образование в Омске/ от первого лица

Людмила МАКСИМОВА, Ольга ЮРИНА

Фото из архива

Илья Дубин: «Труд учителя – большой подвиг»


Проблемы дошкольного и школьного образования, без преувеличения, затрагивают каждого из нас. Самые наболевшие, такие как острая нехватка детских садов, эксперимент с введением ЕГЭ или падение общего уровня культуры выпускников школ, становятся поводом для бурных дискуссий. Какими видят пути развития системы образования те, кто призван ею руководить? На вопросы журнала «Сибирь и Я» ответил директор департамента образования администрации города Омска Илья ДУБИН.

Этот дефицитный детский сад 

– Илья Владимирович, какие из проблем образования в Омске вы считаете наиболее острыми?

– В каждой из сфер образования – дошкольном, школьном, дополнительном – свои специфические проблемы, характерные не только для Омска, но и для всей страны. Главная проблема дошкольного образования – огромный дефицит мест в муниципальных детских садах. Муниципалитет строит новые детские сады, использует дополнительные ресурсы, задействует резервы, но этого недостаточно. И население, и управленцы – все ждут конкретных решений, федеральной программы, которая определит механизмы и сроки ввода дополнительных мест в детских садах.  

Есть и застарелые проблемы. Большинство детских садов в Омске существует в неприспособленных зданиях. Каждый год санитарные нормы ужесточаются, усиливается контроль надзорных органов. Параллельно должен решаться вопрос приведения в норму действующих помещений детских садов. Проблемы, которые там существуют, накапливались десятилетиями, а не появились вдруг, с приходом того или иного начальника или команды, как иногда преподносят в СМИ. Не первый год существует  проблема колоссального дефицита местных бюджетов, и без поддержки программ федерального центра, других инвестиционных проектов ее не решить.

Сегодня нужно искать более гибкие подходы. У любого крупного предприятия раньше были ведомственные детские сады. Почему бы на законодательном уровне не обязать предприятия, крепко стоящие на ногах, создавать социальную инфраструктуру для своих работников? Вузы имеют огромное количество площадей, общежития, где можно выделить для аспирантов, молодых сотрудников комнаты временного пребывания детей. В планах выделить для них ставки  

воспитателей, социальных педагогов, психологов.

– А что с системой дополнительного образования?

– Она, как и раньше, держится на энтузиастах. Мы по мере возможностей помогаем этим учреждениям. В Омске удалось отчасти нивелировать определенную социальную несправедливость национального проекта «Образование», призванного поддержать инновационные коллективы. Поддержка была рассчитана только на систему школьного образования. Мы ввели в перечень учреждений, имеющих право на получение грантов, детсады и учреждения допобразования. И самое главное – педагогов, которые там работают.  

Наболевшей проблемой школьного образования считаю большое число всевозможных экспериментов за короткий промежуток времен. Средний возраст педагогов у нас 45-50 лет, им психологически сложно перестроиться ради внедрения очередного эксперимента. Непрерывные нововведения, ставшие уже нормой жизни, очень сильно загрузили сегодня и педагогов, и учеников, и родителей. Любой эксперимент сопровождается большим количеством отчетов, аналитических выкладок. При этом дополнительно не создается никаких структур, которые бы ими занимались, вся нагрузка ложится на учителей. На одной из конференций, где обсуждалась тема инноваций, из уст участника прозвучала очень верная мысль. В ответ на вопрос: «Что надо сделать, чтобы дети стали лучше учиться?», он ответил: «Надо освободить педагога-предметника от всего остального и дать ему возможность учить детей своему предмету».

После введения новой системы оценки эффективности деятельности учреждений образования на первый план нередко выходит экономический критерий. Но как оценить уровень знаний ребенка, его нравственный уровень с экономической точки зрения? Вот пример. Мне говорят: в учебном заведении неэффективно потрачены средства. Начинаю разбираться – оказывается, потрачены они на социального педагога, психолога, педагога дополнительного образования. Но когда мы в 1997 году в Омске вводили институт социальных педагогов и психологов в системе общего образования, то через какое-то время мы отмечали резкое сокращение подростковой преступности. Я не против нововведений, но они не должны отметать то ценное, чего мы уже достигли. 

Еще одна проблема – неоднозначное восприятие частью населения школы и учителей. Зачастую возникают скандальные ситуации, когда мы видим желание родителей видеть рядом со своим ребенком какого-то другого, идеального педагога. При этом никто не учитывает, что современный среднестатистический ученик сильно отличается от того, который был 20-30 лет назад. Если раньше родители внушали ребенку: «Учись, старайся, слушайся учителей», то сейчас ребенок часто слышит: «Да не слушай ты эту училку, я тебя сам жизни научу…» Педагогу сегодня очень сложно управлять детским коллективом, и мы не вправе заявлять, что он стал хуже работать. Радует, что сегодня много позитивных примеров, когда родители включаются в  образовательный процесс на позициях сотрудничества с педагогами, четко зная, какой результат хотят получить. Думаю, проблемы образования будут решаться эволюционным путем.

Большая перемена

– Какой смысл вы вкладываете в определение «престижное образование», какие критерии для вас являются определяющими?

– В моем понимании престижность образования определяется дальнейшим использованием полученных знаний в своей жизни. Хотя для большинства она определяется другим – названием учреждения, расположением, оборудованием кабинетов, безопасностью и т. д. Но мы должны определиться, чего хотим получить для сына или дочери. Все родители хотят, чтобы дети выросли воспитанными, всесторонне развитыми людьми и умели пользоваться полученными знаниями. Я против того, чтобы ребенка просто пичкать знаниями и выступаю за ранние индивидуальные маршруты обучения.    

– Какие из образовательных учреждений Омска вы могли бы привести в пример как наиболее авторитетные, соответствующие требованиям времени?

– Не хочу никого обидеть, хотя есть и лучшие, и средние, и отстающие. Если мы не будем их сравнивать по объективным критериям, они не будут стремиться к лучшему. Сложность в том, что не всегда проблема в коллективе и его способности достигать результат, многое определяется объективными факторами. Школа на окраине, расположенная в неприспособленном, ветхом здании, по определению не может быть в числе лучших. Безусловно, педагогическому коллективу легче добиться высокого уровня в школе, расположенной в центре, с прекрасной инфраструктурой. Если же брать в качестве критерия мироощущение детей, которые там учатся, я всегда привожу в пример гимназию № 117, где на самом деле детям комфортно и куда они идут с желанием, а не просто высидеть уроки. Комфортность пребывания, демократичное общение, отсутствие жестких правил дисциплины там не мешают главному – качеству образовательного процесса. И меня радует, что с каждым годом таких школ становится больше. 

Среди учреждений дополнительного образования хотелось бы выделить БОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества». Да, там хорошая материально-техническая база. Но если представить, что туда придет  другой коллектив, не факт, что детям будет так же комфортно. 

Еще один пример – дом творчества «Амурский». В нем сложилась  сложная ситуация из-за стесненных условий, но как горят глаза детей, которые там занимаются! Это заслуга профессионального творческого коллектива. При минимальных материальных возможностях главную задачу педагоги выполняют на «пять с плюсом». 

– В последние десятилетия социальный статус учителя резко понизился. Что необходимо сделать, чтобы вернуть престижность профессии?

– Роль учителя никто не занижает, общество смотрит на него все с большей надеждой – и загружает все больше. А вот его общественная значимость, статус понижается. Если мы говорим, что миссия учителя совсем особая, то и оплата его труда должна быть соответствующей. У него должны быть государственные гарантии, высокий статус, социальная защита. Тогда мы вправе спрашивать с учителя, как он выглядит, почему не занимается самообразованием, не повышает свой уровень и т. д.  

То, что делает в современных условиях учитель – человеческий подвиг. Назрел вопрос юридической защищенности педагога. Он приходит в школу, где с ребенком может случиться все что угодно, и не по вине учителя. Но по сложившейся традиции ответственность и вина  будет на педагоге и директоре. Если бы родители тоже несли ответственность за проступки ребенка в школе, контроль с их стороны был бы более жестким. Поэтому моя позиция – защищать учителей от нападок.

– Как вы считаете, по какому пути пойдет реформа образования в ближайшее десятилетие? Или это непредсказуемый процесс?

– Надеюсь, она пойдет по пути  сохранения и преумножения всего лучшего, что накоплено за эти годы, ведь от множества нововведений в итоге может не остаться ничего. Мы не должны забывать о том, что в детсад, в школу приходит ребенок, а не материал, который нужно обработать. В череде технических новаций не следует забывать, что важнее человеческой жизни нет ничего. Главное – чтобы в период новаций, внедрения новых технологий и прочего у детей не пропало ощущение детства. В отношении детей применять слово «эксперимент» некорректно в принципе, и я бы вообще отказался от него. В качестве альтернативы придумали красивое слово «инновации». Наверное, это правильно. Лишь бы эти инновации следовали главному принципу, известному со времен Гиппократа – не навреди…                  

 Содержание