под одной крышей/ экология души

Текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, Юлия КРАСНИКОВА, Дарья ПЕРФИЛЬЕВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Хозяин, будь человеком!


«Кому он нужен, этот Васька?» – так назывался документальный фильм Сергея Образцова, посвященный отношению людей к бездомным животным. С момента его создания прошло сорок лет, а проблема и сегодня раскалывает общество на два лагеря – защитников животных и их ненавистников. Аргументы последних слишком шатки, ведь бомжами кошки и собаки становятся не по своей воле. И уж совсем невозможно принять рост живодерских настроений в России, где к живодерам всегда относились с презрением. Сегодня отношение к «меньшим братьям» едва ли не главный «тест на человечность», который одни проходят, а другие – нет…

Спасти бездомных от бездушных

В Омске проблема бездомных животных входит в топ-лист главных городских проблем. Решать ее необходимо с участием экологов, биологов, кинологов, ветеринаров, зоозащитников, представителей общественных организаций. В любом случае – не так, как это делается в последние годы – с помощью яда и отстрела, зачастую на глазах у горожан. На уничтожение бездомных собак выделяются миллионы бюджетных средств. При этом не учитывается, что человек – часть сложной экосистемы, где все живое взаимосвязано. А жестокость бумерангом возвращается к тому, кто ее проявил.  

Об актуальности темы говорит тот факт, что единственный в Омске официальный приют для собак «Друг» – один из самых востребованных социальных проектов. В приюте порядка 440 собак. Переполнение – примерно в пять раз. Но как отказать, если «друг человека» может снова оказаться на улице?

Говорит Татьяна ДУГИНА, председатель Омской региональной общественной организации «Друг», создатель и руководитель приюта:

– Наша задача – объединить тех, кто неравнодушен к проблеме бездомных животных. Все мы росли с пониманием того, что собака – самый верный и преданный друг человека. В последние годы вокруг собак в Омске стала нагнетаться истерия. Даже владельцы собак, которые искренне любят питомцев, все чаще сталкиваются с негативным отношением к себе. Люди забыли, что они ответственны за тех, кого приручили. На вооружение берутся страшилки о якобы массовых покусах. Но в подавляющем большинстве случаев на людей нападают хозяйские собаки, а не бездомные. Или бывшие хозяйские, в которых человек воспитал агрессора, а потом выставил за порог. Собаки, рожденные на улице, боятся людей, это заложено на генетическом уровне.   

Приют должен быть барьером между животным и внешней средой, чтобы бывший домашний питомец не оказывался на улице. Но наш приют слишком мал для города. А люди обращаются постоянно, каждый со своей проблемой. Обычный случай: человек ушел из жизни, в доме остались кошка и собака. Наследникам они не нужны. Масса брошенных собак в частном секторе. Люди покупают квартиру, переезжают, а собаку, которая служила им верой и правдой, бросают на произвол судьбы. Еще одна тенденция – выбрасывать или сдавать в приют заболевшую собаку, чтобы не тратиться на лечение. Если бы люди осознавали, какие круги ада ожидают их питомцев на улице, многие задумались бы.

К нам несут и «потеряшек», и выброшенных бывшедомашних, и рожденных в теплотрассе, и тех, кто попал под колеса. Пытаемся всем помочь, хотя возможности ограничены. Поражает человеческая жестокость, когда нам в коробках подбрасывают слепых новорожденных щенков. А порой через забор перекидывают… кошек и котят. Но это приют для собак! Кошачий приют сложно организовать в плане ветеринарии, нужен особый санитарный режим. Иммунный барьер у кошек иной, чем у собак, эпидемии распространяются молниеносно. Кошки не переносят массового содержания. Пока живут в подвалах, все вроде бы здоровы. Но стоит собрать под одну крышу, заболевают все…   

Забирают омичи из приюта до тридцати собак в месяц. Некоторых вскоре возвращают. Иногда горожане приходят просто посмотреть на приглянувшуюся собаку, погулять с ней. Существует «Друг» на добровольные пожертвования. Свою лепту вносят и граждане, и предприятия. Сверхобеспеченные откликаются редко, в основном помогают представители среднего класса, пенсионеры, студенты, школьники. Спасибо волонтерам, которые приходят к нам на помощь, проводят субботники. О жизни приюта и его питомцев можно узнать на сайте www.приют-друг.рф.ru.  

– Татьяна Викторовна, как вы относитесь к стерилизации?

– Ответственное отношение к питомцу в современных условиях подразумевает стерилизацию. В противном случае ненужные владельцам котята и щенки массово гибнут во дворах, на помойках, «птичьих рынках»… Животное, попавшее в приют, проходит стерилизацию, обработку от паразитов, прививки. Заводчики породистых собак меня иногда упрекают: вы взяли в приют породную собаку, зачем стерилизовали? Хотя собаки этой породы – частые гости приюта. Значит, нужно ограничивать размножение, чтобы метисы благородных кровей не скитались по улицам. Взять, к примеру, хаски. Лет пять назад в Омске их можно было по пальцам пересчитать, сейчас они на пике моды. Но хаски не приспособлены жить в квартире. Периодически они убегают от владельцев, вяжутся с дворнягами… Сегодня в приюте порядка тридцати метисов хаски.  

Тревожит и отсутствие культуры в отношении к животным. Ребенку с малых лет нужно внушать, что собака, кошка, любое другое существо – живые. Им тоже может быть больно, страшно… В детсадах запрещены «живые уголки». Подрастают жестокие дети, которые ради забавы мучают кошек и собак. Убийство живого существа стало едва ли не нормой. В собак стреляют средь бела дня. А ведь в некоторых городах при отлове животных используют приманку с едой – чтобы не причинить ущерба.

– Можно ли решить проблему бездомных животных цивилизованно?

– Первое постановление об уничтожении бездомных животных в России принято в 1928 году. Результаты известны. Уничтожение проблему не решает. Там, где люди полностью ликвидировали дворовых кошек и собак, столкнулись с нашествием крыс. Кошки и собаки – живой биологический барьер между человеком и дикой природой. Они остаются барьером, даже оказавшись на улице. Противостоят крысам, лисам - разносчикам бешенства.  

Бороться нужно не с животными. Выброшенное живое существо – последствие безответственного отношения человека.

Собаки беззащитны. Сегодня преступному сообществу живодеров - догхантеров противостоят зоозащитники. А ведь еще Лев Толстой заметил: «От убийства животного до убийства человека – один шаг». Возникают вопросы: почему не закрывают сайты догхантеров и их пособников? Почему публикуются рецепты убийства животных? При желании живодеров можно привлечь к уголовной ответственности.

В ряде стран накоплен опыт цивилизованного подхода к проблеме бездомных животных – регистрация, стерилизация, пропаганда гуманного отношения, приюты. Необходим закон об ответственном отношении к животным. Начинать нужно с регистрации животных. Там, где она сопровождается сбором индивидуальных данных (генетического кода животного), владельца можно вычислить даже по экскрементам, оставленным собакой.

А омичам, которые хотят завести домашнего питомца, советую прежде подумать: готовы ли вы нести ответственность за него? Только от вас зависит, сложится его судьба счастливо или он пополнит ряды уличных страдальцев.

Страсти по Белому Биму

Вспоминает Виктор РЕЗЛЕР, организатор первого в Омске частного приюта для собак и питомника «ЮКА», владелец профессионального племенного питомника среднеазиатских овчарок и гостиницы для домашних животных «Сибирский бастион», член клуба любителей собак «Фрэнд»:  

– Наш приют был создан в конце 90-х, за три года через него прошло более трех тысяч собак. Перед этим в Омск навезли питбулей, бультерьеров, стаффов, ротвейлеров… Причем привозили в страну далеко не лучшие экземпляры с точки зрения психики. Люди стремились завести агрессивных собак. Но собака – не игрушка, ею надо заниматься. Наша деятельность пришлась на период, когда собак, купленных в Москве за тысячи долларов, массово сдавали в приют. Объясняли тем, что животное неуправляемо. Приходилось объяснять: плохих собак не бывает, проблема в человеке.  

Преобладали в приюте породистые животные. У нас было правило: в течение пяти дней владелец мог забрать собаку назад. Ситуации возникали разные. Кто-то сдавал пса сгоряча, а потом жалел. Иной раз во время командировки главы семьи собаку в приют отвозили жена или теща, писали отказную. Хозяин начинал искать питомца – и находил у нас.

Задача приюта – пристроить собаку в хорошие руки. Тут тоже случалось всякое. Как-то пришла семья выбрать собачку. На первый взгляд, приличные люди. В семье двое детей-подростков – самый подходящий возраст, чтобы завести питомца. А нам накануне сдали собаку-поводыря, лабрадора. Добрейший пес. Мы отдали его этой семье бесплатно. А через месяц звонок в приют: «Вы знаете, тут лабрадор который день бегает на помойке…» Когда бедолагу привезли в приют, оказалось, это тот самый пес. Достался людям «на халяву», и к нему  отнеслись, как к ненужной вещи. После этого я старался бесплатно собак не отдавать – чтобы больше ценили…

Хочу вспомнить добрым словом людей, которые бескорыстно, из лучших побуждений, помогали приюту. Кто-то спасал животных от гибели. Как-то парень принес в приют маленькую чумазую дворнягу, сбитую машиной. Собачка долго лежала на обочине с травмой позвоночника. Десятки машин проносились мимо, а он остановился. Отдал сбитую дворнягу нам, оставил средства на ее лечение, потом навестил еще раз. Для сбитых собак-спинальников высок риск остаться инвалидами. А эта собачка пошла на поправку. Несколько месяцев спустя в приют обратилась пожилая пара. Оказалось, у стариков потерялась любимая собачка, и они решили завести питомца из приюта. И тут выяснилось, что сбитая собака и есть их пропажа. Радости супругов не было предела, собака вновь обрела хозяев. Судьба? Спасибо тому юноше, что не проехал мимо…

– Виктор Августович, можно ли помочь всем бездомным животным?

– Проблему необходимо решать на государственном уровне. В первую очередь, повышать ответственность людей за своих питомцев. Должна быть система учета, чипирования – вне зависимости от того, породистая собака или дворняжка. Заниматься этим могут муниципальные ветлечебницы, они есть в каждом  городском округе. Выбросил собаку на улицу – неси ответственность!

Собака может быть ликвидирована, только если она агрессивна и представляет опасность для окружающих. Вообще, усыплять животное для нормального человека психологически тяжело, особенно если ты сам его кормил, ухаживал…

Основным способом регулирования численности «ничейных» собак должна быть массовая стерилизация. Осуществляться она должна за счет городского бюджета, а не за счет жителей. Скажем, живет во дворе собака, люди ее подкармливает. Как только появляются щенки, она может представлять опасность. А куда девать щенков? Чтобы не случилось беды, собаку разумнее стерилизовать. Лет через десять-пятнадцать поголовье будет снижаться.

Породистые собаки – отдельная тема. Есть люди, которые занимаются их разведением, а есть те, кто занимается размножением. Это разные вещи. «Размноженцев» не волнует качество породы, для них главное – выгода, размножение поставлено на конвейер. В итоге на свет появляется потомство с болезнями и аномалиями. Ненужное потомство…

В любом случае, одиночкам-энтузиастам проблему бездомных животных не решить. Необходима просветительская работа с населением, передачи о животных – чтобы люди разбирались в породах, знали особенности «меньших братьев» и относились к ним по-человечески. А главное, все это должно осуществляться под эгидой государства.

Добро пожаловать в «Будку»!

Всемирная Паутина не первый год является местом общения омских зоозащитников. А также полем их битвы с последователями булгаковского Шарикова, трудившегося в конторе по истреблению кошек. Один из самых популярных сайтов города – «Будка-Омск». Здесь можно увидеть фотографии животных, нуждающихся в помощи, почерпнуть информацию о кошках и собаках, почитать «Счастливые истории». А еще – погрустить в «Мемориале», где опубликованы снимки животных, которым не смогли помочь.

«Будка-Омск» – это небольшая группа энтузиастов, которым небезразлична судьба хвостатых бродяг. Началось с того, что омичка Ольга Синельникова увидела сайт группы волонтеров, которые занимались помощью бездомным животным в Санкт-Петербурге.

– Волонтеры – такие же люди, как и все. Работают, учатся, создают семьи. И сознают, что каждый из них может спасти от гибели бесприютную кошку или собаку. В Омске подобной организации я не нашла. И решила взять инициативу в свои руки…  

«Будка» начала работу в 2005 году. Тогда в ее рядах было два человека. Через два года появился сайт. Сейчас «Будка-Омск» насчитывает полсотни активных участников и десятки тех, кто помогает волонтерам.

– Многие бездомные животные – «бывшедомашние», – говорит волонтер Ольга Фроленко. – Люди не стерилизуют питомцев, считая, что это не гуманно. А потом кошка или собака приносят ненужное потомство, и оно оказывается выброшенным на улицу. Выкинуть маленькое существо или «сплавить» его перекупщикам на «птичий рынок» для них более приемлемо, чем ограничить питомца в размножении. Люди сами виноваты в том, что в их дворах живут «ничейные» кошки и собаки. Мы делаем все, что в наших силах, стараемся забрать как можно больше бродяг с улиц. И очень благодарны людям, которые сотрудничают с нами...

На временное содержание волонтеры забирают беспризорников к себе домой, пока не найдут для них новых хозяев. По словам волонтера Ольги Филиной, желающие временно «передержать» бездомных зверушек у себя дома – в дефиците. А ведь передержка в спасении ничейного пса или кошки – важнейший этап. Кто-то соглашается помочь бесплатно, кому-то доброе дело приходится оплачивать.

Средства, которые поступают в «Будку», – пожертвования неравнодушных к судьбам «меньших братьев». Ведется отчет о поступающих денежных средствах и другой помощи (кормов, медикаментов, поводков, ошейников и т. д.) 

– Как-то на лечение одного из моих подкураторных бездомных котов необходимо было собрать около 5 тысяч рублей, – вспоминает волонтер Елена Еремина. – Кот болел, выглядел ужасно. Деньги были собраны, и вдруг раздался звонок. Девочка тоненьким голоском рассказала, что прочла на сайте про больного кота Леву и хочет ему помочь. Я ей говорю: «Деточка, спасибо, средства собраны». А она: «Я вам на телефон положила сто рублей, купите Леве вкусняшку от меня! Деньги я сэкономила от школьных обедов». Жаль, забыла спросить имя девочки...

Задача волонтера – устроить судьбу питомца. Все животные проходят осмотр в ветклинике, их стерилизуют. К выбору новых хозяев приходится подходить взвешенно. Увы, были случаи, когда люди показывали себя не с лучшей стороны. Поэтому животное передается по договору. Юридической силы он не имеет, и все же это проверка серьезности намерений. «Будка» готова оказать посильную помощь каждому. Если человек нашел бездомное животное и не знает, что с ним делать, ему дадут  совет, поделятся опытом, по мере возможности помогут пристроить найденыша.  

– Главная проблема – мы не можем помочь всем бездомным животным, – признается Ольга Синельникова. – Нередко омичи сообщают, что нашли животное, но не в состоянии ему помочь. Просят, а некоторые требуют, чтобы мы немедленно приехали и забрали найденыша в приют, которого у нас нет. Мы не всесильны. Кроме волонтерства у каждого своя жизнь, животные на кураторстве. Порой взять ответственность за еще одного мы не в состоянии. Поверьте, временно приютить щенка или котенка, выброшенного в ваш подъезд, несложно. А пока вы ищете, на кого переложить ответственность, уходит драгоценное время. Часы и минуты, когда можно было спасти чью-то жизнь…

За Россию без жестокости

Четвертая Всероссийская акция в защиту животных «Россия без жестокости» в этом году прошла под лозунгом «Требуем закон, который защищает, а не убивает!» Участие в ней приняли и омские  зоозащитники, которые провели митинг на площади у Музыкального театра.  

Главной темой стала непростая ситуация вокруг федерального закона, призванного защищать животных от жестокости. Федеральный законопроект «Об ответственном обращении с животными» прошел первое чтение в Госдуме еще в марте 2011 года. Хотя его поддержало подавляющее большинство парламентариев, второе чтение перенесли на два года. А в 2013 году из закона, призванного защищать «меньших братьев», его разработчики решили создать закон, закрепляющий уничтожение собак и кошек как основной способ регулирования численности животных, оставшихся без опеки. Произошло это после смены состава Госдумы и рабочей группы законопроекта. На смену профессионалам и зоозащитникам в нее вошли депутаты, разделяющие взгляды догхантеров. Особое возмущение у многих россиян вызвало заявление депутата от фракции ЛДПР М. Шингаркина о том, что уничтожение оставшихся без опеки человека домашних животных для России норма, а живодерами являются не те, кто убивает животных, а те, кто… держит их дома. Как говорится, без комментариев.
Несовершенство российского законодательства по отношению к домашним питомцам приводит к ужасающим последствиям. Живодеры-догхантеры безнаказанно издеваются над животными, убивая их изощренными способами, открыто пропагандируют насилие над бездомными животными и теми, кто их защищает.

Рабочая группа при Общественной палате РФ провела экспертизу законопроекта «Об ответственном обращении с животными». И сделала заключение о недопустимости убийства бездомных животных в целях сокращения их численности и необходимости комплексного подхода к решению проблемы.

Какой бы ни была окончательная редакция закона, уже сегодня  очевидно: он решает не только судьбы «бесхозных» животных, но во многом и судьбы людей. Мы с ними связаны одной цепью. Не случайно потрясший многих шокирующий документальный фильм Шона Монсона, посвященный отношению человека к животным, носит название «Земляне». Все мы живем на одной планете. И «зачистка» от животных, в том числе бездомных, означает лишь одно – нравственное и физическое вырождение человека. Третьего не дано.    

точка зрения

Евгения КИСТЕНЕВА, зав. отделом «Детский зоопарк» БОУ ДОД г. Омска «Детский эколого-биологический центр»:

– Жестокость к животному – смещенная агрессия. Человек не может безнаказанно причинить вред другому человеку, остаются самые бесправные – кошки и собаки. Несколько лет назад в Интернете муссировалась тема охоты на городских птиц. Некие «добровольцы» отстреливали ворон, голубей… Сейчас принялись за собак. Ненависть к животным – показатель нравственной деградации человека. Поведение догхантеров – за пределами нормы. Как бороться с этим явлением, когда закон о защите животных не работает? Энтузиастов, которые довели бы до конца дело о жестоком обращении с животными, крайне мало. 

В городе ужасающая ситуация с бездомными животными. Можно понять и их защитников, и противников. Бездомные собаки – самоподдерживающаяся популяция. Поддерживается за счет бесконтрольного содержания и размножения собак на стройках и других полуохраняемых территориях. Их прикармливают, и никто за них не отвечает. В итоге формируется стая. Еще одна проблема – полубесхозные животные в частном секторе. Днем они свободно бегают, вечером их сажают на цепь. Появляются щенки, их выбрасывают на улицу.

В любом случае, как это ни больно, численность таких собак придется сокращать. Стерилизация необходима, хотя она решает проблему лишь отчасти. Приюты для собак в том виде, как они есть сейчас, на мой взгляд, не лучший вариант. Начинать нужно с воспитания в людях ответственного отношения ко всему живому, а это задача не на одно десятилетие.  

 Содержание