престижное образование/ в формате времени 

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива лицея № 137

Да здравствует лицейская республика!   


Лицей № 137 в системе общеобразовательных учреждений Омска занимает особое место. Из года в год его учащиеся показывают высокие результаты на конкурсах и олимпиадах, успешно сдают Единый государственный экзамен. Лицей вошел в реестр «Всероссийская Книга Почета», среди его наград – сертификат «100 самых активных образовательных учреждений России». В прошлом году двадцать один (!) лицеист был удостоен премии мэра города Омска. Чем живет сегодня лицей, которому в минувшем году исполнилось четверть века? За ответом на этот вопрос мы и отправились в это образовательное учреждение.

Прекрасен наш союз…

Здание лицея встретило нас почти домашним уютом. Добротно и со вкусом оснащенные учебные классы, обилие комнатных растений (здесь своя теплица), прекрасно оборудованный медицинский кабинет, школьный музей, яркие рисунки детей на стенах, столовая, где вкусно и разнообразно готовят... У ребят – элегантная школьная форма. В холле – множество кубков за участие в спортивных соревнованиях. Из таких деталей, как из мозаики, и складывается картина жизни учреждения.    

– У нас удивительные дети! – подчеркнула в разговоре Эльвира Августовна Чмеренко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – На мой взгляд, они отличаются умением себя показать с лучшей стороны, воспитанностью и творческим началом. А лицей для них – стартовая площадка, на которой они формируют свое отношение к жизни, раскрывают грани своих талантов, определяются с выбором профессии. В лицее большой объем внеклассной работы, творческих состязаний. Большинство ребят с радостью участвуют в различных конкурсах между учебными заведениями и выходят в победители. На всех этапах образования очень тесно взаимодействуем с родителями, сейчас в этом помогает электронный журнал школы. И очень радует, что к нам приводят своих детей наши бывшие выпускники. Хорошая репутация лицея и успехи выпускников – это и есть главное достижение коллектива. 

Пять вопросов директору

Директор лицея Анатолий Павлович Бижов всю жизнь посвятил школе. Трудовой стаж – без малого сорок лет. По образованию он филолог, наряду с выполнением директорских обязанностей преподает русский язык и литературу. Вот и накануне нашего разговора он рассказывал ученикам о творчестве Александра Солженицына. Ребята обсуждали «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». С этого мы и начали разговор в уютном директорском кабинете, где на видном месте – плакат с фотографиями выпускников, подаренный ребятами.   

– Анатолий Павлович, вы один из немногих представителей сильного пола среди директорского корпуса омских школ, к тому же филолог. Это большая редкость, ведь сегодня почти все словесники – женщины. Что вам дает общение с ребятами на уроках?

– Мне нравится видеть блеск в глазах детей, открывать для них классику. Интересно слышать их суждения, оценки. Вне профессии себя не мыслю, увлекся ею с детства благодаря своим любимым учителям.

Что касается дефицита преподавателей-мужчин в школах, для нас он ощутим. Стараюсь привлечь в лицей  представителей сильного пола, они преподают у нас ОБЖ, физкультуру, другие предметы. Кстати, никто из них не курит. Считаю, что мальчишкам необходим мужской авторитет, важно видеть модель мужского поведения. Они тянутся к преподавателю, видя в нем не только учителя, но и друга, наставника, который относится к ним неформально, по-отечески тепло. При этом я нисколько не умаляю роль женщин-педагогов, это главная опора любой школы.

– Успехи лицеистов – в первую очередь, заслуга учителей. Как вы оцениваете потенциал педагогического коллектива?

– В штате лицея 65 учителей. У нас есть педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Сложился сильный в профессиональном отношении коллектив. Мои надежные помощники – заместители директора Эльвира Августовна Чмеренко, Ирина Александровна Погодина, Светлана Анатольевна Синюкова, Наталья Геннадьевна Наумова. Почти половина учителей имеют высшую категорию. Педагоги подтверждают статус лицея, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. В прошлом году учитель начальных классов Татьяна Николаевна Кинжибалова стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» и финалистом регионального этапа. Сегодня лицей уверенно занимает достойное место в муниципальной и региональной системе образования как учреждение современных технологий и передового опыта. Половина лицеистов учатся только на «4» и «5». А начинается все с начальной школы, взявшей на вооружение программу «Начальная школа XXI века». Она готовит ребят к активной познавательной деятельности в 5-9 классах.

Наш педагогический коллектив радуют успехи ребят при сдаче ЕГЭ. Среди выпускников есть те, кто получил 100 баллов по русскому языку. На экзаменах по английскому также достигнут впечатляющий результат – 97 баллов, по математике – 90. Половина учащихся – более 600 человек – принимают участие в различных конкурсах, проектах, олимпиадах… Порядка трехсот являются призерами и победителями этих конкурсов. По итогам 2013 года лицей третий год подряд удерживает лидирующее место среди муниципальных образовательных учреждений города Омска. Один из наших учеников получал стипендию Президента России за победу в творческом конкурсе.  

Налажено сотрудничество лицея с ОмГПУ, Омской Академией МВД России, ОмГТУ, Институтом развития образования,  Томским государственным технический университетом. В свое время лицей выиграл грант и направил его на обучение педагогов по новым программам в Институте развития образования. Ведем совместную работу по апробации образовательных стандартов нового поколения. Наши дети учатся по новым стандартам с первого по шестой класс. Порядка тридцати учителей прошли обучение на кафедре педагогики ОмГПУ, с которой мы тесно сотрудничаем. Инициатором сотрудничества с Томским техническим университетом стала учитель информатики Надежда Николаевна Матвеева, человек ищущий и творческий. Технический университет охотно идет навстречу сотрудничеству, а ребята, интересующиеся информатикой, получают полезные навыки для дальнейшего обучения в вузе.  

– Принято считать, что для таких ребят со склонностями к точным наукам и созданы нынешние лицеи. На кого больше ориентирован ваш лицей – на «физиков» или «лириков»?

– Стараемся учитывать интересы и склонности каждого. Наряду с физико-математическим профильным направлением в лицее имеются социально-гуманитарное и социально-экономическое. О выборе пути ребята начинают задумываться с 8-9 класса. На это направлена работа классных руководителей, педагога-психолога, педагогов, заместителей директора. Они выявляют  задатки каждого, создают условия для их развития. Регулярно проводим мониторинг, анкетирование ребят. И на основе полученных данных делаем вывод о том, кто из лицеистов будет успешен в физико-математическом профильном обучении, а кто – в гуманитарном. В последнее время мы пришли к выводу, что необходимо культивировать различные направления профильного обучения. С нового учебного года в лицее появится еще одно профильное направление – естественнонаучное, с упором на химию и биологию – для ребят, которые планируют поступление в учебные заведения медицинского, ветеринарного, аграрного профиля.  

– Вы отслеживаете судьбу своих выпускников? 

– Наши выпускники не порывают связь с лицеем, с любимыми учителями. И мы всегда рады с ними общаться, интересуемся их жизнью. Большинство продолжает образование в лучших вузах и колледжах Сибирского региона. Наших выпускников сегодня можно встретить и в таких престижных вузах, как Академия ФСБ России, Российская таможенная академия в Москве, в столичных экономических вузах. Но для меня куда важнее то, что из стен лицея они вышли достойными, духовно развитыми людьми.

– Лицей в России  – особое учреждение, эта традиция ведет отсчет с пушкинских времен. Что означает лицейский формат образования в вашем понимании?

– Мы стремимся передать ученикам дух нашей «лицейской республики». Одна из традиций – торжественное посвящение пятиклассников в лицеисты. Это своеобразный рубеж в их школьной жизни. А лицейский формат предполагает в первую очередь дружбу и коллективизм. То самое духовное единение лицеистов, о котором писал Пушкин. Помимо всего прочего, лицей предполагает развитие творческого начала, способности самостоятельно мыслить. Он по определению должен давать глубокие и прочные знания,  воспитывать в юном поколении любовь к Отечеству, друзьям, школе. В этом и заключается суть лицейского образования.

БОУ г. Омска «Лицей № 137»

пр. Комарова, 27 корпус 2, тел. (3812) 76-95-35, www.liceum137omskedu.ru

Содержание