престижное образование/ сезон знаний

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА 

Учиться летом – это здорово!


В том, что лучший отдых – это смена занятий, учащиеся 64-го лицея убедились на личном опыте. Вот и в нынешнем году от желающих поехать в летнюю школу гармоничного развития «Умникум» и выездную Школу менеджмента и информационных технологий (ШМИТ) в Чернолучье не было отбоя. В чем преимущества такой формы отдыха? На этот вопрос ответили учителя лицея № 64 – энтузиасты, благодаря которым летние и зимние школы НОУ превращаются для детей в праздник.

Игры нашего двора   

– Цель проекта – мотивировать детей добывать знания, – говорит учитель информатики Дмитрий Валерьевич Кузнецов, организатор смены для начальной школы. – С одаренными детьми в летних школах я работаю много лет. В последние годы мы с коллегой Сергеем Викторовичем Савченко выступаем в роли организаторов и начальников смен. Работаем в союзе с ОмГПУ, заранее выбираем программы, формируем команду из учителей и вожатых.  

Уроки проходит в игровой форме, ребята осваивают предметы, которые им еще предстоит изучать в рамках программы. Каждый день расписан едва ли не по минутам – занятия, игры, конкурсы, спортивные соревнования… Как показал опыт, детям такая форма отдыха нравится, многие приезжают в летние школы повторно. А в  старшем звене есть определенная конкуренция летних выездных школ для одаренных детей.

В этом году наша смена в летней школе гармоничного развития «Умникум» проходила на базе оздоровительного лагеря имени Покрышкина. От лагеря требуется предоставить площадь и организовать питание, все остальное мы делаем сами. В смене было 180 детей, а желающих поехать в лагерь – еще больше. Помимо наших лицеистов приезжают учащиеся других школ.

В каждом сезоне придумываем что-то новое. На этот раз провели танцевальный флэшмоб. И, конечно, были очень интересные занятия. С малышами из начальной школы мы говорили о теории вероятности, о том, как устроен компьютер. Им все интересно!..  

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Геннадьевна Бекетова также убеждена: летние загородные школы – идеальная форма детского отдыха.

– Главное – творческая атмосфера и коллективный дух летних школ. Ребята оказываются в комфортной среде: они едут со своими одноклассниками, своим учителем. Их ждут оздоровление плюс масса интересных дел.

Реализуя проект «Игры нашего двора», мы выяснили, что современные дети не знакомы с играми, на которых росло наше поколение. Их поглотил компьютер. Мы оторвали детей от мониторов и предложили им игры, развивающие коллективизм, командный дух, лидерские качества. В неформальной обстановке общение складывается по-другому, дети раскрепощаются, становятся совсем другими. В летней школе созданы условия для раскрытия практически всех способностей ребенка. Нравится решать задачки? Решай! Хочешь петь? Пой! Ребенок проявляет такие способности, которые в школе проявить сложно. В таких лагерях каждый ребенок успешен. 

Хочу все знать!

– Цель летних школ – показать, что учиться интересно, а добывание знаний – увлекательнейший процесс, – говорит учитель информатики Сергей Викторович Савченко, реализующий свой авторский проект с детьми старшего возраста. – У юного поколения сформировался стереотип, что учиться не престижно, а диплом можно купить. Летние и зимние школы привлекают детей, которые действительно хотят овладевать знаниями. Ребята видят, что они такие не одни.   

И еще. Масса талантливых людей сегодня не идет работать в школу. А в летнюю школу они приезжают с удовольствием и на личном примере показывают детям, что учиться – интересно и перспективно. Полученные в игровой форме знания они применяют на практике. И самое главное – знания никто не преподносит, их нужно добывать. В такой школе никто не заставляет учиться, не ставит отметок. Каждый раз система преподавания разная. Учащиеся третьих классов могут осваивать математику за шестой класс. В экономической летней школе у нас прошла игра под названием «Биржа». Цель – показать детям, что такое рынок ценных бумаг. У них были свои «акции предприятий», «валюта», выпускалась газета. Дети учились оперировать ценными бумагами, действовать в ситуации банкротства предприятия.

Мы приглашаем в ШМИТ наших земляков, которые добились признания в какой-либо сфере жизни. Они рассказывают ребятам о сфере деятельности, в которой заняты, о том, каких специалистов хотят видеть на своих предприятиях. Это помогает девчонкам и мальчишкам определиться, кем они хотят стать, настраивает на учебу.

Многое зависит от тех людей, которые эти смены организовывают. Спасибо директору лицея Татьяне Сергеевне Лукьянович, которая всячески поддерживает идею летних и зимних школ. Лицей предоставляет для их поведения компьютеры, все необходимое оборудование. Приятно видеть, что выпускники, прошедшие ШМИТовскую школу, приезжают в школы уже в роли вожатых.  

Я убежден, что за такими профильными сменами будущее.

точка зрения

Екатерина Витальевна СПЕХОВА, первый заместитель директора департамента образования Администрации города Омска:

– В процессе образования и воспитания учащихся роль выездных профильных смен просто неоценима. Мы всегда находим новые «звездочки», попадая в другую среду общения между педагогами и детьми. Налаживаются новые взаимосвязи, дети и педагоги по иному раскрывать себя.

Безусловно, уровень лицея влияет на качество организации профильных смен. Опытные педагоги, которые, образно говоря, горят сами, умело «зажигают» детей своими грандиозными идеями, находят индивидуальный подход к каждому. Дух соревновательности, присутствующий на сменах, позволяет достичь высоких результатов. Впечатления от летних смен у меня только положительные. В детстве мне не удалось стать участником подобных профильных смен, но организатором быть приходилось. Удовлетворение на все сто процентов – и от общения с детьми, и от коллег-педагогов, с которыми приходилось работать.

Департаментом образования Омска  поддерживается идея создания и проведения подобных профильных смен. Хотелось бы, чтоб их становилось все больше, так как интерес к ним детей растет с каждым днем.

Директору лицея № 64 Татьяне Сергеевне Лукьянович хочу пожелать удачи, новых творческих свершений и дерзаний, и, конечно же, процветания профильных предметных школ.

БОУ «Лицей № 64»

644024, г. Омск, ул. Чкалова, 3  

тел. 31-64-27, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript