люди/ за кадром
Ольга КУЛИНИЧ

Портрет на фоне времени

Работы этого фотографа «цепляют» с первого взгляда, хотя в них нет ни шокирующей чернухи, ни модной гламурности. Вячеслав Андреев подкупает отсутствием авторских амбиций и интересом к внутреннему миру человека. Если учесть, что его профессиональная деятельность связана в основном с жанром промышленной фотографии, где нужна репортерская хватка и на первом плане строительные объекты и люди труда, возникает вопрос: как ему удается совместить в своем творчестве «коня и трепетную лань» – производственную рутину и жизнь человеческого духа? Ответ на вопрос – в его монологах.       

Про ФЭД, «КомПот» и долгий путь к себе  

– Интерес к фотографии у меня с детства. Случайно нашел дома старый мамин фотоаппарат ФЭД 3В, долго жал на все кнопочки, – очень нравился звук спуска. В конце концов, сломал камеру, за что получил нагоняй. В пятом классе записался в кучу кружков, включая балетный, авиамодельный и фотокружок, еще и плаванием в бассейне занимался. Танцором и инженером так и не стал, а вот фотографией увлекся.  

Фотостудией «КомПот» при Доме пионеров руководил Анатолий Потапов, ученик знаменитого Бориса Чигишева. Название кружка расшифровывалось как «Команда Потапова». Анатолия Геннадьевича считаю своим первым учителем в фотографии. Мы, ребятишки, под его руководством осваивали азы, колдовали с реактивами. Нам выдавали много пленки, чтобы была возможность снимать все, что захотим. Родители, видя мой интерес, подарили мне «Смену 8М». Обучение не ограничивалось технической стороной. Потапов стремился воспитать нас, привить вкус. Водил на выставки, устраивал встречи с интересными фотографами, художниками.

После окончания школы я понял, что интересует меня только фотография. Поступил в технологический техникум. Там и «поймал кураж»: появились первые серьезные работы, начал участвовать в выставках. Техникум окончил с красным дипломом, но хотелось знать об этом искусстве больше, поэтому поступил на факультет культуры и искусств ОмГУ. Вот такой получился «долгий путь к себе».

В университете учился с интересом, с первого курса подрабатывал фоторепортером. После окончания получил еще один красный диплом. И понял, что получить специальное образование – не значит научиться фотографии и стать профессионалом. У фотографа в душе должен быть кураж, драйв. Сделать хороший снимок – значит преодолеть определенный рубеж. Забраться на немыслимую высоту в поисках нужного ракурса или найти общий язык с незнакомым человеком, который занят своим делом и воспринимает репортера с камерой как помеху. Мне повезло, что я работаю плечом к плечу с таким мастером, как  Михаил Пахотин. Он для меня друг, с которым никогда не скучно, Учитель и эталон – в искусстве, отношении к жизни, профессии, людям. Езжу в командировки по стране, на строительные объекты – в Сочи, Нягань, Владивосток…  

Работа фотографа в таких разных учреждениях, как НПО «Мостовик» и Омская филармония, предполагает разные объекты и разные условия съемок. С одной стороны это может быть двухсотметровый пилон моста во Владивостоке, где рабочие заливают бетон. А с другой – концерт Спивакова, где боишься лишний раз щелкнуть затвором, чтобы не вторгнуться в эту тонкую материю – музыку. Но это так захватывает...

Тонкая материя души  

– Я счастливый человек: области профессии и творчества у меня совпадают. Как и всякое искусство, фотография – способ познания мира. Фотография – это своеобразная точка реальности, через которую человек способен познать целое: через пейзаж – всю поэзию природы, через портрет – всю историю человека, реальную или вымышленную. Фотография должна больше говорить, чем сам фотограф.

Мне ближе несуетные фотографы, далекие от модных течений. Они никуда не торопятся, потому что больше ценят время и смотрят на мир философски. Очень нравится творчество Михаила Пахотина, Сергея Мальгавко и Сергея Сокруты – одного из последних бастионов классической фотографии, который в век цифровых технологий по-прежнему снимает на пленку. Сам я к «цифре» отношусь исключительно как к инструменту.

Мне везет на встречи с хорошими людьми. Многие портретные работы родились благодаря таким встречам. Сделать репортаж об участниках ролевых игр попросили ребята, с которыми случайно познакомился на «полигоне» в парке Победы. Я тогда был первокурсником, и мне предложили поехать в Новосибирск на открытие игр. Ролевики – это особый мир. Чтобы не выделяться из общей массы, одетой в стиле фэнтези, не вносить диссонанс, сшил себе самую простую одежду – рясу монаха. Так и ходил в этом одеянии, с камерой в руках…   

Цикл портретов из Сибирского культурного центра и фольклорная тематика  появились неслучайно. Андрей Юрьевич Павлов, который вел курс режиссеров, показал мои снимки с Масленицы в Сибирском культурном центре. Снимки понравились, и мне предложили снимать фестиваль «Егорий Хоробрый». Потом проходил там преддипломную практику, делал фотопортреты работников центра. Мы со специалистами центра искали образы героев в работах русских живописцев, пытаясь уловить аналогии. Знаменитый «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Венецианова поразил сходством с Еленой Чешегоровой. Попадание в образ стопроцентное! Так появился портрет Елены в образе крестьянки. Затем я делал портрет этой удивительной семьи фольклористов – самой Елены, ее мужа Ильи и их сынишки. Это люди, которые не просто изучают русскую традиционную культуру, но и живут ею. По мироощущению они мне близки.

Создавая портрет, всегда пытаюсь поймать некое внутреннее сияние героя, отразить тонкую материю души. Это больше, чем внешняя красота человека. Истинная красота – в одухотворенности облика. Если это удается, хотя бы отчасти – портрет удался.

Преодоление себя

– Свою любимую девушку, Ксению, я встретил тоже в Сибирском культурном центре. Она теолог по образованию, увлекается фольклором. Благодаря ей я и «заболел» фольклором, а Ксюше от меня передалась страсть к велотуризму. Кто-то, возможно, скажет: подумаешь, велосипед, что тут особенного! А для меня велотуризм, как и профессия фотографа, – преодоление себя.

Вспоминаю свой первый велопробег. Мы выехали из Кемерово, съехали с горы, после спуска начался новый подъем. Позади 30 километров пути. До этого я никогда не поднимался на гору,  первый раз купил себе велорюкзак. Короче, не рассчитал свои силы. В итоге отстал от участников пробега, встал у очередного столбика с отметкой, и тут начались мучительные раздумья. В голове засела мысль: ну вот, проехал 30 километров и уже выбился из сил. А впереди – еще 270. Не лучше ли повернуть назад, вернуться в Кемерово, а оттуда в Омск? И тут подъезжает мужик из сопровождения пробега. Говорит: «Справишься?» И тут я понимаю, что меня не бросят. И это настолько придало сил, что я отвечаю: «Конечно, справлюсь!». Выпил чаю и рванул вперед. Само ощущение, что я не один, окрыляло. Так оставшиеся два дня и ехал, как на крыльях. Чувствовать себя причастным к общему делу – это ведь, по сути, часть нашей профессии…

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 17 декабря 1982 года, г. Омск

Знак зодиака: Стрелец

Образование: Омский технологический техникум, специальность «фотография», факультет культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, специализация «кино-, фото-, видеотворчество»  

Место работы: фотограф НПО «Мостовик»

Увлечения: фотография, велотуризм, музыка, кино

Участие в выставках, объединениях: 2001 - лауреат Международного детско-юношеского фестиваля-конкурса «За мир и взаимопонимание» (Владимир);

2006 - лауреат VIII Пушкинского молодежного фестиваля искусств «С веком наравне» в номинации «Фотоискусство» (Москва)

2007 - персональная выставка «Заметки» (Омск);
участник неформальной организации «Улица фотографов»

Публикации фоторабот: сборники открыток «Омск деревянный», альбомы «Омский Успенский кафедральный собор», «Конкурс Янкелевича», книги «Искусство строить», «Ростислав Черепанов. Живопись», «Концертный зал Омской филармонии»
Любимые кинорежиссеры: Михаил Ромм, Отар Иоселиани, Андрей Тарковский, Эмир Кустурица, Андрей Звягинцев и ряд других
Любимая музыка: Beatles, Doors, Metallica, DDT, фольклорная музыка, джаз

 Содержание