Автор: Эльвира КАДЫРОВА
Фотограф: Геннадий МАГДЕНКО
Семейный «Союз» Катаевых


Четыре года назад они решили создать свою фирму. До этого Дмитрий долгие годы работал в пожарной охране в Екатеринбурге, а Виктория – в службе
занятости в Омске. Судьба свела их, думается, не случайно. Второй брак стал для обоих гармоничным и счастливым. И появился «Союз» – пожаро¬охранная фирма и центр психологической поддержки семьи с таким же названием.


Дополнительная надежность
«Союз» – это ОДО, общество с дополнительной ответственностью. Вот такой необычный термин, если хотите, «фишка». В законодательстве общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью различаются всего на один пункт. Но вот на чисто подсознательном уровне дополнительная ответственность воспринимается как дополнительная надежность. И когда смотришь на спокойного, уверенного в себе Дмитрия, ощущение этой надежности еще больше возрастает.
Мы сидим в офисе, пьем ароматный чай.
– Дмитрий, как пришла идея организовать пожаро-охранную фирму?
– Я сам специалист в области пожарной безопасности, для меня это все знакомое и родное. Я двадцать лет проработал в Екатеринбургском пожарно-техническом училище (сейчас это Уральский институт ГПС МЧС России), и многие работники пожарной охраны в Омске и Омской области – мои выпускники. Работая в одном из частных охранных предприятий, я пешком прошел весь Омск, привлекая организации вывести сигнализацию на «Пульт 01». Тогда я и понял, что смогу сам открыть фирму. После государственной службы бизнес – полная перестройка всего мышления. Мне очень помогла поддержка моей супруги. Мы вместе ходили на курсы основ предпринимательства и бизнес-планирования, а потом строили свой бизнес. Я думаю, что все получается хорошо. В Омске более 150 фирм, которые занимаются подобной деятельностью, конкуренция большая. И, тем не менее, мы на этом рынке встаем на ноги, и довольно-таки уверенно.
– Чем конкретно занимается «Союз», какие у него перспективы?
– Мы занимаемся проектированием и монтажом охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, огнезащитой деревянных конструкций, обучением мерам пожарной без-опасности. Постепенно осваиваем новые виды деятельности – огнезащита металла, пожаротушение газом.
– Газом – это как?
– Газовое пожаротушение применяется в тех случаях, когда обычные системы тушения недостаточно эффективны либо неприменимы. Например, для складов высококачественных товаров, которые могут быть повреждены продуктами горения, для музеев, архивов, библиотек, содержимое которых может быть повреждено водой при тушении. На сегодняшний день разработаны такие методы тушения газом, которые не причиняют вреда здоровью человека.
– Как вы собирали команду, откуда брали людей?
– К этому вопросу мы подходим очень трепетно, помня, что кадры решают все. Профессионально компетентная, слаженно работающая команда – это главное достояние нашей фирмы. Сформировать ее было нелегко. С гордостью могу сказать, что сейчас у нас работают люди, в каждом из которых я уверен, как в себе. Есть в коллективе и мои бывшие ученики.
– Ваша супруга тоже с вами работает?
– Да, она ведет кадровую работу и возглавляет центр психологической поддержки семьи. По профессии она психолог. Это еще одно направление нашей фирмы.

Психология отношений
Помощь психолога бывает так же экстренно нужна человеку, как и помощь пожарного, считает Виктория Катаева. Ей нелегко было уйти из службы занятости, где она успешно работала много лет, где все сложилось. Но семейный бизнес, наверное, того стоил. Нисколько не пожалела, потому что начала просто другой этап жизни.
– Когда мы с Димой решили заняться бизнесом, мы приняли решение делать это вместе, в одной фирме и под общим названием, – рассказывает Виктория. – Пересмотрели множество вариантов, но мысли постоянно возвращались к слову «Союз». Многие знакомые, с кем я делилась планами, говорили мне: «Такое слово избитое, сколько этих «Союзов»!» А я отвечала: пусть избитое, только в каждом «Союзе» свое значение. Прежде всего, наша фирма – это наш с Димой союз – семейный и деловой. А для клиентов – это помощь союзам семейным, партнерским. У Димы тоже союз – с деловыми клиентами, с заказчиками. У нас даже девиз фирмы звучит так: «В союзе с нами вы спокойны сегодня и уверены в завтрашнем дне!»
– В центр психологической поддержки люди часто обращаются за помощью, чтобы спасти свои союзы?
– Временами часто, временами реже. Дело в том, что не каждая пара готова раскрывать свои проблемы. А те, кто приходит к нам, получают реальную помощь. Когда начинали, основное внимание уделяли молодым семьям и будущим молодоженам. Сотрудничали с загсами.
– Какие проблемы в основном?
– Ну, молодые-то считают, что у них проблем нет! На этапе ухаживания и создания семьи взаимоотношения партнеров ярко эмоционально окрашены. И это здорово! Но, к сожалению, многие молодожены не могут дать ответ на такой, казалось бы, простой вопрос: «А зачем вы создаете семью?» Наша задача в работе с ними, скорее, просветительская: рассказать, что такое совместная жизнь, как строить партнерские взаимоотношения, какие этапы люди проходят в жизни, для того чтобы эти знания помогли потом вовремя сориентироваться, увести от каких-то критических решений. А семейные пары со стажем обращаются с проблемами довольно серьезными. Это либо уже практически развод, либо какие-то острые моменты в отношениях, с которыми они сами не могут справиться. Бывает так, что карьера одного вызывает неудовольствие и зависть другого.
– Вот уж что вам-то, наверное, не знакомо?
Они переглядываются и смеются:
– Конечно. Мы помогаем друг другу, радуемся друг за друга.

Парашют и автомобиль
Может быть, такое взаимопонимание приходит именно в зрелом возрасте. И хорошо, что у каждого уже была семья, какой-то опыт – и радостный, и горький. Историю своего знакомства Катаевы держат в секрете, или, скажем так, за флером некоторой таинственности. Известно только, что в 1981 году Дмитрий чуть не поступил в Омскую школу милиции, не хватило какого-то документа. Так что встретиться с Викторией он мог еще в юности. Судьба распорядилась иначе. Теперь у них четверо детей на двоих, младшему Тимофею – два года четыре месяца. Примечательно, что дочь Дмитрия от первого брака зовут Вика. Словно он всегда стремился к своей Виктории, к своей Победе.
– Если уж не хотите рассказывать про знакомство, расскажите о каких-нибудь личных увлечениях.
Дмитрий:
– Увлечения – это, прежде всего, спорт. Я в юности занимался конькобежным спортом, а сейчас с удовольствием играю в футбол. У нас футбольный клуб, и мы с товарищами каждую субботу на стадионе «Динамо» играем в футбол, общаемся, получаем физическую разрядку после трудовой недели. Еще филателия, с детства увлекаюсь собиранием марок. Есть целые альбомы на темы: «Космос», «Техника», «Животный мир», а сейчас остановился на новогодней тематике. Мы часто садимся все вместе, пересматриваем мои альбомы.
Виктория:
– Мы с Димой любим путешествовать. Мое новое увлечение – автомобиль. В прошлом году окончила водительские курсы. Это была моя давняя мечта. Мне нравится не только руль крутить, но и в машине разбираться. Отремонтировать сама еще, наверное, не смогу, но учитель рядом хороший. Меня Дима всегда поддерживал. Я вот уже права получила, и все равно мне страшно за руль садиться. А Дима говорит: садись сразу, без практики ничего не будет. Садись, ты поедешь! И мы так потихоньку по окраинам Левого берега… Все получилось!
Дмитрий:
– У меня тоже всю жизнь была большая мечта – я хотел прыгнуть с парашютом. И два года назад сделал это здесь, в Омске, на летном поле ДОСААФ. Ощущения, конечно, незабываемые. Надеюсь, это не в последний раз. А в этом году на новогодние праздники мы с Викой открыли для себя новое увлечение: горные лыжи. Очень понравилось! Решили совершенствоваться в этом деле.

Пожарный случай
– Дмитрий, не могу не спросить: ведь у вас же, наверное, за жизнь не раз случались экстремальные ситуации в связи с пожаротушением?
– Случались. Расскажу об одной. Я работал в Екатеринбургском пожарно-техническом училище в учебно-пожарной части. Заступал с первокурсниками на суточное дежурство, и мы тушили пожары. Вернее, курсанты делали только вспомогательные работы: разборку строительных конструкций, прокладку магистральных линий. А экстремальная ситуация у нас случилась, когда мы тушили Свердловский киномеханический завод. Был третий, повышенный номер вызова, наш участок работы был на крыше. И получилось так, что при вскрытии очередного листа кровли вырвалось пламя. Из цеха, что под нами. Там горела пленка, выделялись ядовитые вещества, дым был удушливый. Мы с командиром отделения успели быстро эвакуировать курсантов, а сами эвакуироваться не успели: дым так заполнил все, что просто уже невозможно было найти лестницу. А в это время огонь распространялся очень быстро. Мы работали без противогазов, и вот получили отравление, целый месяц лежали в больнице.
– Виктория, вот как вам такое?
– У меня только уважение и гордость за то, что такие моменты были в жизни моего мужа. К счастью, для меня самое экстремальное испытание было – видеть, как он с парашютом прыгает. Я почти чувствовала, что лечу тоже. И такая радость была, когда Дима приземлился, потому что двое мужчин до него не очень удачно это сделали. Конечно, я волновалась с самого начала. Но он решил – это его сознательное мужское решение, которое достойно уважения.
– Как, наверное, и ваша фирма?
– Да, это точно. Потому что Дима такой человек, в свои мечты он очень сильно верит. И я знаю, что все получится, когда он начинает о чем-то сильно мечтать. Потому что это не такое вот пассивное «хочу», а мощное действие, направленное к конкретной цели.
Содержание