.
И вот ведь как бывает: человек взял в руки обычную любительскую камеру – и влюбился. Сразу и навсегда. Влюбился в видеокамеру, а точнее – в сам процесс съемки. Потому что это совсем особые отношения с миром, и никогда нельзя сказать заранее, как пройдет очередная съемка и чем она закончится.


Стрелец с камерой
Сегодня видеооператор телерадиокомпании «Антенна-7» Артак Мурадян так же предан своей профессии, как и пятнадцать лет назад. Ну не мыслит он своей жизни без этой беспокойной творческой работы с ненормированным рабочим днем!
При первом знакомстве он может показаться человеком на редкость спокойным. Но это впечатление обманчиво. Надо видеть его в работе. Там он динамичен и непредсказуем, как настоящий Стрелец. Он не любит вести съемку статично и шаблонно, не любит постановочную съемку. Его операторский почерк легко узнаваем в первую очередь благодаря этому динамизму, быстрой смене планов. И еще – профессиональному подходу, который ощущается во всем.
В жизни у него тоже неоднократно происходила и происходит «смена планов». И настоящим профи в своем деле он стал не сразу. Сначала снимал на любительскую камеру свадьбы, проводы, юбилеи и прочие торжества в своем родном городке Камо, который сейчас называется Гавар. Сразу после школы мечтал поступить в университет. Вместо этого семнадцатилетним парнишкой добровольно пошел в армию. Дома остались родители и три сестренки.
Служить ему довелось в Узбекистане, потом на Украине. После увольнения из рядов Советской Армии в 91-м вернулся на родину. В тот период начались печально известные события, связанные с межнациональными конфликтами, и привычный жизненный уклад начал разрушаться на глазах. Он выучился в колледже на бухгалтера-экономиста, хотя работать по этой специальности так и не пришлось. Женился на девушке Свете, с которой учился в одной школе. Вскоре на свет появились их дети-погодки, дочка и сын. С любительской камерой он так и не расставался. А в 96-м в его маленьком городке открылся свой телеканал, и он устроился туда на работу.
По признанию Артака, профессиональным оператором он стал благодаря известной соросовской организации Internews, открывшей филиал в Ереване. Туда приходили учиться операторы и телерепортеры со всех местных каналов. Он жил с семьей в Камо, работал на местном телевидении и при этом постоянно ездил в Ереван – учиться и снимать сюжеты. В Internews он прошел углубленный курс операторского мастерства, затем – курс тележурналистики. Преподаватели, приезжавшие из США и Москвы, давали тележурналистам и операторам те знания и навыки, которые необходимы в повседневной работе. И Артак Мурадян сразу же закреплял эти знания, снимая сюжеты для TV. Тогда он понял, что такое профессиональная операторская работа на телевидении. Обучение было жестким, без скидок на обстоятельства. Из-за одного неудачно снятого плана оператора запросто могли отправить за сто километров доснимать сюжет. Лучшие репортажи и зарисовки, отснятые в Армении, показывали по международным каналам CNN и BBC, а также в телепередаче о жизни Закавказья «Перекресток». Очень часто это были сюжеты, которые снимал Артак. К примеру, очерк о ереванских беспризорниках, который потом много раз повторяли на разных телеканалах, особенно в связи с Днем защиты детей.
Помимо работы в службе новостей с ее оперативностью и «коротким дыханием» в те годы его привлекало также документальное кино. Выиграв престижный интерньюсовский грант, Артак в качестве оператора снял двадцатишестиминутный документальный телефильм. Речь в нем шла о простой армянской женщине, вручную копавшей колодцы для односельчан. В конкурсе телефильмов, проходившем в Армении, этот фильм занял первое место. Но о своей победе Артак узнал уже в Омске.

Переключая каналы
Вообще-то, в Омске он впервые побывал еще в 93-м. Ему понравился и сам город, и его жители. В отличие от жителей столицы, омичи оказались куда более доброжелательными и открытыми. И в 2001 году, когда Артаку на родном телеканале практически не выдавали зарплату и не на что было кормить семью, он решил попытать счастье в далеком городе на Иртыше, так не похожем на Ереван. Уехал как истинный Стрелец, практически в никуда – не имея ни российского гражданства, ни денег, ни близких родственников в чужом городе.
Первое время остановился у знакомого. Смотрел телевизор, переключая местные каналы. Какие-то ему как оператору нравились больше, какие-то – меньше. Он очень хотел работать на телевидении. Но парня с просроченным армянским паспортом на работу не принимали, несмотря на наличие достаточно престижного диплома Internews и грамот за победу в профессиональных конкурсах.
Какое-то время Артак Мурадян был, что называется, «гражданином мира». Позднее решился вопрос с получением вида на жительство и российского гражданства. Когда его приняли на работу на популярный омский телеканал «Антенна-7», он был искренне этому рад.
Просто потому что по-настоящему любит свою профессию и без нее своей жизни не представляет. Хотя работа у оператора, как и у любого другого телевизионщика, вовсе не сахар. Бесконечные съемки, дежурства на студии, работа в будни и в праздники… Несколько дней отдыха выпадает только на Новый год. И если у диктора, тележурналиста, ведущего программы бывают свои «пятнадцать минут славы», то оператор почти всегда остается в тени, за кадром.
В том, что он настоящий профи в своем деле, сегодня никто не сомневается. Его приглашали работать на другие каналы, но Артак верен «Антенне-7». Между тем, жизнь продолжает испытывать его на прочность. И если бы не умение «держать удар», воспитанное в нем с детства благодаря увлечению боксом, неизвестно, как могла бы сложиться его судьба.
Он по-прежнему не имеет своего жилья в Омске – живет с семьей в съемной однокомнатной квартире. Не так давно трагически погибла его жена, и эта рана на его сердце, похоже, не заживет никогда. Свободное время, которого у него остается совсем мало, он предпочитает проводить со своими детьми. Дочь Мери и сын Артур уже привыкли к тому, что у их отца такая непростая работа. Оба хорошо учатся и очень рано стали самостоятельными.
…Дома его ждет еще один любимец – зеленый амазонский попугай Тоша, приобретенный на Хитром рынке. Дело в том, что Артак с детства очень любит попугаев и хорошо разбирается в них. Держал он и волнистых попугайчиков, и жако, и кореллу, и амазона. Одно время увлекался аквариумистикой. С удовольствием завел бы дома также кошку и собаку, как это было в детстве, да жилищные условия не позволяют. Как вы уже поняли, он очень добрый и тактичный человек с тонкой душевной организацией. И если порой способен проявить жесткость и принципиальность, так это на работе.
На вопросы нашего блиц-интервью он ответил тоже на работе, в перерывах между выпусками новостей.

ПЯТЬ ВОПРОСОВ ПО СУЩЕСТВУ
- Артак, у вас как у оператора службы новостей есть любимые темы?
- Я всегда любил и люблю снимать сюжеты о детях. Как их ни снимай, дети всегда получаются хорошо и правильно – вне зависимости от света или ракурса. Хотя работать с детьми поначалу очень трудно. Кстати, в Ереване наша телекомпания впервые выиграла грант, когда мы сняли документальный фильм про местный детский дом и его обитателей.
А вот спортивная тематика меня особо не увлекает. Хотя матчи омского «Авангарда» снимать люблю и сам являюсь болельщиком «ястребов». Во время матча захватывает сама игра и та энергетика, которая исходит от зрителей, фанатов.
- Какая съемка на «Антенне-7» была для вас самой сложной?
- Однажды мы с журналистом Дмитрием Кузьминым снимали Крапивинское месторождение с вертолета. Там были чисто технические сложности – открытая дверь, сзади люди, которые тебя втроем держат, чтобы не выпал, а ты снимаешь, держа на весу камеру. Не дай Бог, у кого-то дрогнет рука – и всё…
- Профессия накладывает отпечаток на ваше восприятие действительности?
- Операторы – народ особый. Они многое замечают. И когда долго «варятся» в этой профессии, их взгляд на мир уже сильно отличается от взгляда обычных людей. Я часто ловлю себя на том, что вне работы смотрю на мир и людей глазами видеооператора. Прикидываю, как мог бы снять тот или иной объект, событие, человека…
Когда я интенсивно учился операторскому мастерству, вообще не мог смотреть телевизор. Я не обращал внимания на сюжет, все время смотрел только на кадр, на картинку. Когда я интенсивно учился операторскому мастерству, вообще не мог смотреть телевизор. Я не обращал внимания на сюжет, - все время смотрел только на кадр, на картинку. Отмечал, как он смонтирован, что сделано правильно, а что – нет. Слава Богу, через год это прошло.
- А что вы любите смотреть по телевизору?
- Могу смотреть все, от мультиков до фильмов и концертов. Конечно, при этом всегда отмечаю, профессионально работает оператор или нет. Можно по-разному относиться к американской кинопродукции, но снята она профессионально. А вообще, я люблю старые советские фильмы, там особая атмосфера.
- Трудно бывает избегать штампов в повседневной работе?
- В принципе, все местные телеканалы ежедневно показывают одни и те же сюжеты, репортажи об одних и тех же событиях. Конечно, стараюсь каждый раз искать что-то новое, по-другому показывать реальность. Работа оператора тем и интересна, что все остальные видят то или иное событие нашими глазами, хотят они этого или не хотят. Бывают ситуации, когда думаешь: я уже со всех точек снимал это здание изнутри, к примеру, заседание горсовета. Что бы такое придумать, чтобы зрителям было интересно? Ведь у новостей особый формат, там необходима динамика, чтобы зритель не уснул перед телевизором.
Вообще, в службе новостей у каждого оператора в день три-пять съемок. При таком напряженном ритме что-то творить уже невозможно, ты просто набираешь видео и стараешься сохранить композицию. Порой случаются какие-то косяки, технические накладки. И все-таки я убежден: профессионал не может работать плохо. Если человек любит свою профессию и разбирается в ней, у него многое получается автоматически. Это как самолет, который летит на автопилоте. Если он даже захочет что-то сделать плохо, у него это не получится. На то он и профессионал...


Содержание