престижное образование/ звездная судьба

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ

В открытом космосе знаний


…Когда ребята из 55-й школы приезжают в Звездный городок, их встречают улыбками, как давних знакомых. О том, что в Омске есть уникальная школа с единственным в России Образцовым музеем космической славы, сегодня знают далеко за пределами региона. Сегодня это образовательное учреждение лидирует по многим показателям. На него равняются, его опыт изучают. А школа, которой в этом году исполняется 75 лет, по-прежнему в неустанном поиске новых форм и методов работы с детьми. Пожалуй, в этом и заключается главный залог ее успеха.

Учиться на «пять», трудиться на «пять»!

– Одна из наших традиций – масштабность и массовость, – рассказала нам директор школы № 55 Марина Леонтьевна Завальная. – Школа – крупнейшая в городе, у нас обучается 1650 детей. Наши ребята заметны на любом городском мероприятии, и не только потому, что для них разработаны футболки с эмблемой школы. Каждый вовлечен в круговорот школьных дел. Каждый может проявить себя и в учебе, и в общественной жизни. Наши ребята – патриоты родной школы. Часто можно слышать девиз «Учиться на «пять», трудиться на «пять» – мы ученики школы № 55!»

Все начинается с воспитательной работы. Важнейшую роль играет наша «визитная карточка» – Образцовый музей космической славы им. К. Э. Циолковского, в прошлом году ему исполнилось 40 лет. Руководитель музея Лидия Яковлевна Кичигина – легендарная личность в среде омских педагогов. Народный учитель СССР, Заслуженный учитель России, она всю жизнь посвятила школе, работе с детьми – так же, как ее супруг Владимир Ильич Кичигин. На таких педагогов равняются  другие поколения. Семь наших учителей отмечены знаком «Почетный работник образования РФ». Одиннадцать учителей стали победителями конкурсов профессионального мастерства. У нас разработана медаль «За верность школе». Ею награждаются педагоги, отработавшие в ее стенах четверть века. 

– Учителя у нас потрясающие! – продолжила разговор заместитель директора Юлия Владимировна Дубинина. – Я ведь сама выпускница этой школы. Профессию выбрала благодаря нашему любимому учителю Владимиру Ильичу Кичигину. Он полвека посвятил 55-й школе, у него была одна запись в трудовой книжке. Владимир Ильич так увлеченно преподавал физику, что не загореться ею было просто невозможно. Когда я пришла сюда работать после пединститута, знакомые сказали, что это большая удача. Уже тогда сложилось мнение, что в 55-ю берут только лучших из лучших. Работать в таком коллективе – и честь, и большая ответственность…               

– Двадцать наших педагогов являются бывшими выпускниками 55-й  школы, – отметила Марина Леонтьевна Завальная. – Недавно в коллектив влились пять молодых специалистов, и мы делаем все, чтобы они могли профессионально расти. На базе школы работают методические объединения, творческие группы по направлениям «профильное обучение», «предпрофильная подготовка», ОС «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Школа – территория здоровья». Сформирована административная команда – заместители директора Ирина Львовна Тимерханова, Наталья Викторовна Окольникова, Светлана Александровна Середой, Юлия Владимировна Дубинина, Светлана Юрьевна Наумова, Лариса Леонтьевна Груздева. 

Наше учреждение – стажировочная площадка ИнКО «Школа – территория здоровья». Большая часть детей получает горячее питание, у  школы свой бассейн. Мы апробировали «дневники здоровья», ввели физкультминутки не только в младшей школе, но и в старшем звене. Родители вместе с детьми участвуют в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», Всероссийском дне бега «Кросс наций», «Лыжня России». Школа является базовой площадкой для СибГУФКа.

Хотелось бы отметить и такой аспект, как работа с родителями. Не найдя общего языка с ними, управлять такой большой школой невозможно. У нас активно работает Совет школы совместно с общешкольным родительским комитетом. Мы – единомышленники, и это очень важно. Подводя итоги нашей работы в конце года,  мы обязательно благодарим родителей. Потому что только в связке «ребенок - родители - педагогический коллектив» можно добиться успеха. 

«Здравствуй, музей!»

Это приветствие на пороге музейного зала – давняя традиция Образцового музея космической славы им. К. Э. Циолковского. Гостей встречают большой портрет Юрия Гагарина и масса экспонатов, в числе которых есть уникальные. В музее проходят занятия, мальчишек и девчонок здесь можно повстречать в любое время, в том числе в дни школьных каникул.

– Музей – это сердце 55-й школы, – говорит Лидия Яковлевна Кичигина. – Центр притяжения, который всех объединяет. Вот уже сорок лет музей активно задействован в учебно-воспитательных видах деятельности наших педагогов. Создан он совместными усилиями ребят, учителей и родителей, друзей школы. В разделах музея – вся  история освоения космоса, от развития авиации до современных достижений космонавтики, создан отдельный большой раздел «Омичи – космосу». Наши учащиеся разных лет провели большую поисковую, исследовательскую работу, она продолжается и сегодня. На базе музея работают космические объединения. У нас нет «музейной сонной тишины» – в стенах музея проходят праздники, уроки мужества и уроки памяти, встречи с выдающимися людьми, игровые программы, космический КВН и многое другое.

Свой опыт ребята регулярно представляют на Всероссийском уровне,  выезжая в город Гагарин на Гагаринские чтения, в Звездный городок, где проходит «Звездная эстафета», на «Циолковские чтения» в Киров… А еще мы рады принимать у себя гостей музея, среди них есть и космонавты, и спортсмены, и многие другие выдающиеся люди современности. Музей позволяет вести живой постоянный диалог с ребятами о главном – патриотизме, идеалах, человеческом мужестве…

– В музее всегда интересно! – призналась семиклассница Кристина Аристархова. – Мы получаем здесь множество увлекательной  информации. У нашего отряда и специальные галстуки есть, в цветах российского триколора. Благодаря музею мы познаем, что такое космос, готовим исследовательские работы..

Право выбора – с первого класса

Реализация программы «Школа 2100» в 55-й ведет отсчет с 1998 года. Работа по ней ведется не только в начальной школе, но и в среднем звене – 5-9 классах.

– Начальная школа – основа основ, в том числе и профильного обучения, – говорит заместитель директора Наталья Викторовна Окольникова. – Реализация программы «Школа 2100» способствует ему в полном объеме. Дети учатся аргументированно высказывать свое мнение, в копилке их достижений – призовые места в конкурсах и олимпиадах. С таким багажом легче идти по пути профильного обучения.

Когда новые образовательные стандарты только начали внедряться, школам предстояло выбрать программы, которым следовать. Многие решили работать по одной программе. Наша школа предоставила жителям микроучастка на выбор несколько программ в рамках адаптивной школы. Мы и сейчас предоставляем этот выбор, хотя главный упор сделан на «Школу 2100». В планах – создание стажировочной площадки: мы готовы делиться опытом с коллегами.  

В рамках новых стандартов активно реализуется такое направление, как внеурочная деятельность. А это 180 часов внеурочной деятельности в неделю! Ни в одной другой школе города такого нет.  Создан широкий спектр кружковой деятельности по всем направлениям, заявленным в стандартах.

Во время «динамических перемен» все ребятишки с 1 по 3 классы выходят гулять на свежий воздух. Очень охотно ребята вступают в отряд юных инспекторов движения и отряд юных пожарных. Вместе с тем, они еще в начальной школе активно занимаются интеллектуальной, исследовательской деятельностью, развивают творческие способности. Наши «звездочки» занимаются в школьных самодеятельных коллективах «Успех» и «Мелодия».

Чтобы ребенок мог определиться, что ему близко, мы в начале учебного года проводим «Ярмарку внеурочной деятельности», куда приходят дети и родители. Учителя представляют свои кружки, а детям выдается индивидуальный маршрутный лист с информацией о кружковой деятельности. Ребенок решает, что ему интереснее, а педагоги составляют для каждого индивидуальный маршрут. Интересы ребенка мы учитываем и при составлении расписания. Индивидуальный маршрутный лист по внеурочной деятельности входит в портфолио учащегося.  

Возможность выбора мы предоставляем и в связи с введением  нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Он заложен в программе шестью модулями. Наша школа, одной из немногих, реализует этот предмет по четырем направлениям. И опять-таки – предоставляя родителям учащихся право выбора того или иного направления.

Ресурсный центр будущего

Выпускники 55-й школы традиционно демонстрируют хорошие результаты сдачи ЕГЭ, поступают в ведущие вузы и колледжи региона, успешно учатся и за его пределами. Заместитель директора Ирина Львовна Тимерханова, объясняя «феномен 55-й», подчеркнула:

– Мы уже десять лет работаем в направлении профильного обучения. По решению наших педагогов его модель трансформировалась и стала более гибкой – с учетом интересов учащихся. Первоначально у нас были локальные профили – социально-гуманитарный, физико-математический, социально-экономический. Проанализировав ситуацию, сложившуюся в микроучастке, мы пришли к выводу о неэффективности жестко регламентированных профилей. Ведь изначально цель профильного обучения – самоопределение, социализация обучающихся и подготовка к качественной сдаче ЕГЭ. Для нас важно, чтобы у старшеклассника был выбор. Удаленность Старого Кировска от центра города не позволяет нашим ребятам в полную меру заниматься на подготовительных курсах вузов. Значит, ребят должна еще более эффективно готовить школа! Мы и наши социальные партнеры в лице школ района консолидировали материально-технические и кадровые ресурсы, что позволило создать индивидуальный образовательный план каждому старшекласснику. Наша школа, как наиболее благополучная в ресурсном плане, стала ресурсным центром. Профили ведут учителя из разных школ. Учительский состав определяется после проведения информационной ярмарки, где каждый педагог презентовал свой опыт. Учащиеся выбирают тот или иной профиль, исходя из своих возможностей и потребностей. Нашими учителями накоплен большой опыт подготовки выпускников к экзаменам. Средний уровень сдачи ЕГЭ по школе – 60-65 баллов, по отдельным предметам – 80 и выше. Все это позволяет выпускникам уверенно «штурмовать» учебные заведения, которые они выбрали, а в будущем стать состоявшимися людьми.  

Звездный Олимп

– Наши дети – коллективисты, они умеют добиваться успеха в команде, – подчеркнула заместитель директора Светлана Александровна Середой. – А наша задача – поддерживать этот командный дух. В десятых классах, когда начинается профильное обучение и ребята в основном занимаются по индивидуальным планам, мы стараемся «зажечь» их коллективным делом, будь то участие в конкурсе, космический КВН или что-то еще.  

На протяжении учебного года наши учащиеся вовлечены во всевозможные акции и мероприятия. Весь комплекс школьных мероприятий ориентирован на коллективно-творческие дела, развитие коммуникативных навыков. Действуют программы духовно-нравственного, патриотического воспитания, которые во многом связаны с нашим музеем. Школа принимает участие в Дне города и единственная из школ города – в ежегодной выставке «ВТТВ». В пошедшем году она заняла на этой выставке второе место среди образовательных учреждений, ребят наградили планшетными компьютерами.  Благотворительный сезон, Весенняя неделя добра – все эти акции проходят при высокой активности наших мальчишек и девчонок.

А сколько идей исходит от самих ребят! Это ярко проявилось, например, в те дни, когда мы отмечали 40-летие музея. На базе школы состоялся экологический форум, ребята создали свой «Кодекс защиты Земли».

Наши дети постоянно участвуют в конкурсах и предметных олимпиадах разного уровня, становятся победителями. Только на конкурс «Проба пера» в этом году было заявлено 50 работ. Победителей всевозможных олимпиад и творческих состязаний мы приглашаем на праздник «Звездный Олимп». Для них проводится День одаренного ребенка, когда каждый юный талант оказывается в центре внимания. Одаренных детей у нас немало. И все же главное для учителя – верить в каждого ученика, с этого и начинается путь на Олимп знаний. 

Вместо послесловия

…У школы № 55 есть давняя традиция – «зажигать» символические звезды в музее космической славы. Это означает, что в жизни школы появилась еще одна звезда. Она может быть посвящена ветеранам, любимым учителям, медалистам или тем, кто добился успехов в спорте, социальных проектах. Для выпускников это, по сути,   первая в их жизни «космическая высота», признание их заслуг и достижений.

«Звездная» история одной из старейших школ города продолжается. А это значит, что еще не одно поколение учеников, преодолевая очередную высоту, будет говорить: «Мы же из пятьдесят пятой, ребята! Значит, все должны делать только на «пять»…  

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55»

ул. Мельничная, 4, тел. (3812) 55-17-64, www.bou055.narod.ru 

Содержание