личность и время/ юбилей

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива А. Малыхина

Счастье в белом халате


Афанасий Григорьевич Малыхин для Омской области и регионального здравоохранения – фигура знаковая. На таких энтузиастах, как  он, держалась и держится российская медицина, без ссылок на времена и обстоятельства. Потому что для него благоприятных условий никто никогда не создавал, всего в жизни добился сам. И сегодня одно лишь перечисление его заслуг займет не одну страницу. Талантливый врач, спасший тысячи жизней. Строитель и созидатель. Организатор здравоохранения, много лет возглавлявший областную клиническую больницу. Руководитель, внедривший в практику прогрессивные методы и формы оказания медицинской помощи. Депутат областного парламента. Основатель врачебной династии. При этом – человек редкого обаяния и душевной щедрости, открытый и доброжелательный. По самым высоким меркам – настоящий российский доктор от Бога – из тех, о которых с уважением писали еще Чехов и Булгаков.   

Взрослое детство   

…Он никогда не любил сидеть в четырех стенах. Всю жизнь рвался в гущу жизни, к людям. Туда, где надо работать до седьмого пота,  принимать решения, помогать, спасать. Вот и сегодня, накануне своего юбилея, Афанасию Григорьевичу Малыхину дома не сидится. Доверив близким предпраздничные хлопоты, он отправляется на прогулку по знакомым омским улицам – Яковлева, Тарской... И уже там, на осеннем ветру, вспоминает: что же его так взволновало вчера? Ах да, увиденный по телевизору старый фильм. «Уроки французского», экранизация повести Валентина Распутина. Всякий раз, когда он его смотрит, на глаза наворачиваются слезы. История деревенского мальчишки, голодное послевоенное детство – это часть и его биографии.    

Афанасий Григорьевич присаживается на скамейку и всматривается в лица спешащих куда-то ребятишек. Как же они не похожи на тех, из его детства…Мальчишкам его поколения рано пришлось повзрослеть. В его родной деревеньке Моховой Привал, что в Большереченском районе, почти всех мужчин выбила война. У большинства сверстников  дома – «похоронки» и почерневшие от горя матери.

Как же ему в детстве не хватало отца!.. Григорий Христофорович Малыхин пал смертью храбрых во время Ясско-Кишиневской операции в августе 44-го. Мальчишка знал, что отец погиб, но все равно продолжал ждать. До тридцати лет втайне надеялся: вдруг он чудом спасся и даст о себе знать...

Ниточки крестьянского рода Малыхиных тянутся в Тамбовскую губернию. Оттуда Павел Малыхин, прадед Афанасия Григорьевича, в 1870 году отправился осваивать сибирские земли. С собой привез сыновей – Ивана, Акима и Христофора. Жили как все переселенцы. Работали на износ, от войны и беды не прятались. Вот и Григория Малыхина односельчане вспоминали как редкостного труженика.

После гибели кормильца осталось в семье шесть детей. Он, Афанасий – самый младший. Это о нем отец писал с фронта жене: «Меньшого береги, он тебе пригодится…».

Мама, Евгения Андреевна Малыхина, солдатская вдова… Грамоте не обученная, но мудрая сердцем. Сегодня он понимает, каково ей было одной поднимать детей в те голодные годы. На столе – драники из картофельной шелухи да крапивный суп. Нищета на селе была страшная. Но люди поддерживали друг друга, верили в лучшее. И Афанасий, самый младший в семье, с малых лет был приучен к труду. Повзрослел рано, как все мальчишки той поры. С тринадцати лет – прицепщиком на тракторе. Как-то на уборочной еще подростком заработал 3,5 центнера хлеба и 700 рублей, по тем временам – богатство. Помощник матери вырос! После окончания семилетки продолжил учебу в соседней Кам-Курской школе, за десять километров от Мохового Привала. Добираться приходилось пешком. Так и наматывал километры вместе с другими ребятами. Учился хорошо, все книжки в сельской библиотеке перечитал. Решил, что непременно станет летчиком – а кем же еще?..   

Юность в армейской шинели

…Афанасий Григорьевич улыбается, вспомнив себя тогдашнего – семнадцатилетнего деревенского парнишку. В областном военкомате ему растолковали: чтобы поступить в летное училище, надо отслужить в армии и отучиться в аэроклубе. А в деревне какой аэроклуб? Призывать в армию – и то по возрасту рано. Остается одно – вернуться в деревню. А сельским жителям в те годы даже паспортов не выдавали.

Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не случайная встреча с хорошим человеком, бывшим фронтовиком. Он заметил сидевшего на крыльце военкомата растерянного парнишку, поговорил по душам. И дал совет – поступить в военно-медицинское училище, которое перевели в Омск из Ленинграда. Из его стен курсанты выходили с офицерскими погонами. А с ними и летное училище штурмовать легче.  

И хотя Афанасий о медицине в те годы не помышлял, пошел учиться на военного фельдшера – с мечтой о небе. Его учителями были фронтовые офицеры, врачи, прошедшие войну. Гражданские дисциплины преподавали ленинградцы, люди высочайшей культуры. Медициной он увлекся благодаря им. Но через год «наверху» решили, что армии не требуется такое количество фельдшеров. Первокурсникам предложили поступить в другое военное училище – пехотное или танковое. Афанасий Малыхин выбрал пехотное. И непростую армейскую службу прошел в «матушке-пехоте».

Из строителей – в доктора

Прокручивая перед глазами «киноленту» прожитых лет, Афанасий Григорьевич ловит себя на мысли: как много в судьбе зависит от нашей целеустремленности и людей, повлиявших на выбор пути! Он после армии «заболел» медициной, рвался продолжить образование. Но сначала надо было получить паспорт. А ему «железобетонная» женщина с майорскими погонами в районном отделе милиции с порога заявила: «Паспорт получишь только через мой труп! Откуда тебя брали в армию, туда и езжай. Ты закон знаешь?».

И тогда он понял, что если уедет в деренвню, то с мечтой о медицине можно проститься навсегда. Ему тогда все же удалось получить паспорт в городе. Но для этого пришлось поработать на нефтезаводе, отмывая цистерны от нефти. А дальше судьба направила упрямого деревенского парнишку по строительной стезе. Устроился Афанасий Малыхин рабочим на стройку в 6-й трест, поселился в общежитии. И хотя жил впроголодь, ходил в стареньком армейском обмундировании, заляпанном глиной на стройке, с мечтой о медицине не расставался. Летом заработал на стройке денег на гражданскую одежду, чтобы потом всю зиму ходить на подготовительные курсы в мединститут. А ведь хотелось и на танцы отправиться в местный Дом культуры, где девчонки заглядывались на красивого кудрявого парня с армейской выправкой.

На стройке толкового парня тоже приметили. Назначили бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Когда в конце1958 года торжественно открывали омский телецентр, его строителей на церемонии представляли три человека. Одним из них был Афанасий Малыхин. Когда он поступил в медицинский институт, руководитель треста не хотел его отпускать. Долго убеждал: «Ты же настоящий строитель, иди в строительный институт! Через год будешь мастером, через два – прорабом. На кой тебе медицина? Ты мужик, тебе семью кормить. В медицине ни заработать, ни украсть нечего. А у нас – стройматериалы, люди, транспорт, и все – в твоих руках…».

Афанасий Григорьевич с улыбкой вспоминает тот давний разговор. Ему ведь работа в строительной отрасли тоже была по душе. И все-таки медицина взяла верх. Ей он посвятил почти полвека – и ни разу не пожалел о тогдашнем своем выборе.

В студенческие годы до третьего курса подрабатывал на стройке. Поставил перед собой задачу – за лето заработать еще одну годовую стипендию, чтобы было на что жить. И баржи разгружал, и санитаром работал. Во время сестринской практики устроился медбратом в хирургию третьей медсанчасти. Вскоре понял, что хирургия – его призвание. Он еще на втором курсе ходил в кружок профессора Савченко, мечтал стать нейрохирургом. А в 1962-м пришел работать медбратом в ОКБ. В хирургическое отделение…

Первый учитель

Областная клиническая больница… Афанасий Григорьевич в который раз не может скрыть волнения, вспомнив до боли знакомые здания на музейной. Столько связано с этой старой больницей. Здесь он прошел путь от медбрата до высококлассного хирурга, анестезиолога. В новой областной больнице на Березовой, где ему пришлось вновь стать строителем, он построил общежитие реконструировал помещения для установки нового оборудования и др объекты которые сам проектировал. Одиннадцать лет посвятил работе в санавиации – одной из самых ответственных отраслей в здравоохранении. Шестнадцать лет был «у руля» областной больницы в должности главного врача. А с какими удивительными людьми ему довелось встретиться в стенах ОКБ!

– Я всегда был одержим работой, – вспоминает Афанасий Григорьевич Малыхин. – Еще в молодости брался лечить самых тяжелых больных, по трое суток жил в больнице. Когда летал по санавиации в районы, с клиническим портфелем и медицинскими учебниками не расставался. Каждый раз думал: там меня ждут – и больной, и врач… Как я могу их подвести? Днем отработаешь анестезиологом, а ночью – на дежурство в качестве хирурга.и вдруг снова нужно ехать в район. Работая в санитарной авиации он разработал принцип  чем тяжелее больной, тем больше показаний для эвакуации его в областную больницу и в специализированные центры города Омска. Это позволило спасти сотни больных, пострадавших и особенно женщин с патологией беременности. Эта методика обоснована в его кандидатской диссертации.

У меня был потрясающий учитель – Андрей Гербертович Барбанчик, знаменитый омский хирург. Он ко мне относился как к сыну, но поблажек не делал. Именно он предложил мне заниматься легочной хирургией. Бывало, выезжали в район после моего ночного дежурства. А там – несколько сложных операций. Зачастую и поесть не успевали – надо в город возвращаться, пациенты ждут… Тогда были очень высокие требования к молодым докторам, и мы старались им соответствовать. О себе думали в последнюю очередь.

Как-то раз Андрей Гербертович уехал в отпуск в Москву, а в отделении оставалось трое крайне тяжелых больных. Один из них – пятнадцатилетний сельский парнишка с полученным на охоте «огнестрелом». Шансов выжить – почти ноль. Перед отъездом Барбанчик мне сказал: если ты хотя бы одного вытащишь с того света – направлю на учебу в столицу. После этого я ни одного выходного вне отделения не провел. Лечил, перевязывал, пунктировал, делал прямое переливание крови… Консультировал родственников больных – какую пищу им привозить. Все трое выжили. Как такое забудешь?..

Нам нередко приходилось делать прямой массаж сердца больным. Врачи знают, что это тяжелая процедура во всех смыслах. Андрей Гербертович всегда говорил: «Если я на работе умру, то ты мне прямой массаж сердца не делай». И, представьте, именно мне  пришлось делать ему торакотомию и прямой массаж сердца! Он ушел из жизни в 49 лет. От инфаркта…

Хирургия – любовь моя

Афанасий Григорьевич частенько задумывается: чем можно измерить счастье врача? Числом спасенных жизней, самых сложных операций, которые завершились успешно, званиями и наградами? Вот и сегодня, накануне очередного юбилея, он вновь думает об этом. Хирургия, анестезиология и реанимация – специальности для сильных духом реалистов. Здесь нет места иллюзиям. Цена одного неверного решения – человеческая жизнь. И за все несет ответственность он – человек в белом халате.

Почему Афанасий Григорьевич Малыхин предложил разработать собственное знамя областной клинической больницы? Да потому что больница эта по всем статьям – особенная, уникальная. Он много лет ставил перед коллективом высокую планку, старался вникать в заботы каждого. И люди не подводили. «Штучные» специалисты высокого класса – так отзываются о врачах областной клинической.

Больница модернизировалась, к 2000 году была укомплектована оборудованием на европейском уровне. По инициативе главного врача было создано отделение переливания крови, которое вскоре заготавливало крови и ее компонентов больше, чем областная станция переливания крови. При нем открылся Центр планирования семьи и репродукции.

Афанасий Григорьевич с благодарностью вспоминает всех, с кем довелось работать – от ученых, врачей до санитарок и водителей. Ведь больница – не только будни, в которых всегда есть место подвигу, это еще и особый микроклимат, который во многом зависит от личности главного врача. о натуре открытый, эмоциональный, он всегда умел сплачивать и «зажигать» людей. Проявлялось это по-разному. Как-то раз силами отделения анестезиологии и хирургии подготовили концерт для всей больницы, который там вспоминают до сих пор. Один только хор – из пятидесяти человек. И стенгазеты к празднику выпускали, и стихи сочиняли, и танцевальные номера готовили такие, что зрители падали от восторга. Чувствовать людей, жить и работать на позитиве – этот принцип стал его жизненным девизом.  В больнице был создан музей. Постоянно худож-я самодеятельность.  На 40 мин концерт силами отделения.

Династия Малыхиных

Все остается людям. С этим убеждением жили представители его поколения. И он стремился оставить добрый след на земле. Как отец…

В 80-е, уже будучи состоявшимся человеком, он приехал на учебу в Москву и заодно решил получить информацию об отце в архивах Минобороны. Узнал, что тот погиб 22 августа 1944 года на юго-восточной окраине села Сионежский в Румынии. Было ему всего 47. Старшему брату Афанасия Малыхина, бывшему фронтовику, выпало редкое счастье – повидаться с отцом на войне. Хотя Афанасию Григорьевичу отправляться в Молдавию в середине 90-х не советовали, он непростыми путями добрался до места гибели отца. С собой привез горсть родной земли и каравай, который испекла сестра.

– Приехал в Яссы 22 августа, в день гибели отца. Хотел посмотреть, что он видел в последний день своей жизни, – вспоминает Афанасий Григорьевич и не может сдержать слез. – Пришли мы с местными на кладбище, а там – одна воинская могила 1812 года. Где последний приют советских воинов? Старожил вспомнил, как немцы бомбили в тот день деревню, как окружили русских и как они все погибли. Всех зарыли в окопах – и ни креста, ни холмика. А как был обидно и больно стало ему. Он налил с стакан водки налил водки и рассказал ему как сложилась жизнь его 6 детей и 18 внуков, какими именами их назвали. Слезы ручьем текли из моих глаз. Помянули мы тогда отца. Так хотелось рассказать ему, как сложилась жизнь его детей, сколько у него внуков…

Династия Малыхиных продолжается. На семейном древе появляются новые веточки. Семью Афанасий Григорьевич создал, учась на пятом курсе. Зоя, его избранница, по специальности врач-педиатр. Вскоре на свет появилась Женечка – любимая дочка и гордость Афанасия Григорьевича. Он назвал ее в честь своей матери. Дочка росла круглой отличницей, рукодельницей, занималась балетом в городском дворце пионеров. Афанасий Григорьевич и сейчас вспоминает, как искал в Москве пуанты для маленькой Жени. Дочь пошла по его стопам. Мединститут закончила с красным дипломом. Получила две специальности – невролога и психотерапевта, успешно работала в ОКБ. Ее муж Виктор – хирург, сейчас заведует отделением в областной клинической больнице.   

А сына, Григория, Афанасий Малыхин назвал в честь отца. Парень рос самостоятельный, разносторонне развитый, независимый в суждениях. Хорошо учился в «Шебалинке». В девятом классе устроился на работу санитаром. Когда сын пошел в армию, знакомые шутили: в Омске только два врача в такое время рискнули отдать туда сыновей – Малыхин и Крикорьянц… Позже сын тоже выучился на врача, прошел ординатуру по хирургии, но потом выбрал психиатрию. Сейчас живет и работает в Бельгии.

Особая гордость Афанасия Григорьевича – внуки. Алексей, Сергей и Григорий. Двое младших получают медицинское образование. Хирургом стал один из племянников Афанасия Малыхина, Валерий Кирсанов. Успешно работал в хирургии БСМП № 1, заведовал отделением. Любимый племянник – еще одна зарубка на сердце Афанасия Григорьевича. Валерий ушел из жизни в 49 лет, как и Андрей Барбанчик. Сейчас на врача учится его дочь. А сколько еще Малыхиных и других отпрысков родового древа пойдут по этим стопам. Одно слово – династия!

…Осенний день уже в разгаре. По улице Тарской, где ему так хорошо думается, омичи спешат по своим делам. Он идет навстречу поздней осени. И хотя юбилей не повод подводить окончательные итоги, Афанасий Григорьевич Малыхин понимает: он в этой жизни сделал для людей все, что мог, и даже больше. Просто потому что выпала ему особая миссия и такое трудное счастье – счастье в белом халате…

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 4 ноября 1938 г., село Моховой Привал Муромцевского р-на Омской обл.  

Образование: Омский государственный медицинский институт им. М. И. Калинина (1965)

Семья: жена Зоя Ивановна, дочь Евгения, сын Григорий, зять Виктор – все врачи; внуки Алексей, Сергей, Григорий

Трудовая биография: прошел путь от рабочего на стройке, санитара, медбрата до главного врача ОКБ

Этапы карьеры: 1965-1984 – врач-анестезиолог, хирург, затем зав. отделением анестезиологии и реанимации и централизованного оперблока ОКБ;

1984-1986 – зам. главного врача ОКБ по хирургии;

1986-2002 – главный врач ОКБ;

2002-2004 – советник Министерства здравоохранения Омской обл.;

2004-2009 – зам. главного врача госпиталя для ветеранов войн   

Ученая степень: кандидат медицинских наук

Звания, награды: Заслуженный врач РФ, Отличник здравоохранения РФ, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени

Общественная деятельность: в 80-е – депутат Первомайского совета народных депутатов; с 1990 – депутат Областного Совета, председатель комиссии по социальным вопросам; депутат Законодательного собрания Омской области

Увлечения: чтение, путешествия, охота

Любимые книги: историческая и биографическая литература, произведения А. Пушкина, Шолохова, Аксенова, Высоцкого, Ильфа и Петрова, И. Тургенева, А. Чехова, С. Есенина

Любимые фильмы: «Офицеры» В. Рогового, «На всю оставшуюся жизнь», "Тихий дон" Герасимова, экранизация писателей-деревенщиков  П. Фоменко, «Уроки французского» Е. Ташкова

Любимый праздник: День медицинского работника

Содержание