дошкольное образование/ разговор с родителями

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ

Большое искусство – воспитать человека

От того, с каким интеллектуальным и нравственным багажом ребенок приходит в школу, зависит очень многое. По большому счету, вся его дальнейшая жизнь. Проблемы дошкольного образования сегодня волнуют многих родителей. В какой детский сад отдать ребенка, какой развивающий центр выбрать, как оградить от той негативной информации, которая шквалом обрушивается на детские умы с экранов ТВ и на просторах Интернета? Гость нашей редакции – директор департамента образования администрации города Омска Илья ДУБИН. Он отвечает на вопросы, которые сегодня наиболее часто задают родители детей дошкольного возраста.   

 

О детских садах

– Вопрос о строительстве новых детсадов в городе сдвинулся с мертвой точки. До конца 2012 года по программе подготовки к 300-летию Омска будет введен в эксплуатацию современный детский сад на 140 мест в микрорайоне «Кристалл». По этой же программе до 2016 года будут возведены еще три детских сада.

Пора подумать и о существующих садиках, которые были построены в 50-60-е и не отвечают современным требованиям. Их реконструкция – один из способов увеличить наполняемость и довести здания до надлежащего уровня. Разработан проект реконструкции детского сада № 4 в микрорайоне «СибНИИСХоз», к нему будет пристроено еще одно большое помещение детсада. В следующем году планируем реконструкцию трех объектов.

Продолжается работа по возвращению в муниципальную собственность зданий бывших детских садов. По одному зданию возвращено в Центральном и Кировском округах, два – в Советском. Здания не типовые, нуждаются в реконструкции. В этом году идет работа на двух объектах, в следующем планируем ввести их в строй.  Ажиотаж вокруг мест в детских сад привел к парадоксальному явлению. Некоторые родители зарегистрировали потребность в получении места в детском муниципальном дошкольном учреждении, однако на практике не всегда в нем нуждаются. А иногда берут путевку в садик, но не устраивают туда ребенка. Сегодня сады перегружены, путевок даем гораздо больше, чем реально требуется. Тем не менее, группы по фактической посещаемости и наполнению незначительно превышают нормативы.

Помимо нехватки мест назрела проблема недостаточной материальной базы существующих детсадов. Огромное количество муниципальных дошкольных учреждений требует финансовой поддержки – как здания, так и люди, которые там работают. Должны быть и конкурсы профмастерства, и серьезные премиальные фонды для поддержки лучших педагогов, и программы по поддержке молодых педагогов, которые пришли в систему дошкольного образования. Это затратные мероприятия, но в стремлении возвести новые здания садиков мы не должны забывать главного – кто в них будет работать. Повышение престижа профессии воспитателя, помощника воспитателя – важнейшая задача, и мы над ней работаем. У нас уже есть опыт успешной работы молодых специалистов, реализующих уникальные авторские программы. Важно двигаться вперед именно в этом направлении.

О семейных дошкольных группах

– Сегодня необходимо искать новые пути решения проблемы нехватки мест в детсадах, взяв за основу опыт других регионов. Одно из направлений – создание семейных дошкольных групп. Они открываются на базе квартир и других жилых помещений частных лиц. Группы открываются при наполняемости не менее 5 человек. Дети  могут быть как одного возраста, так и разновозрастные. Группа является структурным подразделением детского сада, собственник жилья становится его штатным работником. Подобный опыт имеется в Москве и ряде других крупных городов. На сайте нашего департамента размещена  информация с разъяснением и призывом к родителям принять участие в проекте. Плюсов в создании семейных дошкольных групп много. Помимо всего прочего, это вариант трудоустройства для неработающих женщин с маленькими детьми. Работая воспитателем в группе, мама находится вместе со своим ребенком и получает все социальные гарантии, предусмотренные для работников муниципальных образовательных учреждений. В работе с детьми воспитателю семейной группы помогут методисты детсада, питание для детей доставляется из пищеблока садика. Режим работы группы согласуется с областным Управлением Роспотребнадзора и устанавливается детским садом в соответствии с уставом и договором, который заключается с учредителем. Требования СанПиНа к помещению весьма лояльные, главное условие – чистота и порядок. Естественно, к отбору кандидатов мы подходим очень серьезно. Разработана программа краткосрочных курсов для омичей, желающих участвовать в проекте. 

О центрах раннего развития

– Такие центры я рассматриваю как наших партнеров, ни о какой конкуренции не может быть речи. Беспокоит другое – большинство центров старается находиться в тени от надзорных органов. Как только учреждение заявляет о себе как о центре раннего развития и кратковременного пребывания детей, появляются другие требования по лицензированию. Ни департамент образования, ни другие контролирующие органы не наделены особыми полномочиями вмешиваться в их деятельность и давать оценку качеству услуг. Но ведь в работе с детьми главное – не навредить. На сегодняшний день нет мониторинга, который бы показывал, качественную услугу оказывает тот или иной центр или нет. Тем не менее, создавать такие центры необходимо, спрос на них высокий. Хотя они и не решают главной задачи – чтобы ребенок находился там в течение всего дня и соответственно родители могли выйти на работу, заниматься карьерой, образованием. 

Бесплатные альтернативы этой услуге есть в наших школах. Все дети дошкольного возраста имеют возможность заниматься в подготовительной школе. Многие родители либо не знают об этом, либо выбирают другие варианты подготовки к школе. В любом случае система частных развивающих центров должна развиваться, быть более прозрачной, предсказуемой и управляемой с точки зрения качества услуги. Здесь важно все – кто работает с детьми, по каким программам, насколько это соответствует требованиям педагогики и здоровьесбережению детей. Необходимо создавать условия, чтобы центры выходили из тени, получали лицензии, были открыты не только для родителей и детей, но и для контролирующих органов.   

О проблеме «отцов и детей» в эпоху Интернета  

– Современные дети мало читают и информацию воспринимают в основном через электронные СМИ и Интернет – такова реальность. Повлиять на сетку вещания телеканалов и наполнение Всемирной Паутины мы, естественно, не можем. Появившиеся с недавних пор предупреждающие сигналы - указатели возраста в телепрограмме, до какого детям рекомендуется смотреть ту или иную передачу, проблему не решают. Тем не менее, повлиять на ситуацию можно, и здесь все зависит от родителей. Ребенок дошкольного возраста не сам выбирает источник информации, а смотрит то, что включают мама или папа. Взрослому проще всего занять ребенка, включив ему мультфильм либо кабельный канал или позволив посидеть за компьютером. Некоторые родители вообще отказались от запретов и ограничений. А вседозволенность и бесконтрольность приносят чаще всего уродливые плоды. Те же родители потом недоумевают, откуда в ребенке жестокость и элементарное незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Между тем, родители в состоянии без труда отслеживать, какие фильмы смотрит ребенок, на какие сайты заходит. Они могут направлять его, создавать альтернативы. В том же  Интернете масса познавательной и полезной для детей информации. К позитивному и полезному ребенка надо приучать, а не идти на поводу у тех же зарубежных мультфильмов сомнительного содержания, где агрессивные персонажи тупо дерутся и нет границы между добром и злом. Можно сколько угодно перекладывать ответственность  за плохое воспитание детей на детсад, школу и телевидение, но с родителей всегда спрос особый. Многие родители перестали интересоваться, с кем общаются их дети, о чем мечтают. Перестали обсуждать с ними увиденное или прочитанное. Как ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения общечеловеческих ценностей, если самые близкие люди не удосужились ему это объяснить? Самое важное – научиться разговаривать с детьми, уважая в них личность. Это важно и для родителей, и для воспитателей, и для учителей. Для малыша важно проговаривать вслух свои проблемы, получать оценку и советы взрослых. Через общение с ребенком мы оцениваем степень его развития. Вряд ли этому развитию будут способствовать бесцельные тусовки детей в торгово-развлекательных комплексах, вошедшие в моду. Мы же не хотим вырастить из своего сына или дочери людей с потребительской психологией и убогим кругозором. Опять-таки все зависит от родителей – отправить ребенка на весь день в торговый комплекс, выдав деньги на карманные расходы, или сходить с ним в музей, театр, цирк, зоопарк, да просто пообщаться. А если ребенку стало скучно и неинтересно в каком-нибудь общепризнанном очаге культуры, значит, пора пересмотреть формы взаимодействия этого учреждения с детьми. При этом важно не поступиться истинными ценностями в угоду сиюминутным веяниям. Мы должны идти в ногу со временем, но не идти на поводу у времени. Этот девиз должен стать определяющим для всех, кто работает с детьми.

Содержание