Автор: Ольга Василенко
Фотограф: Евгений Кармаев

Евгений Кармаев: монологи о главном

 

По большому счету Женя Кармаев - человек счастливый. Он живет в городе, который любит с детства. У него крепкая семья и двое взрослых детей - сын Максим и дочь Александра. Еще у него много друзей и просто хороших знакомых. А главное, он любит свою профессию, и эта любовь взаимная - профессия его тоже любит. Причем профессия у него одна из самых увлекательных на земле - он фоторепортер. В своем деле он Мастер. И всю жизнь занимается любимым делом, без всяких там ненужных метаний и мучительных попыток начать жизнь с чистого листа. Даже пресловутый "кризис среднего возраста" обошел Кармаева стороной. Сегодня, как и вчера, он ловит кайф
и от жизни, и от работы. Разве это не счастье?

Монолог 1-й. О своей профессии и хорошем отношении к папарацци
- Я нормально отношусь к папарацци и понимаю специфику этой профессии. Люди всегда хотят заглянуть в замочную скважину, а если есть спрос, должно быть и предложение. Папарацци удовлетворяют любопытство толпы, рискуя собой и своей аппаратурой. Они подкупают обслугу, охрану звезд, чтобы попасть в "запретную зону", часами выжидают. А дальше уже дело техники - быстро отснять, чтобы тебя не заметили. Это профессионалы, и они на такой съемке зарабатывают приличные деньги. Но я считаю, что у нас в Омске это не востребовано так активно, как в Москве или за рубежом. У нас все ограничивается тем, что фотограф просто подсмотрел забавную ситуацию. Допустим, человек в носу ковырялся, а он известный депутат. Это интересно, смешно, но не более: тут же репортер в засаде не сидел сутками, здоровьем и камерой не рисковал.
Иногда жалею о том, что мне приходится работать официально или полуофициально. И о том, что люди у нас зачастую тоже склонны к официозу. Вот недавно снимал для газеты девушку-милиционера. Думал, как бы ее снять интереснее. Говорю ей: "Вы улыбнитесь и пилотку снимите, отдавая честь". А она мне: "Я когда честь отдаю, не улыбаюсь". Ну что значит "не улыбаюсь"? Ты прежде всего человек, а потом уже офицер или чиновник. Вообще, некоторые люди плохо идут на контакт, но в этом и заключается мастерство репортера - раскрыть человека.
Говорят, журналист, как актер, проживает не одну, а множество жизней. Мы каждый день знакомимся с разными людьми и словно проживаем с ними их жизни, их судьба в чем-то становится и нашей. Как правило, я нахожу общий язык со своими героями, иногда подпитываюсь их энергетикой. Люблю оптимистов по жизни. К примеру, человек на инвалидной коляске, но тянется к жизни, находит в ней себя. Смотришь и думаешь: эх, а мы, здоровые и сильные,  иногда ноем, жалуемся на судьбу… Вот с кого надо брать пример! Мне нравится общаться с людьми. Этим и живу. Если вдуматься, наша профессия в этом плане - удивительная, уникальная. 
…В чем кураж профессии фоторепортера? Побывать там, где никто не бывал, узнать что-то запредельное. Например, побывать в камере смертников. Или в морге. У меня были такие репортажи. Они не даются легко. Репортер должен быть в поиске. Однажды я снимал скульптуры на здании университета путей сообщения, когда проводилась их реставрация. Там работали строители, стояли высоченные леса, и надо было по ним забираться чуть ли не на крышу. Я спросил мастера: "Можно подняться?" Он говорит: "Да лезь, ради бога…" И я полез по этим лесам. Без страховки, безо всего. Говоря по правде, было страшно. Интересно, если бы я свалился, кто бы отвечал?.. Зато какое удовольствие подняться на сумасшедшую высоту и постоять рядом с этими скульптурами! Хотя это была не самая трудная съемка в моей жизни. 
…Уважаю военных репортеров - они рискуют жизнью. Отчасти завидую им белой завистью, ведь они бывают там, куда не каждый осмелится поехать. Если говорить об авторитетах в фотографии, то для меня это Александр Секретарев (он погиб в Афганистане), Павел Кривцов, Александр Тягны-Рядно.
Я считаю, что российская фотожурналистика отличается от зарубежной своей душевностью, человечностью. До сих пор люблю делать портреты людей, особенно стариков. Вот, к примеру, бабушка, которой сто лет. А как она улыбается, какой у нее взгляд! Это теплый, живой портрет, здесь виден ее характер.

Монолог 2-й. О черно-белой фотографии и цифровом "мыле"
- Я предпочитаю черно-белую фотографию. И все мои любимые снимки именно такие. На мой взгляд, черно-белый снимок лаконичнее и выразительнее цветного, он будит фантазию, он более стильный - особенно в наше время, на фоне разноцветного глянца.
К "цифре" я шел тяжело. Трудно было переключиться от своей черно-белой лаборатории с ванной для проявки, от негатива и пленки на компьютер. Как будто со всем этим потерял частичку себя. И хотя я как репортер четвертый год работаю с цифровым фотоаппаратом, мое сердце по-прежнему принадлежит черно-белому фото. Привычная аналоговая фотография вообще более живая и пластичная, чем цифровая. Недаром профессионалы говорят: "Цифра" - это "мыло". Прекрасно понимаю и уважаю фотографов, которые по-прежнему снимают на пленку, потому что это профессионалы. Есть еще детские фотостудии, где детей учат азам классической фотографии, работе с пленкой, фотобумагой. Но для этого же нужно терпение! Думаю, что все фотографы, которые работали с "мокрой" фотографией, - люди терпеливые. Потому что если пленке положено проявляться 6-10 минут, этот процесс нельзя ускорить. "Мокрая" фотография учила всех нас терпению. В отличие от "цифры", которая позволяет молниеносно увидеть результат. Цифровая фотография, при всех своих преимуществах, в чем-то неестественная, холодноватая. Ради удобства и оперативности сегодня приходится терять какую-то душевность снимка, что ли… 
Стараюсь свои снимки по возможности не подвергать электронной обработке, хотя многие сегодня стремятся "отфотошопить" свои фотографии до неузнаваемости. Я фотожурналист, и для меня правда-матка превыше всего. Хотя некоторое приукрашивание действительности при съемке даже необходимо. Например, сидит за столом женщина в телогрейке, зацепиться взглядом не за что. Я ставлю рядом с ней букетик цветов - и кадр оживает, в нем появляются лирика, настроение. А иногда логика снимка заставляет показывать жизнь такой, как она есть, без приукрашивания. У меня, например, есть серия снимков бомжей. Они сами по себе люди колоритные, там ничего и придумывать не надо.

Монолог 3-й. О Пугачевой без "понтов" и прочих звездах
- Мне как репортеру довелось фотографировать многих известных людей, побывавших в Омске, - политиков, спортсменов, деятелей культуры, шоу-бизнеса. Если говорить о политиках, это Горбачев, Ельцин, Путин, Явлинский, Зюганов, лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, многие министры российского правительства, депутаты. Конечно, кто-то запоминается больше, кто-то меньше. Хорошее впечатление оставили, к примеру, Михаил Ульянов, Илья Глазунов, Ирина Роднина, Дмитрий Хворостовский.
А вот Аллу Пугачеву я снимал лишь однажды, лет десять назад. С удовольствием побывал тогда на ее концерте в СКК "Иртыш". С публикой она делала все, что хотела, ну просто веревки из нее вила. Если она хотела, чтобы зал плакал, - зал действительно плакал, если хотела, чтобы зал танцевал и смеялся, - пожалуйста! Ну просто молодец Алла... И вот я пришел к ней тогда в гримерку дарить фотографии. Думал, она начнет выпендриваться - все-таки суперзвезда эстрады. "А куда мне встать?" - вдруг спросила Пугачева безо всяких там звездных "понтов" и даже сразу начала позировать для снимка. Я удивился, растерялся даже. И ответил: "Да оставайтесь на месте!"

Монолог 4-й. О том, как он снимал президента Путина
- В мае 2007-го наш губернатор встречался с президентом Путиным. И мне дали задание запечатлеть эту встречу для своей газеты. Я оказался единственным омским фотографом, которому доверили такую съемку. Сначала, ясное дело, заволновался. Но произошло все довольно просто. Прилетели с группой омских телевизионщиков в Москву. Там нас с группой московских журналистов посадили в "пазик" и повезли в Ново-Огарево, подмосковную резиденцию Путина. Когда садились в автобус, наши сумки осмотрели, сверили фамилии. Какой-то особой строгости при досмотре не было.
Ново-Огарево оказалось таким ухоженным, чистым, с подстриженной травой. Момента встречи мы дожидались в специальном помещении с огромным телевизором и бильярдом. Чтобы скоротать время, одни играли в бильярд, другие пили чай. Вышел пресс-секретарь президента Громов, поздоровался со всеми. Потом выбежала собака президента, Конни, обнюхала гостей. В приемной, откуда она выбежала, сидели мужчина-секретарь и Борис Грызлов, ожидавший, похоже, аудиенции президента. Наконец прозвучала команда, и мы зашли в кабинет президента. В глаза бросились длинный стол и обилие желтого цвета в интерьере. Вдалеке стоял человек невысокого роста. Он рассматривал какую-то папку. Я успел отснять этот момент. Мне очень понравился порядок на столе у президента. У него все папки были так аккуратно разложены. И сам Путин понравился. Вошел губернатор, они поздоровались. Разговаривали тихо. Официальная съемка длилась, как обычно, минут пять - не больше. После того как задача была выполнена, волнение прошло. Репортеры начали отправлять отснятый материал - кто по электронной почте, кто в редакции поехал. Нас довезли до Красной площади, и на другой день я улетел в Омск.

Монолог 5-й.
К вопросу о женщинах

- Вот спрашивают: кто вам больше нравится - блондинки или брюнетки? Не знаю. Мне все нравятся.
А вообще я смотрю на женщин взглядом фотографа. Вот в транспорте смотрю на лица и думаю - кто эти женщины, чем занимаются. Недавно еду в автобусе, а напротив девушка сидит. И что-то в ее лице есть необычное. Пригляделся, а у нее один глаз карий, а другой голубой. Блин! Думаю, может, мне померещилось? Знакомиться с ней или не знакомиться? Я же репортер. Рассказать о том, что бывают такие люди, с разными глазами, - это же интересно. Она тоже начинает на меня смотреть в упор. Так и не решился начать разговор. Пришел в редакцию и думаю: правильно я поступил или нет? Меня успокаивают коллеги, мол, это контактные линзы, скорее всего. Но я думаю, надо было познакомиться.

Монолог 6-й. Об увлечениях
- В последние годы я с друзьями-фотографами пристрастился к воскресным походам в баню. Зимой паримся, а потом - на снег. Летом главное увлечение - поездка с друзьями на дачу, на шашлыки. А вот к рыбалке не пристрастился. Если клюет, еще могу посидеть с удочкой, если нет - лучше пойду купаться. А еще я коллекционирую анекдоты на тему фотографии, собрал их около ста.

Монолог 7-й. О счастье
- Я верю в свои руки и свою голову. Считаю себя состоявшимся, востребованным человеком. Думаю, что счастье - это когда ты востребован как профессионал, когда у тебя благополучие в семье, в работе, когда есть здоровье и настоящие друзья. Я без своих друзей и близких жизни не представляю.
Самыми счастливыми событиями, мгновениями своей жизни считаю рождение детей и… самых удачных своих снимков. Ну и, конечно, мгновения счастья - когда видишь свои лучшие снимки опубликованными или когда их отобрали для участия в какой-нибудь интересной выставке.  
У меня есть любимая песня, из кинофильма "Земля Санникова" - "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". Наверное, это и есть счастье - когда этот миг насыщен до предела и работой, и событиями, и общением с людьми. А иначе зачем жить?..

Содержание