профессионалы/ призвание

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ

Повторить себя в учениках

В прошедшем году лицею № 64 исполнилось семьдесят пять. В ознаменование юбилея в его стену было заложено «Послание потомкам». Его предстоит вскрыть в день столетия лицея. И это уже – часть истории. Но летопись лицея запечатлена не только в книгах и архивных документах. Живая история лицея – его учителя. Многие из них сами закончили легендарную 64-ю школу с физико-математическим уклоном. Другие пришли сюда после окончания вуза и остались на долгие годы. Для каждого из них профессия учителя стала призванием.   Знакомьтесь: лицей № 64 – в лицах.    

 

Душа, распахнутая миру

Учителя начальных классов Марина Геннадьевна Бекетова и Людмила Викторовна Гришанина дружат с детства. Когда-то сидели за одной партой. Они и сейчас сообща решают все вопросы. Обе называют себя патриотами лицея.

– В истории моей семьи 64-я школа играет особую роль, – говорит Марина Геннадьевна. – Здесь учились моя мама, брат и я. Старшее поколение семьи помнит старое здание школы, что на улице Ленина. А с моей подругой и коллегой Людмилой Гришаниной мы и вовсе знакомы с первого класса. Лицей для нас – как ангел-хранитель. Профессию учителя мы выбрали благодаря лицею. Наши учителя учили нас быть свободными, открыто высказывать свою точку зрения. Мы общались с учителями на равных, что было нетипично для советской школы. И мне хотелось стать такой же, как мои учителя. 

В лицее я работаю два десятка лет. Мне очень импонирует, что наши учителя открыты всему новому и передовому. Как только в педагогике появляется что-то новое – у нас оно сразу внедряется. Это люди, которые горят на работе и зажигают других. Мы – фанаты своего дела, и дети это чувствуют. А учитель начальных классов для ребенка – это же вторая мама. Ко мне иногда ученики так и обращаются: «Мама Геннадьевна!» Общение с детьми этого возраста дарит море позитива. И мы просто обязаны быть оптимистами…

– начальная школа у нас просто замечательная, все учителя дружат,  помогают друг другу, – продолжает Людмила Викторовна Гришанина.  Мы не устаем от общения с детьми, ведь работа с ними не может быть рутинной. Здесь мы каждый день слышим десятки вопросов от своих малышей и стараемся на них ответить. Для меня главное – не утратить доверие ребенка. Ведь ребенок приходят к нам со всеми своими тайнами и секретами, его душа распахнута миру. Зачастую они удивляют нас своими познаниями и суждениями. Вот и выходит, что мы учим их, а они учат нас…    

Продолжить дело отца

Учитель биологии Ольга Алексеевна Набиуллина продолжает династию педагогов. В 64-й школе учителем труда работал ее отец, Алексей Григорьевич Шарыпов. Фронтовик, участник Великой Отечественной. Мастер на все руки. Учителя старшего поколения до сих пор хранят сделанные им указки и помнят, как добротно он умел делать ремонт в школе.  

– Училась я в другой школе, но папа часто приводил меня сюда, - вспоминает Олга Алексеевана. – Мне нравилась атмосфера 64-й школы. И, хотя я мечтала стать врачом, судьба привела в эти стены.  Пришла сюда в 1972-м, сразу после окончания школы. Какой спрос с девчонки? Назначили старшей вожатой. Учителя отнеслись ко мне тепло, но поблажек, как дочери преподавателя, не делали.

Мне всегда хотелось стать учителем, как папа. И после окончания института начала преподавать в лицее биологию. Хотя это не профильный предмет, ребята учат его с большим интересом. А с появлением ЕГЭ и вовсе стали вникать во все тонкости. Многие наши выпускники поступают в медицинскую академию. Наши лицеисты – особенные. Сейчас ко мне приходит уже второе поколение моих учеников. Часто встречаюсь с ребятами в День знаний и вдруг слышу знакомую фамилию. Выясняется, что это  сын или дочь моих бывших учеников.

С лицеем связано сорок лет моей жизни, здесь сейчас учится мой сын. Возможно, и он когда-нибудь продолжит династию.

Союз нерушимый…

По словам супругов Дергачевых, их семья – типичный союз «физика» и «лирика». Виктор Викторович преподает физику, а Татьяна Николаевна – учитель русского языка и литературы. Оба – патриоты лицея.   

– На мое решение стать учителем в юности повлияло то, что я училась в 64-й школе, – признается Татьяна Николаевна. – У меня были замечательные, талантливые учителя. Еще в подготовительной школе меня совершенно очаровала учитель Лариса Викторовна Тюлькова. Большое влияние оказала и Галина Александровна Физикова, жена известного преподавателя Вадима Михайловича Физикова. захотелось приобщиться к этой удивительной профессии.

И вот годы учебы в педагогическом остались позади. По распределению попала в обычную сельскую школу, что в Горьковском районе. Я оказалась единственным преподавателем с высшим образованием. И меня, учителя без всякого опыта, сразу назначили директором школы. Для меня это было шоком. В этой школе мы и познакомились с будущим мужем. Виктор Викторович был директором школы до меня. И хотя с первого взгляда они мне не понравился, через три месяца нашего «педагогического романа» мы создали семью… А когда переехали в город, я пришла работать в родную 64-ю школу, а Виктор Викторович – в училище. Через год и он пришел в лицей. Лицей стал для нас с мужем родным домом. Из этих стен вышли в большую жизнь наши ученики, здесь учились наши дети, сын и дочь. У нас удивительный коллектив. Тон общения задает директор Татьяна Сергеевна Лукьянович – доброжелательный, интеллигентный, тактичный человек.

Огромная радость для меня – общение с бывшими учениками. Их можно встретить и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Париже… У меня было пять выпусков, и со всеми общаюсь до сих пор. Знаете, какой подарок ребят из первого выпуска самый дорогой для меня?  Памятный фотоальбом со стихотворением нашей поэтессы Оли Васильевой!   

В последние годы часто сетуют на то, что дети стали меньше читать.  И я считаю, что это задача учителя-словесника – приобщить учеников к литературе. На уроках стараюсь разговаривать с ребятами о жизни, чтобы на примере литературных героев обсудить серьезные вопросы.

– Легко ли нам с супругой работать вместе? – ироничный Виктор Викторович ненадолго задумывается, услышав этот вопрос. – С одной стороны, нелегко, ведь мы оба допоздна на работе. Но при этом практически не видимся: у жены свои классы, у меня – свои. Зато когда встречаемся дома, всегда есть общие темы для разговоров. Когда наши дети были маленькими, даже шутили по этому поводу. Могли заявить нам: «Ну что, родители? Педсовет закрыли – и начали ужинать!..»

А если серьезно, для меня лицей – это прежде всего одаренные дети, прекрасный педагогический коллектив и доброжелательная обстановка. От нас педагоги уходят редко. Физику преподаю почти тридцать лет, из них четверть века – в лицее. Скажу честно: работать здесь интересно! Дети сейчас продвинутые, технически грамотные, многое черпают из Интернета. Приходится и самому постоянно пополнять знания, чтобы объяснить им то или иное явление. В пятых шестых классах я сейчас я в одном лице физик, химик и биолог. Приходится самому пополнять знания по химии и биологии. А больше всего радует, что ребята с удовольствием бегут ко мне на уроки…

У меня было несколько выпусков, и все ребята успешны в жизни. Мне больше других запомнился один мой потрясающий выпуск, семь человек из него –  уже кандидаты наук. Готовить интеллектуальную элиту – это ведь и есть главная задача нашего лицея.

МОУ «Лицей № 64»

644024, г. Омск, ул. Чкалова, 3,

тел. 31-64-27, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Содержание