успешные люди/ женский портрет  

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из личного архива

«Энимал» Анны Таслицкой


Ее ветеринарная клиника ведет прием круглосуточно. В любое время на прием к ней приносят кошек, собак, декоративных крыс, кроликов и прочую живность. А от их владельцев можно услышать такие истории – хоть роман пиши. Знакомьтесь: Анна Николаевна Таслицкая, владелец и главный врач известной в Омске клиники «Animal»...

Мы с тобой одной крови

…Вот и еще одна операция подошла к концу. Кесарево сечение у крохотной белой собачки. Анна Николаевна осматривает пациентку, еще не отошедшую от наркоза, и трех ее щенков – крохотные, еле слышно попискивающие комочки. Еще немного – и собачку с потомством можно передать владелице. А потом немного отдохнуть в перерыве между капельницами, прививками и операциями.

Ого! На мобильнике – пять непринятых вызовов. Ей все это время звонила из Москвы дочка, Валерия. Она уже не обижается, когда мама подолгу не откликается на звонки. Потому что знает: помощь любимым «зверикам» для ветеринарного доктора Таслицкой – не просто профессия, а смысл жизни.     

Анна Николаевна перелистывает ежедневник, составляя план на завтра, и на стол падает фотография младшей дочки. Валерия на снимке заразительно смеется, убирая со лба вьющиеся волосы. Как там поживает доченька вдали от дома? Красивая, умная, яркая, лидер по натуре. Тоже любит животных, хотя не стала ветеринаром. Как же она похожа на нее в молодости…  У дочки артистическая внешность. Анне Таслицкой и самой не раз говорили, что она неуловимо напоминает одним Элину Быстрицкую, другим – Джулию Робертс. Она  смущается, когда слышит комплименты.

…Анна Николаевна задумывается, и на киноленте памяти вновь возникают эпизоды из далекой юности. Она росла послушной и тихой. Маленькая Аня Моисеенко тянулась ко всякой живности. Родители увлечения дочери не одобряли и запрещали даже прикасаться к кошкам и собакам. Завести котенка разрешили, когда она подросла. А когда решила поступать в Московскую ветеринарную академию, дома разразился скандал. В семье, где родители и одна из трех дочерей были «человеческими» врачами, а другая – инженером, ветеринар воспринимался как изгой. Много лет спустя Анна Николаевна узнала, что ее дед был ветеринарным фельдшером. От нее это скрывали, но «ветеринарные» гены дали о себе знать. В Московскую ветеринарную академию девушке запретили поступать, но она все равно стала студенткой – Омского ветеринарного института. А на родителей она не обижается. Ведь каждому свое. Люди военного поколения, они не считали уместным питать слабость к «друзьям человека».

Не поверил в нее и пожилой ветврач одного из сельских районов, куда красивую серьезную выпускницу вуза Анну Моисеенко направили работать по распределению. Решил, что ей не место среди стельных коров и навоза – все равно сбежит. И отправил работать в город. Знал бы тот ветврач, как он тогда ошибался… Анна добросовестно трудилась и в свиноводческих хозяйствах, и роды у коров принимала. До сих пор, вот уже пять лет работая в своей клинике на Левобережье, не отказывается от помощи сельскохозяйственным животным, хотя ей ближе домашние. Она не устает от четвероногих пациентов, которые в ожидании приема ведут себя по-разному. Одни лежат пластом, другие жмутся к хозяину, а кое-кто из хвостатых «кавалеров» и тут не прочь приударить за приглянувшейся «девочкой». Нелегко разобраться в загадочной звериной душе. А как понять, что болит у кошки или собаки? Доктор Таслицкая «звериков» чувствует, что называется, кожей. Каждому старается помочь, даже если случай почти безнадежный. «Быть ветеринаром и не любить животных – самый большой грех в нашей профессии», – говорит она. С горечью вспоминает историю про одного молодого ветеринара, который в сердцах пнул крошечную собачку. У нее сердце оборвалось, когда узнала о таком. Это то же самое, что детский врач, ударивший ребенка... Почти 35 лет посвятив ветеринарии, доктор Таслицкая на опыте убедилась: чтобы сопереживать животным, нужен особый талант. А когда ее однажды спросили, что самое тяжелое в ее профессии, ответила:

– Человеческая жестокость и непорядочность. Когда усыпляют  здоровое животное, потому что оно надоело. Или приносят усыпить питомца, которого можно вылечить. Бросают стареньких животных на произвол судьбы. Всегда с болью в сердце вижу бездомных животных, по мере сил стараюсь помочь. Огорчает, когда пытаются обмануть. Уверяют, что выполняли все мои рекомендации – давали таблетку питомцу, не кормили вредной едой. А потом выясняется, что все неправда. Некоторые запускают болезнь настолько, что приносят животное почти в агонии. И обвиняют ветеринара: почему не спас?..

Она всегда стремится спасти, вылечить, дать рекомендации. Читает  литературу по личностному развитию и психологии, чтобы относиться ко многим вещам философски, уметь контактировать с владельцами животных. Отношение к животным ярко характеризует человека. Есть знаменитый афоризм академика Скрябина: «Врач – лекарь для человека, ветеринар – лекарь для человечества». Будучи студенткой, Аня Моисеенко воспринимала его с биологической точки зрения. А сейчас – с моральной. Она точно знает: спасая животных, ветеринар выполняет особую миссию на земле. И спасает от душевных терзаний владельцев, которые любят питомцев. Ее радует, что молодое поколение начинает осознавать ответственность за живое существо, понимать важность стерилизации. Она не случайно берет небольшую плату за стерилизацию животных в своей клинике. Пусть лучше владельцы вовремя позаботятся о питомце, чтобы потом не выбрасывать на улицу котят и щенков, не отдавать на потребу живодерам… 

– Это только на первый взгляд ветеринарный врач – добрый «доктор Айболит», который занимается исключительно животными, – замечает Анна Таслицкая. – Ветеринар сталкивается с самыми разными людьми. К счастью, в моем окружении много добрых и порядочных. Среди тех, кто приходит на прием, их большинство. Трогает доброта и отзывчивость, когда люди проявляют заботу о бездомных животных. Как-то работница троллейбусного депо принесла «ничейную» дворняжку. Собачка прижилась на предприятии, забеременела и… не смогла разродиться. Женщина дождалась конца смены и на свои деньги привезла страдалицу к нам. Собаку я прооперировала, взяв с женщины чисто символическую плату. К таким людям возникает уважение.

…Анна Николаевна вновь перебирает в памяти сегодняшний день. Как там сейчас ее сегодняшние пациенты? Тайская кошка с онкологией, изнеженный йоркшир, алабай из частного сектора, которого пытались отравить соседи, кролик с опухшими ушами, собачка после кесарева, испуганный блохастый котенок, которого «добрые люди» подбросили к дверям клиники… И она – терапевт, хирург, акушер, реаниматолог и зоозащитник в одном лице.

– Ветеринар должен быть универсалом, – уверена Анна Таслицкая. – Недавно я была в одной из московских ветклиник, где работают узкие специалисты. Где-то это правильно, но чаще не оправдывает себя. Специалисты мыслят ограниченно, перекладывают ответственность друг на друга. Это как западная медицина и восточная. Западная основана на узкой специализации, восточная лечит организм в целом, как систему. В ветеринарии лечат в целом. У животного может болеть ухо, потому что проблема с горлом – связь, непонятная на первый взгляд. Может быть плохое зрение, потому что больное сердце или сахарный диабет. Ветеринар должен знать все. Мне часто задают вопрос: почему не хотите защитить кандидатскую? Не хочу тратить время на что-то, кроме ветеринарной практики, я не амбициозна...  

Незаметно выросли ее дочери. Она воспитывала их личным примером. Когда были маленькими, обшивала и обвязывала обеих. Успевала и животных лечить, и овощи на даче выращивать, и заготовки на зиму делать. «Везет тому, кто сам себя везет» – ее жизненный девиз. Дочери получили высшее образование, обе успешны. Старшая, Наталия, уже создала семью. У Анны Николаевны есть зять Денис, подрастает внучка Вероника. А Валерия после окончания факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ нашла применение своим талантам в столице. Безусловно, Анна Николаевна счастлива как мать. А сегодня ее ждут с работы и другие «детки» – старенькая кошка Джоя и две собаки – Экза и Волли. Каждый день ее «программа-минимум» – приласкать любимцев, накормить, выгулять… Почитать литературу по специальности: в ветеринарии постоянно появляется что-то новое.

– Анну Николаевну Таслицкую я знаю много лет, – вспоминает ветеринарный врач Ирина Васильевна Шаляпина. – Мы начинали в одной клинике. Привлекают ее обаяние, внутренняя интеллигентность и подход к животным. Всегда внимательная, обязательная, собранная. Пока не осмотрит животное от кончика носа до кончика хвоста, не отправит с ним владельца из кабинета. Сейчас люди легко подходят к эвтаназии, но Анна Николаевна готова лечить животное, пока есть хоть какой-то шанс. Это врач, который любит животных и работает по призванию. Как-то раз кинолог привезла к ней огромную молодую собаку, охранявшую предприятие. У той проглядели пиометру, требовалась операция. Средства на таких животных предприятия выделяют скудные. Анна Николаевна спасла собаку, сделав операцию за символическую плату. И таких примеров много. Она и заработанные средства вкладывает в развитие своей клиники, постоянно приобретает аппаратуру. Это врач, который постоянно учится и совершенствуется.

…Вот и еще один день подошел к концу. Анна Николаевна бросает взгляд на стоящие в вазе желтые розы, и на душе становится теплее. Их ей подарила пожилая женщина, когда она буквально вытянула с того света ее кота – у того отказывали почки. Животные способны любить, тосковать, переживать предательство человека – в этом она убеждалась не раз. У «меньших братьев» лишь  один недостаток – природой им отпущен слишком малый срок пребывания на земле. Тому, кто любит питомцев, так больно их терять. И если она, ветеринарный врач Анна Николаевна Таслицкая, смогла за эти годы уберечь от беды тысячи безгрешных звериных жизней и продолжает делать это день за днем, значит она живет и работает не зря…      

 Содержание