легенды спорта/ от первого лица

текст: Маргарита ЗИАНГИРОВА, фото: Евгений КАРМАЕВ 

Ирина Роднина: «Расходуйте силы только на труд»     


Ирина Роднина – частый гость в Омской области. И хотя день ее расписан по минутам, она успевает сделать многое. Вот и в этот свой приезд депутат Госдумы Ирина Роднина приняла участие в заседании Совета по делам инвалидов при губернаторе, провела прием граждан по личным вопросам, дала мастер-класс в СКК имени В. Блинова. В плотном графике легенды мирового спорта нашлось время и для эксклюзивного интервью журналу «Сибирь и Я».   

– Ирина Константиновна, за годы депутатской работы наш город стал для вас близким?

– Омск – особенный город. Здесь есть не только старинная архитектура, но и своя  история. Здесь выросло много замечательных людей. На оборонных предприятиях была прослойка высокообразованных, культурных людей. К примеру, о том, что в Омске есть училище имени Шебалина, я узнала, живя в Штатах. В США есть содружество выпускников этого училища. Меня до сих пор поражает омский Центр художественной гимнастики. Я действительно считаю, что аналогов ему нет в России. Когда я об этом сказала впервые, на меня посыпались гневные отзывы: вот, Роднина опять что-то хвалит. Начали писать, что там покрытие еще не уложили. Я говорю: «Подождите. Просто хотят все хорошо сделать». И сделали.

– Как вы думаете, что происходит с нашим «Авангардом»?

– Вы сыплете мне соль на рану! Явно есть какое-то заболевание в команде. Кто или что его причина – я не знаю. Тем более это непонятно, если учесть, что в «Авангарде» одна из лучших в стране детских спортивных школ. Видно, нет связки и взаимного интереса между тренерским коллективом и спортсменами. Одними деньгами и гонорарами в спорте ничего не сделаешь. Должны быть совершенно другие мотивы.

– А как вы оцениваете шансы российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи?

– Думаю, результаты будут лучше, чем в Ванкувере. Но, конечно, такого успеха, как был в Турине, нам не повторить. Там были три золотых медали, претендовали на четвертую. Как мы смеялись сквозь слезы: это были «пышные похороны» советского фигурного катания. В Сочи, я  уверена, у России будет золотая медаль в парном катании. Ее должны завоевать  танцоры Татьяна  Волосожар и Максим Траньков.

– Вы стали депутатом Госдумы  при экс-губернаторе Леониде Полежаеве. А как складываются ваши отношения с новым главой региона Виктором Назаровым?

– Главное, чтобы не личные отношения складывались, а чтобы мы понимали, куда нам дальше двигаться на благо региона. Хотя и с Леонидом Константиновичем, и с Виктором Ивановичем мы всегда общались нормально. С Полежаевым мы познакомились, когда я приехала в Омскую область с нашими спортивными программами. И  область их тут же подхватила. Когда я первый раз попала на праздник «Королева спорта», то у меня было ощущение того, что я вернулась в свою молодость.

– Говорят, вы испытали на себе чудодейственность озера Окунево?

– Однажды, выходя из самолета, я подвернула ногу и приехала в Окунево с распухшим голеностопом. Когда вернулась в Омск, была поражена: опухоль спала, нога не болела! Мистика, астрология – это все не мое. Считаю, у человека есть право верить или не верить. Но, безусловно, какие-то особенные природные явления есть. Мне нравится, что сейчас возрождаются храмы. Но для веры нужна культура, а она у нас во многом утрачена. Ходить в церковь, потому что это модно – не для меня. Принцип «если ударили по одной щеке – подставь другую» тоже не для меня. Если бы я была другой, то никогда не добилась бы того, чего добилась.

– Ваши слезы на высшей ступени пьедестала – одно из самых ярких эмоциональных впечатлений в спорте. Вот и свою новую книгу вы назвали «Слеза чемпионки»...

– Не буду лукавить: книгу я не писала. Я ее просто наговорила на диктофон известному спортивному журналисту. Но когда он  расшифровал записи, я поняла, что в таком виде выпускать книгу нельзя и начала тормозить публикацию. В итоге она увидела свет лишь благодаря настойчивости издателя.

– В книге много страниц посвящено вашему тренеру Станиславу Жуку. В чем заключалась его уникальность?

– Он, единственный из всех тренеров, обладал определенной системой подготовки, позволяющей спортсмену с очень средними данными достичь очень высокого уровня.

– Но у вас же были не средние данные?!.

– У меня были не то чтобы средние – в строю я стояла второй от конца! Но я об этом не думала, мне просто нравилось фигурное катание, и я хотела быть первой. И я со своим маленьким объемом легких программу докатывала, а другие не могли. Вообще, люди со средними данными чаще поднимаются наверх. Жизнь это доказывает.

– Чему Станислав Жук научил вас как человека?

– Трезвому взгляду на свои цели. И умению эти цели реализовывать – так, чтобы не сломаться и удержать интерес. У Станислава Алексеевича было одно золотое правило, которому я следую всю жизнь: не нужно тратить силы на интриги. Силы надо расходовать только на труд. Пока кто-то интригует, ты трудишься и добиваешься результата. Зависть, подковерная возня появляются там, где кто-то не может победить в честной борьбе. Лидер всегда раздражает. Жуку во мне особенно нравилось то, что я по всяким мелочам не впадаю в депрессию и не останавливаюсь.

– Вы десять лет прожили в Америке. В чем мы, россияне, принципиально отличаемся от американцев?

– Там нет иждивенческих настроений, с детства воспитывается ответственность перед собой и перед государством. Каждый знает, что за высшее образование нужно платить, что трудоустройство – это его проблема. Нашим людям покажется диким, но в Штатах нет оплачиваемого отпуска, а есть две недели без содержания. После родов через три месяца мать выходит на работу. Для матерей-одиночек, малоимущих есть система грантов, пособий. Но в целом система социального обеспечения гораздо более жесткая, чем в России. И при этом там нет такого понятия, как сироты при живых родителях. Если мать оставляет ребенка, в течение 20 лет она не имеет права ни на какой кредит и должна выплачивать часть медицинской страховки. Там закон принимается долго, но уж если он принят, то все знают: он будет работать. И никому, я имею в виду нормальных людей, не придет в голову его нарушать. Конечно, в Штатах есть люди, которые нарушают законы, но это уже считается криминалом.

– Не жалеете, что вернулись в Россию?

– Не жалею. Даже не знаю, как это объяснить. Просто я коренная москвичка и очень скучала по своему городу. А больше всего – по театрам. Первый год, когда я вернулась, с жадностью ходила почти на все постановки.

– А чем сейчас занимаются ваши дети?

– Саша окончил Строгановское художественно училище, занимается гончарным искусством. Женился, живет в Москве. Моей внучке Соне уже пять лет. А Алена окончила университет, где изучала молодежную политику, журналистику, теперь ведет политическое шоу на одном из американских телеканалов.

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 12 сентября 1949 года, г. Москва

Образование: Центральный институт физической культуры

Достижения в спорте: самая успешная фигуристка в истории парного катания – трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы и шестикратная чемпионка СССР, с 1969 по 1980 год не проиграла ни одного соревнования, в которых участвовала вместе с партнерами.

Работала в ЦК ВЛКСМ, старшим тренером в обществе «Динамо»,  преподавала в институте физкультуры;

1990-2002  – жила в США, работала тренером Международного центра фигурного катания

Общественная деятельность: депутат Государственной Думы РФ 5 и 6 созывов от партии «Единая Россия», член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член Генерального совета партии «Единая Россия»

Звания и награды: орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней; Почетный гражданин Чехии

Творческая деятельность: ведет авторскую передачу «Стадион» на «Радио России»; автор книг «Негладкий лед», «Слеза чемпионки»

Семья: сын - Александр Зайцев, дочь - Алена Миньковская

 Содержание