творчество/ персона
Мария КАЛИНИНА
Фото Евгения КАРМАЕВА, Марии КАЛИНИНОЙ
Анатолий Коненко: «Микромир нужно чувствовать…»
Известный омский
художник Анатолий Коненко – основатель такого необычного направления в
художественном творчестве, как микроминиатюра. Среди огромного количества его
работ – подкованная блоха, скрипка в лапках кузнечика, караван верблюдов,
проходящих сквозь игольное ушко. Он издатель мини- и микрокниг, автор технологий
письма на рисовых и маковых зернышках, на человеческом волосе, изобретатель новых
инструментов для микрохирургии глаза. Постоянная экспозиция микроминиатюр
«сибирского Левши» открыта в музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
В интервью журналу
«Сибирь и Я» мастер поведал о своей любви к маленьким предметам и тайнах
микромира.
Жизнь в миниатюре
– Анатолий Иванович, вы
первым в Сибири освоили искусство микроминиатюры. С чего все началось?
– В начале
пути я преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное
искусство и макетирование. Мы со студентами делали макеты зданий в разрезе. А в
разрезах – комнатки, а в комнатках – отдельные детали и предметы интерьера. И всегда
хотелось сделать как можно больше деталей. Красочные обои, картины на стенах,
столики, люстры и тому подобное. Уже тогда мне было интересно делать это красиво
и профессионально.
В то время
я окончил омский худграф, мог стать профессиональным художником. Но решил остановиться
на микроминиатюре – на том, что тогда было новым. Сделал несколько работ для
музея Достоевского, и оказалось, что людям интересны маленькие вещи.
– С чем связан ваш интерес к миниатюрным вещам?
– Этот
вопрос может быть темой для диссертации. Думаю, что интерес связан с детской психологией. Дети
любят что-то лепить, рисовать. Человеку никогда не хочется расставаться с
детством. Или в нем пробуждается исследователь, и он стремится глубже понять окружающий
мир. В микромире есть некоторая беззащитность и очень много непознанного.
Люди
творческие всегда ищут красоту и гармонию вокруг себя. Большой мир начинается с
микромира, который по-своему красив и интересен. Любуешься каждым цветочком,
листочком, а дальше – еще более мелкие детали. Вспомните этих бабочек, кузнечиков,
которыми всегда умиляешься. Микромир нужно чувствовать. Я пытаюсь разглядеть
гармонию природы именно в маленьких предметах.
– Расскажите о своих первых
работах.
– Они были
созданы для музея имени Достоевского – портрет великого писателя, макеты
острога, в котором он пребывал. Потом маленькая скрипка, пианино. Как художник
я уже пытался рисовать картины. Проводил исследования в области микроживописи,
графики.
«Божественная комедия» на уровне
веры
– Какие технологии вы
разработали? И сколько времени уходит на создание одного произведения?
– Каждый,
кто работает с микроминиатюрой, идет своим путем. Это не просто художники, но
еще и исследователи. Необходимо изобретать новые инструменты и оборудование,
создавать технологии. Требуются знания в разных отраслях – физики, химии,
истории… Например, нужно заточить какую-нибудь очень маленькую деталь. Для этого
необходим микроинструмент. Чтобы его сделать, работаешь под микроскопом, начинаешь
искать, придумывать. Сейчас у меня уже много таких инструментов. И все это стоило больших усилий,
кропотливой работы. На произведение размером один миллиметр порой уходит несколько
месяцев.
– Создавая
микроминиатюры, вы одновременно являетесь и художником, и дизайнером, и гравером. Какие жанры
искусства и темы вам наиболее интересны?
– Мне
интересны все темы и направления прикладного искусства – гобелен, плетение,
керамика, резьба по дереву… Выбрав что-то одно,
думаю, можно ли это выполнить на микроуровне. Конечно, возможно не всё,
потому что свойства некоторых материалов меняются в уменьшении. Взять для примера
резьбу по дереву. Нельзя резать из дерева очень мелкие детали. Я нашел то, что
смогло его заменить – косточки плодовых деревьев. Работаю только с природным
материалом.
– Одно из направлений вашего увлечения – миниатюрная
книга. Чем интересна эта книжная коллекция?
– Первая моя
миниатюрная книга – томик Пушкина – сделана в виде макета. Тогда о книжном деле
я не знал ничего. Внутри нее не было ни текста, ни иллюстраций. Через некоторое
время я встретился с известным омским коллекционером
Евгением Смирновым, который мне рассказал буквально все о миниатюрных книгах. Это
отдельное направление в издании книг, включающее переплет, оформление. Работать
над миниатюрными книгами я начал с 1994 года, на сегодняшний день издано двести
книг. Двухсотая – это книга об этих книгах, каталог с фотографиями и описанием
изданий.
Миниатюрной
книгой занимаются многие. Есть и миниатюрные книги, и микрокниги, и
супермикрокниги. Супермикрокниг за рубежом всего две, остальные изданы у нас в
Омске. Это «Хамелеон» Чехова размером 0,9 на 0,9 мм, тринадцать алфавитов
народов мира, а также томики со стихами Пушкина, Кольцова, Евтушенко, Кутилова…
– В вашей коллекции
есть концептуальная книга – «Божественная комедия» Данте форматом 0х0 мм.
Действительно ли она существует лишь на уровне воображения?
– Книга
существует. Она зарегистрирована, к ней прилагается сертификат с подробным
описанием и философским обоснованием. Над ней я работал с сыном. Полтора года мы
продумывали ее концепцию вместе с философами, математиками. Книга выставляется
в маленькой коробочке. В том месте, где она находится, есть золотая пластинка с
фианитом, на верхней грани которого расположен золотой шарик. А координаты
книги находятся на поверхности этого шарика.
То есть
официально книга есть. Но другое дело – каждый ли человек может осознать ее
существование? Обоснование включает такие понятия, как ноосфера, существование
мысли в пространстве. Это как с верой в существование Бога. И книга находится
на уровне веры. Если оригинал читали уже тысячи людей, значит, она существует в
пространстве. Я могу целую лекцию прочитать об этом.
– Кто вам помогает в
работе?
– Моя жена
Любовь Михайловна – иллюстратор. Всегда с ней советуюсь, доверяю ее чувству
гармонии и ритма. Сын Станислав защитил диссертацию по философии и теории
микроминиатюр. Это база, которая впервые обосновала данное направление
искусства, ведь раньше искусствоведы не причисляли микроминиатюру к произведениям
искусства.
Я исследователь,
творческий процесс для меня важнее результата. Делаю описания всех процессов,
чтобы потом издать практическое пособие.
А вообще, творчество
– процесс изменчивый. Могу начать одну
работу, и в это время мне придут в голову совершенно другие, более интересные
идеи и образы…
P.S. В феврале нынешнего года А.
Коненко и его сын Станислав изготовили самый маленький в мире стеклянный аквариум.
В мини-аквариум были запущены крошечные рыбки…
ДОСЬЕ
Дата и место рождения: 23 февраля 1954 г., г. Орск
Оренбургской обл.
Знак зодиака: Рыбы
Образование: Омский строительный техникум,
отделение архитектуры, ОмГПУ, художественно-графический факультет, Омский
институт технического творчества и патентоведения
Семья: жена Любовь Михайловна, иллюстратор,
сын Станислав, микроминиатюрист, дочь Марина, музыкант, двое внуков
Достижения: в 1996 г. издал самую
маленькую книгу в мире, в 2006
г. – микрокнигу размером 0,8 х 0,8 мм. Занесен в Книгу
рекордов Гиннеса за издание книги 0,9 х 0,9 мм, номинирован на Государственную премию в
области искусства
Звания: член Союза дизайнеров России, Союза
художников России, профессор РАЕН, президент Омского клуба любителей миниатюр
Литературные пристрастия: творчество Достоевского, классическая
поэзия
Интересы и увлечения: философия, подготовка лекций и
научных статей по искусству. Содержание
|