омские улицы/ след в истории

текст подготовили Павел СТЕПАНЕНКО, Юрий НЕГРУБ, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива

Живая память о творцах эпохи


«Я люблю наши омские улицы» – слова любимой многими песни, которую создали в 1959 году поэт Михаил Сильванович и композитор Вячеслав Косач. Сегодня «омские улицы» – не просто поэтический образ, но и общественный тренд. Стало модным говорить про городское пространство, привычным – читать краеведческие заметки, увы, актуальным – бороться за чистоту и красоту города…

Имена, ставшие легендой

Не так давно омские улицы прославились в социальных сетях, где тридцать шесть наших «Северных» сначала, от большой любви к трендам, были иронически поданы как «полет фантазии», ну а потом послужили примером для объяснения, что такое английская система нумерации и почему она хороша.

Говорят, впрочем, что в нашем городе будет расти количество улиц, названных в честь знаменитостей, а главное – в память о земляках, которые внесли свой вклад в историю Омска. Если узнать мнение самих омичей по этому поводу, то, конечно, окажется, что новое веяние близко не всем. Простому горожанину зачастую милее «пройти по Абрикосовой, свернуть на Виноградную», нежели забивать голову плохо знакомыми именами. Опять же, где имена – там политика. «…Скажите на милость, ну разве можно именем самого Нобеля называть какой-то тупик?»

И все же город – это и есть люди. Давайте вспомним двух строителей, чьи имена стали городскими легендами. Они на слуху, они привычны, но за каждым из этих имен – жизнь, изменившая городскую историю. Это Николай Васильевич Степанец и Берко Шмулевич Цемент.   

Объединяет их, помимо Омска, одно. Это люди советской эпохи и советской закалки – в самом лучшем смысле этого слова. Строители и организаторы, во многом трудами которых в середине прошлого века Омск обрел тот образ и ту атмосферу, которые мы сегодня вспоминаем с ностальгией. Те самые «омские улицы», что из песни. В том числе – улицы, названные их именами.

Омская эпопея Николая Степанца

О таких людях, как Николай Степанец, говорят: они были призваны эпохой. Сложившийся в XX веке облик Омска и даже местоположение ряда микрорайонов во многом определил именно Николай Васильевич Степанец. В течение долгих лет он успешно руководил огромным коллективом строителей  и многочисленными субподрядными организациями.  Под его руководством была создана база стройиндустрии, построены крупные производственные мощности машиностроения, нефтехимии, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства области. Он был прирожденным лидером, обладал масштабным мышлением, эрудицией и глубокими познаниями в профессиональной сфере. 

Родился Николай Степанец в 1913 году. После окончания Томского индустриального института по специальности «инженер-теплотехник» в 1941 году поступил мастером на Омский завод № 166, где впоследствии стал начальником цеха. В годы войны проводил большую работу по монтажу оборудования заводов, которые были эвакуированных в Омск из европейской части страны. 

Его восхождение по карьерной лестнице в 50-60-е шло поэтапно, как у многих руководителей той поры. Начальник монтажного управления № 11 Минстроя РСФСР, управляющий трестом № 5 Омского Совнархоза, начальник управления строительства и промпредприятий Омского Совнархоза – на каждой из управленческих ступеней Степанец показал себя как умелый руководитель. Поворотный момент в его биографии случился в 1964-м, когда Н. Степанец возглавил строительно-монтажное объединение «Омскстрой», у «штурвала» которого находился до 1978 года. Именно руководству «Омскстроя» предстояло создание строительного комплекса, отвечающего требованиям времени.

Городу остро не хватало собственной стройиндустрии. И решающая роль в создании индустриальной базы строительства в Омске принадлежит Н. В. Степанцу. Он всегда ставил перед коллективом масштабные цели и неуклонно добивался их достижения. По воспоминаниям коллег, Николай Васильевич терпеть не мог «маниловщины». Приходя к нему на прием, посетитель должен был не только изложить суть проблемы, но и предложить пути решения, в противном случае он мог получить выговор. Работников объединения и заводов Степанец регулярно направлял в командировки – перенимать опыт соседей. Николай Васильевич и сам любил делиться с коллегами впечатлениями от поездок. Например, в Японию, где он специально посещал местные стройки. По итогам таких совещаний выдвигались конкретные предложения, внедрялись новые конструкции и технологии. Н. В. Степанцу принадлежит и заслуга привлечения в Омск подразделений субподрядных организаций для выполнения больших объемов монтажных работ. В числе его достижений – создание дополнительных подразделений крупнопанельного домостроения и ввод новых мощностей по выпуску деталей сборных домов. Много внимания Н. В. Степанец уделял и вопросам подготовки кадров для отрасли. Создавались строительные профтехучилища, решались жилищные вопросы работников – для них строили жилые дома и общежития. Жилищное строительство развивалось ударными темпами. Ключевым препятствием было недостаток источников теплоснабжения (за исключением городка Нефтяников, где проблему решала ТЭЦ-3). Руководство города постановило: строить жилье рядом с заводами, подавая тепло от заводских котельных. Вопросы выбора площадок решались быстро. Председатель горисполкома вместе с начальником «Омскстроя» выезжали на место, выбирали свободную территорию и принимали решение: здесь будет новый микрорайон! Так был дан старт строительству микрорайонов Амурский – от котельной завода кислородного машиностроения, Чкаловский – от котельной ПО «Полет», Шинников – от котельной шинного завода и ряда других. И это – лишь часть того, что успел сделать для города Николай Степанец. Плоды его  деятельности ощутили на себе тысячи омичей, получивших в те годы жилье и отметивших новоселья в новых домах.

Самоотверженный труд Заслуженного строителя РСФСР Н. В. Степанца отмечен орденами и медалями. И все же куда важнее то, что он оставил Омску мощный задел для дальнейшего развития строительной отрасли и способствовал росту качества жизни омичей. 

Строительная фамилия Берко Цемента

Улица Берко Цемента… Это название легко запомнить, однако сказать, как необычное имя связано с историей Омска, сможет не каждый. Между тем, этот замечательный человек стал основателем целой династии омских строителей, представители которой работают в нашем городе и сегодня.  

Берко Шмулевич Цемент родился в Польше в 1921 году, а в Омске оказался в 1939-м. Его путь был не из легких: будущий омич потерял семью во время фашистского вторжения, а в СССР попал в ряды трудармии. Его фамилия оказалась говорящей: Берко пришлось заниматься ремеслом каменщика. И здесь он проявил такой талант, строительный и организаторский, что не просто был замечен, а стал буквально незаменимым. А затем – и знаковой фигурой тех обстоятельств места и времени. Стране требовалось в кратчайшие сроки, напряжением всего человеческого ресурса строить сначала «оборонку», а потом и мирную жизнь. Это была эпоха стахановцев, и омский строитель Берко Цемент вошел в их плеяду. Он не только лично ставил впечатляющие рекорды. Гораздо важнее то, что он рационально и четко организовывал труд других. Помимо количественных успехов для него было значимо качество этой организации. Такой подход воплотился и в изобретении Цементом нового специального мастерка для укладки, и во внедрении особой практики командной работы: «тройками» и «шестерками», что позволило резко увеличить производительность.

Осенью 1945 года бригада Цемента, состоящая из трех человек, поставила абсолютный строительный рекорд, уложив 23500 штук кирпича за одну смену. Тем самым норма была перевыполнена более чем в полторы тысячи раз (!).

Бригада Берко Цемента была образцом для подражания, и не формальным, а признанным – всегда. Дело было отнюдь не в звании – «коммунистического труда», – а в том, что здесь следовали лучшим рабочим традициям советской эпохи. Новаторство в строительной сфере в Омске начиналось именно здесь. Бригада Цемента стала первой в Омске комплексной бригадой, первой перешла на хозрасчет. Именно с легкой руки Цемента в рабочей среде стали появляться кассы товарищеской взаимопомощи. Люди, помнящие Берко Шмулевича, сходятся в том, что «человеческое» отношение и поддержание добрых отношений в коллективе были для него нормой и залогом успеха.

В 1962 году Берко Цемент был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Он первым в области был удостоен звания «Заслуженный строитель РСФСР». Шесть раз избирался депутатом Омского городского совета. Омичи, которые общались с ним в те годы,  отзываются о его депутатской работе просто: он всегда помогал и всегда отвечал за свои обещания…

Берко Шмулевич Цемент трагически погиб полвека назад, в 1964 году. Это случилось на стройплощадке, где он вместе с рабочими взялся помогать женской бригаде разгружать грузовик. Здания, к возведению которых он приложил руку, в Омске стоят повсюду – и на центральных проспектах, и на окраине, и в районах Омской области. Но главное, пожалуй, даже не их количество, а, опять же, те качественные сдвиги, которыми обязан город этому человеку.

Вместо послесловия

Самоотверженность, стремление делать все не для личной карьеры, а для людей, проведение этого принципа через всю жизнь отличали не только этих двух выдающихся строителей, но и целое поколение, усилиями которого преобразился Омск. Имена Степанца, Цемента и других созидателей нашего города, возможно, даже не родившихся в Омске, но сформировавших его облик, запечатлены в названиях улиц. И так важно, чтобы они остались не только на памятных табличках, но и в памяти омичей. Хочется верить, что наследие этого поколения не будет забыто. К сожалению, даже столетний юбилей Николая Степанца прошел, в общем-то, незамеченным омичами. А ведь речь даже не о городских зданиях и заводских мощностях, возведенных благодаря таким личностям, как Степанец. Профессионализм и честность тех, кто стоял «у руля» больших преобразований – то, что высоко ценится во все времена. И в этом отношении судьба двух выдающихся строителей, о которых мы сегодня рассказали, – образец для всех последующих поколений.

Содержание