успешные люди/ звезда арены

Ольга КУЛИНИЧ

Фото из личного архива Дана ЗАПАШНОГО

Дан Запашный: «Люблю ломать стереотипы»


У него необычное имя, громкая фамилия и головокружительное родство со звездами российского цирка. Он и сам – стремительно восходящая на цирковой Олимп звезда. Внук легендарного Вальтера Запашного, сын Марицы Запашной, племянник дрессировщиков Аскольда и Эдгарда Запашных, представитель пятого поколения знаменитой династии приехал в Омск с программой «Карнавал животных». Во время очередной репетиции Дан Запашный дал интервью журналу «Сибирь и Я».     

Сын Марицы, «отец» Чучи  

– Дан, о таких, как вы, говорят: родился в цирковых опилках. Сколько лет вы на арене?

– У меня пенсия через два года должна быть! (Смеется. – О. К.) Мне  двадцать семь лет. Впервые собственный номер создал в четырнадцать – жонглировал на мотоцикле. У работников цирка льготный стаж. Я работаю с дикими животными, как акробат и жонглер, мой цирковой стаж – пятнадцать лет.

У нас большие нагрузки, организм быстро изнашивается. Слежу за своей физической формой, спортом серьезно увлекаюсь с шести лет, занимаюсь в тренажерном зале. В этом году оканчиваю Международный институт управления, экономический факультет. В жизни все пригодится, а экономика – это то, что входит в круг моих интересов. Я ведь хотел стать дипломатом, просто цирк оказался сильнее. 

– Фамилия Запашных ассоциируется с хищниками – тиграми, львами. Ваш дед Вальтер Запашный – первый артист в мире, кто оседлал льва и совершил на нем прыжок. Не было искушения сделать номер с семейством кошачьих?

– Я новатор по натуре, люблю ломать стереотипы. Стремлюсь работать так, чтобы никого не повторять. В цирке главное – быть уникальным, никого не копировать. Номер с шимпанзе, с которым мы выступаем, сам по себе необычный. В России всего пять дрессировщиков, которые работают с шимпанзе. Это очень непростые животные, интеллектуалы среди приматов. Мой номер интересен тем, что мы с Чучей выступаем как акробатическая пара, выполняя трюки без всяких приспособлений. Своего партнера могу сравнить с семилетним ребенком, его интеллект поражает. Самое сложное – найти к нему подход. Чтобы Чуча адекватно себя вел в мире людей, с ним нужно все время общаться. Он достаточно спокойный сам по себе. И уже имеет какое-то представление об окружающем мире. Если кто-то полагает, что его можно заставить выполнять трюки физическим воздействием, то он сильно заблуждается. Шимпанзе по природе своей боец, свободолюбивый,  если ему чего-то не захочется делать, заставлять его опасно. Не все выдерживают работу с обезьяной, это большая моральная нагрузка. Но я сам выбрал этот путь. Кроме Чучи у меня еще есть «девочка» Мальта, которая готовится выступать на арене. Тоже шимпанзе, но совершено другая, к ней и подход требуется иной. Большую часть времени провожу со своими животными. В планах у меня также сделать номер со слонами, в этом направлении  проделана большая работа, утвержден сценарий. Надеюсь, все состоится…

– То, что вы прошлым летом в Иркутске получили серьезную травму по вине питомца, повлияло на ваш творческий тандем?

– К Чуче я отношусь практически как к своему ребенку, и он ко мне по-своему привязан. Травмы для дрессировщиков дело обычное, это издержки профессии. Со стороны Чучи не было никакой агрессии. Его испугал какой-то громкий звук и в прыжке, одним резким движением он  порвал у меня две трети грудной мышцы и сухожилие. Шимпанзе – крупные, очень сильные обезьяны, половозрелая особь во много раз сильнее взрослого мужчины. Чуча еще ребенок, ему восемь лет, а весит уже 60 кг. Мне потребовалось много времени и сил, чтобы восстановиться после травмы, операцию делали в Германии. В Омске я впервые после травмы выхожу на арену, пока только с одним номером. Такое вот «боевое крещение».   

О мотоциклах, девушках и шоу в Лас-Вегасе

– Дан, легко ли быть представителем знаменитой династии?

– Это в первую очередь ответственность. Чтобы оправдать свою фамилию, приходится быть на голову выше остальных. Делать то, чего не делают остальные, удивлять. Безусловно, большое влияние на меня оказала мама. В цирковом мире она широко известна как представительница династии, создавшая уникальный номер с пантерами. Сейчас она наш художественный руководитель, у нее  номер с кавказскими овчарками. Воспитание очень много дает, и я благодарен маме за все. И, конечно, деду – Вальтеру Запашному. Когда я был маленьким, он долго гастролировал в Китае. И когда вернулся, мне было уже одиннадцать. Мы достаточно долго работали вместе, и дед «заразил»  меня цирком. Есть артисты, которые делают гениальные номера, в том числе и мой дед. Он имел феноменальный успех. За что ни брался, все доводил до конца. Был мастером спорта по спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, очень хорошо играл в шахматы, был эрудитом. С ним всегда было интересно. Для меня дед – выдающийся человек во всех смыслах слова.

– У вас есть какие-то увлечения помимо цирка?

– Мне очень нравятся мотоциклы. Самым первым был «Урал», на нем я и освоил этот вид транспорта. Сейчас у меня импортные спортивные мотоциклы. Еще одно увлечение – компьютеры и все, что связано с IT технологиями. С друзьями часто ходим в боулинг, клубы. Предпочитаю активный отдых.

– Расскажите о программе «Карнавал животных», с которой вы выступаете перед омской публикой.

– Сейчас тенденция создавать много разнообразных шоу. Очень много внимания создатели уделяют внешнему блеску, при этом забывают про настоящий цирк. Наша программа – традиционный цирк с животными. Их много, они абсолютно разные и демонстрируют необычные трюки. На арене кавказские овчарки, лошади, шимпанзе, попугаи ара, верблюды, еноты, носухи… Клоуны, которые у нас в коллективе, пришли из московского цирка на проспекте Вернадского. В программе есть и гимнасты, и представители других жанров.  

– Судя по интервью и вашим страницам в социальных сетях, вы пользуетесь успехом у девушек. А какие нравятся вам?  

– Девушки, которые знают, чего хотят от жизни, образованные, с которыми приятно общаться. Конечно, они должны следить за своим внешним видом. Хотя не исключаю, что можно просто влюбиться, по необъяснимым причинам. Думаю, люди должны друг друга дополнять, тогда им будет интересно вдвоем. Моя профессия предполагает повышенное внимание публики к моей персоне, это нормально. У меня нет установки, например, жениться в тридцать лет. Сейчас у меня жизненный период, когда идет подъем в работе, большую часть времени отдаю ей. Хотя, как и все мужчины, хотел бы иметь сына – продолжателя династии.  

– У вас очень фактурная внешность. Не поступало предложений сняться в кино?

– Предложения поступали, но чисто профессионального плана. В 2010 году я стал лауреатом I Международного фестиваля цирковой режиссуры, проходившего в Санкт-Петербурге, и меня как автора номера с шимпанзе пригласили в некоторые проекты. Самое интересное предложения – поработать три года в Лас-Вегасе. Там создается я большое шоу, оно должно прийти на смену известному шоу Зигфрида и Роя. Были предложения поработать в Европе. Я не отказался, просто отложил это все. Сейчас у меня должны появиться слоны, это для меня самое важное. В разработке проект художественно-документального фильма о династии Запашных. Создателям предстоит большая работа. Собрать нас всех вместе задача не из легких. Но я думаю, все сбудется… 

 Содержание