призвание/ линия судьбы

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива В. Риппа

Счастье быть хирургом


Владимира Яковлевича Риппа коллеги называют живой легендой омской онкологии. Хирург-онколог высшей категории, Отличник здравоохранения, удостоенный Серебряного знака Ассоциации  онкологов России. Человек редкого обаяния, многодетный отец и душа компании – это все о нем. Клиническому онкологическому диспансеру Владимир Яковлевич посвятил тридцать три года. И сегодня ведет прием пациентов в поликлинике онкодиспансера.

– Хирург должен общаться с людьми! – убежден наш герой. – Оперировать, пока хватает сил. И всю жизнь учиться. Потому что врач, прежде всего – человек мыслящий. Ни один аппарат не заменит его голову и руки...

Бороться за каждого пациента   

Прийти в медицину Владимира Риппа в юности побудила… обида на врачей. Когда его отец на девятом десятке попал в больницу с рецидивом гемангиомы – опухоли мозга, местный лекарь заявил: а что вы хотите, человек отжил свое. Владимир Яковлевич с таким подходом категорически не согласен.

– Я оперировал женщину, которой было восемьдесят шесть! У нее был рак желудка. Она прожила после операции шесть лет. И умерла не от рака, а от старости. За человека надо бороться до последнего. Когда моя любимая мама попала в больницу с переломом шейки бедра, человек с дипломом врача (назвать его врачом трудно) тоже посоветовал ей подумать о вечном. Тут уж я не выдержал – забрал маму в город, устроил в травматологию. Она встала на ноги и прожила еще много лет. Ушла из жизни в девяносто три…  

К родителям у Владимира Яковлевича, двенадцатого (!) ребенка в семье, трепетное отношение. Его далекие предки, мастера-краснодеревщики, переехали в Россию из Австрии при Петре Первом. В Сибирь семья попала по столыпинской реформе. Детство Владимира Яковлевича прошло в Полтавском районе. Поступить в мединститут с первой попытки не удалось, и он пошел в техническое училище. Отдал армейский долг Родине в пограничных войсках, на острове Даманский. Мечта о медицине не отпускала, и уже в довольно зрелом возрасте Владимир поступил в мединститут. Учился хорошо, был старостой группы.

В областной онкодиспансер пришел, когда тот еще располагался на Гагарина, 24. Участвовал в строительстве нового корпуса. В хирургии проводили уникальные операции, и молодой специалист Владимир Рипп быстро освоил хирургические тонкости. За три десятка лет провел более  тысячи операций. Среди его пациентов не только жители Омской области и соседних регионов, но и иностранцы. Оперировал больных из Франции, Германии, Италии. И до сих пор о многих своих пациентах вспоминает с волнением.

– Некоторых больных оперировал тридцать лет назад – и они до сих пор живы. Это для онколога огромное достижение. Как-то раз на прием пришла пожилая женщина. А я каждого нашего хирурга узнаю по разрезу. Вижу – мой разрез! Задаю вопрос: кто вас оперировал? А она в ответ: «Сам Владимир Яковлевич! Был тут раньше такой хороший хирург». Пришлось заново знакомиться с пациенткой…

Отработав в клинике много лет, я пришел к выводу, что онкология – одна из самых мистических вещей на свете. Почему один пациент преодолевает тяжелейшую болезнь, а другой угасает от пустяковой,  на первый взгляд? У меня был пациент с четвертой стадией, которого разрезали и зашили. Он был неоперабелен. Но внутренне он был настроен на выздоровление, и я начал его лечить. Через два с лишним года опухоль уменьшилась до полутора сантиметров. После операции он прожил восемнадцать лет, мы вместе ездили на рыбалку. Я представлял его на обществе хирургов-онкологов. И сгубил его не рак, а инсульт…

Понимаете, врач помогает пациенту только на пятнадцать процентов. А все остальное зависит от самого пациента. Врач должен быть еще и психологом, чтобы укрепить в человеке жажду жизни. Она творит чудеса. Навсегда запомнил случай, когда моя пациентка преодолела тяжелейшее заболевание, потому что боялась оставить сиротой сына-подростка. Я убедил ее, что она поставит сына на ноги. Если пациент уходит от врача поникшим, утратившим веру в свои силы, значит это плохой врач.

В юности у Владимира Яковлевича, по его признанию, был идеал настоящего доктора. Иван Давыдович Богарт, знаменитый хирург из Полтавки. Земляки его боготворили, а бывшие пациенты с благодарностью вспоминали и через много лет после его ухода из жизни.   

А вот отдавать своих детей в медицину Владимир Яковлевич упорно не желал. Их у него трое – две дочери и сын. Старшая дочь, Елена, выросла в онкодиспансере. В детский садик шла со слезами, а в больницу – с радостью. И хотя в детстве хорошо рисовала, и ей все  прочили худграф, поступила в медицинскую академию. Сегодня врач-онколог Елена Владимировна Рипп ведет прием в поликлинике онкодиспансера, они с отцом – самые близкие друзья и коллеги.

– Я счастлив, что родился в России и столько лет служу медицине, помогаю спасать людей, – признается Владимир Яковлевич Рипп. – Считаю себя патриотом своей страны и свою судьбу не променял бы ни на какую другую. Быть хорошим российским хирургом – это великое счастье…

В. А. Горячкин, зав. поликлиникой БУЗОО «КОД»:

– Владимир Яковлевич Рипп – профессионал с огромным опытом,  открытый и доброжелательный, хороший наставник молодежи. Он стоял у истоков создания онкологической службы в Омске, длительное время был заведующим отделением. Под его руководством внедрено много новых методов лечения онкологических пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, внедрялись  комплексные методы обследования и лечения. Сейчас Владимир Яковлевич консультирует пациентов в поликлинике, охотно откликаясь на просьбы коллег помочь в диагностике. Его дочь Елена Владимировна Рипп –  грамотный и чуткий доктор, ведет школу стомированных пациентов. Династия продолжается…

Содержание