мастерская/ из первых рук

Ольга КУЛИНИЧ

Фото Бориса МЕТЦГЕРА

Бильярд – это больше чем спорт…

Антона Маламыжева многие поклонники бильярда в Омске знают как мастера по изготовлению бильярдных киев. Добиваться успеха в этом непростом ремесле ему помогает образование, полученное на омском «худграфе» и, конечно, любовь к бильярду. В интервью Антон рассказал о своем пути к будущей профессии, тонкостях игры и связанных с нею атрибутах.   

Когда игра затягивает

– Антон, с чего началось ваше увлечение?

 – Меня бильярд «затянул» в 1999 году. Не считаю себя мастером, я просто очень хороший любитель. Изготовлением киев занялся, когда захотел повысить уровень своей игры. На тот момент не было возможности приобрести кий. А поскольку образование у меня художественное и с деревом уже сталкивался, подумал: почему бы и нет? К тому же мастерская товарища по университету была в моем распоряжении. Мы обсудили возможности изготовления, рискнули и… испортили достаточное количество дерева. Что-то стало получаться после пятого-шестого эксперимента. Секреты и нюансы изготовления киев мне открыл Виктор Алексеевич Телятников, которого я считаю своим наставником. Повысить квалификацию помогло знакомство с  Юрием Толстоуховым и Дмитрием Комаровым. Каждый молодой человек, хоть раз взявший кий и  получивший наслаждение, видя, как шар закатывается в лузу, становится, можно сказать, наркоманом бильярда – игра очень сильно затягивает. Так и я попался на эту удочку.

– Изготовление кия – дорогое удовольствие?  

– В старину был такой мастер Чемоданов, его кии сегодня самые дорогие, цена на них доходит до полумиллиона рублей. К сожалению, судя по фото в Интернете, сегодня выставляют на продажу не старые его работы, а новодел. Многое зависит от породы дерева, затраченного времени. Можно изготовить за неделю, а можно за год. Некоторые кии делаются годами. Обычно все зависит от того, насколько он будет «нафарширован» – инкрустацией, золотом, серебром, всевозможными украшениями. На качества кия декор никак не влияет. Но клиент, который может себе позволить дорогое изделие, заказывает. В среднем на изготовление добротного кия требуется месяц, если он из выдержанного дерева, а по-хорошему – от полугода и более. По большому счету, кий можно сделать за два дня, но при этом могут потеряться игровые характеристики. Дерево – оно ведь живое, постоянно дышит, его может «повести» в любой момент. Кий, например, может выгнуться эллипсом. Я не знаю ни одного кия, который бы оставался в идеальном  состоянии – на него влияют среда и человеческий фактор. 

– Ого! Тут, оказывается, масса всяких тонкостей…

– Секретов и хитростей в этом ремесле много. Кий ручной работы может и не быть идеально ровным и круглым. Хотя любой мастер стремится создать идеально сбалансированный, ровный кий. Опять же многое зависит от баланса, веса, породы дерева. Можно сказать, это целое искусство. Мне встречались люди, которые говорили: да чего тут сложного, кий – та же палка! Когда им предлагали прийти в мастерскую и самим сделать кий, те бросали работу на полпути.

– Какие качества необходимы мастеру?

– Верный глаз и твердая рука. А еще – терпение и выдержка. Малейшая ошибка – и либо заново переделываешь кий, либо достаточно долго исправляешь дефект. Настроение тоже имеет значение. Если ты пришел на работу с плохим настроением, лучше вообще не браться за дерево.

Двадцать четыре часа из жизни бильярдиста

– Антон, какой из сделанных вами киев запомнился больше других?

– Как-то раз мне заказали кий, аналогов которого в Омске не было. За основу я взял работу мастера из Сочи Романа Якимова. Конечно, слегка модернизировал, чтобы не быть похожим. Это был запоминающийся заказ, после чего моя квалификация повысилась. Работа оказалась титанически сложной. Чтобы получился этот эксклюзив, я испортил семь киев. Мне было важно понять, как это вообще делается.

– У омских любителей бильярда сохранились какие-то раритеты?

– Мне знаком человек, у которого есть старинные шары из слоновой кости. Такими сейчас никто не играет, это достаточно дорогое удовольствие. Знаю людей, которые не то чтобы коллекционируют кии, а просто со временем приобретают новые. У одного знакомого в бильярдной минимум дюжина киев разных лет изготовления. Когда человек  увлечен бильярдом, ему хочется чего-то нового. У каждого мастера ежегодно появляется что-то новое, начиная от переклейки, рисунка, украшения. Мода существует и на переклейку, и на запилы, и на всевозможные украшения. Но в итоге все равно возвращаются к классическому кию, к «венскому запилу». 

– Успех в бильярде зависит от качества «главного орудия»? 

– Процентов на десять-двадцать. Даже мастер высокой квалификации не сможет исполнить в ходе игры то, что можно исполнить с помощью профессионально изготовленного кия ручной работы. Кстати, в Омске сейчас немало профессионалов. Многие стремятся получить звание кандидата в мастера спорта или мастера, ездят на турниры в другие города.

– Бильярд для вас – отдых, спорт или что-то другое?

– Это больше чем спорт. Когда начинаешь играть – забываешь обо всем, игра снимает стресс. В бильярде очень важно общение. В процессе игры общаешься с человеком и получаешь наслаждение и от игры, и от бильярдных шуточек, уловочек, примет…

– Например?

– Бывает, оппонент пытается тебе помешать перед ударом, это называется «применением». Он может стоять напротив лузы, в которую ты метишься, активно лудить кий, который при этом издает звуки. Или во время удара спросить о чем-то, и этим отвлечь игрока. Вариантов масса. Игровые люди – суеверные. Перед игрой и во время игры бильярдист, играющий на деньги, в руки никому кий не даст – плохая примета. Таких плохих примет тоже множество.                                                     

– Можете вспомнить рекордное количество часов, которые вы провели за бильярдом?

– Было время, когда проводил больше суток, не отходя от бильярдного стола. Захватывало! Соперник никак не хотел сдаваться. В бильярде азарт вообще на первом месте, а я – человек азартный…     

Советы мастера

Как ухаживать за кием

*Клетки дерева, из которых сделан кий, живые, они реагируют на среду. Поэтому кий необходимо беречь от перепадов температуры, влажности, особенно в конце зимы и весной, когда высока опасность деформации.

*Хранить кий в бильярдной нужно в подвешенном состоянии, оберегая от сквозняков и влаги. 

*Не следует перевозить кий (даже в тубусе) в багажнике автомобиля в жаркую или холодную погоду.

*Помните: кий – специфическая, дорогая вещь, и обращаться с ним следует бережно и уважительно.

Творческая мастерская

г. Омск, ул. 30-я Северная, 63,

тел.: (3812) 37-83-87, сот. 8-904-823-46-33