творчество/ персона

Мария КАЛИНИНА

Фото Евгения КАРМАЕВА, Марии КАЛИНИНОЙ

 Анатолий Коненко: «Микромир нужно чувствовать…»

  

Известный омский художник Анатолий Коненко – основатель такого необычного направления в художественном творчестве, как микроминиатюра. Среди огромного количества его работ – подкованная блоха, скрипка в лапках кузнечика, караван верблюдов, проходящих сквозь игольное ушко. Он издатель мини- и микрокниг, автор технологий письма на рисовых и маковых зернышках, на человеческом волосе, изобретатель новых инструментов для микрохирургии глаза. Постоянная экспозиция микроминиатюр «сибирского Левши» открыта в музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

В интервью журналу «Сибирь и Я» мастер поведал о своей любви к маленьким предметам и тайнах микромира.

Жизнь в миниатюре

 – Анатолий Иванович, вы первым в Сибири освоили искусство микроминиатюры. С чего все началось?

– В начале пути я преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное искусство и макетирование. Мы со студентами делали макеты зданий в разрезе. А в разрезах – комнатки, а в комнатках – отдельные детали и предметы интерьера. И всегда хотелось сделать как можно больше деталей. Красочные обои, картины на стенах, столики, люстры и тому подобное. Уже тогда мне было интересно делать это красиво и профессионально.  

В то время я окончил омский худграф, мог стать профессиональным художником. Но решил остановиться на микроминиатюре – на том, что тогда было новым. Сделал несколько работ для музея Достоевского, и оказалось, что людям интересны маленькие вещи.

 – С чем связан ваш интерес к миниатюрным вещам?

– Этот вопрос может быть темой для диссертации. Думаю, что  интерес связан с детской психологией. Дети любят что-то лепить, рисовать. Человеку никогда не хочется расставаться с детством. Или в нем пробуждается исследователь, и он стремится глубже понять окружающий мир. В микромире есть некоторая беззащитность и очень много непознанного.

Люди творческие всегда ищут красоту и гармонию вокруг себя. Большой мир начинается с микромира, который по-своему красив и интересен. Любуешься каждым цветочком, листочком, а дальше – еще более мелкие детали. Вспомните этих бабочек, кузнечиков, которыми всегда умиляешься. Микромир нужно чувствовать. Я пытаюсь разглядеть гармонию природы именно в маленьких предметах.  

– Расскажите о своих первых работах.

– Они были созданы для музея имени Достоевского – портрет великого писателя, макеты острога, в котором он пребывал. Потом маленькая скрипка, пианино. Как художник я уже пытался рисовать картины. Проводил исследования в области микроживописи, графики.

 «Божественная комедия» на уровне веры

 – Какие технологии вы разработали? И сколько времени уходит на создание одного произведения?

– Каждый, кто работает с микроминиатюрой, идет своим путем. Это не просто художники, но еще и исследователи. Необходимо изобретать новые инструменты и оборудование, создавать технологии. Требуются знания в разных отраслях – физики, химии, истории… Например, нужно заточить какую-нибудь очень маленькую деталь. Для этого необходим микроинструмент. Чтобы его сделать, работаешь под микроскопом, начинаешь искать, придумывать. Сейчас у меня уже много таких  инструментов. И все это стоило больших усилий, кропотливой работы. На произведение размером один миллиметр порой уходит несколько месяцев.

– Создавая микроминиатюры, вы одновременно являетесь и художником,  и дизайнером, и гравером. Какие жанры искусства и темы вам наиболее интересны?

– Мне интересны все темы и направления прикладного искусства – гобелен, плетение, керамика, резьба по дереву… Выбрав что-то одно,  думаю, можно ли это выполнить на микроуровне. Конечно, возможно не всё, потому что свойства некоторых материалов меняются в уменьшении. Взять для примера резьбу по дереву. Нельзя резать из дерева очень мелкие детали. Я нашел то, что смогло его заменить – косточки плодовых деревьев. Работаю только с природным материалом.

– Одно из  направлений вашего увлечения – миниатюрная книга. Чем интересна эта книжная коллекция?

– Первая моя миниатюрная книга – томик Пушкина – сделана в виде макета. Тогда о книжном деле я не знал ничего. Внутри нее не было ни текста, ни иллюстраций. Через некоторое время я встретился с известным омским  коллекционером Евгением Смирновым, который мне рассказал буквально все о миниатюрных книгах. Это отдельное направление в издании книг, включающее переплет, оформление. Работать над миниатюрными книгами я начал с 1994 года, на сегодняшний день издано двести книг. Двухсотая – это книга об этих книгах, каталог с фотографиями и описанием изданий.

Миниатюрной книгой занимаются многие. Есть и миниатюрные книги, и микрокниги, и супермикрокниги. Супермикрокниг за рубежом всего две, остальные изданы у нас в Омске. Это «Хамелеон» Чехова размером 0,9 на 0,9 мм, тринадцать алфавитов народов мира, а также томики со стихами Пушкина, Кольцова, Евтушенко, Кутилова…

– В вашей коллекции есть концептуальная книга –  «Божественная комедия» Данте форматом 0х0 мм. Действительно ли она существует лишь на уровне воображения?

– Книга существует. Она зарегистрирована, к ней прилагается сертификат с подробным описанием и философским обоснованием. Над ней я работал с сыном. Полтора года мы продумывали ее концепцию вместе с философами, математиками. Книга выставляется в маленькой коробочке. В том месте, где она находится, есть золотая пластинка с фианитом, на верхней грани которого расположен золотой шарик. А координаты книги находятся на поверхности этого шарика.

То есть официально книга есть. Но другое дело – каждый ли человек может осознать ее существование? Обоснование включает такие понятия, как ноосфера, существование мысли в пространстве. Это как с верой в существование Бога. И книга находится на уровне веры. Если оригинал читали уже тысячи людей, значит, она существует в пространстве. Я могу целую лекцию прочитать об этом.

– Кто вам помогает в работе?

– Моя жена Любовь Михайловна – иллюстратор. Всегда с ней советуюсь, доверяю ее чувству гармонии и ритма. Сын Станислав защитил диссертацию по философии и теории микроминиатюр. Это база, которая впервые обосновала данное направление искусства, ведь раньше искусствоведы не причисляли микроминиатюру к произведениям искусства.

Я исследователь, творческий процесс для меня важнее результата. Делаю описания всех процессов, чтобы потом издать практическое пособие.

А вообще, творчество –  процесс изменчивый. Могу начать одну работу, и в это время мне придут в голову совершенно другие, более интересные идеи и образы…

P.S. В феврале нынешнего года А. Коненко и его сын Станислав изготовили самый маленький в мире стеклянный аквариум. В мини-аквариум были запущены крошечные рыбки…

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 23 февраля 1954 г., г. Орск Оренбургской обл.

Знак зодиака: Рыбы

Образование: Омский строительный техникум, отделение архитектуры, ОмГПУ, художественно-графический факультет, Омский институт технического творчества и патентоведения

Семья: жена Любовь Михайловна, иллюстратор, сын Станислав, микроминиатюрист, дочь Марина, музыкант, двое внуков

Достижения: в 1996 г. издал самую маленькую книгу в мире, в 2006 г. – микрокнигу размером 0,8 х 0,8 мм. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса за издание книги 0,9 х 0,9 мм, номинирован на Государственную премию в области искусства

Звания: член Союза дизайнеров России, Союза художников России, профессор РАЕН, президент Омского клуба любителей миниатюр

Литературные пристрастия: творчество Достоевского, классическая поэзия

Интересы и увлечения: философия, подготовка лекций и научных статей по искусству.

 

Содержание