престижное
образование/ в новом формате
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, Евгения ЛАРИОНОВА, фото:
Александр МАКСИМОВ
«Главное
для учителя – педагогический оптимизм»
О
феномене 117-й гимназии сегодня говорят многие. И дело не только в рекордном
количестве победителей олимпиад и конкурсов, которые здесь обучаются. И не в
количестве выпускников, поступивших в лучшие вузы страны. Уникальность гимназии
начинается с ее порога – с изящного, продуманного до мелочей интерьера. С
доверительной интонации, с которой учитель обращается к ребенку. С демократизма
директора и завучей, всегда открытых для общения. Из множества других деталей,
на которые в других школах не обратили бы внимания. Но именно они позволили
гимназии, расположенной в далеко не самом престижном районе города, войти в «Топ-25»
лучших школ России. О
том, что делает гимназию № 117 единственной в своем роде – наш разговор с ее
столь же неординарным директором, кандидатом педагогических наук Светланой
Валентиновной БОЙКОВОЙ.
О
«синдроме ботаника» и безопасной среде
–
Светлана Валентиновна, не так давно гимназия отметила полувековой юбилей, что
предполагает некие традиции. Вместе с тем, это очень современное учреждение,
отвечающее духу времени. Какие особенности, на ваш взгляд, позволяют гимназии
лидировать в рейтинге общеобразовательных учреждений Омска и страны в целом?
–
Быть первыми – не самоцель. А тот факт, что мы стали лидерами всероссийского
уровня, подтверждает правильность выбранного педагогической командой пути. Наша
гимназия – для тех, кто любит и умеет учиться, а также для тех, кто любит и
умеет учить. Педагоги развивают и поддерживают познавательную активность детей,
уважая в каждом из них личность. Пожалуй, это главная особенность 117-й
гимназии. В других школах так называемый «синдром ботаника» у детей является предметом насмешки. Для нас такие
ребята, испытывающие желание учиться, - большая ценность. В гимназии не принято
преследовать и отвергать ученика за успехи в учебе. У нас такого ребенка ценят
и уважают, считая интеллектуальные достижения важным достоинством.
Важно
и то, что нам удалось создать безопасную среду для детей. Придя в гимназию,
ребенок видит открытые улыбающиеся лица, слышит слова приветствия, он не боится
здесь находиться. Его никто не обидит. Любые проявления агрессии у нас
категорически запрещены. А
еще весь наш коллектив очень дорожит демократичными отношениями с гимназистами,
основанными на взаимоуважении, открытости и готовности к диалогу.
Школа
при университете
–
Гимназия является экспериментальной площадкой во взаимодействии «школа – вуз».
В каком формате развивается ваше
сотрудничество с классическим университетом?
–
Наши взаимоотношения с Омским государственным университетом продолжаются десять
лет. Совместная деятельность осуществляется в нескольких направлениях – подготовка
кадров, методическая и воспитательная работа, профориентация, а также работа с
одаренными детьми.
В
Омский госуниверситет поступает почти треть наших выпускников. Они являются
лучшими и самыми активными студентами, за них борются все факультеты. Наши гимназисты
уже с начальной школы начинают жить университетской жизнью. Принимают участие в
турнирах, конкурсах, которые проводятся в вузе. Двери университета для них
открыты всегда. Кроме того, в гимназии, как и в вузе, действует сессионная
система. Экзамен для наших гимназистов не становится стрессовой ситуацией. Для
них это отчет о проделанной работе. Умение собраться, достойно представить свой
уровень компетенции помогает им быть успешными в дальнейшей жизни.
–
Вы отслеживаете судьбу выпускников?
–
Четверть из них – студенты престижных московских и питерских вузов, таких как
МГИМО, Высшая школа экономики и других. Наши выпускники – хорошо успевающие
студенты, не испытывающие страха перед трудностями. Гимназия сформировала в них
стержень, и мы, педагоги, всегда
радуемся их успехам.
Все
делать с удовольствием!
–
Первоочередная задача для директора – сформировать коллектив, способный успешно
решать поставленные задачи. Это предполагает некий отбор, ведь далеко не каждый
может работать в такой гимназии. Какие качества вы не приемлете в учителях?
–
Мне нравятся люди, которые не загоняют свою деятельность в рамки. К сожалению,
педагогика и нормированный рабочий день – две «вещи несовместные». Не приемлю в
школе людей, транслирующих окружающим свои проблемы. Норма для педагога –
положительные эмоции, доброжелательность, позитив. Один из принципов нашей
гимназии – все делать с удовольствием! Главное в учителе – педагогический
оптимизм. Вера в своего ученика, в его возможности.
А
еще педагог должен постоянно развиваться. В нашей гимназии обучается рекордное
число победителей всероссийских, межрегиональных и других олимпиад. Учитель
должен соответствовать уровню гимназистов. Ему необходимо быть готовым к тому,
что ученик станет оппонировать ему. Наши педагоги – сильная команда
профессионалов высочайшего уровня. Как руководитель коллектива я очень
благодарна им за то, что они делают. За «плечо», которое постоянно чувствую. За
их любовь к детям, к профессии, умение находить новые, нестандартные решения.
Наша
«Гимназиада»
–
Светлана Валентиновна, в гимназии очень насыщенная жизнь и помимо уроков. Что
вы считаете главным во внеучебной деятельности?
–
У нас проходят очень яркие праздники. День знаний, посвящение в гимназисты,
последний звонок, выпускные и новогодние вечера – все эти события отмечаются по
самым оригинальным сценариям, без формализма, свободно, творчески. Первого
сентября на традиционной линейке вместо заученного и привычного всем чтения
стихов проходят игры, костюмированные представления, различные импровизации.
В
гимназии много кружков, дети могут выбрать сразу несколько направлений. Очень
интересно ребята проводят игры «Что? Где? Когда?».
Каждый
год в апреле проходит любимая всеми «Гимназиада» – интеллектуальный турнир по разным предметам, в
котором участвует вся гимназия. Вошла в традицию неделя работы с университетом.
В нашей гимназии не принято скучать.
–
Интерьер гимназии очень отличается от интерьера других школ. Это принципиальный
момент?
–
Значительную часть времени учащийся проводит в школе, а значит, она должна быть
комфортной. Это порождает у детей ощущение «домашности» и уюта, желание вновь
прийти сюда. При этом у нас вполне академичные классы – в них дети работают. На
перемене они отдыхают, а уютный интерьер, удобная мебель, цветы, аквариум,
картины – все это помогает им снять напряжение от урока, расслабиться,
зарядиться позитивными эмоциями. Очень радует бережное отношение гимназистов ко
всему, что их окружает. Они с детства усваивают простую истину – чисто не там,
где убирают, а там, где не мусорят. С младших классов наши гимназисты учатся
понимать и ценить красоту. Это им обязательно пригодится во взрослой
жизни.
–
Какие качества вы хотите видеть в гимназистах?
–
Доброту, порядочность, желание и умение помочь. Мы воспитываем победителей. Но
путь к лидерству не должен прокладываться по чужим головам. Трудолюбие,
прямота, открытость, смелость и умение сострадать – качества, определяющие
настоящего лидера.
Наши
дети умеют многое: хорошо учиться, побеждать на всевозможных конкурсах и олимпиадах, высаживать
исторические ели, добросовестно нести дежурство по гимназии (это тоже одна из
наших традиций), оставлять лучшее яблоко своему другу, излучать искреннюю
радость и… философски относиться к неудачам. Они понимают: олимпиада без
призового места – не провал. Это лишь первый шаг, за которым должен последовать
второй, более результативный.
Каждый
гимназист – сильная личность, умеющая противостоять негативу. Наши воспитанники
не станут совершать плохих поступков, более того, остановят других от дурных дел.
Они умеют ставить перед собой высокие цели и добиваться результата на пути к
ним.
БОУ
г. Омска «Гимназия № 117»
644029,
г. Омск, ул. Андрианова, 4, тел.: (3812) 22-33-70, 22-33-71,
e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, www.гимназия117.рф Содержание
|