ваше здоровье/ профессионалы 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА, Бориса МЕТЦГЕРА

Владимир Колоколов: «Уникальное в медицине должно быть доступным»


Клинический диагностический центр, внесенный в реестр «100 лучших медицинских учреждений Сибирского федерального округа», сегодня задает высокий стандарт современной консультативно-диагностической помощи в регионе. И при этом является одним из самых демократичных и востребованных лечебных учреждений Омской области. Ежегодно КДЦ принимает до полумиллиона пациентов, причем значительная их часть – жители муниципальных районов области. О том, как выстраивается взаимодействие КДЦ с селянами, журналу «Сибирь и Я» рассказал главный врач клинического диагностического центра Владимир КОЛОКОЛОВ.   

Как помочь пациенту из Тары  

– Владимир Геннадьевич, в диагностический центр ежедневно приезжают сотни жителей сельских районов. Каковы основные направления работы с этой категорией населения и есть ли у селян преимущества?

– Мы прекрасно понимаем, что сельские труженики – главные кормильцы россиян, в том числе жителей Омской области, и относимся к жителям глубинки с особым уважением. И хотя диагностический центр принципиально не делит пациентов на горожан и селян, определенный приоритет отдан жителям села. Не секрет, что омичу получить высококвалифицированную диагностическую и консультативную помощь куда проще, чем жителю сельской глубинки. Для деревенского жителя поездка в диагностический центр – по сути дела, командировка. По этой причине к сельскому населению мы относимся несколько по-другому, чем к жителям мегаполиса. В конечном счете, стремимся к тому, чтобы у горожан и селян были равные возможности получить диагностическую помощь на высоком уровне. Этой цели служит предложенная нами несколько лет назад система квотирования. Она обеспечивает доступность диагностических исследований и консультативных приемов для широких слоев населения, в том числе сельских жителей, в рамках Программы госгарантий. Система квот позволяет пациентам из районов обследоваться бесплатно, причем заявки сельских лечебных учреждений мы выполняем на сто процентов.

Чтобы этот механизм работал более гибко, налажен постоянный контакт КДЦ с руководителями лечебных учреждений через Интернет, в режиме онлайн. Если что-то меняется в расписании центра и появляется возможность дополнительно принять пациентов, мы эту информацию тут же отправляем по специальному каналу в сельские лечебные учреждения. Там решают, как воспользоваться этой возможностью и подают заявку на конкретный вид диагностического исследования, который пациенты могут получить дополнительно, помимо квоты.   

С февраля 2011 года для сельских жителей действует электронная регистратура. Представитель сельского лечебного учреждения через интернет-портал областного Минздрава может «зайти» в наше расписание и самостоятельно записать пациента на прием к врачу консультативного отдела. Такая возможность сегодня предусмотрена только для селян.

– А если в диагностический центр по направлению ЦРБ приехал житель, например, Тарского района и в ходе консультации  выяснилось, что ему нужно пройти дополнительные обследования? 

– Естественно, мы не можем сельского пациента отправить домой. Стараемся найти место или талон, чтобы он прошел обследование в тот же день и вечером мог уехать в район или, по крайней мере, на другой день. Для этого в орготделе имеется так называемая квота для селян, которым требуется дополнительное обследование.

Все это вместе привело к тому, что из всего объема госзаказа на долю сельского населения у нас в последние три-четыре года приходится не 25 процентов (это контрольная цифра), а 36-37 процентов от общего числа пациентов. И я могу с уверенностью сказать, что сельские жители сегодня имеют возможность получить у нас высококвалифицированную диагностическую помощь в рамках Программы государственных гарантий.                 

– Как диагностическому центру удается поддерживать постоянную связь города и села, проводятся ли выездные обследования населения?

– Связь в первую очередь осуществляется через Интернет, благодаря «горячей линии», о которой я говорил. Еще один канал связи – анкетирование пациентов. Анкеты жители области могут получить как в регистратуре, так и увидеть на сайте КДЦ. Результаты анкетирования за третий квартал говорят о том, что порядок работы центра устраивает 100 процентов респондентов, техническую оснащенность на высоком уровне оценили 98,5 процента.

Связь поддерживается и благодаря нашей курьерской службе. Когда-то беременные женщины из районов ехали к нам, чтобы сдать кровь на анализ. В настоящее время в рамках областной целевой программы на биохимический скрининг патологии плода забор крови у будущих мам проводится бесплатно, в районах. Доставка крови в нашу лабораторию, как и доставка результатов исследования в районы – забота курьерской службы.

Большим подспорьем стал наш передвижной медицинский комплекс – специально оснащенный автобус, на котором медики КДЦ выезжают в районы области. Зв прошедший год совершено 32 врачебных выезда в районы, осмотрено 850 жителей, проконсультировано 478 человек, проведено 432 исследования. Что стоит за этими цифрами? Мы формируем различные бригады, например, специалистов, занимающихся проблемой сахарного диабета. В нее входят кардиолог, терапевт, хирург, окулист. Врачи осматривают не только пациентов, страдающих сахарным диабетом, но и группу риска. Еще не было случая, чтобы врачи на выезде не выявили впервые сахарный диабет. То же самое – с заболеваниями щитовидной железы. В районе проводится бесплатно забор крови пациентов на гормон щитовидной железы, УЗ-исследования. На их основании пациенты получают заключение и рекомендации специалистов.   

Золотой стандарт диагностики

– Сегодня целый ряд исследований в Омске можно пройти только в диагностическом центре. Но ведь люди приезжают сюда за сотни километров не только из-за уникального оборудования?

– Основная задача нашего центра – освоение самых современных на сегодняшний день технологий на базе современного диагностического оборудования, с помощью кадров высокой квалификации. Наши специалисты учатся постоянно. Семинары по повышению квалификации, научные конференции позволяет быть в курсе новейших достижений медицины.   

Для того чтобы решать поставленные задачи, необходимо постоянное обновление диагностического оборудования. Министерство здравоохранения, региональное правительство это понимают. Не было года, чтобы КДЦ не обновлял диагностическое оборудование. Постоянно внедряем новейшие методы исследования, поскольку именно они наиболее востребованы. Те же эндоскопические исследования проводят и в районных больницах – как правило, с помощью оптических эндоскопов. К нам пациенты из села приезжают для уточнения диагноза, поскольку наши врачи проводят исследования с помощью видеоэндоскопа. Если требуется, проводим эндосонографию – то же эндоскопическое исследование, но с возможностью УЗ-исследования. Жители районов обращаются к нам  и для проведения таких видов исследований, как коронарография, аортография, – их в амбулаторных условиях осуществляет только наш диагностический центр. К нам обращаются за уникальными методиками, которые помогают подтвердить или исключить предварительный диагноз, поставленный по месту жительства, или расширить обследование. Например, пациенту требуется виртуальная колоноскопия (МСКТ), так как ему по какой-либо причине не подходит эндоскопическая. Это совершенно другой вид исследований, более информативный. Таких примеров можно привести множество.

Отдел функциональных методов исследований недавно пополнил свой арсенал уникальным аппаратом экспертного класса – цифровой кардиоваскулярной системой Artida Toshiba, с его помощью проводят эхокардиографию. Это ультразвуковой диагностический сканер для кардиологических исследований, требующих высочайшего уровня визуализации и диагностической точности. Да, в сельских больницах тоже делают эхокардиографию. Но наш аппарат фиксирует мельчайшие изменения, которые еще не видны на электрокардиограмме и которых сам пациент может не замечать. А это важно для своевременной диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. (Кстати, доктор Потапов, работающий на этом аппарате, в 2010 году удостоен звания Заслуженного врача РФ.)  Хочу подчеркнуть: это те методики, по которым в рамках Программы госгарантий, бесплатно для пациентов, работает только диагностический центр.                    

– Бывая в районах, мы нередко слышим от сельских медиков, что они проходили обучение в диагностическом центре…

– Мы ежегодно разрабатываем график проведения областных обучающих конференций. Практически ежемесячно проходят областные врачебные конференции по различным направлениям. На базе КДЦ действуют общество врачей УЗ-диагностики, общество неврологов – по сути, кузница кадров врачей этих специальностей для области. Сейчас проводим подготовку сельских врачей УЗ-диагностики по повышению квалификации в плане выявления патологии у беременных женщин. На семинарах наши доктора читают курс лекций и на практике обучают коллег из сельских районов. Обучение идет и через электронную связь, когда информация о новых методиках передается врачам районных больниц в режиме онлайн.

– Поддерживается ли обратная связь с пациентами из сельских районов, в том числе – в разделе «Виртуальный доктор» на сайте диагностического центра?

– И «Виртуальный доктор», и газета «Вестник диагностического центра» – все направлено на то, чтобы пациент мог получить полную информацию. В регистратуре имеется специальная урна, где каждый пациент может оставить свои замечания и предложения относительно работы КДЦ. К «Виртуальному доктору» зачастую обращаются  пациенты из отдаленных районов области, которым трудно получить информацию другим путем. Благодаря Интернету человек выходит с нами на связь и оперативно получает ответ специалиста.      

– Врачи отмечают, что с появлением частных клиник некоторые пациенты диагностического центра «ушли» туда, однако через некоторое время вернулись. В чем причина, на ваш взгляд?

– Диагностический центр – государственное учреждение, подотчетное и Минздраву, и правительству области. Здесь трудятся врачи высочайшей квалификации, многие из них являются «штучными» в своей сфере деятельности, владеют уникальными методиками. Плюс суперсовременное оборудование, которым мы располагаем. Позиций, по которым КДЦ лидирует в плане разработки и оказания  медицинских услуг, очень много. У нас ежегодно внедряется 25-35 новых методик. Через некоторое время наши методики появляются в частных клиниках. Ведь задача диагностического центра – освоение и внедрение новых технологий в диагностике. А это дорогостоящее мероприятие, в котором помимо специалистов задействованы очень дорогая аппаратура и расходные материалы.

Мы уделяем большое внимание контролю качества медицинских услуг. Начинали с создания отдела контроля качества и разработки стандарта оказания медицинской помощи по всем видам исследований. Внутренний контроль качества обязывает заведующих отделениями и заведующего отделом качества ежемесячно анализировать часть протоколов обследований пациентов. Создана система стимулирующих выплат. В случае выявления нарушений врач теряет баллы, что сказывается на его зарплате.  

Внешний контроль качества осуществляют страховые компании. Они также ежемесячно проводят медико-экономическую экспертизу, что поддерживает высокий уровень оказания медицинских услуг.

У нас невозможно увидеть протокол обследования пациента, написанный врачом от руки. Стандарт диагностического центра – протокол по всей форме,  где отражены жалобы пациента, анамнез, статус, план обследований, план лечения, повторная консультация. С момента открытия КДЦ его клиническая диагностическая лаборатория и патоморфологический отдел  включены в систему федерального контроля качества.

Думаю, все эти факторы и определяют выбор пациентов, в том числе жителей сельских районов. Это та марка качества, которой диагностический центр изначально отличался и к которой мы всегда стремимся – на благо наших пациентов. 

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области

«Клинический диагностический центр»

г. Омск, ул. Ильинская, 9

Тел.: (3812) 37-27-70 (справочная), 37-27-57 (диспетчерская),

37-27-28 (регистратура)

www.okd-center.ru, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript                                 

Содержание