подмостки/ пригласительный билет   

 Анастасия ТОЛМАЧЕВА

Фото из архива театра

 Только для взрослых… в театре кукол «Арлекин» 

Многие наши соотечественники считают театр кукол искусством исключительно для детей. А ведь в древности это было зрелище исключительно для взрослых. Кстати, в некоторых странах, где театр кукол не потерял своей обрядовой сущности, он остается представлением для взрослых, порою только для взрослых мужчин. И хотя в Советском Союзе театр кукол стал главным инструментом эстетического и идеологического воспитания подрастающего поколения, российские кукольники не забывали о взрослой публике. Достаточно сказать, что самым известным кукольным спектаклем стала постановка для взрослых «Необыкновенный концерт» театра Сергея Образцова. 

 Перечитывая классику  

 Омские кукольники старались не отставать от своих московских коллег. Их первые опыты в этом направлении – постановки агитпьес в годы Великой Отечественной. В 60-е большой популярностью у омичей пользовался юмористическая сказка «Чертова мельница» Я. Дрды и И. Штока. После премьеры в 1987 году спектакля «Месс-Менд» по роману Мариэтты Шагинян коллектив «Арлекина» начал планомерную работу по созданию репертуара для взрослой публики. 

Сегодня «Арлекин» приглашает взрослых зрителей на древнеримскую комедию «Шкатулка» Т.-М. Плавта, «Следствие по делу адмирала Колчака» по пьесе омского журналиста Леона Флаума, спектакль-праздник «Мнимый рогоносец и Брак поневоле» Ж.-Б. Мольера, мистический фарс «Вий» Н. В. Гоголя, сагу о любви «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, молодежный спектакль «Ревизор» Н. В. Гоголя, сказку для взрослых «Остап Бендер и Ко» по романам «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Омские кукольники спектакли для взрослых играют нечасто, три-четыре раза в месяц. Некоторые название (например, «Следствие по делу адмирала Колчака» или «Шкатулка») показывают дважды в год. И если вы хотите их увидеть, лучше оставить свои координаты у кассира, и вам обязательно позвонят, когда будет назначена дата показа спектакля. А пока остановимся подробнее на постановках, которые омичи могут увидеть в ближайшие два месяца.

В День защитника Отечества «Арлекин» будет поздравлять представителей сильного пола древнеримской комедией «Шкатулка» Т.-М. Плавта, доказывающей еще раз, что мужчины не могут жить без женщин. Спектакль поставлен в 1997 году замечательным режиссером Юрием Фридманом, обладающим незаурядной фантазией и чувством юмора. Вырезала из дерева кукол-марионеток, придуманных художником Ольгой Веревкиной, скульптор-монументалист из Кургана Тамара Лытченко-Меткая. Вес одной куклы доходит до 9 килограммов. В комедии Плавта среди действующих лиц есть гетеры. Это подтолкнуло режиссера сделать спектакль только для взрослых (!) с эротическими моментами, что сказалось на конструкции кукол. У кого-то из марионеток открывается сердце, у кого-то вздымается грудь, а у кого-то и другие части тела…

В День всех влюбленных и Международный женский день омские кукольники представят на подмостках историю, ставшую олицетворением силы любовного чувства, – шекспировскую пьесу «Ромео и Джульетта». Режиссер Марина Глуховская (Москва) и художник Ольга Веревкина придумали очень необычный постановочный ход: в этом спектакле только Ромео, Джульетта и Меркуцио (влюбленные и поэт) – куклы-марионетки, созданные с потрясающей изысканностью. Всех остальных персонажей играют артисты. Главная загадка спектакля в том, что в сердцах зрителей рождается вера, что эти кукольные персонажи, оживающие в руках молодых актеров Дмитрия Войдака, Ирины Сергеевой и Александра Кузнецова, испытывают более глубокие и сильные чувства, чем люди.

Еще одна работа тандема Глуховская - Веревкина, которую зрители смогут увидеть в марте, – вольное сочинение по мотивам гоголевской пьесы «Ревизор». Творческая группа спектакля постаралась выразить взгляды современных молодых людей на одно из произведений школьной программы и на вечную тему российской коррупции, а также на любовь, удачу и случай. И всё это – с помощью средств кукольного театра, музыки Сергея Курехина, песен Гаврилы Лубнина и Алексея Паперного. В Хлестакове режиссер увидел не «хлестаковщину», а вполне современного молодого человека, живущего в эпоху саморекламы и использующего ее для достижения своих целей. Хлестаков – герой нашего времени.

В марте можно увидеть и мистический фарс «Вий» по повести Гоголя. Эту постановку придумали главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Борис Саламчев и главный художник театра, заслуженный художник России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Веревкина. Четверо парубков в исполнении Дмитрия Войдака, Дмитрия Исаева, Александра Кузнецова и Эдуарда Павлинцева  приступают с шутками и прибаутками к рассказу о встрече недоучившегося философа Хомы Брута и ведьмы - Панночки. В их руках начинают оживать персонажи этой истории, ведь это трюковые марионетки. Встреча эта будет роковой и закончится гибелью главного героя. У театра кукол есть особые возможности (по сравнению с театром драмы), чтобы показать эту историю о вечном противоборстве мира яви и мира нежити, о силах зла, способных погубить живую душу человека. Актерский состав спектакля был удостоен премии «За лучший актерский ансамбль» на I Международном фестивале театров кукол «В гостях у «Арлекина» в 2006 году. 

В ближайших планах театра сразу две постановки для взрослых. Летом состоится премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» Шекспира в постановке выдающегося режиссера кукольного театра, народного артиста Эстонии Рейна Агура. В начале следующего, 77-го театрального сезона главный режиссер театра Борис Саламчев поставит комедию «Женитьба Фигаро» Бомарше.

Содержание