престижное образование/ в новом формате 

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, Евгения ЛАРИОНОВА,  фото: Александр МАКСИМОВ

«Главное для учителя – педагогический оптимизм»


О феномене 117-й гимназии сегодня говорят многие. И дело не только в рекордном количестве победителей олимпиад и конкурсов, которые здесь обучаются. И не в количестве выпускников, поступивших в лучшие вузы страны. Уникальность гимназии начинается с ее порога – с изящного, продуманного до мелочей интерьера. С доверительной интонации, с которой учитель обращается к ребенку. С демократизма директора и завучей, всегда открытых для общения. Из множества других деталей, на которые в других школах не обратили бы внимания. Но именно они позволили гимназии, расположенной в далеко не самом престижном районе города, войти в «Топ-25» лучших школ России. О том, что делает гимназию № 117 единственной в своем роде – наш разговор с ее столь же неординарным директором, кандидатом педагогических наук Светланой Валентиновной БОЙКОВОЙ.

О «синдроме ботаника» и безопасной среде  

– Светлана Валентиновна, не так давно гимназия отметила полувековой юбилей, что предполагает некие традиции. Вместе с тем, это очень современное учреждение, отвечающее духу времени. Какие особенности, на ваш взгляд, позволяют гимназии лидировать в рейтинге общеобразовательных учреждений Омска и страны в целом?

– Быть первыми – не самоцель. А тот факт, что мы стали лидерами всероссийского уровня, подтверждает правильность выбранного педагогической командой пути. Наша гимназия – для тех, кто любит и умеет учиться, а также для тех, кто любит и умеет учить. Педагоги развивают и поддерживают познавательную активность детей, уважая в каждом из них личность. Пожалуй, это главная особенность 117-й гимназии. В других школах так называемый «синдром ботаника» у детей  является предметом насмешки. Для нас такие ребята, испытывающие желание учиться, - большая ценность. В гимназии не принято преследовать и отвергать ученика за успехи в учебе. У нас такого ребенка ценят и уважают, считая интеллектуальные достижения важным достоинством.

Важно и то, что нам удалось создать безопасную среду для детей. Придя в гимназию, ребенок видит открытые улыбающиеся лица, слышит слова приветствия, он не боится здесь находиться. Его никто не обидит. Любые проявления агрессии у нас категорически запрещены. А еще весь наш коллектив очень дорожит демократичными отношениями с гимназистами, основанными на взаимоуважении, открытости и готовности к диалогу.

Школа при университете 

– Гимназия является экспериментальной площадкой во взаимодействии «школа – вуз». В каком формате развивается ваше  сотрудничество с классическим университетом?

– Наши взаимоотношения с Омским государственным университетом продолжаются десять лет. Совместная деятельность осуществляется в нескольких направлениях – подготовка кадров, методическая и воспитательная работа, профориентация, а также работа с одаренными детьми.

В Омский госуниверситет поступает почти треть наших выпускников. Они являются лучшими и самыми активными студентами, за них борются все факультеты. Наши гимназисты уже с начальной школы начинают жить университетской жизнью. Принимают участие в турнирах, конкурсах, которые проводятся в вузе. Двери университета для них открыты всегда. Кроме того, в гимназии, как и в вузе, действует сессионная система. Экзамен для наших гимназистов не становится стрессовой ситуацией. Для них это отчет о проделанной работе. Умение собраться, достойно представить свой уровень компетенции помогает им быть успешными в дальнейшей жизни.

– Вы отслеживаете судьбу выпускников?

– Четверть из них – студенты престижных московских и питерских вузов, таких как МГИМО, Высшая школа экономики и других. Наши выпускники – хорошо успевающие студенты, не испытывающие страха перед трудностями. Гимназия сформировала в них стержень, и мы, педагоги,  всегда радуемся их успехам.      

Все делать с удовольствием!

– Первоочередная задача для директора – сформировать коллектив, способный успешно решать поставленные задачи. Это предполагает некий отбор, ведь далеко не каждый может работать в такой гимназии. Какие качества вы не приемлете в учителях?

– Мне нравятся люди, которые не загоняют свою деятельность в рамки. К сожалению, педагогика и нормированный рабочий день – две «вещи несовместные». Не приемлю в школе людей, транслирующих окружающим свои проблемы. Норма для педагога – положительные эмоции, доброжелательность, позитив. Один из принципов нашей гимназии – все делать с удовольствием! Главное в учителе – педагогический оптимизм. Вера в своего ученика, в его возможности.

А еще педагог должен постоянно развиваться. В нашей гимназии обучается рекордное число победителей всероссийских, межрегиональных и других олимпиад. Учитель должен соответствовать уровню гимназистов. Ему необходимо быть готовым к тому, что ученик станет оппонировать ему. Наши педагоги – сильная команда профессионалов высочайшего уровня. Как руководитель коллектива я очень благодарна им за то, что они делают. За «плечо», которое постоянно чувствую. За их любовь к детям, к профессии, умение находить новые, нестандартные решения.

Наша «Гимназиада»

– Светлана Валентиновна, в гимназии очень насыщенная жизнь и помимо уроков. Что вы считаете главным во внеучебной деятельности?

– У нас проходят очень яркие праздники. День знаний, посвящение в гимназисты, последний звонок, выпускные и новогодние вечера – все эти события отмечаются по самым оригинальным сценариям, без формализма, свободно, творчески. Первого сентября на традиционной линейке вместо заученного и привычного всем чтения стихов проходят игры, костюмированные представления, различные импровизации.  

В гимназии много кружков, дети могут выбрать сразу несколько направлений. Очень интересно ребята проводят игры «Что? Где? Когда?».

Каждый год в апреле проходит любимая всеми «Гимназиада» –  интеллектуальный турнир по разным предметам, в котором участвует вся гимназия. Вошла в традицию неделя работы с университетом. В нашей гимназии не принято скучать.  

– Интерьер гимназии очень отличается от интерьера других школ. Это принципиальный момент?

– Значительную часть времени учащийся проводит в школе, а значит, она должна быть комфортной. Это порождает у детей ощущение «домашности» и уюта, желание вновь прийти сюда. При этом у нас вполне академичные классы – в них дети работают. На перемене они отдыхают, а уютный интерьер, удобная мебель, цветы, аквариум, картины – все это помогает им снять напряжение от урока, расслабиться, зарядиться позитивными эмоциями. Очень радует бережное отношение гимназистов ко всему, что их окружает. Они с детства усваивают простую истину – чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. С младших классов наши гимназисты учатся понимать и ценить красоту. Это им обязательно пригодится во взрослой жизни.   

– Какие качества вы хотите видеть в гимназистах?

– Доброту, порядочность, желание и умение помочь. Мы воспитываем победителей. Но путь к лидерству не должен прокладываться по чужим головам. Трудолюбие, прямота, открытость, смелость и умение сострадать – качества, определяющие настоящего лидера.

Наши дети умеют многое: хорошо учиться, побеждать на всевозможных  конкурсах и олимпиадах, высаживать исторические ели, добросовестно нести дежурство по гимназии (это тоже одна из наших традиций), оставлять лучшее яблоко своему другу, излучать искреннюю радость и… философски относиться к неудачам. Они понимают: олимпиада без призового места – не провал. Это лишь первый шаг, за которым должен последовать второй, более результативный.

Каждый гимназист – сильная личность, умеющая противостоять негативу. Наши воспитанники не станут совершать плохих поступков, более того, остановят других от дурных дел. Они умеют ставить перед собой высокие цели и добиваться результата на пути к ним.

БОУ г. Омска «Гимназия № 117»

644029, г. Омск, ул. Андрианова, 4, тел.: (3812) 22-33-70, 22-33-71,

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ,  www.гимназия117.рф    

Содержание