наши дети/ круглый стол

текст: Евгения ЛАРИОНОВА, фото: Александр МАКСИМОВ, Юлия ПОРШЕ

Российская школа: инновации и традиции  


С чего начинается наша сознательная жизнь? Конечно же, со школы. Школьные годы – важный этап в жизни каждого человека, этап взросления, связанный с  переходом от беззаботного детства в мир ответственности, дисциплины и трудовых навыков. Десятилетие, за которое необходимо успеть многое – получить знания, научиться общению со сверстниками и учителями, стать личностью и выйти уже в другую, взрослую жизнь...

За круглым столом

В последние десятилетия российская школа стала своеобразной экспериментальной площадкой. Непрерывное реформирование системы образования, переход на новые образовательные стандарты – все это существенно влияет на ее деятельность. Сегодня возросла и социальная ответственность школы. Средние общеобразовательные учреждения находятся в непрерывном поиске новых форм и методов работы с подрастающим поколением.

«Школьные» вопросы интересуют нас на протяжении всей жизни. Сначала мы сами – ученики, потом учащимися становятся наши дети, внуки... Меняются поколения, меняется и сама школа.

Какая она, современная российская школа? Насколько развита система среднего образования в Омске? Как удается омским общеобразовательным учреждениям подниматься в первую десятку общероссийских рейтингов учреждений среднего образования?

Об этом мы беседовали за «круглым столом» с представителями омской педагогической общественности, руководителями департамента образования города Омска и специалистами в сфере здравоохранения. 

Комфорт и безопасность

Какие требования мы предъявляем к школе, направляя на обучение  своих детей? Безусловно, доминантой в умах родителей сегодня является безопасность. Недавние события в одной из московских школ, когда благополучный ученик устроил бойню в стенах учебного заведения, вызвали тревогу родительской и педагогической общественности. В школах усиливаются меры безопасности. Устанавливаются турникеты, проверяется готовность охранников отразить попытки проникновения в школу злоумышленников.

По мнению директора департамента образования Екатерины Витальевны Спеховой, такие меры необходимы. Еще важнее создать в школе психологический климат, который станет отправной точкой в обеспечении безопасности.

– Задача школы – идти в ногу со временем, – убеждена глава департамента образования. – Школа должна быть безопасной не только для жизни, но и для здоровья детей. Ее роль в развитии и поддержании физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьника велика. Бережное отношение к своему здоровью и ориентация на здоровый образ жизни формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Для сохранения физического здоровья школьников, по мнению специалистов, необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии  во всех общеобразовательных заведениях. Создать благоприятные условия обучения ребенка в школе, исключающие стресс. Оптимизировать организацию учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Обеспечить достаточный организованный двигательный режим. И, конечно, своевременное полноценное питание.

– Проведена огромная работа по организации горячего питания в омских школах, – заметила по этому поводу Екатерина Спехова. – Школьники получают дотационное питание, которое финансируется из бюджетов города и области, и дополнительное, которое оплачивают родители. Дополнительное питание предусматривает полноценный обед, включающий в себя мясные и рыбные продукты. Мы много работаем с родителями, пытаясь убедить их в том, что школьникам необходим полноценный обед. Однако нас не всегда слышат. Наши поставщики тоже стараются мотивировать детей полноценно питаться. Педагоги проводят конкурсы, посвященные здоровому образу жизни, здоровому питанию, что тоже положительно влияет на отношение детей к своему здоровью.

На страже детского здоровья

По мнению врача-диетолога Елены Курильской, для растущего организма очень важен правильный режим питания, его дробность. Белок – один из основных компонентов, необходимых для роста. Если у ребенка не организован режим питания, белок не усваивается. Как следствие – тяжелые хронические заболевания. Дробность приема пищи, сбалансированность по ингредиентам – один из основных факторов в формировании здорового организма. Пренебрегать им нельзя, ведь лечить болезнь всегда труднее, чем предупредить.

По словам педиатра Елены Михеевой, самая распространенная проблема здоровья школьников – патология опорно-двигательного аппарата. Изменение осанки, искривления позвоночника – все это, как правило, проявляется у детей школьного возраста. И регулярные программы оздоровления просто необходимы в детском возрасте.

– На протяжении нескольких лет санаторий «Рассвет» занимается оздоровлением детей, – рассказала собравшимся главный врач Натела Олеговна Полежаева.  – Совместно с региональным Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта мы проводим оздоровление детей от 5 до 15 лет. За три года свое здоровье поправили порядка семи тысяч ребятишек. Для каждого из них специалисты санатория разрабатывают индивидуальный план реабилитации, с учетом особенностей организма.

В нашем санатории применяются практически все существующие методики эффективного оздоровления: минеральные ванны, физиолечение, ручной и гидромассаж, занятие ЛФК, бассейн. Врач-диетолог для каждого ребенка разрабатывает программу дробного питания. Все это дает замечательный результат. Дети, прошедшие у нас курс оздоровительного лечения, преображаются, заряжаются положительными эмоциями. С детьми мы работаем в круглогодичном режиме. А рядом с нами – замечательные педагоги и воспитатели. Школьники не прерывают учебный процесс, что хорошо сказывается на их дальнейшей учебе.  

Имя тебе – учитель 

Педагог – ключевая фигура общеобразовательной школы. Черчилль однажды заметил: «Школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Вряд ли кто-то осмелится его оспорить. Так каким должен быть современный учитель? Кому мы передадим эту безмерную власть над умами и душами наших детей?

Педагог, занимаясь воспитанием и образованием школьников, работает на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации. Работа учителя с детьми изначально основана на принципах гуманизма. И эти принципы передаются из поколения в поколение.

Перемены, происходящие в нашей стране в 90-е годы, существенно изменили нравственные принципы, ударили по престижу самых социально значимых профессий – педагогов и врачей. Сегодня мы наблюдаем обратную тенденцию. Исследования, проведенные Высшей школой экономики в 2012 году, показали: средний балл единого госэкзамена у поступающих в педагогический вуз вырос. Этот показатель, по мнению специалистов, свидетельствует о росте доверия молодежи к профессии педагога.

– Мы по-прежнему выделяем три категории абитуриентов, поступающих в Омский педагогический университет, – отметила Надежда Чекалева, проректор ОмГПУ, заведующая кафедрой педагогики. – Одни идут учиться, чтобы стать учителем. Вторая категория стремится получить качественное образование гуманитарного профиля. А третья – просто приходит за высшим образованием. Конечно, для нас особенно ценна первая категория.  Опыт показывает: хорошие педагоги получаются из тех, кто осознанно пришел в профессию. Майские указы Президента РФ, согласно которым у учителей повышается заработная плата, многочисленные профессиональные конкурсы, позволяющие реализовать себя в профессии как молодым, так и зрелым педагогам, безусловно, положительно сказываются на восстановлении престижа педагогической профессии.

Заслуженный российский учитель Евгений Ямбург считает, что в педагогической профессии необходимо наращивать гуманитарный компонент культуры, который сейчас сокращается как шагреневая кожа. «Впереди технологий информационных должны идти технологии педагогические», – говорит он.

Эффективные педагогические технологии пришли в российскую школу из школы советской. Понятие преемственности педагогических поколений сегодня особенно актуально. С этим мнением согласились все участники круглого стола.

– Сейчас в школе три поколения педагогов. Молодые учатся у старшего поколения, а зрелые представители профессии черпают знания у молодых. Это нормальный процесс, – считает Марина Завальная, директор СОШ № 55. – Опытные педагоги понимают: школьников нужно объединять, создавая своеобразные клубы по интересам. К примеру, опыт Лидии Яковлевны Кичигиной, преподавателя с солидным стажем, организовавшей на школьной площадке космический музей, с интересом поддержан молодыми учителями. Мы бережно относимся к старшему поколению педагогов, ценим их опыт в выстраивании отношений с учениками.

Сочинение на свободную тему

Насколько школьные программы соответствуют реальным запросам времени? Готовы ли школьники к новому испытанию – написанию сочинения? Омские педагоги уверены в потенциале своих подопечных. По их мнению, содержание учебного материала должно иметь большую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, педагоги могут столкнуться с тем, что она недостаточно усваивается учащимися. При этом не нужно сводить среднее образование к примитивному набору знаний. Содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования грамотности, общекультурной компетенции и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества. Для того чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении дисциплины, существует профильность обучения, проектная деятельность. А чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка и направить в нужном направлении, необходим индивидуальный подход.

Несмотря на изменившиеся требования в оценке знаний, а именно –  «затачивание» школьников на успешную сдачу ЕГЭ, учительское сообщество уверено: общеобразовательные программы должны включать в себя хорошее знание русского языка и литературы. В этом направлении работа не прекращалась никогда. Школьники должны справиться с новым испытанием, которое появится в следующем году. Сочинение они напишут обязательно, и здесь очень важным моментом станут предложенные темы. По мнению педагогов, тематика должна способствовать нравственному становлению ребят. А вот недавняя отмена медалей за успехи в учебе педагогическую общественность не смущает. По мнению участников «круглого стола», у школьников достаточно мотивации для успешной учебы.

Главное, по мнению педагогов, – сохранить в школе  лучшее, что досталось ей из советского периода и эффективно использовать современные достижения. Это позволит формировать в школе гармонично развитую личность, способную обучаться новому на протяжении всей жизни. Консерватизм плюс инновации – такова формула современной школы.

Семья и школа

В наши дни появились такие понятия, как «элитная школа», «престижное образование». Каковы их критерии? Красивый интерьер, оснащенность техническими средствами? Это тоже имеет значение.  Но главное – выпускник, качество его знаний и умение их применить.

Именно качество образования определяет качество учебного заведения. Омские школы очень разнятся по материальным признакам, однако появилась тенденция выбора школы по репутации педагогов. Сегодня, как выяснилось, некоторые семьи даже планируют рождение ребенка… под конкретного учителя. Родители понимают значимость школы в судьбе их ребенка. Что важнее – семья или школа? Этот вопрос, остававшийся до последнего времени риторическим, наконец-то решается конструктивно. 

Сегодня много говорится о том, что Омск теряет позиции перспективного города. Мнение спорное. Возможно, зарплатные ожидания молодежи не слишком удовлетворяются в нашем городе. Но посвященные знают: учиться  лучше в Омске. Свидетельство тому – массовые зачисления в престижные столичные вузы выпускников омских школ. И в этом, безусловно, заслуга омских учителей. За что им низкий поклон и огромное спасибо. Именно их кропотливый труд, сопряженный с большой психологической и физической нагрузкой, делает наших детей нравственными, успешными и адаптированными к взрослой жизни.

Участники «круглого стола»:

Екатерина Витальевна Спехова, директор департамента образования Администрации города Омска;

Натела Олеговна Полежаева, главный врач поликлиники ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» и санатория «Рассвет»;

Елена Анатольевна Григорьева, зам. главного врача санатория «Рассвет» по лечебной работе;

Людмила Михайловна Максимова, главный редактор группы изданий «Сибирь и Я» и «Любо-Дорого»;

Наталия Владимировна Бисева, арт-директор группы изданий «Сибирь и Я» и «Любо-Дорого»;

Евгения Анатольевна Ларионова, координатор проекта;

Александр Владимирович Максимов, фотокорреспондент группы изданий «Сибирь и Я» и «Любо-Дорого»;

Елена Геннадьевна Курильская, врач-диетолог санатория «Рассвет»; Елена Александровна Михеева, врач-педиатр санатория «Рассвет»; Ирина Юрьевна Ярилова, врач-психотерапевт санатория «Рассвет»;

Надежда Викторовна Чекалева, проректор по международной и внеучебной деятельности, зав. кафедрой педагогики ОмГПУ;

Людмила Александровна Дорохина, ведущий методист отдела развития образования департамента образования Администрации г. Омска;

Татьяна Васильевна Таратынова, директор БОУ г. Омска «Лицей №25»;

Ольга Анатольевна Мячина, зам. директора БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»;

Елена Михайловна Машкарина, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 45»;

Ольга Федоровна Виноградова, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 54»;

Марина Леонтьевна Завальная, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55»;

Марина Петровна Дюкова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 62»;

Ирина Владимировна Наумова, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 75»;

Елена Николаевна Сульдина, зам. директора БОУ г. Омска «Гимназия № 84»;

Ольга Николаевна Клещенко, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 85»;

Наталья Геннадиевна Домосканова, директор БОУ г. Омска «Лицей № 92»;

Ирина Викторовна Куницина, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №  101»;

Ираида Валерьевна Криницина; директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 108»;

Лариса Федоровна Щербакова, директор БОУ г. Омска «СОШ № 109 с углубленным изучением отдельных предметов»;

Сергей Владимирович Зимин, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №110»;

Ольга Анатольевна Троицкая, директор БОУ г. Омска «СОШ №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О. И. Охрименко»;

Анатолий Павлович Бижов, директор БОУ г. Омска «Лицей № 137»;

Ирина Анатольевна Рыбалко, директор БОУ г. Омска «Лицей №143»;

Наталья Владимировна Лоскутова, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 145»;

Ольга Валентиновна Кулябко, зам. директора БОУ г. Омска «Гимназия №146»;

Светлана Александровна Кем, зам. директора БОУ г. Омска «Лицей №149»;

Олег Анатольевич Грицина, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 43».