личность и время/ юбилей

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАРАШАН, Александр МАКСИМОВ и из личного архива В. Демченко  

С тобою, Омск, мы связаны судьбой… 


Все остается людям…  Для Виктора Михайловича Демченко эта фраза наполнена особым смыслом. По многолетнему опыту он знает: любая власть – не набор привилегий, а, прежде всего, колоссальная ответственность перед людьми за каждое принятое решение, за каждое сказанное слово. А если твоя деятельность напрямую связана с социальной сферой, с «культурным слоем» большого города, то и спрос будет по самой высокой мерке. Он всегда это осознавал. На любом посту стремился выполнять работу так, чтобы не было стыдно перед потомками. И на пороге очередного юбилея может сказать: все, чего ему удалось достигнуть, он делал ради людей.

Приглашение на танец

Его первый решительный шаг в большую жизнь начался с хореографии. Многие удивлялись: откуда у простого сельского парнишки это стремление к прекрасному? В детстве он ведь не имел возможности заниматься музыкой и танцами. Вырос в селе, в простой работящей семье. Отец – бывший фронтовик, мама – труженик тыла. В заботах о хлебе насущном многие из нас расстаются с детской мечтой о прекрасном. А он выбрал то, о чем мечтал – искусство. В студенческие годы приходилось наверстывать упущенное. Были занятия, бесконечные репетиции, иначе в хореографии ничего не достигнешь. Так закалялся характер, вырабатывалась привычка надеяться только на свои силы.   

Свое первое высшее образование Виктор Демченко получил в Восточно-Сибирском государственном институте культуры в Улан-Удэ. Знаменитый вуз тогда шлифовал таланты многих выдающихся деятелей культуры. Но сначала в его жизни был Омск, куда он приехал из далекого Боготола, что в Красноярском крае. В культпросветучилище поступил по совету старшей сестры, Ирины, работавшей в Омске учителем. Сестра была артистичной, хорошо танцевала. Она-то первой и заметила искру таланта в братишке.  

После окончания училища Виктор год отработал в Нижнеомском районе, руководил самодеятельным коллективом в сельском клубе. А потом способного юношу направили на учебу в институт культуры.

Он успешно учился. Хореографию преподавали такие талантливые педагоги, как супруги Леоненко. Несмотря на большую учебную нагрузку, Виктор Демченко вел общественную работу, сначала по комсомольской линии, а затем и партийной. Свои лидерские качества проверил на практике, когда поехал с группой студентов на Шикотан. Его выбрали командиром стройотряда. Ребята два месяца работали на местном рыбзаводе. И при этом проводили концерты и даже организовали для местных жителей конкурс и фестиваль самодеятельных талантов. Когда он вернулся в Улан-Удэ, ему предложили стать директором студенческого клуба. А после окончания вуза – должность освобожденного председателя студенческого профкома института. Три года на профсоюзной работе многое дали, в первую очередь – умение вникать в судьбы людей, «разруливать» их проблемы.  

С будущей женой Виктор тоже познакомился благодаря хореографии. На факультете общественных профессий он был постановщиком танцев. Так и познакомился с очаровательной улыбчивой девушкой по имени Елена. Хотя она училась на специальности «Режиссура», ей всегда нравились хореография. Виктор привлек ее не только тем, что мог полностью раствориться в танце и был прекрасным партнером.  

– Он выделялся среди сверстников целеустремленностью и порядочностью, – вспоминает Елена Николаевна Демченко. – У него  изначально была эта «искорка» в душе. Мы оба – энергетически заряженные люди, хотя и разные по темпераменту. Ставить перед собой цели, добиваться успеха – с этой установкой мы шли по жизни. Нередко работали в тандеме, добиваясь высоких результатов. Еще в институте были общественниками. Нас даже как-то наградили путевкой в ГДР. Та поездка стала для нас своеобразным свадебным путешествием. И сегодня, когда у нас солидный стаж семейной жизни, мы по-прежнему интересны друг другу. Когда мы с мужем на праздниках выходим на танцпол, так же «зажигаем», как в юности… 

После окончания института у супругов Демченко уже появился на свет сын Игорь. Виктор поступил в на исторический факультет Иркутского университета. Перед ним открывались блестящие карьерные перспективы: партия умела выбирать лучших и инициативных парней . Но он выбрал Омск, где жили родители. И уехал с женой, по сути, в неизвестность.

С любовью к «третьей столице»

Почти вся его трудовая биография связана с городом на Иртыше. Трудовой стаж – 35 лет, из них четверть века – во властных структурах. Прошел почти все ступени управленческой вертикали, накапливая опыт в разных сферах деятельности. Начинал Виктор Демченко с должности специалиста в областном научно-методическом центре народного творчества и культпросветработы при управлении культуры облисполкома. Через полгода возглавил отдел народного творчества. Был избран секретарем парторганизации при поддержке Нины Никандровны Бревновой, разглядевшей в молодом специалисте лидерскую жилку. А потом его пригласили в аппарат райкома партии Центрального района. Вся его жизнь в Омске связана с этим районом, позднее преобразованным в Центральный административный округ. Никогда не отделял себя от рядовых омичей, ему близки и понятны их заботы. В переломные перестроечные годы ему тоже довелось искать свое место в новой реальности. Одно время работал в нескольких местах, чтобы прокормить семью. Придя в медицинское училище, испытал себя на преподавательском поприще. Здесь ему пригодилось его второе образование, историческое.

Начиная с 1992 года Виктор Михайлович Демченко работал в аппарате муниципальных органов власти. Развал предприятий, безработица, кризис неплатежей – все эти проблемы нужно было решать на местах, чтобы хотя бы отчасти снять социальное напряжение. Действенным рычагом стали встречи с населением, начало которым положил Виктор Филиппович Шрейдер. Работая в его команде, Виктор Михайлович Демченко многому учился. Полученный опыт и навыки пригодились, когда он был назначен на должность главы администрации Центрального округа, а затем на посту директора городского департамента культуры.

– Когда я возглавил культуру в городе, Виктор Филиппович Шрейдер, будучи тогда мэром Омска, спросил, каким я вижу развитие культуры,  – вспоминает Виктор Демченко. – Я сказал, что мне нужно время на размышление, но очевидно одно: время требует новых подходов, нового формата проведения мероприятий. Необходимы были проекты, которые бы работали на население. И нам многое удалось сделать. Первоначально ставилась задача укрепить материальную базу учреждений культуры. Их более ста, многие нуждались в ремонте. Средства на ремонт и реконструкцию не выделялись много лет, культура финансировалась по остаточному принципу. Ситуацию удалось сдвинуть с мертвой точки, хотя это было непросто при тогдашнем дефиците бюджета. И все же на культуру начали выделять средства. Удалось укрепить библиотечную систему, школы искусств, дома культуры, объединить в единую систему городские парки культуры и отдыха. Открылись детская школа искусств в Амурском поселке, филиал школы искусств в поселке Большие Поля и на Левом берегу. Профессиональные творческие коллективы получили возможность выезжать за рубеж, что необходимо для их развития. Все наши начинания были востребованы и служили омичам. Мы возродили кинофестивали, которые собирали полные залы. В тот период началось реконструкция сада «Сибирь» и  возрождение культурно-исторического комплекса «Омская крепость». Хотя это было непросто – объекты крепости были уже выставлены на продажу… Департамент культуры был главным организатором работы по возрождению Омской крепости, к которой вскоре подключались все округа. Работники администраций с граблями и лопатами выходили на субботники и средники, чтобы показать личный пример отношения к делу и к истории.

Кардинально поменялся формат проведения массовых мероприятий в День города. Любимый горожанами праздник ежегодно выводил на улицы порядка 600-700 тысяч омичей. Что им предложить? Я взял за образец оригинальное карнавальное шествие в Санкт-Петербурге. Мы отправили туда наших специалистов для обмена опытом, я побывал на семинаре. Так зародилось карнавальное шествие представителей округов Омска – одна из главных изюминок Дня города. Мы впервые пригласили в Омск специалистов из Казахстана, чтобы в праздник города провести на стадионе автородео. Успех был оглушительный, молодежь приняла экстрим на ура. Традиция приглашать на День города российских эстрадных звезд тоже появилась не на пустом месте: где еще омичи в массовом порядке могли бесплатно попасть на их концерты, особенно ветераны и пенсионеры? 

По признанию Виктора Демченко, отличительной чертой деятельности департамента в тот период была массовость и размах. Проходили не только праздничные карнавальные шествия в День города, но и грандиозные праздничные шоу на стадионе «Красная звезда», в СКК им. В. Блинова, СК «Арена-Омск», новогодние шоу для детей. Появилась традиция катания на воздушных шарах. Была создана особая атмосфера празднования Дня города, когда стирались барьеры между зрителями, организаторами и артистами, а город погружался в атмосферу праздника. Их объединяла любовь к городу.

Одна из очередных креативных идей – проводить фейерверк под музыку Бетховена и Чайковского – была реализована на День города и вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов. Праздник они создавали сообща – департамент культуры, представители окружных администраций, работники омских предприятий, рядовые жители города. При этом вся рутинная работа, которую проводила команда Виктора Демченко и в будни и в праздники, оставалась за кадром. Главным было сплотить омичей и подарить им феерический праздник. Возрождалась культура, и в жизни города появлялись новые традиции, новые яркие страницы.

Пять вопросов о главном

– Виктор Михайлович, в судьбе каждого из нас есть люди, повлиявшие на нашу судьбу, мировоззрение, систему ценностей. Кого бы включили в этот список вы?

– Мне по жизни везло на хороших людей, я благодарен им за все. И все же главный человек, повлиявший на мою судьбу, – моя мама. У меня к ней всегда были особые, трепетные чувства. Ее авторитет для меня непререкаем.

Профессия свела меня со многими яркими людьми. Особое место в  судьбе занимает почетный гражданин Омской области Нина Никандровна Бревнова, к которой я пришел работать молодым специалистом. Многому я учился и у таких людей, как Александра Дмитриевна Кошубина, руководитель творческого отдела. Как Нина Михайловна Генова, к советам и мнению которой я всегда прислушивался. Вообще, со всеми моими руководителями у меня складывались хорошие отношения. Это и директор Омского  культпросветучилища (ИМЯ ОТЧЕСТВО) Потапов, и директор первого медицинского училища (ФИО). Мы до сих пор встречаемся, как добрые друзья.

Безусловно, важную роль в моей жизни сыграл Виктор Филиппович Шрейдер – опытный и авторитетный руководитель, который в меня поверил. Работа в его команде – колоссальная школа управления и бесценный опыт, полученный в сложный для города период. Я благодарен коллегам, у которых многому учился. В их числе Анатолий Николаевич Адабир, Сергей Анисимович Нос – руководители, которые в свое время возглавляли городские округа, многое сделали для жителей.

Во время работы в департаменте культуры, когда мы возрождали журнал «Омская муза», на мою оценку тех или иных явлений в культуре повлиял Сергей Павлович Денисенко, человек прямой и принципиальный. И таких людей на моем пути повстречалось немало.

Низкий поклон команде, с которой я работал в департаменте культуры, работникам учреждений культуры города, которые подхватывали все наши начинания и были с нами в одной связке.    

– Вы всю жизнь учились. Этого требовали ваши новые должности, статус или это шло изнутри?

– Мне не раз задавали вопрос: у вас же есть базовое образование, зачем опять тратить силы и время на учебу, получать очередные «корочки»? У меня три высших образования, и я продолжаю совершенствовать знания, много читаю. На исторический факультет поступил, потому что очень любил историю. А когда был первым замом главы округа, мне предложили получить образование в академии имени Плеханова. Все, чему я учился, мне в жизни пригодилось. И культура, и экономика, и все социальные дисциплины. Когда учился в академии, не пропустил ни одной лекции или семинара. Это такая школа! Могу сказать точно, что получал образование не ради дипломов.

– Вы много лет посвятили работе в сфере культуры. Каковы ваши личные пристрастия, что из современного «культурного слоя» вам особенно близко?

– Я историк по образованию, поэтому мне близко все, что связано с историей – историческая литература, фильмы. Будучи директором департамента культуры, по-новому открыл для себя документальное кино как неотъемлемую часть культуры. Благодарен коллегам из Новосибирска, которые нам помогали в становлении фестиваля документального кино в Омске.

С удовольствием читаю классику, Чехова могу открывать для себя бесконечно. Хотя сейчас вошли в моду всяческие гаджеты, электронные книги, по-прежнему предпочитаю «живую» книгу, пахнущую типографской краской. Мне интересна и близка славянская культура – веды и многое другое. И хотя очень люблю классическую музыку, не отбрасываю творчество современных композиторов. В свое время побывал на фестивале композиторов Сибири в Красноярске и был поражен энтузиазмом организаторов. По их примеру мы организовали в Омске фестиваль «Песни на Иртыше», который проходил в течение четырех лет.

Для меня важна историческая основа тех или иных явлений в культуре, их развитие. Скажем, музыка и хореография немыслимы без таких коллективов, как хор имени Пятницкого, Красноярский ансамбль танца, Театр танца Игоря Моисеева. Это мои приоритеты в культуре. Позднее на этой основе возник «Тодес», другие известные коллективы. Но база – то, что заложено предшественниками. И эту преемственность в культуре нельзя недооценивать.  

– Вы в хорошей физической форме, а в последние годы увлекаетесь еще и «моржеванием». Это принципиальная установка или дань моде?

– Физкультурой и спортом я занимаюсь в течение всей жизни. Хореография – титанический физический труд. Те нагрузки, которые должен выдержать танцор, не каждому спортсмену по плечу. Я много лет занимался хореографией. Ежедневно по восемь часов – тренировки: классика, поддержки, народные, бальные танцы… Привычка к нагрузкам – часть моей натуры. Утро для меня начинается с обязательной гимнастики, комплекса упражнений «Пять тибетских жемчужин». На протяжении пяти лет занимаюсь с группой «моржей» на Зеленом острове. Не ради пиара, как некоторые полагают, а для себя. Перед каждым заплывом в проруби пробегаю три-четыре километра. Это дает такой заряд энергии и позитива!

– Виктор Михайлович, вам довелось работать в разные исторические эпохи с множеством людей, занимать видные посты.  Как бы вы сформулировали свое жизненное кредо?

– Главное – любовь к людям. Порядочность по отношению к тем, с кем общаешься и работаешь. Возлюби ближнего своего, не обидь, не навреди – вечные евангельские истины, которые часто забывают.  Мой принцип – уважать любого человека, ценить его мнение. Никогда в жизни я не был злопамятным, никому не мстил. Эти черты во мне заложила мама. С уважением отношусь ко всем, кто идет со мною по жизни, не важно – на моей он стороне или нет. Для руководителя особенно важны такие качества, как способность к самоанализу. 

Я никогда не стремился к карьерным вершинам, должностям. Просто выполнял свой долг. Но жизнь складывалась так, что меня замечали, выдвигали на ответственные должности. Мне доверяли, и я старался это доверие оправдать. Омск еще в юности заложил во мне определенную человеческую основу. И я не жалею ни об одном периоде своей биографии, хотя испытал себя и на партийной работе, и на преподавательской, и во власти. Не было периода, когда бы я сказал: знаете, я не туда попал, это не по мне! Я всегда попадал туда, где получал удовольствие от работы, открывая для себя что-то новое. Мне нравилось быть хореографом. Нравилось преподавать студентам философию, узнавать их мнение. Когда работал в райкоме и занимавший тогда пост председателя исполкома Виктор Филиппович Шрейдер предложил мне должность зама, перед мной был непростой выбор. Я понимал, что должности нужно соответствовать. Работать, не считаясь со временем. Это совсем другой уровень ответственности, особенно если учесть, что на календаре – лихие 90-е, когда социальная напряженность была очень высока. Центральный район – порядка 220 тысяч жителей. Каждый день надо было решать множество насущных проблем – больницы, школы, занятость населения, соцзащита… У нас не было ни выходных, ни праздников. Но мне нравилась работа с людьми, особенно когда удавалось решать их проблемы. Так было и потом, когда был организован Центральный административный округ. Была возможность самому расти как руководитель на посту первого зама главы округа. Виктор Филиппович Шрейдер был инициатором многих важных начинаний. КТОСы, первые семейные детские дома в Омске появились по его инициативе. Это была серьезная школа, которая в дальнейшем пригодилась мне уже в должности главы округа, а затем и директора  департамента.   

Четверть века во власти – для меня самый главный экзамен на прочность. Положа руку на сердце, могу сказать: все, что было сделано за эти годы, делалось ради омичей. Я счастлив, что в моей жизни был этот период. Благодарен судьбе за то, что в моей жизни всегда был надежный семейный тыл. Рядом со мной близкие и любимые люди – жена, сын, дочь, внучка. Счастлив, что судьба связала меня с моим любимым Омском, и я еще многое могу совершить в этой жизни… 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 13 марта 1954 года, Боготольский р-н Красноярского края

Образование: Омское культпросветучилище (1974); Восточно-Сибирский институт культуры (г. Улан-Удэ), хореографическое отделение (1978); Омский государственный университет, исторический ф-т (1987); Академия народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (2000)   

Семья: жена Елена Николаевна, сын Игорь, невестка Регина, внучка Патриция

Этапы карьеры: 1978-1980 – освобожденный председатель профкома Восточно-Сибирского института культуры;   

1980-1986 – специалист Дома народного творчества, затем зав. отделом народного творчества управления культуры облисполкома;

1986 – инструктор райкома КПСС Центрального района г. Омска;

1990-1992 – преподаватель общественных наук Омского медицинского училища № 1;

1992-1994 – зам. председателя исполкома Центрального района по социальным вопросам;

1994-1997 – первый зам. председателя исполкома;

1997-2001 – первый зам. главы администрации ЦАО г. Омска;

2001-2004 – глава администрации ЦАО г. Омска;

2004- начальник аналитического управления администрации г. Омска;

2005-2012 – директор департамента культуры администрации г. Омска   

Увлечения: театр, хореография, чтение, физкультура и спорт, закаливание

Литературные пристрастия: историческая и классическая литература, проза А. Чехова

Любимые праздники: Новый год, 1 Мая, 7 Ноября

Любимые времена года: зима и лето

Отдых: путешествия, общение с природой

Жизненный девиз: «Не навреди»

Содержание