абитуриент-2013/ за «круглым столом»

текст: Евгения ЛАРИОНОВА, фото: Александр МАКСИМОВ

Время взрослых решений

Так устроен мир – все течет, все изменяется. Еще вчера тебя торжественно собирали в школу – букет, ранец со множеством принадлежностей. Заботливые учителя, одноклассники, с которыми легко и интересно. Первые победы, первые разочарования, череда событий… Но наступает пора прощания со школой, и ты становишься  выпускником – человеком, которому предстоит самостоятельно и ответственно принимать серьезные, судьбоносные решения. Какую профессию выбрать? Где получить образование, чтобы во взрослой жизни стать самодостаточным, успешным человеком, полезным обществу? Чтобы помочь тебе, выпускник -2013, мы подготовили этот проект.

На стыке образовательных эпох

Абитуриенты нынешнего года последний раз будут поступать в высшие и средние профессиональные учебные заведения по правилам, прописанным еще в 1992 году. С 1 сентября 2013 года Россия начнет жить по новому образовательному закону.

Министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов  заверил: «…летом 2013 года никаких изменений не будет». Однако это касается  только приемной кампании. Учиться зачисленные в 2013 году студенты будут уже по новым правилам. Поэтому  абитуриентам  нужно обратить внимание на некоторые положения, прописанные в новом законе. Во-первых, за предоставление при поступлении заведомо ложных  документов (справки об инвалидности, результатов ЕГЭ и др.), студентов будут отчислить из вуза даже с последнего курса. Во-вторых, теперь и «целевики», и работодатели, направившие их на обучение, будут нести материальную ответственность: выпускник, в случае, если он отказывается работать на оговоренном предприятии, и работодатель, если он не предоставляет выпускнику вакансию.   

Вообще, вопросы реформирования российского образования сегодня находятся в топе обсуждаемых проблем. Много «за», много «против». Но мир меняется. В августе 2012 года Россия вступила в ВТО. А значит, реформы неотвратимы и направлены они будут на интеграцию Российской Федерации с мировым сообществом, которое уже давно живет и развивается по законам цивилизованного рынка.

Тратить усилия на сопротивление реформам – дело неблагодарное. И здесь уместно вспомнить слова Стивена Кинга: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу».

Взвешенное, конструктивное мнение, доброжелательный совет – все это помогает разобраться в сложных вопросах и принять правильное решение. Поэтому редакция журнала «Сибирь и Я» решила обсудить проблемы, волнующие выпускников школ и их родителей,  со специалистами омских вузов. Участниками «круглого стола» стали: Татьяна Владимировна Комякова, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС),  Олег Владимирович Балагин, декан факультета довузовской подготовки и профориентации ОмГУПС, Роман Сергеевич  Симак, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГУПС, Владимир Иванович Гам, проректор по учебной работе Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), Михаил Эдуардович Романовский, первый проректор Омской юридической академии (ОмЮА), Надежда Викторовна Захарова, проректор по учебной работе ОмЮА, Владимир Валентинович Русаков, руководитель центра довузовской подготовки Омской государственной медицинской академии (ОмГМА), Александр Анатольевич Лаптев, ответственный секретарь приемной комиссии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ), Владимир Вячеславович Макаров, помощник проректора по учебной работе, ответственный секретарь приемной комиссии Омского государственного технического университета (ОмГТУ), Наталья Николаевна Хорева, руководитель факультета бизнес-образования ОФ МФПУ) «Синергия», Вера Ивановна Вагаева, начальник отдела профориентации ОФ МФПУ «Синергия», Алексей Николаевич Сорокин, проректор по науке Омского регионального института.

«Круглый стол» состоялся в зале заседаний ученого совета ОмГУПС, и редакция журнала «Сибирь и Я» искренне благодарит руководство университета за участие и помощь в его подготовке.

Омские вузы – эффективные!

В 2012 году Министерством образования РФ был проведен мониторинг государственных и негосударственных вузов на предмет их эффективности. Оценка выстраивалась по четырем направлениям деятельности: образовательная, научно-исследовательская, международная и финансово-экономическая. По результатам проверки 502-х государственных вузов в 136-ти выявлены признаки неэффективности. Что касается частных российских высших учебных заведений, то здесь признаны неэффективными почти половина обследованных вузов и их филиалов.

Омский регион на этом фоне выглядит достойно. Признаки неэффективности выявлены лишь у двух омских филиалов – Российского государственного профессионально-педагогического университета и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского».

Остальные омские вузы достойно выдержали проверку федерального министерства образования.

Отныне эффективность высших учебных заведений будет оцениваться ежегодно. А одним из главных критериев оценки будет проходной балл, по которому студенты зачисляются в вуз. И здесь, по мнению Владимира Гама, проректора по учебной работе ОмГПУ, кроется главная интрига предстоящей приемной кампании.

– Эффективность вуза начинается со 180 баллов за три экзамена, - отметил Владимир Иванович. – Соответственно, это 60 баллов за один из трех. При этом известно, чтобы получить «тройку» по математике достаточно набрать 24 балла, а по иностранному языку лишь 20 баллов. Я бы сказал, что интрига в приемной кампании 2013 года – противоречие между критерием эффективности вуза и качеством выпускника школы.

Средний балл по математике в Омской области составляет 44. А поступающий должен иметь 60. Такой результат получить непросто. Поэтому перед вузами стоит сложная задача – набрать таких абитуриентов, которые не уронили бы эффективность вуза по показателю № 1.

Думаю, что контрольные цифры приема в вузы претерпят существенные изменения. Они станут меньше, особенно по гуманитарным специальностям. В обратном случае мы не сможем подготовить необходимое количество педагогов, потребность в которых в ближайшем будущем значительно возрастет. За демографической ямой последовал демографический взрыв. И уже сегодня налицо ситуация дефицита педагогических кадров. Не хватает специалистов дошкольного, начального образования. Перед педагогическим университетом сейчас стоит непростая задача: дополнительно к 2016 году подготовить для системы среднего образования 2200 учителей, помимо 600 специалистов, выпускаемых ежегодно.

О вакансиях и амбициях

Кэтрин Уайтхорн, известная английская журналистка,  на вопрос о выборе профессии, сказала: «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет за это платить».

Нынешний абитуриент прагматичен. Для него важно не только то, кто будет платить, но и сколько будут платить. Востребованность на рынке труда, перспектива карьерного роста и высокого заработка – факторы, которые сегодня являются ключевыми  в выборе профессии, а также учебного заведения, которое этой профессии обучит. К тому же, трудоустройство выпускников по специальности – один из критериев эффективности образовательного учреждения. Сегодня вузы активно сотрудничают с экспертами рынка труда, изучают прогнозы, корректируют численность набора студентов и создают собственные структуры, оказывающие содействие в трудоустройстве выпускников.

– Омская юридическая академия – сегодня первый негосударственный вуз за Уралом, который получил бюджетные места, – подчеркнул Михаил Романовский, первый проректор ОмЮА. – Это на фоне бытующего мнения о некотором перепроизводстве юристов и экономистов. Специалистов этого профиля не хватает, как врачей и учителей. А с вступлением России в ВТО квалифицированные кадры в сфере юриспруденции и экономики становятся еще более востребованными.

В нашу службу развития карьеры ежедневно поступают звонки работодателей, которые готовы принять на работу выпускников академии даже без опыта работы. В регионе довольно много мест, где нужны юристы. Это правоохранительные органы, суды, областное УФСИН, организации и предприятия различных форм собственности. Однако зарплатные ожидания сегодняшних выпускников очень высоки. Не желая начинать карьеру с непривлекательной должности и зарплаты, некоторые из них идут работать не по специальности, – считает Михаил Эдуардович.

– Мы тоже сталкиваемся с ситуацией, когда выпускники предъявляют к будущей работе завышенные требования, – отметила Вера Вагаева, начальник отдела профориентации ОФ МФПУ «Синергия». – Они хотят сразу получить высокую должность с высоким окладом. Не трудоустроившись на этих условиях, наши выпускники уезжают в другие города, например, в Новосибирск. Отток молодежи – это омская проблема. И заключается она не в уровне подготовки выпускников,  а в уровне зарплаты, предлагаемой на омском рынке труда.

Сегодня наш университет предоставляет обучающимся возможность участия в уникальной программе «Кадровый резерв России»,  осуществляемой под эгидой Президента России. На базе омского филиала уже прошел очередной отбор, 120 омичей вскоре станут участниками программы. Они будут обучаться  в Москве на бюджетных местах, проживая бесплатно в столичном общежитии. Престижное трудоустройство им гарантировано, – заверила Вера Ивановна.

По мнению  Александра Лаптева, ответственного секретаря приемной комиссии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, хорошо организованная практика для многих студентов решает вопрос будущего трудоустройства. Как правило, студенты старших курсов уже имеют на руках трудовой договор с организацией, где проходили практику.

Фундаментальные знания, которые студенты получают в классическом университете, позволяют выпускникам успешно трудоустраиваться. К примеру, выпускники физико-математического факультета востребованы на динамично  развивающемся  рынке IT-технологий, в сфере программного обеспечения.

– В числе партнеров нашего института, – заметил Алексей Сорокин, проректор по науке ОмРИ, – крупные компании - операторы сотой связи. Они предоставляют нашим студентам – менеджерам и экономистам, обучающимся по программе бакалавриата, площадку для прохождения практики, а потом охотно принимают их на работу.

Широкий выбор вакансий традиционно открывается перед выпускниками Омской государственной медицинской академии и Омского педагогического университета. Врачи и педагоги сегодня особенно востребованы на рынке труда. Планы Правительства РФ по увеличению  заработной платы, а также социальные программы по предоставлению жилья делают эти профессии привлекательными для молодежи.

Инженеры снова в почете

Еще недавно профессия инженера была малооплачиваемой и не входила в число престижных. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Россия взяла курс на создание высокотехнологичных производств, одновременно появилась необходимость подготовки квалифицированных кадров технических направлений. Поэтому наибольшее количество  бюджетных мест  государство выделяет именно техническим вузам.

– В нашем университете сегодня насчитывается 1300 очных бюджетных мест, – рассказал Владимир Макаров, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГТУ. – Из них 450 выделено в рамках гособоронзаказа, что гарантирует будущему выпускнику трудоустройство.

Сегодня омские организации выстраиваются в очередь, чтобы получить подготовленного специалиста технического профиля.

Мы готовим специалистов высокотехнологичных направлений, вкладывая огромные средства в учебный процесс. В университете создаются ресурсные центры, в которых устанавливается  современное дорогостоящее оборудование. Работа в таких центрах позволяет студентам приобретать необходимые практические навыки. На сегодняшний день в техническом университете создано восемь  ресурсных центров, в перспективе их будет двадцать два – по всем направлениям подготовки специалистов.

ОмГУПС на протяжении многих лет является «кузницей кадров» для структур РЖД. И не только для них.

– Ежегодно в апреле у нас проходит комиссия по содействию в трудоустройстве, – рассказала Татьяна Комякова, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ОмГУПС. В университет приезжают работодатели и предлагают свои вакансии. Условно говоря, они «покупают» специалистов – как представителей технических специальностей, так и экономистов, менеджеров и т. д.

Кроме того, к нам приходят заявки из структурных подразделений Западно-Сибирской железной дороги, где указана подробная информация об организации, о вакантной должности, предлагаемой выпускнику. Как  правило, работа предполагается на выезде, но это не смущает наших студентов. Они выезжают на место трудоустройства и начинают свою карьеру, приобретая необходимый опыт и формируя потенциал для карьерного роста.

О новых тенденциях 

Не секрет, что демографическая яма, наблюдающаяся в течение последних лет, резко сократила количество потенциальных студентов. Наряду с этим ужесточилась и конкуренция среди российских высших учебных заведений. Сегодня в выигрыше те образовательные организации, которые предлагают абитуриентам новые направления, новые возможности трудоустройства и другие явные преимущества.

Так, в Омском педагогическом университете с прошлого года реализуется программа пятилетнего бакалавриата, что позволяет готовить специалистов сразу по двум профилям: учителей биологии и химии, математики и информатики, географии и ОБЖ и т. д. Это значительно повышает конкурентоспособность выпускника и уровень готовности к дальнейшей работе. Кроме того, у студентов университета появилась возможность получения второго и третьего уровня образования, так как магистратуры и аспирантура теперь есть  практически по всем профилям подготовки.

В Омской юридической академии стали готовить специалистов, сочетающих юридическое и экономическое образование. Рейтинг таких выпускников на рынке труда очень высок. К тому же, в академии появились новые профили магистратуры и аспирантуры, а также  возможность получения дополнительного образования.

В ОФ НПФУ «Синергия» в этом году свое новшество – открывается  факультет арт-менеджмента. Здесь будут обучать профессиональных продюсеров. Кроме того, вуз предлагает широкий спектр направлений по профессиональной переподготовке.

В Омской медицинской академии продолжится подготовка врачей всех специальностей. Несколько изменится акцент в обучении провизоров – дистанционная форма позволит значительно расширить географию присутствия старейшего омского вуза от Калининграда до Камчатки.

В ОмГУ им. Ф. М. Достоевского на факультете психологии в рамках социального заказа будут готовить специалистов  по организации работы с молодежью. А на факультете культуры и искусства откроется новое направление – театроведение.

В ОмГТУ на базе Института военно-технического образования откроется набор по подготовке специалистов - кадровых офицеров, которые будут обучаться по гражданской специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи».  Учебу и содержание курсантов оплатит Министерство обороны РФ.

В Омском региональном институте на экономическом отделении будет открыто новое направление – оценка бизнеса. Такие специалисты сегодня востребованы на рынке труда Омской области.

В ОмГУПС на базе Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий открывается новая специальность – информационная безопасность. Ожидается, что в связи с  актуальностью этого направления государство выделит дополнительные бюджетные места. Кроме того, абитуриентам, поступающим на специальность «Таможенное дело» и направление «Журналистика», вместо иностранного языка установлены новые дополнительные испытания. «Таможенники» будут проходить тестирование по физкультуре, а будущие журналисты состязаться в творческом конкурсе. Ожидается, что абитуриенты обязательно обратят внимание на эти нововведения и примут решение в пользу омских вузов.

Последний штрих

И еще несколько советов тем, кто решил поступать в омские вузы. Если вы не планируете покидать стены родного дома, то за оставшееся время советуем внимательно присмотреться к учебным заведениям, имеющимся в вашем городе, ведь одну и ту же специальность можно получить в разных вузах. Не останавливайтесь на изучении официальных сайтов, из этого источника можно получить лишь базовую информацию. Лучше всего увидеть и услышать необходимую информацию, посетив День открытых дверей вуза. Следите за объявлениями и не упускайте возможности все узнать, что называется, «из первых уст». И не пренебрегайте мнением тех, кто  ранее заканчивал данное учебное заведение или еще «грызет гранит науки» в его стенах. Они обязательно расскажут вам не только о том, как протекает учебный процесс, но и поведают,  насколько насыщена событиями и интересна жизнь студентов вуза. Это тоже важно, ведь студенческие годы считаются самыми яркими и запоминаются на всю жизнь.

Содержание